Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 № 200
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2010 № 17037)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 21, 24.05.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 04.06.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 4 июня 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2010 г. № 17037
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 марта 2010 г. № 200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 марта 2010 г. № 200

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ОПК - общие профессиональные компетенции;
ПКПП - профессиональные компетенции в области психолого-педагогического
сопровождения дошкольного, общего, дополнительного
и профессионального образования;
ПКД - профессиональные компетенции в области образовательной
деятельности в дошкольном образовании;
ПКНО - профессиональные компетенции в области учебной и воспитательной
деятельности на начальной ступени общего образования;
ПКСП - профессиональные компетенции в области социально-педагогической
деятельности;
ПКСПП - профессиональные компетенции в области психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в коррекционном и инклюзивном образовании;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
ГОУ - государственное образовательное учреждение;
СОШ - средняя общеобразовательная школа;
НПО - начальное профессиональное образование;
СПО - среднее профессиональное образование.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   -------------T-----------------------------T---------------T--------------¬

¦Наименование¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП +--------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ последипломный¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------------+--------------+---------------+--------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦магистратуры¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------------+--------------+---------------+---------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
образование (общее, коррекционное, инклюзивное);
социальную сферу;
здравоохранение;
культуру.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
обучение;
воспитание;
индивидуально-личностное развитие обучающихся;
здоровье обучающихся;
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
социализация.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
социально-педагогическая деятельность;
педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
реализация на практике прав ребенка;
создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
систематическое повышение своего профессионального мастерства;
соблюдение норм профессиональной этики;
повышение собственного общекультурного уровня;
соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:
проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
В области социально-педагогической деятельности:
осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.
В области педагогической деятельности в дошкольном образовании:
осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении.
В области педагогической деятельности на начальной ступени общего образования:
реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);
выполняет требования гигиены, охраны труда;
способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСП-1);
готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);
способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);
способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).
В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   --------T------------------------T-----------T-----------------T----------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦ и проектируемые ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируе- ¦
¦ ООП ¦ результаты их освоения ¦(зачетные ¦ разработки ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компетен- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦программ, а также¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный¦ 26 - 30 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦и экономический цикл ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 12 - 14 ¦История ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Философия ¦ОК-4 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Иностранный язык ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Русский язык и ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦культура речи ¦ОК-8 ¦
¦ ¦методологические основы ¦ ¦Культура и ¦ОК-9 ¦
¦ ¦научного познания; ¦ ¦межкультурные ¦ ¦
¦ ¦законы исторического и ¦ ¦взаимодействия в ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦современном мире ¦ ¦
¦ ¦нормы русского языка; ¦ ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦социокультурные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦межкультурных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выстраивать социальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этнокультурных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательно и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦грамотно формулировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и высказывать свои ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мысли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать знания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понимания специальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текстов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческим методом и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять его к анализу ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социокультурных явлений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различными средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, в том ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе на иностранном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языке. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ 14 - 16 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 12 - 18 ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 6 - 10 ¦Математика ¦ОК-9 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Современные ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦информационные ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦технологии ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические методы ¦ ¦Анатомия и ¦ОК-4 ¦
¦ ¦анализа и обработки ¦ ¦возрастная ¦ОК-9 ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦физиология ¦ОК-11 ¦
¦ ¦строение и законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования высшей ¦ ¦Основы педиатрии ¦ ¦
¦ ¦нервной деятельности ¦ ¦и гигиены ¦ ¦
¦ ¦человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности строения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организма человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормы здорового образа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизни; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учитывать индивидуальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и возрастные особенности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физиологии учащихся; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать современные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами сбора и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерными и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиями. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ 4 - 10 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦ 158 - 164 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая ¦ 40 - 50 ¦Безопасность ¦ОК-11 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦жизнедеятельности¦ОПК-1 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦ ¦ОПК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Модуль 1 ¦ОПК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦"Теоретические и ¦ОПК-4 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦экспериментальные¦ОПК-5 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦основы психолого-¦ОПК-6 ¦
¦ ¦особенности строения ¦ ¦педагогической ¦ОПК-7 ¦
¦ ¦психики и закономерности¦ ¦деятельности" ¦ОПК-8 ¦
¦ ¦ее развития в онто- и ¦ ¦Общая и ¦ОПК-9 ¦
¦ ¦филогенезе; ¦ ¦экспериментальная¦ОПК-10 ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦психология; ¦ОПК-11 ¦
¦ ¦образовательного ¦ ¦Теории обучения и¦ОПК-12 ¦
¦ ¦процесса, развивающие ¦ ¦воспитания; ¦ ¦
¦ ¦функции обучения и ¦ ¦История ¦ ¦
¦ ¦воспитания; ¦ ¦педагогики и ¦ ¦
¦ ¦варианты развития при ¦ ¦образования; ¦ ¦
¦ ¦различных видах ¦ ¦Поликультурное ¦ ¦
¦ ¦дизонтогенеза; ¦ ¦образование; ¦ ¦
¦ ¦структурные и ¦ ¦Социальная ¦ ¦
¦ ¦динамические ¦ ¦психология; ¦ ¦
¦ ¦характеристики малой ¦ ¦Психология ¦ ¦
¦ ¦группы; ¦ ¦развития; ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦Клиническая ¦ ¦
¦ ¦взаимодействовать с ¦ ¦психология детей ¦ ¦
¦ ¦детьми и подростками; ¦ ¦и подростков; ¦ ¦
¦ ¦использовать ¦ ¦Дефектология; ¦ ¦
¦ ¦рекомендуемые методы и ¦ ¦Социальная ¦ ¦
¦ ¦приемы для организации ¦ ¦педагогика. ¦ ¦
¦ ¦совместной и ¦ ¦Модуль 2 ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной ¦ ¦"Психология и ¦ ¦
¦ ¦деятельности детей; ¦ ¦педагогика ¦ ¦
¦ ¦применять в ¦ ¦развития детей" ¦ ¦
¦ ¦образовательном ¦ ¦Психология ¦ ¦
¦ ¦процессе знания ¦ ¦дошкольного ¦ ¦
¦ ¦индивидуальных ¦ ¦возраста; ¦ ¦
¦ ¦особенностей учащихся и ¦ ¦Образовательные ¦ ¦
¦ ¦воспитанников; ¦ ¦программы для ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦детей дошкольного¦ ¦
¦ ¦методами исследований в ¦ ¦возраста; ¦ ¦
¦ ¦области педагогики и ¦ ¦Психология детей ¦ ¦
¦ ¦психологии; ¦ ¦младшего ¦ ¦
¦ ¦современными ¦ ¦школьного ¦ ¦
¦ ¦технологиями ¦ ¦возраста; ¦ ¦
¦ ¦педагогической ¦ ¦Образовательные ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦программы ¦ ¦
¦ ¦конкретными методиками ¦ ¦начальной школы; ¦ ¦
¦ ¦психолого-педагогичес- ¦ ¦Психология ¦ ¦
¦ ¦кой диагностики. ¦ ¦подросткового ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦возраста; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Самоопределение и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ориентация ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦учащихся. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Модуль 3 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦"Методология и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦методы психолого-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦педагогической ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Качественные и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦количественные ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦методы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦психологических и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦педагогических ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦исследований; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Психолого-педаго-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦гическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦диагностика; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Психолого- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦педагогическое ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦участников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образовательного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦этика в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦психолого-педаго-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦гической ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ +------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ 110 - 118 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-10 ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ Б.5 ¦Учебная и ¦ 30 ¦ ¦ОПК-4 ¦
¦ ¦производственная ¦ ¦ ¦ОПК-5 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОПК-6 ¦
¦ ¦практические умения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ Б.6 ¦Итоговая ¦ 6 ¦ ¦ОПК-1 ¦
¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ОПК-2 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОПК-11 ¦
+-------+------------------------+-----------+-----------------+----------+
¦ ¦Общая трудоемкость ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+------------------------+-----------+-----------------+-----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.
По решению ученого совета вуза курсы в пределах любого модуля могут быть укрупнены, интегрированы, в том числе весь модуль может быть прочитан как единый курс.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые вузом дополнительно к ООП и являющиеся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения составляет 22 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по блокам и модулям:
Блок Б2: Практикум по современным информационным технологиям;
Блок Б3: Практикум по общей и экспериментальной психологии; Психолого-педагогический практикум.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью;
доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки;
доступа к тематическим и профессионально ориентированным интернет-ресурсам;
осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;
участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов);
работать на современных компьютерных средствах, оснащенных лицензионным программным обеспечением, в том числе для обработки статистической информации;
выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, круглых столах и конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора, должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее восьми процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет).
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
оборудованные мультимедийным оборудованием аудитории;
компьютерные классы;
лингафонный кабинет;
специально оборудованные кабинеты и лаборатории по профилям подготовки в соответствии с перечнем практикумов.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет не менее четырех часов в неделю в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru