Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 № 202
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.2010 № 17077)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 21, 24.05.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 04.06.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 4 июня 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2010 г. № 17077
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 марта 2010 г. № 202

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140800 ЯДЕРНЫЕ ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИИ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 марта 2010 г. № 202

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140800 ЯДЕРНЫЕ ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИИ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии включает: исследования, разработки и технологии, направленные на регистрацию и обработку информации, разработку теории, создание и применение установок и систем в области физики ядра, частиц, плазмы, конденсированного состояния вещества, физики разделения изотопных и молекулярных смесей, физики быстропротекающих процессов, радиационной медицинской физики, радиационного материаловедения, исследования неравновесных физических процессов, распространения и взаимодействия излучения с объектами живой и неживой природы, ядерно-физических установок, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, безопасности ядерных материалов и физической защиты ядерных объектов, систем контроля и автоматизированного управления ядерно-физическими установками.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии являются: атомное ядро, элементарные частицы и плазма, конденсированное состояние вещества, лазеры и их применение, ядерные реакторы, материалы ядерных реакторов, ядерные материалы и системы обеспечения их безопасности, ускорители заряженных частиц, современная электронная схемотехника, электронные системы ядерных и физических установок, системы автоматизированного управления ядерно-физическими установками, разработка и технологии применения приборов и установок для анализа веществ, радиационное воздействие ионизирующих излучений на человека и окружающую среду, радиационные технологии в медицине, математические модели для теоретического и экспериментального исследований явлений и закономерностей в области физики ядра, частиц, плазмы, конденсированного состояния вещества, ядерных реакторов, распространения и взаимодействия излучения с объектами живой и неживой природы, экологический мониторинг окружающей среды, обеспечение безопасности ядерных материалов, объектов и установок атомной промышленности и энергетики.
4.3. Магистр по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проектная;
экспертная;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
разработка методов регистрации ионизирующих и электромагнитных излучений и методов измерения количественных характеристик ядерных материалов;
создание теоретических моделей конденсированного состояния вещества, взаимодействия лазерного и ионизирующего излучения с веществом, кинетических явлений;
создание математических моделей, описывающих процессы в ядерных реакторах, ускорителях, масс-спектрометрах и лазерах;
разработка в области теории автоматического управления реакторами;
создание методов расчета разделения изотопных и молекулярных смесей, разработка систем автоматического управления процессами и аппаратами молекулярно-селективных технологий;
создание методов расчета современных электронных устройств, учета воздействия на эти устройства ионизирующего и электромагнитного излучения;
разработка методов повышения безопасности ядерных и лазерных установок, материалов и технологий;
разработка теоретических моделей прохождения излучения через вещество, воздействия ионизирующего, лазерного и электромагнитного излучений на человека и объекты окружающей среды, новых методов в лучевой диагностике и терапии;
разработка новых теоретических подходов и принципов дизайна материалов с заданными свойствами, разработки новых высокоэффективных технологий получения современных ядерных, конструкционных материалов и наноматериалов;
проектная деятельность:
формирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом всех аспектов деятельности;
разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
использование информационных технологий при разработке новых установок, материалов и изделий;
разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний новых установок, материалов и изделий;
экспертная деятельность:
анализ технических и расчетно-теоретических разработок, учет их соответствия требованиям законов в области промышленности, экологии и безопасности;
оценка соответствия предлагаемого решения достигнутому мировому уровню;
производственно-технологическая деятельность:
разработка способов проведения ядерно-физических экспериментов и экспериментов в области конденсированного состояния вещества;
разработка способов применения плазменных, лазерных, электронных, нейтронных и протонных пучков, сверхвысоких частот излучения в решении технологических и медицинских проблем;
разработка технологии изготовления современных электронных устройств, включая создание радиационно-стойких изделий;
разработка технологии применения приборов и установок для анализа веществ в научных, экологических и промышленных целях;
разработка технологии получения новых видов топлива и материалов для ядерной энергетики; разработка радиационных технологий для медицины;
разработка ядерных и лазерных, сверхвысоких частот и мощных импульсных установок и технологий, обладающих высокой эффективностью, безопасностью и защищенностью;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;
поиск оптимальных решений с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений;
подготовка заявок на патенты, изобретения и промышленные образцы и оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности;
организация в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборов, их элементов и по разработке проектов стандартов и сертификатов;
организация работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых приборов и установок;
поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции;
участие в проведении маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентно способных приборов и установок;
разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии, координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-2);
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-3);
готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-4).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-2);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов, в соответствии с целями магистерской подготовки (ПК-3);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью к созданию теоретических и математических моделей, описывающих конденсированное состояние вещества, распространение и взаимодействие излучения с веществом, физику кинетических явлений или процессы в реакторах, ускорителях или воздействие ионизирующего излучения на материалы, человека и объекты окружающей среды (ПК-4);
готовностью к созданию новых методов расчета современных физических установок и устройств, разработке методов регистрации ионизирующих излучений, методов оценки количественных характеристик ядерных материалов (ПК-5);
способностью использовать фундаментальные законы в области физики атомного ядра и частиц, ядерных реакторов, конденсированного состояния вещества, экологии в объеме, достаточном для самостоятельного комбинирования и синтеза реальных идей, творческого самовыражения (ПК-6);
способностью применять экспериментальные, теоретические и компьютерные методы исследований в профессиональной области (ПК-7);
способностью оценить перспективы развития ядерной отрасли, использовать ее современные достижения и передовые технологии в научно-исследовательских работах (ПК-8);
способностью самостоятельно выполнять экспериментальные или теоретические исследования для решения научных и производственных задач с использованием современной техники и методов расчета и исследования (ПК-9);
способностью оценивать риск и определять меры безопасности для новых установок и технологий, составлять и анализировать сценарии потенциально возможных аварий, разрабатывать методы уменьшения риска их возникновения (ПК-10);
для проектной деятельности:
способностью провести расчет, концептуальную и проектную проработку современных физических установок и приборов (ПК-11);
готовностью применять методы оптимизации, анализа вариантов, поиска решения многокритериальных задач, учета неопределенностей при проектировании (ПК-12);
способностью формулировать технические задания, использовать информационные технологии и пакеты прикладных программ при проектировании и расчете физических установок, использовать знания методов анализа эколого-экономической эффективности при проектировании и реализации проектов (ПК-13);
для экспертной деятельности:
способностью к анализу технических и расчетно-теоретических разработок, к учету их соответствия требованиям законов в области промышленности, экологии, технической, радиационной и ядерной безопасности и другим нормативным актам (ПК-14);
способностью объективно оценить предлагаемое решение или проект по отношению к современному мировому уровню, подготовить экспертное заключение (ПК-15);
для производственно-технологической деятельности:
способностью понимать современные профессиональные проблемы, современные ядерные технологии, научно-техническую политику ядерной сферы деятельности (ПК-16);
готовностью решать инженерно-физические и экономические задачи с помощью пакетов прикладных программ (ПК-17);
способностью эксплуатировать, проводить испытания и ремонт современных физических установок (ПК-18);
для организационно-управленческой деятельности:
способностью на практике применять знание основных понятий в области интеллектуальной собственности, прав авторов, предприятия-работодателя, патента обладателя, основных положений патентного законодательства и авторского права Российской Федерации (ПК-19);
способностью проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, официальной регистрации компьютерных программ и баз данных (ПК-20);
способностью управлять персоналом с учетом мотивов поведения и способов развития делового поведения персонала, применять методы оценки качества и результативности труда персонала (ПК-21);
способностью к проектированию и экономическому обоснованию инновационного бизнеса, содержания, структуры и порядка разработки бизнес-плана (ПК-22);
способностью разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии; осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, управлять программами освоения новой продукции и технологии (ПК-23);
готовностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риск-менеджмента на предприятии (ПК-24);
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-25);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы коллективов исполнителей (ПК-26).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T---------------------------T------------T------------------T---------¬

¦Код¦ Учебные циклы и ¦Трудоемкость¦Перечень дисциплин¦Коды ¦
¦ УЦ¦ проектируемые результаты ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦формируе-¦
¦ООП¦ их освоения ¦ единицы) ¦ примерных ¦мых ¦
¦ ¦ ¦ <*> ¦ программ, ¦компетен-¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+---------------------------+------------+------------------+---------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 20 - 40 ¦Менеджмент и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 15 ¦маркетинг ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦Методология ¦ПК-1 ¦
¦ ¦базовой части цикла студент¦ ¦научного познания ¦ПК-3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦Ядерная физика, ¦ПК-4 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦спецглавы высшей ¦ПК-5 ¦
¦ ¦основные принципы и функции¦ ¦математики ¦ПК-6 ¦
¦ ¦менеджмента, принципы¦ ¦(интегральные ¦ПК-8 ¦
¦ ¦построения организационных¦ ¦уравнения и ¦ПК-9 ¦
¦ ¦структур и распределения¦ ¦решение ¦ПК-19 ¦
¦ ¦функций управления, формы¦ ¦некорректных ¦ПК-20 ¦
¦ ¦участия персонала в¦ ¦задач) ¦ПК-21 ¦
¦ ¦управлении; основные¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦принципы этики деловых¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦отношений; роль маркетинга¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦в управлении фирмой,¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦принципы, задачи и функции¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦маркетинга, направления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения маркетинговых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; проектный¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмент: сущность,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи, функции; проект как¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объект менеджмента,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦система, функции,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структура; организацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных процессов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговую разработку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта, уровень качества,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта; основные научные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школы, направления,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦концепции, источники знания¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и приемы работы с ними,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологию научных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания; классификацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науки и научных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные свойства ядер;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квантовые характеристики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных состояний;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные переходы в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядрах; нуклон-нуклонные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и свойства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных сил; ядерные модели¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и ядерные реакции;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нейтронные эффективные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сечения и способы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представления ядерных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных; оптические свойства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при взаимодействии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦холодных нейтронов с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществом; особенности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменения структуры¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов при облучении¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быстрыми нейтронами;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линейные операторы в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гильбертовом пространстве,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнения Фредгольма¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦второго рода, методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения нестандартных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач, необходимые и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достаточные условия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экстремума функционала; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбирать оптимальные формы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации бизнеса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать методологию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научных исследований;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить новые источники¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектных разработок;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбирать данные о свойствах¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядер, которые определяют¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нейтронно-физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства материалов и их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиоактивность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать современные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦библиотеки оцененных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных данных; находить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наилучший способ решения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦некорректных задач,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить экстремумы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами менеджмента и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами проведения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговых исследований;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научными исследованиями,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научными и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективами; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки программ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки проектов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки сечений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия излучения с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалами; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования библиотек¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сечений взаимодействия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нейтронов с ядрами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; приемами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений интегральных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнений, привлечением¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦априорной информации для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения некорректных задач,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методом регуляции Тихонова¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и статистической регуляции.¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+------------+------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------------+------------------+---------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 60 - 70 ¦Основы ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 10 - 20 ¦информационной ¦ОК-4 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦безопасности ¦ПК-2 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦критических ¦ПК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦технологий ¦ПК-4 ¦
¦ ¦базовой части цикла студент¦ ¦Компьютерные ¦ПК-7 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦технологии ¦ПК-8 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Основы ядерных ¦ПК-9 ¦
¦ ¦правовые основы защиты¦ ¦технологий ¦ПК-10 ¦
¦ ¦информации; особенности¦ ¦Основы ядерного ¦ПК-11 ¦
¦ ¦защиты информации¦ ¦нераспространения ¦ПК-12 ¦
¦ ¦критических технологий;¦ ¦и безопасного ¦ПК-13 ¦
¦ ¦способы и методы защиты¦ ¦обращения с ¦ПК-14 ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ядерными ¦ПК-15 ¦
¦ ¦базис современных¦ ¦материалами ¦ПК-16 ¦
¦ ¦компьютерных технологий,¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦перспективы компьютерных¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦технологий в науке и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании, особенности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютеризации ядерных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критических технологий;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные типы и стадии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерного топливного цикла;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физические основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий ядерного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топливного цикла; ядерные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии как критические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии; проблема¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нераспространения -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возникновение, развитие,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нынешнее состояние и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективы; особенности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных технологий и анализ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлекательности ядерных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; международные и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальные гарантии и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порядок их осуществления;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль международных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций в ядерном¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разоружении и контроле;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерной энергетики и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных технологий;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемы защищенности и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самозащищенности ядерного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топливного цикла;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности обеспечения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности ядерных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установок и материалов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять способы и методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты информации;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять современные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерные технологии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценить защищенность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных технологий,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлекательность ядерных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; оценить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерной отрасли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: способами защиты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деловой и профессиональной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения современных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приложениях; способами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защищенности и контроля¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных материалов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных технологий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+------------+------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------------+------------------+---------+
¦М.3¦Практики и (или) научно- ¦ 12 - 15 ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦практические умения и ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦навыки определяются ОПП ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦вуза ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
+---+---------------------------+------------+------------------+---------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 15 ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
+---+---------------------------+------------+------------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------+------------+------------------+----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 33 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, проведение тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. ООП вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области (компьютерные технологии, менеджмент, маркетинг), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
научно-производственная;
научно-исследовательская;
преддиссертационная.
Целью научно-производственной практики является изучение опыта работы предприятий, учреждений, организаций, овладение практическими навыками и передовыми методами по выбранному профилю, приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы. Продолжительность научно-производственной практики не должна быть менее одного месяца. Практика может включать в себя технические туры на предприятия и организации ядерной отрасли.
Целью научно-исследовательской практики является проработка теоретических вопросов в рамках выбранного профиля подготовки, участие в научных исследованиях, школах, семинарах и конференциях.
Целью преддиссертационной практики является сбор, анализ и обобщение материалов по тематике выпускной квалификационной работы магистра. Конкретные задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Содержание каждого вида практики определяется рабочими учебными программами вуза с учетом возможностей и интересов организаций - мест проведения практик. Результаты преддиссертационной практики должны найти отражение и закрепление в выпускной квалификационной работе. Практика проводится в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики предусматривает защиту выполненной работы, которая принимается комиссией в составе преподавателей выпускающей кафедры.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться различные виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся. Основной формой выполнения научно-исследовательской работы магистратуры является индивидуальная работа студента над сформулированным руководителем заданием. По окончании ее выполнения студентом предоставляется письменный отчет, который должен содержать краткое описание научного направления и сведения о конкретно выполненной работе. Научно-исследовательская работа завершается докладом и защитой отчета перед комиссией, формируемой для каждой профильной направленности ООП магистратуры из ведущих специалистов и преподавателей.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний соответствующей направлению подготовки 140800 Ядерные физика и технологии;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок по теме (заданию) научно-исследовательской работы в составе группы или индивидуально;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию) научно-исследовательской работы;
составлять отчеты по теме (заданию) научно-исследовательской работы;
выступать с докладами на конференциях (семинарах).
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук, или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Учебный процесс должен быть обеспечен лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в соответствии с содержанием основных естественнонаучных дисциплин. Вуз должен обладать специальным оборудованием, техническими средствами и лабораторной базой в соответствии с содержанием профессиональных дисциплин с учетом возможностей филиалов вуза и научно-образовательных центров в академических, отраслевых институтах и научных центрах, позволяющими осуществлять реализацию ООП магистратуры.
Количество студентов в подгруппах лабораторных практикумов, связанных с работами высокочастотных установок, ультрафиолетовым, лазерным и ионизирующим излучениями, высоким напряжением, вакуумным оборудованием, а также занятиями в дисплейных классах, устанавливается в соответствии с правилами техники безопасности.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студентов к сети Интернет при реализации профессионального цикла ООП должна быть не менее 25 процентов.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к трудовой деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок могут использоваться групповые и взаимооценки: оппонирование студентами рефератов, проектов, исследовательских работ, экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и (или) работодателей и так далее.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектной, экспертной, производственно-технологической, организационно-управленческой).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:
анализ получаемой лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники;
обобщение и систематизация результатов научно-исследовательской работы;
составление научного отчета в соответствии с требованиями научной работы;
проектирование и (или) разработка специальных программных средств;
обработка и анализ получаемой информации, обобщение и систематизация результатов работ с использованием современной техники и технологии;
разработка нормативных методических и производственных документов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru