| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Росавиации от 31.05.2010 № 199
"Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-24209"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 31 мая 2010 г. № 199
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-24209
28 декабря 2009 года в 23.31 UTC в 45 км от населенного пункта Анавгай (Камчатский край) произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24209 ФГУП "Корякское авиапредприятие".
Согласно Окончательному отчету по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-24209 ФГУП "Корякское авиапредприятие" 28.12.09 в Камчатском крае, утвержденному заместителем Председателя Межгосударственного авиационного комитета А.Н. Морозовым 11.05.2010, экипаж вертолета выполнял полет по маршруту населенный пункт Анавгай - аэропорт Тигиль. Кроме трех членов летного экипажа, на борту вертолета находился груз массой 3726 кг. С учетом загрузки масса вертолета при вылете из населенного пункта Анавгай составляла 12611 кг, что превышает максимально допустимую взлетную массу, установленную руководством по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета Ми-8Т - 12000 кг.
При расследовании было установлено, что в нарушение требований руководства по производству полетов ФГУП "Корякское авиапредприятие" второй пилот вместо контроля общей массы груза, правильности его размещения и крепления в грузовой кабине осуществлял лишь взвешивание отдельных партий груза. Грузовые накладные и сопроводительное ведомости на груз не оформлялись. В нарушение требований РЛЭ вертолета Ми-8Т крепление коробок с грузом к полу грузовой кабины осуществлялось без использования швартовочной сетки и швартовочных тросов.
Прогноз погоды по маршруту полета и на аэродроме назначения Тигиль предусматривал сплошную кучево-дождевую облачность с высотой нижней границы 300 метров, видимость 3000 метров. Таким образом, решение о выполнении полета было принято командиром воздушного судна с нарушением требований подпунктов 3.33.2 и 3.33.3 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128.
Несмотря на доклад экипажа вертолета о занятии высоты 1400 метров, фактически полет выполнялся на высоте 1100 метров (по давлению 760 мм рт. ст.).
В нарушение требований РЛЭ вертолета Ми-8Т полет выполнялся с невключенной противообледенительной системой двигателей. Как следствие, произошло обледенение входного устройства левого двигателя с последующим срывом льда в газовоздушный тракт и самовыключением двигателя. В момент отказа левого двигателя полет выполнялся на скорости 180 км/час на высоте примерно 300 метров над поверхностью земли.
Действия командира воздушного судна при отказе двигателя не отвечали требованиям РЛЭ вертолета Ми-8Т. В результате ошибок в управлении вертолетом произошло увеличение правого крена до 14°, тангажа на кабрирование до 12,8° и падение скорости до 90 км/час.
Экипаж вертолета предпринял попытку запуска левого двигателя. Однако в процессе запуска двигателя действия по пилотированию вертолета носили хаотичный характер и не соответствовали рекомендациям РЛЭ вертолета Ми-8Т, что привело к падению оборотов несущего винта до 74% и попаданию вертолета в режим вихревого кольца.
В дальнейшем вертолет с поступательной скоростью 50 км/час, вертикальной скоростью 8 м/с и углом тангажа на пикирование 7° столкнулся с заснеженной поверхностью земли на высоте 810 метров над уровнем моря.
В результате столкновения вертолета с землей члены экипажа получили серьезные телесные повреждения. Командир воздушного судна покинул вертолет самостоятельно. После эвакуации из вертолета второго пилота (бортмеханик не мог быть эвакуирован, так как был зажат разрушенными элементами конструкции) командир воздушного судна до прибытия поисково-спасательного вертолета покончил жизнь самоубийством.
После авиационного происшествия не произошло автоматическое срабатывание аварийного радиомаяка АРМ-406П, несмотря на его исправность. Информация об аварии и координаты места происшествия были переданы диспетчеру местного диспетчерского пункта "Петропавловск-Камчатский" вторым пилотом вертолета.
В результате расследования установлено, что авиационному происшествию с вертолетом Ми-8Т RA-24209 способствовало сочетание следующих факторов:
нарушение экипажем воздушного судна ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ми-8Т, выразившееся в превышении максимально допустимой полетной массы;
нарушение экипажем воздушного судна требований РЛЭ вертолета Ми-8Т в части, устанавливающей порядок эксплуатации противообледенительной системы двигателей, что наиболее вероятно привело к самовыключению левого двигателя из-за обледенения входного устройства и последующего срыва льда в газовоздушный тракт;
невыполнение экипажем рекомендаций РЛЭ вертолета Ми-8Т по действиям при отказе одного двигателя в полете, что в сочетании с ошибочными действия по пилотированию при отказе двигателя привело к недопустимому снижению скорости полета и частоты вращения несущего винта с последующим попаданием вертолета в режим вихревого кольца и, как следствие, к грубому приземлению.
По результатам расследования аварии также были отмечены следующие недостатки в деятельности ФГУП "Корякское авиапредприятие":
проверка техники пилотирования командира воздушного судна при присвоенном минимуме погоды в течение 2009 года не проводилась;
в нарушение требований руководства по производству полетов ФГУП "Корякское авиапредприятие" заместителем генерального директора ФГУП "Корякское авиапредприятие" по организации летной работы был назначен специалист, не имеющий действующего свидетельства пилота гражданской авиации и допуска к полетам на эксплуатируемых типах воздушных судов;
в авиационном предприятии не была произведена переработка руководства по производству полетов в связи с вступлением в силу Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;
в течение декабря 2009 года командно-летным составом не было проведено ни одной проверки работы экипажей, выполняющих полеты в отрыве от базы на оперативной точке в районе населенного пункта Анавгай;
вертолет Ми-8Т RA-24209 эксплуатировался с лопастями несущего винта, срок службы которых истек 24.12.2009.
С целью предотвращения повторения подобных авиационных происшествий приказываю:
1. Руководителю Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Н.П. Симонову организовать проведение в установленном порядке внеплановой инспекционной проверки ФГУП "Корякское авиапредприятие" и представить отчет по результатам проверки в Росавиацию в срок до 18.06.2010.
2. Начальнику Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Ю.И. Евдокимову во взаимодействии с ФГУП ГосНИИ ГА рассмотреть вопрос о целесообразности возобновления работ по внедрению ранее разработанных мероприятий по повышению надежности работы двигателей ТВ2-117А при выполнении полетов в условиях возможного обледенения.
3. Рекомендовать руководителям авиационных предприятий, эксплуатирующих вертолеты:
3.1. Изучить с летным составом обстоятельства и причину аварии вертолета Ми-8Т RA-24209 ФГУП "Корякское авиапредприятие";
3.2. Провести с летным составом занятия по изучению требований руководств по летной эксплуатации вертолетов в части, определяющей порядок действий экипажа при отказе одного двигателя в полете;
3.3. Организовать проверку знания летным составом порядка применения аварийных радиомаяков и порядка действий после вынужденной посадки вне аэродрома.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Вр.и.о. руководителя
К.А.МАХОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|