Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ

prof.txt.10746
allzakon

Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 776
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16303)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16303
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 декабря 2009 г. № 776

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 280100 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 г. № 776

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 280100 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   -----------------T----------------------------T--------------T------------¬

¦Наименование ООП¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦Трудоемкость¦
¦ +---------------T------------+ срок освоения¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦последипломный¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------+------------+--------------+------------+
¦ООП бакалавриата¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
L----------------+---------------+------------+--------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению "Природообустройство и водопользование" - это область науки и техники, занимающаяся целенаправленным изменением свойств природных объектов с целью повышения их потребительской стоимости (полезности), эффективности использования водных и земельных ресурсов, устойчивости и экологической безопасности.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
мелиорацию земель различного назначения: сельскохозяйственных, лесного и водного фондов, поселений, индустриального, рекреационного;
охрану земель различного назначения, рекультивацию земель, нарушенных или загрязненных в процессе природопользования;
природоохранное обустройство территорий с целью защиты от воздействия природных стихий;
создание водохозяйственных систем комплексного назначения, охрану и восстановление водных объектов;
водоснабжение сельских поселений, отвод и очистку сточных вод, обводнение территорий.
Бакалавр получает знания и овладевает методами, способами и технологиями изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
геосистемы различного ранга и их компоненты: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
природно-техногенные комплексы: мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы, а также другие природно-техногенные комплексы, повышающие полезность компонентов природы.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-изыскательская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
проектно-изыскательская:
проведение изысканий для формирования базы данных при проектировании объектов природообустройства и водопользования, оценки их состояния при инженерно-экологической экспертизе и мониторинге влияния на окружающую среду;
проектирование объектов природообустройства, водопользования и обводнения:
мелиоративных и рекультивационных систем;
систем сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения;
водохозяйственных систем;
природоохранных комплексов;
систем комплексного обустройства водосборов;
участие в разработке инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования;
производственно-технологическая:
реализация проектов природообустройства и водопользования;
эксплуатация объектов природообустройства и водопользования;
реализация мероприятий по снижению негативных последствий природопользования;
мониторинг функционирования объектов природообустройства и водопользования;
организационно-управленческая:
организация работы трудового коллектива при создании и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования;
составление технической документации;
контроль качества работ;
научно-исследовательская:
участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области природообустройства, водопользования и обводнения, по научному обоснованию режимов функционирования объектов природообустройства, водопользования и обводнения, по оценке воздействия природообустройства и водопользования на природную среду.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-2);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-4);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью находить профессиональные решения, в том числе в нестандартных ситуациях, и готовностью нести за них ответственность (ОК-7);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными компетенциями:
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК-1);
способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-4);
при проектно-изыскательской деятельности:
способностью проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений при проектировании объектов природообустройства и водопользования (ПК-5);
способностью оперировать техническими средствами при измерении основных параметров природных процессов с учетом метрологических принципов (ПК-6);
способностью использовать методы выбора структуры и параметров систем природообустройства и водопользования (ПК-7);
способностью использовать методы проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов (ПК-8);
способностью осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации регламентам качества (ПК-9);
способностью использовать методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования (ПК-10);
при производственно-технологической деятельности:
способностью принять профессиональные решения при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-11);
способностью использовать положения водного и земельного законодательства и правил охраны природных ресурсов при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды (ПК-12);
при организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу малых групп исполнителей с обеспечением требований безопасности жизнедеятельности на производстве (ПК-13);
способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, документов систем управления качеством (ПК-14);
способностью решать задачи при выполнении работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, техническому контролю в области природообустройства и водопользования (ПК-15);
способностью обеспечивать требуемое качество выполняемых работ (ПК-16);
при научно-исследовательской деятельности:
готовностью участвовать в решении отдельных задач при исследованиях воздействия процессов строительства и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования на компоненты природной среды (ПК-17).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   -----T-------------------------------T---------T-----------------T--------¬

¦Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦ дисциплин для ¦форми- ¦
¦ООП ¦ ¦(зачетные¦ разработки ¦руемых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и ¦34 - 44 ¦Философия ¦ОК-1 - 4¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦История ¦ОК-7 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦22 - 27 ¦Иностранный язык ¦ПК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Экономика ¦ПК-9 ¦
¦ ¦части цикла студент должен ¦ ¦предприятия ¦ПК-10 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Управление ¦ПК-14 ¦
¦ ¦научную и философскую картину ¦ ¦качеством ¦ПК-16 ¦
¦ ¦мира, взаимодействие духовного ¦ ¦Водное, земельное¦ ¦
¦ ¦и телесного, биологического и ¦ ¦и экологическое ¦ ¦
¦ ¦социального в человеке, его ¦ ¦право ¦ ¦
¦ ¦отношение к природе и обществу;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движущие силы и закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса, место ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека в историческом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе, политической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации общества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нравственные обязанности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; многообразие культур ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и цивилизаций в их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии; иностранный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦язык в объеме, необходимом для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального общения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обмена информацией; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий природообустройства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и природопользования, методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки ресурсов, планирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современную практику всеобщего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством; принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международных стандартов ISO, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструменты контроля и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством, методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистического контроля и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления процессами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документационное и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационное обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы менеджмента качества, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуру затрат на качество; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль государства и права в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизни общества, структуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой нормы, источники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦российского права, виды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовых актов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему российского права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные источники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического, водного и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельного права; способы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы правового регулирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических, водных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельных отношений; правовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерных решений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной и иной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; сущность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание основных видов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эколого-правовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственности; права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанности и организационно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые формы собственников, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владельцев и пользователей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов, виды прав ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на природные ресурсы и объекты,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основания их возникновения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменения и прекращения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить и использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацию на иностранном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языке; анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую эффективность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерных проектов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить укрупненные расчеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат на проектирование и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию проекта; оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты работы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами расчета экономических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей проектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользования; основными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментами управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством на всех этапах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизненного цикла продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 63 - 73 ¦Математика ¦ПК-1 - 2¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦Физика ¦ПК-5 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 35 - 45 ¦Химия ¦ОК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Гидрология, ¦ОК-3 ¦
¦ ¦части цикла студент должен ¦ ¦климатология и ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦метеорология ¦ ¦
¦ ¦методы математического анализа ¦ ¦Гидрогеология и ¦ ¦
¦ ¦в части дифференциального и ¦ ¦основы геологии ¦ ¦
¦ ¦интегрального исчисления; ¦ ¦Почвоведение ¦ ¦
¦ ¦теорию дифференциальных ¦ ¦Экология ¦ ¦
¦ ¦уравнений; основы теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятностей и математической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистики; физические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики, законы Ньютона, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения, законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранения (импульса, момента ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦импульса, энергии), закон Гука,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы термодинамики, первое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начало термодинамики, второе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начало термодинамики, закон ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кулона, электростатическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теорему Гаусса, законы Ома, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Джоуля-Ленца, правило Кирхгофа,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физику колебаний и волн, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнение механических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гармонических колебаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические элементы и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединения; реакционную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способность веществ: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодическую систему элементов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в свете строения атома, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кислотно-основные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связь; химическую идентификацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ: качественный и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические системы; дисперсные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы и их классификацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химическую термодинамику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинетику; учение о гидросфере, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общие закономерности процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поверхностного стока, водного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦баланса Земли, суши и речного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бассейна; генетические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистические методы расчета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных характеристик годового¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стока и его внутригодового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распределения; расчеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦максимального и минимального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стока, взаимодействие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поверхностных, почвенных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦грунтовых вод; моделирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историю и практику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидрологических прогнозов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы, правила и инструменты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидрологического мониторинга; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состав и строение атмосферы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы и законы теплообмена, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влагооборота и атмосферной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦циркуляции; физические процессы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и факторы, определяющие погоду ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и климат; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строение, состояние и основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства земной коры, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происхождение, состав, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства, условия залегания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространение, основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физические и водные свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наиболее распространенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦горных пород, виды воды в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦горных породах и минералах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происхождение, условия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦залегания, состав, свойства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространение подземных вод в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земной коре; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль почвы в биосферных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессах, факторы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условия почвообразования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные почвенные процессы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы зональности, основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типы и свойства почв по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвенно-географическим зонам, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строение и состав почв, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирование и прогнозирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвенных процессов, изменения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв при освоении, мелиорации и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекультивации земель, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бонитировку и экономическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценку почв; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуру биосферы, экосистемы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения организма и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды, связи экологии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья человека; глобальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы, экозащитную технику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислять производные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегралы, решать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественно описывать реакции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦превращения веществ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать количественное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание растворенного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вещества, осмотического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦давления растворов, скорость ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических реакций и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленность; рассчитывать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели гидрологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режима водотоков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами и средствами измерения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических величин; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определения химических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей; методами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборами измерения уровней и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глубин воды, скоростей течения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходов воды, речных наносов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метеорологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик; методикой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения и чтения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геологических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидрогеологических карт и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрезов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦97 - 107 ¦Природно- ¦ПК-1 - ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 50 - 60 ¦техногенные ¦17 ¦
¦ ¦чисть ¦ ¦комплексы и ¦ОК-1 - 3¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦основы ¦ОК-5 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦природообуст- ¦ОК-7 - 9¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ройства ¦ ¦
¦ ¦особенности и структуру ¦ ¦Водохозяйственные¦ ¦
¦ ¦природно-техногенных ¦ ¦системы и ¦ ¦
¦ ¦комплексов, ландшафтное ¦ ¦водопользование ¦ ¦
¦ ¦районирование, необходимость, ¦ ¦Организация и ¦ ¦
¦ ¦цели и сущность мелиорации ¦ ¦технология работ ¦ ¦
¦ ¦земель различного назначения; ¦ ¦по природо- ¦ ¦
¦ ¦мелиоративный режим, методы, ¦ ¦обустройству и ¦ ¦
¦ ¦способы и приемы оросительных, ¦ ¦водопользованию ¦ ¦
¦ ¦осушительных, химических, ¦ ¦Эксплуатация и ¦ ¦
¦ ¦тепловых и других мелиораций, ¦ ¦мониторинг систем¦ ¦
¦ ¦принципы эколого-экономического¦ ¦и сооружений ¦ ¦
¦ ¦обоснования мелиорации; задачи,¦ ¦Машины и ¦ ¦
¦ ¦методы природоохранного ¦ ¦оборудование для ¦ ¦
¦ ¦обустройства территорий, охраны¦ ¦природообуст- ¦ ¦
¦ ¦природной среды и ландшафтов ¦ ¦ройства и ¦ ¦
¦ ¦городов и пригородов; защиты ¦ ¦водопользования ¦ ¦
¦ ¦территории от затопления и ¦ ¦Основы ¦ ¦
¦ ¦подтопления, методы борьбы с ¦ ¦строительного ¦ ¦
¦ ¦оврагообразованием и размывом ¦ ¦дела ¦ ¦
¦ ¦оврагов; ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦восстановления участков ¦ ¦жизнедеятельности¦ ¦
¦ ¦территории, нарушенных в ¦ ¦Гидравлика ¦ ¦
¦ ¦результате хозяйственной ¦ ¦Механика ¦ ¦
¦ ¦деятельности, предохранения ¦ ¦Метрология, ¦ ¦
¦ ¦берегов водоемов от размывов; ¦ ¦сертификация ¦ ¦
¦ ¦особенности и структуру ¦ ¦и стандартизация ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственных систем, ¦ ¦Информационные ¦ ¦
¦ ¦принципы управления водным ¦ ¦технологии ¦ ¦
¦ ¦хозяйством, характеристики ¦ ¦Электротехника, ¦ ¦
¦ ¦участников водохозяйственного ¦ ¦электроника и ¦ ¦
¦ ¦комплекса, принципиальные схемы¦ ¦автоматизация ¦ ¦
¦ ¦систем водоснабжения, ¦ ¦Инженерная ¦ ¦
¦ ¦обводнения и водоотведения, ¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦нормы водопотребления и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоотведения, мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономии водных ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержанию качества вод; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организацию, нормирование и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирование производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов при выполнении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектно-изыскательских, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительных и ремонтных работ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при природообустройстве и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользовании; технологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ и процессов; методику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбора и оценки технологических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений по производству работ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на объектах; методы контроля, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учета и отчетности при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнении работ по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройству и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользованию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационные требования к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системам; эксплуатационное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудование и оснащение систем¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационную гидрометрию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правила технического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания и ремонта систем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствованию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкции систем, принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и правила мониторинга систем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦его задачи, организацию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические средства ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общее устройство и принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы основных типов машин и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользования, область их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения; преимущества и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦недостатки основных типов машин¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с принятой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацией, необходимый ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦набор технических показателей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дающих возможность оценить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологические возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геодезические приборы, их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поверки и исследования, методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нивелирования, плановые и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦высотные геодезические сети, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемы топографических съемок, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разбивочных работ, наблюдений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за деформациями сооружений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные виды строительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов, физические, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механические и технологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства строительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов, композиционные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалы, гидроизоляционные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лакокрасочные материалы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологические процессы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изготовления конструкционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; виды оснований и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментов, номенклатуру и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства грунтов оснований ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментов различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений; законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распределения напряжений в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦грунтах от их собственного веса¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и внешних нагрузок; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦положения расчета инженерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкций по предельным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояниям, основные свойства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики материалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых для конструкций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструктивные схемы зданий и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений, их конструктивные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементы, основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчета прочности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости конструкций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прочности средств их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в системе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"человек - среда обитания"; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые, нормативно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические и организационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; средства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы повышения безопасности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологичности и устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦равновесия и движения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жидкостей, основные параметры и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы расчета потоков в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трубопроводах и открытых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руслах; способы гидравлического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснования размеров основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений на открытых потоках;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы фильтрационных расчетов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы кинематики: общий случай¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения свободного твердого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тела; абсолютное и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦относительное движение точки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы статики и динамики: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механическую систему; систему ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сил; аналитические условия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦равновесия произвольной системы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сил; принцип Даламбера для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материальной точки; принцип ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможных перемещений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщенные координаты системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения механической системы в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщенных координатах или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнения Лагранжа второго ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рода; основные предпосылки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопротивления материалов, его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объекты, внутренние силы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦напряжения, простые и сложные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деформации, методы построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эпюр внутренних силовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факторов, методы расчета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статически определимых и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неопределимых стержневых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, продольно-поперечного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изгиба и устойчивости стержней,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их несущих способностей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работу метрологических служб, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих единство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерений; принципы построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международных и отечественных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов, правила пользования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартами, комплексами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов и нормативной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацией при проведении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерных расчетов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологию сбора, обработки, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранения и передачи информации;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методику создания баз данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источники данных и их типы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методику разработки алгоритмов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения инженерных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программные средства для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерные сети; приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты информации, основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории моделирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детерминированных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятностных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности и методику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линейного, динамического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стохастического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрические и магнитные цепи;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные определения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топологические параметры и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы расчета электрических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепей; анализ и расчет цепей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменного тока; электрические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машины и электромагнитные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройства, используемые при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроприводе и автоматизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелиоративных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природоохранных систем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы задания точки, прямой, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плоскости на комплексном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чертеже, способы преобразования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чертежа; построение кривых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линий, поверхности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аксонометрических проекций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекций с числовыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отметками; привязку сооружений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к топографической поверхности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформление чертежей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлять водный и солевой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦балансы земель, рассчитывать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦баланс гумуса, показатели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелиоративного режима, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметры оросительных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осушительных систем, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влияние мелиорации на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающую среду; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решать организационно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и организационно-управленческие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи с учетом безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности и охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производить оценку ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производительности машин ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и механизмов, используемых в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять уравнение Бернулли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для потока реальной жидкости; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнять гидравлические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчеты трубопроводов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить расчеты и сопряжения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бьефов и фильтрационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчеты; решать системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнений равновесия твердого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тела, движения материальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точки и механической системы (в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщенных координатах); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять методы расчета на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прочность, жесткость и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивость элементов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкций и систем; методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерения прочностных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик твердых тел; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создавать в объектно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ориентированных средах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программирования программы для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения конкретных инженерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач; использовать пакеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных офисных, инженерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и математических программ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользоваться пространственно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графической информацией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционные материалы для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами воднобалансовых, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидрохимических и водно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергетических расчетов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами обоснования выбора ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин для природообустройства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопользования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основными приемами построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и чтения чертежа; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства работ при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топографической съемке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦местности, методами определения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оценки показателей различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойств грунтов, необходимых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для проектирования фундаментов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и расчета оснований; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компоновки инженерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений и зданий, расчета и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструирования плит, балок, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ферм, стоек, колонн и средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их соединений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-6 ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная ¦ 18 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ОК-7 - 8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 - 6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦17 ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-1 - 3¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 - 4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
+----+-------------------------------+---------+-----------------+--------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-------------------------------+---------+-----------------+---------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философии, истории, иностранного языка, экономики предприятия, управления качеством, водного, земельного и экологического права, математики, физики, химии, гидрологии, климатологии и метеорологии, гидрогеологии и основ геологии, почвоведения, экологии, природно-техногенных комплексов и основ природообустройства, водохозяйственных систем и водопользования, организации и технологии работ по природообустройству и водопользованию, эксплуатации и мониторинга систем и сооружений, машин и оборудования для природообустройства и водопользования, основ строительного дела, безопасности жизнедеятельности, гидравлики, механики, метрологии, сертификации и стандартизации, информационных технологий, электротехники, электроники и автоматизации, инженерной графики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики - зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции;
опубликовать (в случае одобрения) материалы доклада или статью.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: лаборатории, оснащенные современным оборудованием и приборами, позволяющими проводить лабораторные работы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области геоинформатики и гидроинформатики, физики, химии, гидрогеологии и основ геологии, гидрологии, климатологии и метеорологии, почвоведения, экологии, машин и оборудования природообустройства и водопользования, инженерной геодезии, механики грунтов, оснований и фундаментов, инженерных конструкций, теоретической механики, сопротивления материалов, метрологии, сертификации и стандартизации, электротехники, электроники и автоматизации, материаловедения и технологии конструкционных материалов, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. В вузе должны быть специально оборудованные кабинеты и аудитории для курсового и дипломного проектирования, учебно-производственная база для проведения практик.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Должна быть обеспечена доступность не менее 10 процентов обучающихся к сетям типа Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru