Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2010 № 234
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2010 № 17211)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 24, 14.06.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 25.06.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 25 июня 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2010 г. № 17211
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2010 г. № 234

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Минобрнауки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 марта 2010 г. № 234

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 034300 Физическая культура образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового стиля жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;
учебно-методическая и нормативная документация.
4.3. Магистр по направлению подготовки 034300 Физическая культура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая;
тренерская;
проектная;
рекреационная;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
культурно-просветительская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшем учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 034300 Физическая культура должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность:
постоянно повышать свою педагогическую квалификацию;
разрабатывать учебную документацию по физической культуре в соответствии со спецификой учебного заведения;
внедрять инновационные технологии в учебный процесс по физической культуре;
оценивать эффективность учебного процесса по физической культуре и вносить в него соответствующие коррективы;
разрабатывать методические пособия по физической культуре для конкретного контингента занимающихся;
тренерская деятельность:
постоянно повышать свою тренерскую квалификацию;
разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного уровня квалификации;
обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;
анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы;
проектная деятельность:
осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном (локальном) уровнях;
осуществлять оперативное и стратегическое проектирование и планирование деятельности спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских организаций;
рекреационная деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области оздоровительных технологий;
разрабатывать индивидуальные рекреационные программы для различного контингента занимающихся;
анализировать эффективность рекреационных программ и вносить в них соответствующие коррективы;
организационно-управленческая деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную квалификацию в области организационно-управленческой деятельности;
обобщать и внедрять в практику передовой отечественный и зарубежный опыт работы физкультурно-спортивных организаций;
разрабатывать целевые программы развития физической культуры и спорта на разных уровнях;
анализировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и вносить в нее соответствующие коррективы;
научно-исследовательская деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения;
выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;
внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;
разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации;
культурно-просветительская деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области планирования и осуществления культурно-просветительской деятельности;
разрабатывать целевые кампании по пропаганде физической культуры и спорта.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
способностью самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободно пользуется русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских работ и управления коллективом (ОК-4);
способностью влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении (ОК-5);
способностью оценивать качество результатов деятельности (ОК-6);
готовностью брать на себя ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью принимать нестандартные решения (ОК-8);
готовностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-10);
адаптироваться к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, своих возможностей (ОК-11);
готовностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-12);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте (ОК-13);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-14);
расширяет и углубляет свое научное мировоззрение (ОК-15);
осознанием основных проблем своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
педагогическая деятельность:
способностью применять на практике новейшие достижения в области педагогической деятельности (с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-1);
способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения воспитательного воздействия на личность обучаемого (ПК-2);
способностью разрабатывать методические комплексы по учебной дисциплине "физическая культура" (ПК-3);
способностью решать нестандартные проблемы в разных видах профессиональной деятельности (ПК-4);
способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в педагогический процесс в целях повышения его эффективности (ПК-5);
способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности педагогической деятельности (ПК-6);
способностью использовать современные технологии для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-7);
тренерская деятельность:
обладать высоким уровнем знаний в области подготовки спортсменов (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-8);
способностью видеть главное в подготовке спортсменов и определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач (ПК-9);
способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса (ПК-10);
способностью разрабатывать целевые тренировочные программы и планы подготовки спортсменов различной квалификации (ПК-11);
способностью решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-12);
способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в подготовку спортсменов с целью повышения ее эффективности (ПК-13);
способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности тренерской деятельности (ПК-14);
проектная деятельность:
способностью формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, спортивной, рекреационной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности (ПК-15);
способностью разрабатывать обобщенные варианты решения проблемы, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта (ПК-16);
способностью разрабатывать проекты и методическую документацию в сфере физической культуры и спорта с учетом социальных, морфофункциональных, психологических особенностей контингента разного пола и возраста, естественно-средовых и экономических особенностей региона (ПК-17);
способностью использовать современные информационные технологии в проектировании (ПК-18);
способностью обеспечивать соответствие разрабатываемых проектов стандартам и нормативным документам, а также заданию на их разработку (ПК-19);
рекреационная деятельность:
обладать высоким уровнем знаний в области рекреационной деятельности (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-20);
способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности организации досуга занимающихся с использованием средств физической культуры (ПК-21);
способностью разрабатывать комплексные программы рекреационной деятельности для разных групп населения (ПК-22);
способностью решать нестандартные проблемы в процессе рекреационной деятельности (ПК-23);
способностью управлять отношениями с лицами, вовлеченными в процесс физической рекреации (ПК-24);
способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности рекреационной деятельности (ПК-25);
организационно-управленческая деятельность:
обладать высоким уровнем знаний в области организационно-управленческой деятельности (знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-26);
способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности организационно-управленческой деятельности (ПК-27);
способностью разрабатывать планы и программы инновационной деятельности в сфере управления спортивными организациями (ПК-28);
видеть главное в организационно-управленческой деятельности и расставлять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач (ПК-29);
способностью оценивать эффективность принятых организационно-управленческих решений и оптимизировать процесс управления (ПК-30);
научно-исследовательская деятельность:
обладать высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-31);
способностью выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта (ПК-32);
способностью разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований в области физической культуры и спорта (ПК-33);
способностью использовать методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта (ПК-34);
способностью интерпретировать результаты собственных научных исследований и выявлять их практическую значимость (ПК-35);
культурно-просветительская деятельность:
обладать высоким уровнем знаний в области пропаганды физической культуры и спорта среди населения (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-36);
способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности культурно-просветительской деятельности (ПК-37);
способностью разрабатывать целевые программы привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом (ПК-38);
находить нестандартные решения в процессе реализации программ культурно-просветительской деятельности (ПК-39);
способностью управлять отношениями с лицами, вовлеченными в культурно-просветительскую деятельность (ПК-40).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T----------------------------------T---------T-------------T----------¬

¦Код¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦дисциплин для¦формируе- ¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ ¦компетен- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦(примерных), ¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 15 - 25 ¦История и ¦ОК-1 - 2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 12 ¦методология ¦ОК-4 ¦
¦ ¦в результате изучения базовой ¦ ¦науки ¦ОК-6 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен ¦ ¦Логика ¦ОК-8 - 11 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Информацион- ¦ОК-13 - 15¦
¦ ¦- основные научные школы, ¦ ¦ные ¦ПК-1 - 2 ¦
¦ ¦направления, концепции, источники ¦ ¦технологии в ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знания и приемы работы с ними; ¦ ¦науке и ¦ПК-10 ¦
¦ ¦- методологию научных ¦ ¦образовании ¦ПК-18 ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦- основные особенности научного ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦метода познания; ¦ ¦ ¦ПК-29 - 30¦
¦ ¦- классификацию науки и научных ¦ ¦ ¦ПК-34 - 35¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ПК-39 ¦
¦ ¦- основные понятия и категории ¦ ¦ ¦ПК-40 ¦
¦ ¦логики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила определения понятий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию и систематизацию как¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логические понятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- инновационные образовательные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии в физической культуре; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современный уровень и тенденции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий, направления их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения в науке и образовании; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- самостоятельно приобретать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять новые знания, в том ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе в смежных областях знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать логические операции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификации и систематизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов, систем, явлений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов физической культуры и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорта, формулировать новые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия и термины; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- адаптироваться к изменению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профиля деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- расширять и углублять свое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научное мировоззрение; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбирать адекватную теорию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологию для решения научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять прикладные программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специального назначения для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отрасли физической культуры и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорта; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять методы математического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования и статистической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки при решении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- теорией планирования, управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и контроля процессов исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современными технологиями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поиска, обработки и представления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 35 - 45 ¦Современные ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 6 - 12 ¦проблемы наук¦ОК-4 - 8 ¦
¦ ¦в результате изучения базовой ¦ ¦о физической ¦ОК-10 - 13¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен ¦ ¦культуре и ¦ОК-15 - 16¦
¦ ¦знать: ¦ ¦спорте (в ¦ПК-3 - 40 ¦
¦ ¦- систему научного знания о ¦ ¦соответствии ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте, ее ¦ ¦с профилем ¦ ¦
¦ ¦структуре, междисциплинарную ¦ ¦подготовки) ¦ ¦
¦ ¦интеграцию комплекса наук, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучающих физическую культуру и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорт: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психолого-педагогических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-гуманитарных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- стратегии разрешения проблем в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отрасли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- оперировать основными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретическими знаниями о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основе критического осмысления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить анализ и представлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегративную информацию по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам развития физической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры и спорта на местном и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональном уровне для принятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений по ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствованию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- профессиональной речевой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникацией на русском языке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- актуальными средствами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами, технологиями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способами определения приоритетных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видов профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в физкультурном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании, спорте, двигательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреации и туризме и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования их для решения задач¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранения и укрепления здоровья и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повышения качества жизни ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения, подготовки спортсменов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦высокой квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦М.3¦Практики и научно- ¦ 54 ¦ ¦ОК-1 - 16 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-1 - 43 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 6 ¦ ¦ПК-1 - 40 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+---------+-------------+----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------------+---------+-------------+-----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр, для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в том числе развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, психологических и иных тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информационных технологий в науке и образовании, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профильную направленность;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Требования к организации практик обучающихся.
Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, научно-педагогическая, производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, звание "Заслуженный тренер России", спортивные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов; лауреаты государственных премий в сфере физической культуры.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
спортивные залы, помещения, сооружения для проведения занятий по спортивно-педагогическим дисциплинам, отвечающие действующим санитарным нормам и принадлежащие вузу или арендуемые им;
кабинеты для проведения дисциплины;
информационные технологии в науке и образовании;
специализированные кабинеты и лаборатории для дисциплин профессионального цикла в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
При утверждении профильной направленности ООП магистратуры, если программами дисциплин, планируемых для включения в профессиональный цикл, предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, профильная направленность может вводиться только при наличии соответствующих материально-технических условий для этого.
Должен быть обеспечен доступ одновременной работы в сети Интернет, с пропускной способностью не менее двух мегабит в секунду, не менее одной учебной группы студентов.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, магистерских, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, тренерской, проектной, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:
анализ получаемой эмпирической информации с использованием современных информационных технологий;
обобщение и систематизация результатов научно-исследовательской работы;
составление научного отчета в соответствии с требованиями научной работы;
проектирование и проведение культурно-просветительских, физкультурно-массовых, спортивно-зрелищных и подобных мероприятий;
обработка и анализ результатов педагогических исследований, обобщение и систематизация их результатов с использованием современной техники и технологии;
разработки нормативных и методических документов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свои способности и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru