Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 № 203
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2010 № 17062)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 21, 24.05.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 04.06.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 4 июня 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2010 г. № 17062
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 марта 2010 г. № 203

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 071200 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 22 марта 2010 г. № 203

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 071200 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров осуществляется в области культуры и искусства, связанной с хореографическим искусством и способами его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, науки, искусства и управления.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат танцовщика-исполнителя и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;
танцовщики-исполнители, процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;
обучающиеся хореографическому искусству, как профессии, и процесс обучения принципам организации движений человеческого тела в соответствии с методикой хореографических дисциплин;
процесс эстетического обучения и воспитания учащихся средствами хореографического искусства;
создатели хореографических произведений: балетмейстеры, хореографы, композиторы, танцовщики-исполнители, музыканты, писатели, художники;
творческо-производственный процесс в области хореографического искусства;
публика - потребитель художественно-творческой продукции.
4.3. Магистр по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-педагогическая деятельность;
балетмейстерско-постановочная деятельность;
организационно-управленческая деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность;
танцевально-терапевтическая деятельность;
проектная деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-педагогическая деятельность:
осуществлять на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесс обучения и воспитания обучающегося теоретическим и практическим дисциплинам в области хореографического искусства в общеобразовательных учреждениях, учреждениях высшего, среднего профессионального образования и рамках программ дополнительного образования;
осуществлять функции тьютора - квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта по вопросам обучения и воспитания обучающегося;
планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, проектировать, разрабатывать и реализовывать типовые мероприятия, внедрять авторские, инновационные технологии обучения и воспитания;
формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции;
формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь, в том числе на авторские подходы и методики в соответствии с современными требованиями развития хореографического искусства, практики и науки;
соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения;
соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе и во время прохождения производственной практики;
повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с современными требованиями;
балетмейстерско-постановочная деятельность:
создавать авторские хореографические произведения;
планировать и организовывать репетиционный процесс, осуществлять ввод новых исполнителей и дублеров в хореографические спектакли, номера, организовывать работу по подготовке и выпуску хореографических спектаклей, концертных программ в соответствии с планом и утвержденной сметой расходов;
создавать творческий хореографический коллектив, представлять руководству учреждения предложения по формированию составов постановочных групп и исполнителей, формировать текущий репертуар;
осуществлять контроль за деятельностью художественно-постановочной части в период подготовки и выпуска спектакля;
создавать условия для повышения уровня профессиональной квалификации работников творческого коллектива;
обеспечивать высокий художественный уровень хореографических постановок, спектаклей;
вносить предложения о поощрении работников и о наложении дисциплинарных взысканий, контролировать соблюдение творческой и трудовой дисциплины;
осуществлять постановки танцев в оперных и драматических спектаклях;
проводить работу со зрительской аудиторией, применяя психолого-педагогические знания, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, акциях по популяризации достижений хореографического искусства среди населения;
организационно-управленческая деятельность:
разрабатывать и планировать проекты и мероприятия;
руководить творческо-производственным процессом, рекламно-маркетинговой, финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью в ходе реализации проекта и мероприятия;
обеспечивать высокую экономическую эффективность художественно-исполнительской деятельности организации;
изыскивать необходимые финансовые средства для организации мероприятия или проекта, рационально использовать имеющиеся ресурсы;
осуществлять методически, исследовательски и технологически обоснованные действия для продвижения проекта и его рекламы;
координировать действия всех физических и юридических лиц, задействованных в реализации проекта и мероприятия;
обеспечивать рост прибыли в результате реализации проекта;
обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием);
создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности, прежде всего, путем создания обоснованной мотивации и обеспечения необходимыми ресурсами;
осуществлять регулярный мониторинг финансовой эффективности деятельности творческой организации или учреждения;
проводить изготовление и размещение рекламной продукции;
обеспечивать материально-техническими ресурсами, включая руководство соответствующими службами, культурными мероприятиями и проектами;
проводить распределение и учет финансовых ресурсов, выделенных на осуществление проекта, участвовать в обеспечении финансирования по поддержке творческих организаций и проектов;
планировать и осуществлять мероприятия по реализации билетов на культурные мероприятия, а также осуществлять другую деятельность по планированию и осуществлению отдельных направлений по производству и реализации художественной продукции;
научно-исследовательская деятельность:
проводить научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или соисполнителя;
осуществлять сложные эксперименты и наблюдения, собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений;
разрабатывать план самостоятельной исследовательской деятельности, участвовать в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
участвовать во внедрении результатов исследований и разработок;
представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей;
художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:
публиковать критические статьи, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа хореографического произведения;
вести просветительскую работу по пропаганде хореографического искусства в концертных и театральных организациях, в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях;
осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам хореографического искусства в концертных и театральных организациях, в музеях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях;
разрабатывать новые экскурсионные и лекционные темы в области хореографического искусства;
сотрудничать со средствами массовой информации в качестве корреспондентов и обозревателей в профильных изданиях по хореографическому искусству, в качестве авторов, литературных редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ, занимать различные должности в пресс-службах учреждений, творческих коллективов;
участвовать в экспертизе произведений художественного творчества и исполнительской деятельности художественно-творческих коллективов;
проводить экспертно-консультационную деятельность в культурных центрах, организациях, учреждениях, общественных объединениях;
участвовать в экспертизе культурной деятельности культурно-просветительных и образовательных учреждений;
участвовать в экспертизе локальных, региональных, федеральных и международных проектов и программ сохранения и развития культуры и образования;
оказывать консультационную помощь по разработке инновационных проектов и программ в области культуры, образования, художественного творчества, коммуникаций и культуры межнационального общения;
танцевально-терапевтическая деятельность:
проводить танцевально-терапевтические социально-ориентированные мероприятия, по форме и содержанию отвечающие конкретным требованиям социокультурной среды;
проводить работу с целью реадаптации и реабилитации различных групп населения;
применять методы психокоррекционной работы с представителями разных социальных и возрастных групп;
проводить психопрофилактическую работу и стимулировать социально-значимую деятельность клиента средствами танцевальной терапии;
осуществлять поддержку и помощь клиенту, применять в пределах компетенции известные методы диагностики в вопросах определения и разграничения патопсихологии и психопатологии;
применять основные психотерапевтические методики, нести ответственность за результаты своей деятельности;
проектная деятельность:
участвовать в разработке и обосновании проектов и программ сохранения и развития художественной культуры;
участвовать в создании перспективных структурно-функциональных моделей культурных учреждений и организаций;
участвовать в педагогическом проектировании профильных инновационных образовательных и художественно-творческих систем.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью непрерывно совершенствовать и повышать свой интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный уровень (ОК-1);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к самостоятельному обучению новым методам творчества и исследования, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к изменению профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством профессионального общения (ОК-3);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих, исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
способностью проявлять инициативу в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, проявлять толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-7);
способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, движущие силы и закономерности исторического процесса (ОК-8);
способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения коммутативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
способностью ощущать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-10);
способностью принять ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения на основе обширных знаний в данной области и смежных областях знаний, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ОК-11);
способностью использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, в компьютерных сетях, с программными средствами, в сети Интернет (ОК-12);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-13);
способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования различных методов инновационной деятельности (ОК-14);
способностью проводить научные исследования с применением современных методов и специализированных средств, оценивать их результаты, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной научной работы (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общие компетенции для всех видов деятельности:
способностью к осознанному пониманию того, что хореографическое искусство, через какие бы дисциплины оно не изучалось, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, гуманитарными, социальными, физическими и естественными науками (ПК-1);
способностью к пониманию взаимоотношений теории и практики в различных областях хореографического искусства и демонстрации их взаимосвязи путем использования различных техник и методов реализации полученных знаний на практике (ПК-2);
способностью демонстрировать углубленное представление о месте хореографии в эволюции человечества, о связях танца с социальной и культурной жизнью общества, о его роли в созидании художественных ценностей; об основных тенденциях в развитии мирового хореографического искусства и об особенностях этого процесса в современных условиях (ПК-3);
способностью демонстрировать знания и опыт в широком спектре диапазоне практической, преподавательской, предпринимательской и творческой деятельности, включая: умение вести переговоры, создавать свой имидж, вести финансовые дела, осуществлять долговременное планирование, выступать с докладами и сообщениями, пользоваться персональным компьютером и средствами связи и позиционировать себя на рынке творческого труда (ПК-4);
способностью ориентироваться в специальной литературе по профилю деятельности, в смежных областях художественного творчества, способностью осуществлять углубленный анализ художественных произведений различных искусств и эпох (ПК-5);
способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию из различных источников, как по профилю деятельности, так и в смежных областях художественного творчества для формирования осознанных и квалифицированных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам (ПК-6);
способностью к динамичной деятельности: работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, гибко переключаясь с одних задач на другие (ПК-7);
способностью реализовывать в своей профессиональной деятельности ценностно-смысловые принципы: духовность, поликультурность, гуманистическое восприятие мира, адекватную социальную самоидентификацию, инновационность, креативность, смысло-обусловленное обновление знаний (ПК-8);
способностью понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности (ПК-9);
научно-педагогическая деятельность:
способностью осуществлять обучение в образовательных учреждениях профессионального образования практическим (танцевальным) или теоретическим дисциплинам в области хореографического искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики (ПК-10);
способностью воплотить в учебном процессе методики различных танцев (ПК-11);
способностью выработать у обучающегося собственный исполнительский или педагогический подход к хореографии разных периодов и стилей (ПК-12);
способностью запомнить хореографический материал и воспроизвести хореографический текст, применить в педагогической практике собственный практический опыт исполнения хореографического репертуара (ПК-13);
способностью педагогически воздействовать на обучающихся и выполнять функции тьютора (оказывать эмоциональную поддержку и консультационную обучающимся в овладении профессией: анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его неуспешности, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на педагогические действия), способен корректно строить взаимодействие с "проблемными", социально дезадаптированными детьми и использовать знание психологии межличностного общения (ПК-14);
способностью произвести отбор обучающихся для занятий определенным видом танца, исходя из особенностей ребенка, оценивать потенциальные возможности абитуриентов и обучающихся и на этой основе выстраивать стратегию обучения и воспитания, видеть и исправлять ошибки обучающихся (ПК-15);
способностью формировать у студентов потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству усвоения знаний, осознанного понимания методик осмысления пластического знака (ПК-16);
способностью анализировать факторы формирования и закономерности развития современного пластического языка, особенностей и перспектив развития хореографического искусства и педагогики и на этой основе анализировать и аргументировано критически разобрать процесс исполнения хореографического произведения, провести сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-17);
способностью осуществлять управление познавательными процессами, моделировать процесс формирования творческой личности, исходя из реальных возможностей обучающегося на высоком научном, методическом и педагогическом уровнях (ПК-18);
способностью реагировать на требования, предъявляемые к преподавателю обществом, применять в своей работе теоретические и практические достижения хореографической науки и практики, способностью к рефлексии, критической оценке и осмысливать собственную педагогическую деятельность (ПК-19);
способностью ясно выражать свои мысли, терпеливо слушать других; общаться с детьми и взрослыми на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии, воспринимать деятельность детей и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами, способностью договариваться, спокойно разрешать конфликты, используя принцип сотрудничества во взаимоотношениях разных уровней ("преподаватель-родитель", "преподаватель-студент", "родитель-ребенок", "преподаватель-воспитатель") (ПК-20);
способностью формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики (ПК-21);
способностью выстраивать динамику развития детского сообщества и воспитательного действия; участвовать в жизнедеятельности студенческого сообщества и видеть пути его сплочения, способностью критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития студенческого сообщества (ПК-22);
балетмейстерско-постановочная деятельность:
способностью демонстрировать владение разнообразной хореографической лексикой, создавать (сочинять) собственный авторский хореографический текст, собственную авторскую концепцию хореографического произведения, выстраивать его форму, хореографическую и музыкальную драматургию (ПК-23);
способностью запоминать музыкальный и хореографический материал, читать, записывать и воспроизводить хореографические отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотаций и ресурсов (ПК-24);
способностью находить и применять нестандартные художественные и организационно-управленческие решения в процессе работы над хореографическим произведением (ПК-25);
способностью реконструировать и грамотно стилизовать текст хореографического произведения, созданного в прошлом (ПК-26);
способностью исправлять технические, актерские, стилевые ошибки исполнителей (ПК-27);
способностью планировать и организовывать репетиционный процесс, осуществлять ввод новых исполнителей и дублеров в хореографические спектакли, номера, организовывать работу по подготовке и выпуску хореографических спектаклей, концертных программ в соответствии с планом и утвержденной сметой расходов (ПК-28);
способностью создать творческий хореографический коллектив, формировать текущий репертуар (ПК-29);
способностью осуществлять контроль за деятельностью художественно-постановочной части в период подготовки и выпуска спектакля (ПК-30);
способностью создавать условия для повышения уровня профессиональной квалификации работников творческого коллектива (ПК-31);
способностью обеспечивать высокий художественный уровень хореографических постановок, спектаклей (ПК-32);
способностью осуществлять постановки танцев в оперных и драматических спектаклях (ПК-33);
способностью проводить работу со зрительской аудиторией, применяя психолого-педагогические знания, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, акциях по популяризации достижений хореографического искусства среди населения (ПК-34);
организационно-управленческая деятельность:
способностью формулировать и реализовывать комплекс маркетинга в сфере исполнительских искусств: продукт, ценообразование, продвижение, распространение (ПК-35);
способностью организовать и провести рекламную кампанию, осуществлять регулярную поддержку связей с общественностью (ПК-36);
способностью вести регулярную деятельность по привлечению средств в некоммерческие организации, проводить фандрейзинговые кампании (ПК-37);
способностью вести эффективную ценовую политику в области исполнительских искусств, планировать и организовывать деятельность по ценообразованию (ПК-38);
способностью осуществлять стратегическое планирование, использовать различные методы исследования и моделирования бизнес-процессов в исполнительских искусствах (в т.ч. методику анализа внешней и внутренней среды организации) (ПК-39);
способностью осуществлять эффективное управление персоналом организаций исполнительских искусств, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-40);
способностью проводить эффективное продюсирование отдельных проектов, мероприятий в сфере исполнительских искусств, используя современные методы продвижения культурного продукта (ПК-41);
способностью управлять деятельностью, используя современные информационные технологии (сайты в сети Интернет, презентации, метод коллаборативной фильтрации) (ПК-42);
научно-исследовательская деятельность:
способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности, структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации (результатов проводимых исследований и разработок), в том числе с применением электронно-вычислительной техники и использовать их на практике (ПК-43);
способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств (приборы) для проведения исследования, делать выводы (ПК-44);
способностью понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на культурное потребление в зависимости от национально-исторических особенностей (ПК-45);
способностью учитывать в анализе явлений хореографического искусства политические, социальные, культурные и экономические факторы (ПК-46);
способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании хореографического искусства с привлечением современных информационных технологий (ПК-47);
художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:
способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-48);
способностью использовать специальную литературу, как по профилю деятельности, так и по видам искусства (ПК-49);
способностью прослеживать эволюцию художественных брендов в разные исторические периоды (ПК-50);
способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства, причины популярности-непопулярности, востребованности-невостребованности произведений и деятелей искусства (ПК-51);
способностью осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам хореографического искусства, анализировать специфику отечественного и международного художественного рынков в современных условиях и прогнозировать их развитие (ПК-52);
способностью рассматривать художественный текст хореографического произведения в социальном, культурном и историческом контексте, как структуру смысла, единство формы и содержания (ПК-53);
способностью воссоздавать архитектонику хореографического произведения: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, исполнительских особенностей (ПК-54);
способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-55);
способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий, нестандартный подход к решению профессиональных задач (ПК-56);
способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа хореографического искусства, принимать практическое участие в качестве научного консультанта, редактора при создании или исполнении хореографических произведений (ПК-57);
способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде хореографического искусства в концертных и театральных организациях, в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях (ПК-58);
танцевально-терапевтическая деятельность:
способностью формировать цели и ценности своей профессиональной танцевально-терапевтической деятельности (ПК-59);
способностью анализировать и практически решать проблемные ситуации средствами танцевальной терапии (ПК-60);
способностью выбирать адекватные целям танцевально-терапевтической деятельности методы психодиагностики, корректно проводить диагностическую процедуру и правильно интерпретировать результаты (ПК-61);
способностью дифференцированно распознавать дезадаптивные реакции личности на психотравмирующие обстоятельства и корректировать их средствами танцевальной терапии (ПК-62);
способностью интерпретировать психические состояния и владеть приемами адекватного общения и воздействия на лиц с девиантным поведением средствами танцевальной терапии (ПК-63);
способностью проводить психопрофилактическую работу и стимулировать социально значимую деятельность клиента средствами танцевальной терапии (ПК-64);
способностью определять и разграничивать патопсихологии и психопатологии (ПК-65);
способностью использовать основные психотерапевтические приемы (ПК-66);
способностью применять психологические методы воздействия на клиента с целью психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска (ПК-67);
способностью содействовать в выражении и осознании своих чувств, профилактике эмоциональных нарушений, снятию эмоционального и психического напряжения (ПК-68);
способностью помочь в преодолении коммуникативных затруднений, профилактике поведенческих нарушений (ПК-69);
способностью применять танцевальную терапию как эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии (ПК-70);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проекты и программы сохранения и развития хореографической культуры (ПК-71);
способностью создавать перспективные структурно-функциональные модели культурных учреждений и организаций (ПК-72);
способностью проектировать профильные инновационные образовательные и художественно-творческие системы (ПК-73).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T-----------------------------T---------T------------------T----------¬

¦Код¦Учебные циклы и проектируемые¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин¦Коды ¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦ для разработки ¦формируе- ¦
¦ ¦ ¦(зачетные¦ примерных ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ, ¦компетен- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебников и ¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 19 - 23 ¦Методология ¦ОК-9 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 16 - 18 ¦научного ¦ОК-10 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦исследования в ¦ОК-14 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦хореографии ¦ОК-15 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Современные ¦ПК-1 ¦
¦ ¦- основные логические методы¦ ¦проблемы науки и ¦ПК-2 ¦
¦ ¦и приемы научного¦ ¦искусства ¦ПК-3 ¦
¦ ¦исследования, ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦методологические теории и¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦принципы современной науки,¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦функции искусствоведческих,¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦исторических, ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦культурологических, ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦психолого-педагогических ¦ ¦ ¦ПК-43 ¦
¦ ¦исследований в¦ ¦ ¦ПК-44 ¦
¦ ¦хореографическом искусстве,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общую логику и структуру¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- актуальные проблемы истории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и современного состояния¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретическое наследие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мастеров хореографии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современное состояние¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства:¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творческие направления,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школы, тенденции развития; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- место балета среди¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многообразия форм и жанров¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в современном искусстве и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуре общества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные подходы к созданию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории хореографического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусства, функции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусствоведческих, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурологических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психолого-педагогических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографическом искусстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦произведение; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществлять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологическое обоснование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного исследования,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соотносить методологический,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретический и эмпирический¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровни исследования,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычленять объект, предмет,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гипотезу, концепция¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классифицировать методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования, определять их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимальный комплекс; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методикой анализа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хореографического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦произведения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками обработки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интерпретации научных данных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и логико-методологического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа научного исследования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и его результатов. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ 3 - 5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 35 - 37 ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ 35 - 37 ¦(Перечень ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦приводится в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦примерной основной¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образовательной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦программе (ПООП ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦магистратуры)) ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦М.3¦Практики, творческая ¦ 47 - 50 ¦ ¦ПК-10 - 22¦
¦ ¦и научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ПК-23 - 34¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ПК-35 - 42¦
¦ ¦(практические умения и навыки¦ ¦ ¦ПК-43 - 47¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ПК-48 - 58¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-59 - 70¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-71 - 73¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+------------------+----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------+---------+------------------+-----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя:
учебный план,
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
программы практик и научно-исследовательской работы,
программы итоговой государственной аттестации,
календарный учебный график, а также и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, науки, культуры, экономики и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и деловых тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр для ООП магистратуры, является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия в объеме не менее 50 процентов.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
научно-педагогическая;
научно-исследовательская.
Конкретные виды и содержание практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности не менее трех лет в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий, учреждений, учебных заведений. Не менее 55 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 55 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профессионального образования не менее трех лет.
При этом по данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания почетные звания в области искусства, культуры и спорта (заслуженного деятеля искусств, заслуженного работника культуры, заслуженного или народного артиста (Союза Советских Социалистических Республик (СССР), республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта, заслуженного мастера спорта), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем тремя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем двумя ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные творческие и исследовательские проекты или участвовать в творческих и исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем из 10 наименований отечественных журналов и не менее пяти наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой, для теоретических дисциплин;
танцевальные залы площадью не менее 75 квадратных метров должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 метров погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на 2 метра на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудиопроигрыватели) для профильных дисциплин;
помещения для самостоятельной работы студентов, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
учебный театр (сценическую площадку) площадью не менее 100 квадратных метров, по элементам оборудования средств приближенный к условиям профессионального театра;
парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные, рок инструменты);
библиотеку с читальным залом;
нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца;
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
специализированное медицинское подразделение;
столовую;
помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением студентов методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных балетных трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства (при этом доля видеозаписей хореографических произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов общего фонда произведений хореографии); фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства, балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов фонда); компьютерный класс с не менее 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет;
кабинет дистанционного обучения;
раздевалки и душевые для студентов и преподавателей;
спортивно-тренажерный зал;
психологическую службу.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность для студентов к сети Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять студентов.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечении компетентности преподавательского состава;
регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом и работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый решением ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр.
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru