| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 08.04.2010 № 301
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик)"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2010 № 17083)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 21, 24.05.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 04.06.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 4 июня 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010 г. № 17083
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 апреля 2010 г. № 301
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик) и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2010 г. № 301
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
--------------------T-----------------------------------T-----------------¬
¦ Образовательная ¦ Наименование квалификации ¦Нормативный срок ¦
¦ база приема ¦ (профессий по Общероссийскому ¦освоения ОПОП при¦
¦ ¦ классификатору профессий рабочих, ¦ очной форме ¦
¦ ¦ должностей служащих и тарифных ¦ получения ¦
¦ ¦ разрядов (ОК 016-94)) <*> ¦ образования ¦
+-------------------+-----------------------------------+-----------------+
¦на базе среднего ¦Водитель автомобиля ¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего ¦Машинист крана автомобильного ¦ ¦
¦образования ¦Машинист крана (крановщик) ¦ ¦
+-------------------+ +-----------------+
¦на базе основного ¦ ¦ 2 года 5 мес. ¦
¦общего образования ¦ ¦ <**> ¦
L-------------------+-----------------------------------+------------------
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
водитель автомобиля - машинист крана автомобильного;
водитель автомобиля - машинист крана (крановщик).
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обслуживание и управление краном при производстве работ (по видам).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
грузовой автомобиль, кран (по видам);
грузозахватные устройства и приспособления, инструменты;
грузы;
техническая и технологическая документация.
4.3. Обучающийся по профессии Машинист крана (крановщик) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Транспортировка грузов.
4.3.2. Эксплуатация крана при производстве работ (по видам).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Транспортировка грузов.
ПК 1.1. Управлять автомобилями категории "C".
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 1.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 1.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
5.2.2. Эксплуатация крана при производстве работ (по видам).
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной
профессиональной образовательной программы начального
профессионального образования
Таблица 2
--------T---------------------------------T--------------T------------T--------------------------T------------¬
¦Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦В т.ч. часов¦ Индекс и наименование ¦ Коды ¦
¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦обязательных¦ дисциплин, ¦формируемых ¦
¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ междисциплинарных курсов ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦ (МДК) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦
¦ ¦и раздел "Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 294 ¦ 210 ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦ОП.01. Слесарное дело ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.4¦
¦ ¦обучающийся по ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦общепрофессиональным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять общие слесарные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологию выполнения слесарных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды инструментов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и правила применения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольно-измерительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ допуски и посадки, классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точности, чистоты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ определять материал, из ¦ ¦ ¦Материаловедение ¦ПК 1.1 - 1.4¦
¦ ¦которого выполнены детали; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ определять вид топлива, вид ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦масел; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ материалы, их свойства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды топлива, масел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. Охрана труда ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ применять инструкции и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.4¦
¦ ¦положения; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ применять правила безопасного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведения монтажных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦погрузочно-разгрузочных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования, предъявляемые к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режиму труда и отдыха, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и нормы охраны труда и техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие требования безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда при работе на кранах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобильных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ инструкции и положения по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации кранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобильных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила безопасного ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦погрузочно-разгрузочных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. Электротехника ¦ОК1 - 7 ¦
¦ ¦ применять основные законы ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.4¦
¦ ¦электротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ рассчитывать характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнических цепей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять полученные знания на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ физическую сущность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических и магнитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явлений, их взаимосвязь и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественное соотношение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные законы электротехники;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принцип и устройство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроизмерительных приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.05. Техническое ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ читать рабочие и сборочные ¦ ¦ ¦черчение ¦ПК 1.1 - 1.4¦
¦ ¦чертежи и схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ выполнять эскизы, технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисунки и простые чертежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деталей, их элементов, узлов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила чтения технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы графического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представления объектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пространственных образов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила выполнения чертежей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических рисунков и эскизов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технику и принципы нанесения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 32 ¦ОП.06. Безопасность ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК 1.1 - 1.6¦
¦ ¦мероприятия по защите ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦работающих и населения от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негативных воздействий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦меры для снижения уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опасностей различного вида и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной и коллективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; применять первичные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно определять среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦них родственные полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания в ходе исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бесконфликтного общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития событий и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стихийных явлениях, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оружия массового поражения; меры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного поведения при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поступления на нее в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной техники и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вооружении (оснащении) воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеются военно-учетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальности, родственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первой помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 490 ¦ 326 ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 490 ¦ 326 ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Транспортировка грузов ¦ ¦ ¦МДК.01.01. Теоретическая ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦подготовка водителей ¦ПК 1.1 - 1.6¦
¦ ¦профессионального модуля ¦ ¦ ¦автомобилей категории "C" ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- управления автомобилями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категории "C"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- соблюдать Правила дорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- безопасно управлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортными средствами в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных дорожных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метеорологических условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- уверенно действовать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нештатных ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- управлять своим эмоциональным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоянием, уважать права ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦других участников дорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения, конструктивно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешать межличностные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликты, возникшие между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участниками дорожного движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выполнять контрольный осмотр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств перед ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выездом и при выполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поездки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- заправлять транспортные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства горюче-смазочными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалами и специальными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жидкостями с соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических требований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- устранять возникшие во время ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств мелкие неисправности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не требующие разборки узлов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрегатов, с соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требований техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- соблюдать режим труда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдыха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- обеспечивать прием, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размещение, крепление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевозку грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- получать, оформлять и сдавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевую и транспортную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принимать возможные меры для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оказания первой помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дорожно-транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происшествиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- соблюдать требования по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортировке пострадавших; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы законодательства в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере дорожного движения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правила дорожного движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила перевозки грузов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пассажиров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- виды ответственности за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушение Правил дорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения, правил эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств и норм по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране окружающей среды в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательством Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- назначение, расположение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принцип действия основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов и приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила техники безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при проверке технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояния транспортных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦погрузочно-разгрузочных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- порядок выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольного осмотра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств перед ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поездкой и работ по его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническому обслуживанию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- перечень неисправностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условий, при которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦запрещается эксплуатация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств или их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дальнейшее движение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- приемы устранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неисправностей и выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ по техническому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживанию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила обращения с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационными материалами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- требования, предъявляемые к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режиму труда и отдыха, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и нормы охраны труда и техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы безопасного управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортными средствами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- порядок оформления путевой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарно-транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- порядок действий водителя в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нештатных ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- комплектацию аптечки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначение и правила применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦входящих в ее состав средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- приемы и последовательность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действий по оказанию первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи пострадавшим при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дорожно-транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происшествиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правила применения средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Эксплуатация крана при ¦ ¦ ¦МДК.02.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦производстве работ (по видам) ¦ ¦ ¦Устройство, управление ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦и техническое обслуживание¦ ¦
¦ ¦профессионального модуля ¦ ¦ ¦крана ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ управления краном при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технического обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кранов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ готовить основное и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вспомогательное оборудование к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ производить осмотр креплений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировку механизмов кранов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять исправность приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять пригодность стальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦канатов, грузозахватных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и приспособлений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться эксплуатационной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической документацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство и конструктивные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности крана; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды грузов и способы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крепления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основное и вспомогательное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудование; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила управления краном; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила крепления и регулировки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов крана ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате освоения раздела ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность для укрепления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья, достижения жизненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональном и социальном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ОПОП, включая раздел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика ¦ ¦ ¦ ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦(производственное обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ 19 нед. ¦ 684 ¦ ¦ПК 1.1 - 1.6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+------------+
¦ГИА.00 ¦Государственная (итоговая) ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+---------------------------------+--------------+------------+--------------------------+-------------
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Таблица 3
----------------------------------------------------------------T---------¬
¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" ¦ 20 нед.¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед.¦
+---------------------------------------------------------------+ ¦
¦Производственная практика ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L---------------------------------------------------------------+----------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать для освоения основ медицинских знаний 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 57 нед.
36 часов в неделю)
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются практики: учебная (производственное обучение) и производственная практики.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии рабочего на 1 - 2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме, не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30. ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или организациях, в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
электротехники;
технического черчения;
устройства автомобилей и кранов;
охраны труда.
Лаборатории:
материаловедения;
технического обслуживания и ремонта автомобилей и кранов.
Мастерские:
слесарная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|