Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ

prof.txt.11534
allzakon

Приказ Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 364
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100.02 Лаборант-эколог"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.12.2009 № 15454)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 7, 15.02.2010 (табл. 2 к Стандарту не приводится)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, введен в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. № 15454
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 сентября 2009 г. № 364

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
240100.02 ЛАБОРАНТ-ЭКОЛОГ

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240100.02 Лаборант-эколог.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 30 сентября 2009 г. № 364

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
240100.02 ЛАБОРАНТ-ЭКОЛОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240100.02 Лаборант-эколог всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

   -----------------T----------------------------------------T---------------¬

¦Образовательная ¦Наименование квалификации (профессий по ¦ Нормативный ¦
¦ база приема ¦Общероссийскому классификатору профессий¦ срок освоения ¦
¦ ¦рабочих, должностей служащих и тарифных ¦ОПОП при очной ¦
¦ ¦ разрядов) (ОК 016-94) <*> ¦ форме ¦
¦ ¦ ¦ получения ¦
¦ ¦ ¦ образования ¦
+----------------+----------------------------------------+---------------+
¦ на базе ¦ Дозиметрист ¦ 10 месяцев ¦
¦ среднего ¦ Лаборант по анализу газов и пыли ¦ ¦
¦ (полного) ¦ Лаборант-микробиолог ¦ ¦
¦ общего ¦ Лаборант-полярографист ¦ ¦
¦ образования ¦ Лаборант спектрального анализа ¦ ¦
+----------------+ Лаборант химического анализа +---------------+
¦ на базе ¦ Лаборант химико-бактериологического ¦ 2 года 5 мес. ¦
¦ основного ¦анализа ¦ <**> ¦
¦ общего ¦ Пробоотборщик ¦ ¦
¦ образования ¦ ¦ ¦
L----------------+----------------------------------------+----------------


   --------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
дозиметрист - пробоотборщик;
лаборант-микробиолог - лаборант химико-бактериологического анализа;
лаборант спектрального анализа - лаборант химического анализа;
лаборант по анализу газов и пыли - пробоотборщик;
лаборант-полярографист - лаборант спектрального анализа.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ), контроль качества пищевых продуктов и предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей среды.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
природные и техногенные материалы;
процессы в области микробиологии и химии;
нормативная, техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии Лаборант-эколог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.
4.3.2. Приготовление проб и растворов различной концентрации.
4.3.3. Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.
4.3.4. Обработка и оформление результатов анализа.
4.3.5. Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования.
ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
5.2.2. Приготовление проб и растворов различной концентрации.
ПК 2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
ПК 2.2. Определять концентрации растворов различными способами.
ПК 2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
ПК 2.4. Определять химические и физические свойства веществ.
5.2.3. Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.
ПК 3.1. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.
ПК 3.2. Проводить качественный и количественный анализ веществ.
ПК 3.3. Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.
ПК 3.4. Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.
ПК 3.5. Осуществлять контроль безопасности отходов производства.
ПК 3.6. Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.
5.2.4. Обработка и оформление результатов анализа.
ПК 4.1. Снимать показания приборов.
ПК 4.2. Рассчитывать результаты измерений.
ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.
ПК 4.4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.
5.2.5. Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
ПК 5.1. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.
ПК 5.2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
ПК 5.3. Оказывать первую помощь пострадавшему.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования

Таблица 2

   -------T---------------------------------------------T-------------T------------T----------------T------------¬

¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦ Всего ¦В т.ч. часов¦Индекс и ¦ Коды ¦
¦ ¦требования к знаниям, умениям, практическому ¦максимальной ¦обязательных¦наименование ¦формируемых ¦
¦ ¦ опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦дисциплин, ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦междисциплинар- ¦ ¦
¦ ¦ ¦обучающегося ¦ ¦ных курсов (МДК)¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 354 ¦ 236 ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной части ¦ ¦ ¦ОП.01. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦цикла обучающийся по общепрофессиональным ¦ ¦ ¦Электротехника ¦ОК 3 ¦
¦ ¦дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 5 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦ контролировать выполнение заземления, ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦зануления; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦ пускать и останавливать электродвигатели, ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.2 ¦
¦ ¦установленные на эксплуатируемом ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦оборудовании; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.3 ¦
¦ ¦ снимать показания работы и пользоваться ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.5 ¦
¦ ¦электрооборудованием с соблюдением норм ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦техники безопасности и правил эксплуатации; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.3¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 5.2 ¦
¦ ¦ основные понятия о постоянном и переменном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрическом токе, последовательное и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параллельное соединение проводников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников тока, единицы измерения силы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тока, напряжения, мощности электрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тока, сопротивления проводников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических и магнитных полей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сущность и методы измерений электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦величин, конструктивные и технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики измерительных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные законы электротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила графического изображения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составления электрических схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ условные обозначения электротехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов и электрических машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные элементы электрических сетей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы действия, устройство, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики электроизмерительных приборов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических машин, аппаратуры управления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты, схемы электроснабжения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ двигатели постоянного и переменного тока, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их устройство, принцип действия, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пуска, остановки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила техники безопасности при работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с электрическими приборами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦ готовить растворы различных концентраций; ¦ ¦ ¦Основы ¦ОК 3 ¦
¦ ¦ проводить простейшие синтезы органических и¦ ¦ ¦аналитической ¦ОК 6 ¦
¦ ¦неорганических веществ; ¦ ¦ ¦химии ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦ проводить отбор и подготовку проб веществ ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.4¦
¦ ¦к анализу; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦ основы аналитической химии; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.4¦
¦ ¦ качественный и количественный анализ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные физико-химические методы анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ определять экологическую пригодность ¦ ¦ ¦Природопользова-¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦выпускаемой продукции; ¦ ¦ ¦ние и охрана ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ различать конструкции и определять ¦ ¦ ¦окружающей среды¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦принадлежность аппаратов и устройств очистки ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.5 ¦
¦ ¦сточных вод и газоочистки; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦ оценивать состояние экологии окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 ¦
¦ ¦среды на производственном объекте; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.3 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и классификацию природных ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи охраны окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы и принципы работы аппаратов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обезвреживания и очистки газовых выбросов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стоков химических производств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные группы промышленных сточных вод и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы их очистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные источники техногенного воздействия¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на окружающую среду; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные источники и масштабы образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные способы предотвращения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦улавливания выбросов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила и нормы экологической безопасности;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы и организацию производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического контроля; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав промышленных выбросов в атмосферу от¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных производств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные технологии утилизации газовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбросов, стоков, твердых отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. ¦ОК 2, 3, 6 ¦
¦ ¦ оформлять технологическую и техническую ¦ ¦ ¦Основы ¦ПК 1.1 ¦
¦ ¦документацию в соответствии с основными ¦ ¦ ¦стандартизации ¦ПК 1.3 ¦
¦ ¦правилами и требованиями нормативных ¦ ¦ ¦и технические ¦ПК 2.1 ¦
¦ ¦документов системы сертификации и ¦ ¦ ¦измерения ¦ПК 2.2 ¦
¦ ¦стандартизации к основным видам продукции ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 ¦
¦ ¦(услуг) и процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦ определять предельные отклонения размеров ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 ¦
¦ ¦по технологической документации; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.2 ¦
¦ ¦ определять допуск размера, годность детали ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.4 ¦
¦ ¦по результатам измерения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные понятия и определения метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы государственного метрологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля и надзора; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы метрологии и принципы технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обозначение посадок в Единой системе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦допусков и посадок (ЕСДП); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды измерительных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы определения погрешностей измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство, условия и правила применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольно-измерительных приборов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментов и испытательной аппаратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.05. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ пользоваться средствами индивидуальной и ¦ ¦ ¦Охрана труда ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦групповой защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ применять безопасные приемы труда на ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦территории предприятия и в производственных ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.5 ¦
¦ ¦помещениях; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦ использовать экобиозащитную и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 ¦
¦ ¦противопожарную технику; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.3 ¦
¦ ¦ определять и проводить анализ травмоопасных¦ ¦ ¦ ¦ПК 5.1 - 5.3¦
¦ ¦и вредных факторов в сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и правила проведения инструктажей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по охране труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ возможные опасные и вредные факторы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ действие токсичных веществ на организм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры предупреждения пожаров и взрывов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормативные документы по охране труда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаробезопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие требования безопасности на территории¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия и производственных помещениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные причины возникновения пожаров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взрывов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правовые и организационные основы охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда на предприятии, систему мер по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасной эксплуатации опасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных объектов и снижению вредного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактические мероприятия по технике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности и производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ права и обязанности работников в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы прогнозирования развития событий и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ средства и методы повышения безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств и технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 32 ¦ОП.06. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия по ¦ ¦ ¦Безопасность ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦защите работающих и населения от негативных ¦ ¦ ¦жизнедеятель- ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦воздействий чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ности ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.5 ¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного вида и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦их последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 ¦
¦ ¦деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.3 ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 5.1 - 5.3¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне военно-учетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностей и самостоятельно определять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среди них родственные полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ходе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнения обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских должностях в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного общения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦саморегуляции в повседневной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экстремальных условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, прогнозирования развития событий и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе в условиях противодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терроризму как серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей и их¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствия в профессиональной деятельности и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быту, принципы снижения вероятности их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия гражданской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военную службу и поступления на нее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и специального снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вооружении (оснащении) воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделений, в которых имеются военно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетные специальности, родственные профессиям¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 430 ¦ 300 ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 430 ¦ 300 ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Подготовка химической посуды, приборов и ¦ ¦ ¦МДК.01.01. ¦ОК 1 ¦
¦ ¦лабораторного оборудования ¦ ¦ ¦Техника ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦подготовки ¦ОК 3 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦химической ¦ОК 5 ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦посуды, приборов¦ОК 6 ¦
¦ ¦ пользования лабораторной посудой различного¦ ¦ ¦и лабораторного ¦ОК 7 ¦
¦ ¦назначения; ¦ ¦ ¦оборудования ¦ПК 1.1 ¦
¦ ¦ мытья и сушки посуды в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.2 ¦
¦ ¦требованиями химического анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.3 ¦
¦ ¦ выбора приборов и оборудования для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ подготовки для анализа приборов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ готовить растворы для химической очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посуды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мыть химическую посуду; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обращаться с лабораторной химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посудой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ подготавливать лабораторное оборудование к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведению анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться лабораторными приборами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести учет проб и реактивов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обращаться с химическими реактивами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и классификацию химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посуды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила обращения, хранения, сушки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической посуды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила мытья химической посуды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ механические и химические методы очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической посуды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и устройство лабораторного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила сборки лабораторных установок для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализов и синтезов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила подготовки к работе основного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вспомогательного оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ свойства реактивов, требования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предъявляемые к реактивам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила обращения с реактивами и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их хранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Приготовление проб и растворов различной ¦ ¦ ¦МДК.02.01. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦концентрации ¦ ¦ ¦Основы ¦ОК 3 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦приготовления ¦ОК 4 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦проб и растворов¦ОК 5 ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦различной ¦ПК 2.1 ¦
¦ ¦ приготовления растворов точной и ¦ ¦ ¦концентрации ¦ПК 2.2 ¦
¦ ¦приблизительной концентрации; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.3 ¦
¦ ¦ определения концентрации растворов ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.4 ¦
¦ ¦различными способами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ отбора и приготовления проб к проведению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определения химических и физических свойств¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ готовить растворы различных концентраций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять концентрации растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ подбирать, подготавливать, транспортировать¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и хранить пробы твердых, жидких и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦газообразных веществ с учетом их свойств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия на организм; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести учет отобранных и разделанных проб и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформлять соответствующую информацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы выражения концентрации растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы и технику приготовления растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы и технику определения концентрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы расчета растворов различной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦концентрации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ свойства пробируемых материалов, сырья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и готовой продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила и способы отбора, транспортирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и хранения проб в различных складских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования, предъявляемые к качеству проб; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство оборудования для отбора проб; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила учета проб и оформления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующей документации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.03 ¦Осуществление экологического контроля ¦ ¦ ¦МДК.03.01. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦производства и технологического процесса ¦ ¦ ¦Основы ¦ОК 3 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦экологического ¦ОК 4 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦контроля ¦ОК 5 ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦производства и ¦ПК 3.1 ¦
¦ ¦ подбора соответствующих средств и методов ¦ ¦ ¦технологического¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦анализов в соответствии с типом веществ; ¦ ¦ ¦процесса ¦ПК 3.3 ¦
¦ ¦ проведения качественного и количественного ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.4 ¦
¦ ¦анализа веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.5 ¦
¦ ¦ осуществления дозиметрического и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦радиометрического контроля внешней среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценивания экологических показателей сырья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экологической пригодности выпускаемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществления контроля безопасности отходов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контроля работы очистных, газоочистных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пылеулавливающих установок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контролировать работу очистных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦газоочистных, пылеулавливающих установок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять уровень шума и вибрации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рассчитывать экологические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦загрязнения помещений, технологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования, коммуникаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать способы и приборы экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы промышленной экологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение экологического контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и технологического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные экологические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦загрязнения помещений, технологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования, коммуникаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ перечень контрольных точек производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ периодичность контроля и его методы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы и приборы экологического контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экологические характеристики сырья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦готовой продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования ГОСТа и ТУ к качеству сырья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и готовой продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение, сущность и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического контроля качества сырья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦готовой продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ биологическое действие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ионизирующих излучений, способы и средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты от поражающего действия ионизирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦излучений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство и правила эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дозиметрических и радиометрических приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормативные выбросы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию отходов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы использования и переработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ показатели безопасности отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.04 ¦Обработка и оформление результатов анализа ¦ ¦ ¦МДК.04.01. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦Обработка и учет¦ОК 3 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦результатов ¦ОК 4 ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦химических ¦ОК 5 ¦
¦ ¦ снятия показаний приборов; ¦ ¦ ¦анализов ¦ПК 4.1 ¦
¦ ¦ расчета результатов измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.2 ¦
¦ ¦ участия в мониторинге загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.3 ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.4 ¦
¦ ¦ оформления первичной отчетной документации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по охране природы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рассчитывать результаты и оформлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦протокол анализа согласно нормативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить первичную и математическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработку экспериментальных данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ информировать заинтересованные организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦о результатах анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы метрологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы информатики и вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы расчета, виды записи результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксперимента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методику проведения необходимых расчетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контроль качества результатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила оформления лабораторных журналов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другой отчетной документации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПМ.05 ¦Соблюдение правил и приемов техники ¦ ¦ ¦МДК.05.01. ¦ОК 2 ¦
¦ ¦безопасности, промышленной санитарии и ¦ ¦ ¦Правила техники ¦ОК 3 ¦
¦ ¦пожарной безопасности ¦ ¦ ¦безопасности, ¦ОК 4 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦промышленной ¦ОК 5 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦санитарии и ¦ПК 5.1 ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦пожарной ¦ПК 5.2 ¦
¦ ¦ владения приемами техники безопасности при ¦ ¦ ¦безопасности ¦ПК 5.3 ¦
¦ ¦проведении химических анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использования первичных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказания первой помощи пострадавшему; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать нормативную документацию на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предельно допустимую концентрацию (ПДК) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ в воздухе, рабочей зоне, воде, почве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.д.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила безопасности труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленной санитарии и пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обращаться с первичными средствами защиты и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила по охране окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микросреды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нейтрализовать и регенерировать сливы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических реактивов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования техники безопасности и охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда при работе с химическими реактивами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при выполнении химических операций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию опасности веществ и влияние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их на здоровье человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормативную документацию на загрязнение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормативы ПДК; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы профгигиены и промсанитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мероприятия по охране окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок сдачи химических реактивов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы регенерации химических реактивов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате освоения раздела обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность для укрепления здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достижения жизненных и профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и социальном¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП (определяется ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательным учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, включая ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦
¦ ¦раздел "Физическая культура", и вариативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед. ¦ 684 ¦ ¦ОК 1 - ОК 7 ¦
+------+---------------------------------------------+ ¦ +----------------+Все ПК ¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+------------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+---------------------------------------------+-------------+------------+----------------+-------------


Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

   ----------------------------------------------------------T---------------¬

¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая ¦ 20 нед.¦
¦культура" ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦ Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед.¦
+---------------------------------------------------------+ ¦
¦ Производственная практика ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦ Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦ Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦ Итого ¦ 43 нед.¦
L---------------------------------------------------------+----------------


VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
   --------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 4 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
электротехники;
химических дисциплин;
природопользования и охраны окружающей среды;
стандартизации и технических измерений;
охраны труда.
Лаборатории:
аналитической химии;
физико-химических методов анализа;
материаловедения;
промышленной экологии.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru