| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 № 370
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270843.02 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2010 № 17358)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 26, 28.06.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 09.07.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 июля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2010 г. № 17358
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 апреля 2010 г. № 370
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
270843.02 ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК ПО СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКЕ
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Минобрнауки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270843.02 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 16 апреля 2010 г. № 370
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
270843.02 ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК ПО СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКЕ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270843.02 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
------------------T------------------------------------T------------------¬
¦ Образовательная ¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦
¦ база приема ¦ (профессий по Общероссийскому ¦ освоения ОПОП ¦
¦ ¦ классификатору профессий рабочих, ¦ при очной форме ¦
¦ ¦ должностей служащих и тарифных ¦ получения ¦
¦ ¦ разрядов) (ОК 016-94) <*> ¦ образования ¦
+-----------------+------------------------------------+------------------+
¦на базе среднего ¦ Электромонтажник по сигнализации,¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего ¦централизации и блокировке ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
+-----------------+ +------------------+
¦на базе основного¦ ¦2 года 5 мес. <**>¦
¦общего ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
L-----------------+------------------------------------+-------------------
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: установка, монтаж и наладка оборудования, аппаратуры и приборов сигнализации, систем централизации (контроля и управления доступом) и блокировки, оповещения и управления эвакуацией людей, бесперебойного и резервного электропитания, охранного освещения, оперативной и постовой связи, пожарной и инженерной автоматики (далее - систем безопасности), монтаж электропроводок систем безопасности и проведение необходимых электроизмерений, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, аппаратуры, приборов и электропроводок систем безопасности, проверка работоспособности оборудования, аппаратуры и приборов систем безопасности, в том числе новых образцов техники, а также простейших систем безопасности в целом.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
здания, сооружения, помещения и т.п., подлежащие оснащению системами сигнализации, централизации и блокировки;
эксплуатируемые системы безопасности;
оборудование, аппаратура, приборы систем безопасности, кабельная продукция и расходные материалы;
средства труда, в том числе инструменты, машины, механизмы, их комплексы и системы;
технологии и технологические процессы;
проектно-сметная и нормативно-техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение работ по установке и монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
4.3.2. Проведение пусконаладочных работ при установке технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение работ по монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 1.1. Подготавливать места установки оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 1.2. Выполнять работы по установке и монтажу линейных сооружений, оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
5.2.2. Проведение пусконаладочных работ при установке технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 2.1. Проводить пусконаладочные работы при установке технических средств системы сигнализации.
ПК 2.2. Проводить пусконаладочные работы при установке технических средств системы централизации.
ПК 2.3. Проводить пусконаладочные работы системы блокировки и оборудования охранного освещения.
ПК 2.4. Проводить пусконаладочные работы источников основного и резервного электропитания.
ПК 2.5. Диагностировать системы и комплексы технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
Таблица 2
-------T------------------------------------------------T--------------T-------------T-----------------T------------¬
¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦ Всего ¦В т.ч. часов ¦ Индекс и ¦ Коды ¦
¦ ¦ требования к знаниям, умениям, практическому ¦ максимальной ¦обязательных ¦ наименование ¦формируемых ¦
¦ ¦ опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ дисциплин, ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦междисциплинарных¦ ¦
¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ ¦ курсов (МДК) ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 434 ¦ 296 ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ОП.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦обучающийся по общепрофессиональным ¦ ¦ ¦Инженерная ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ читать чертежи, проекты, структурные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажные и простые принципиальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрические схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования единой системы конструкторской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды нормативно-технической документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды чертежей, проектов, структурных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажных и простых принципиальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила чтения технической и технологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации оборудования электросвязи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводного вещания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы компьютерного моделирования простых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурных, монтажных и принципиальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ составлять простые измерительные схемы; ¦ ¦ ¦электротехники ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦ подключать электроизмерительные приборы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контролировать качество выполняемых работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ производить расчет различных параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ производить контроль различных параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные законы электротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие сведения об электросвязи и радиосвязи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы расчета электрических цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные сведения об электроизмерительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ применять материалы при выполнении работ; ¦ ¦ ¦электро- ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦материаловедения ¦ ¦
¦ ¦ общие сведения о строении материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие сведения о полупроводниковых, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводниковых, диэлектрических и магнитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалах и изделиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сведения об электромонтажных изделиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение, виды и свойства материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ определять параметры элементов схем; ¦ ¦ ¦радиоэлектроники ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦ работать с выпрямителями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рассчитывать параметры контуров по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резонансной характеристике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию видов сигналов, их спектры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ кодирование сигналов и преобразование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частоты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды нелинейных преобразований сигналов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиотехнике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию видов модуляции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие сведения о распространении радиоволн; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные сведения о полупроводниковых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборах, выпрямителях, колебательных системах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦антеннах; усилителях, генераторах электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигналов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принцип распространения сигналов в длинных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сведения о волоконно-оптических линиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.05. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ использовать в профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦Информационные ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦информационные технологии как средство ¦ ¦ ¦технологии в ¦ ¦
¦ ¦автоматизации производственного процесса; ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦
¦ ¦ работать с пакетами прикладных программ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦профессиональной направленности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы подключения средств информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности применения системных программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 32 ¦ОП.06. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия по ¦ ¦ ¦Безопасность ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ ¦защите работающих и населения от негативных ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦ ¦
¦ ¦воздействий чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного вида и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий в профессиональной деятельности и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне военно-учетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностей и самостоятельно определять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среди них родственные полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ходе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнения обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских должностях в соответствии с полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦саморегуляции в повседневной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экстремальных условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, прогнозирования развития событий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки последствий при техногенных чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствия в профессиональной деятельности и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быту, принципы снижения вероятности их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия гражданской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военную службу и поступления на нее в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной техники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специального снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вооружении (оснащении) воинских подразделений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в которых имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 350 ¦ 240 ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 350 ¦ 240 ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Выполнение работ по монтажу оборудования, ¦ ¦ ¦МДК.01.01. Основы¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦аппаратуры и приборов систем сигнализации, ¦ ¦ ¦выполнения работ ¦ПК 1.1 - 1.2¦
¦ ¦централизации и блокировки, источников ¦ ¦ ¦по монтажу ¦ ¦
¦ ¦основного и резервного электропитания ¦ ¦ ¦оборудования, ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального модуля ¦ ¦ ¦аппаратуры и ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦приборов систем ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦сигнализации, ¦ ¦
¦ ¦ участия в обследовании объекта, подлежащего ¦ ¦ ¦централизации и ¦ ¦
¦ ¦оборудованию аппаратурой сигнализации, ¦ ¦ ¦блокировки, ¦ ¦
¦ ¦централизации и блокировки; ¦ ¦ ¦источников ¦ ¦
¦ ¦ установки и монтажа линейных сооружений, ¦ ¦ ¦основного и ¦ ¦
¦ ¦аппаратуры сигнализации, видеонаблюдения, ¦ ¦ ¦резервного ¦ ¦
¦ ¦оповещения, пожаротушения, дымоудаления, систем ¦ ¦ ¦электропитания ¦ ¦
¦ ¦централизации и блокировки, оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охранного освещения, источников основного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резервного электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться планом-схемой и строительными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чертежами объекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять категорию объекта и проверять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерные сооружения, техническую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрепленность коммуникаций, выявлять уязвимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦места; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать варианты охраны объекта и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические средства сигнализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать типы кабелей связи по заданным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметрам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по монтажу линейно-кабельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений проводных и волоконно-оптических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем передачи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять строительную длину кабелей связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перед прокладкой (с наличием проекта и без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦него); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ прокладывать провода и кабели для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осветительных и сигнальных сетей всех типов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять монтаж и заряжать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроустановочные изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ собирать и проверять электрические схемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перед включением; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять параметры электрической сети; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устанавливать и заменять аппараты защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрической сети; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устанавливать оконечные кабельные устройства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмы для структурированных сетей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптические коммутационные полки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ присоединять провода в коробах и боксах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работать со специальными инструментами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлениями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устанавливать соединительные коробки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изоляторы короткого замыкания, релейные модули, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адресные расширители, усилители тока, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационные панели, блоки индикации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроллеры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять монтаж систем охранной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять монтаж извещателей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять монтаж контрольных панелей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клавиатур, сигнально-пусковых блоков и модулей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроллеров систем централизации и блокировки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать в трудовой деятельности средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизации и автоматизации производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять монтаж станционной аппаратуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств основного и резервного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по присоединению приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы безопасности к источникам основного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять защитное заземление, зануление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защитное отключение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ цели и задачи обследования объектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подлежащих оборудованию аппаратурой систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ этапы обследования объекта и номенклатуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ, выполняемых на каждом этапе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ содержание рабочей документации, оформляемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по результатам обследования объекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ структуру предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методику выбора вариантов охраны объекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сведения об электроснабжении и заземлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установок сигнализации, систем оповещения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения, контроля доступа, охранного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телевидения, блокировки и централизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство и основное оборудование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осветительных установок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологию работ по монтажу электропроводок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологию работ по монтажу линейно-кабельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений для установок сигнализации, систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оповещения, пожаротушения, контроля доступа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охранного телевидения, блокировки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦централизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство и технологию работ по монтажу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемно-контрольных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ системы контроля доступа и технологию работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по монтажу приборов и аппаратуры систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦централизации и исполнительных устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ системы и технологию работ по монтажу систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охранного телевидения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Проведение пусконаладочных работ при установке ¦ ¦ ¦МДК.02.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦технических средств сигнализации, централизации ¦ ¦ ¦Технология ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦и блокировки, источников основного и резервного ¦ ¦ ¦проведения ¦ ¦
¦ ¦электропитания ¦ ¦ ¦пусконаладочных ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального модуля ¦ ¦ ¦работ при ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦установке ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦технических ¦ ¦
¦ ¦ проведения пусконаладочных работ ¦ ¦ ¦средств ¦ ¦
¦ ¦смонтированного оборудования технических ¦ ¦ ¦сигнализации и ¦ ¦
¦ ¦средств систем безопасности; ¦ ¦ ¦блокировки, ¦ ¦
¦ ¦ эксплуатации смонтированного оборудования ¦ ¦ ¦источников ¦ ¦
¦ ¦технических средств систем безопасности; ¦ ¦ ¦основного и ¦ ¦
¦ ¦ диагностики и мониторинга технических средств ¦ ¦ ¦резервного ¦ ¦
¦ ¦систем безопасности; ¦ ¦ ¦электропитания ¦ ¦
¦ ¦ обслуживания источников основного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резервного электропитания; ¦ ¦ ¦МДК.02.02. ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦Технология ¦ ¦
¦ ¦ проверять в процессе технического ¦ ¦ ¦проведения ¦ ¦
¦ ¦обслуживания состояние монтажа, крепления и ¦ ¦ ¦пусконаладочных ¦ ¦
¦ ¦внешний вид аппаратуры, срабатывание ¦ ¦ ¦работ при ¦ ¦
¦ ¦извещателей и работоспособность приборов ¦ ¦ ¦установке ¦ ¦
¦ ¦приемно-контрольных устройств, ¦ ¦ ¦технических ¦ ¦
¦ ¦работоспособность оповещателей; ¦ ¦ ¦средств ¦ ¦
¦ ¦ выполнять настройку и регулировку технических ¦ ¦ ¦централизации и ¦ ¦
¦ ¦средств систем безопасности; ¦ ¦ ¦телеметрического ¦ ¦
¦ ¦ вести эксплуатационно-техническую ¦ ¦ ¦контроля ¦ ¦
¦ ¦документацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять электрические измерения параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств при выполнении регламентных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать периодичность, технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность и методику выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регламентных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ анализировать причины отказов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неисправностей средств и принимать меры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исключающие их повторение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять мониторинг состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять систему сигнализации по зонам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить испытания средств контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей блокировки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить испытания средств контроля системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦централизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить испытания средств контроля системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять автоматическое переключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания с основного источника на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резервный; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять мониторинг состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по обслуживанию систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видеонаблюдения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять диагностику системных ресурсов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверять дисковые массивы на наличие ошибок и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переполнение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять системные параметры и настройки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специализированного программного обеспечения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять диагностику и прочистку; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять диагностику кабельных трасс, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем вентиляции, охлаждения и питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видеокамер и объективов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по обслуживанию систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля доступа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять мониторинг и администрирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы централизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять исправность соединительных шлейфов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей и цепей управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять считыватели карт, кнопки, магнитно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контактные датчики, электромеханические замки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять состояние аппаратно-программного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплекса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять систему биометрического считывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отпечатка пальца; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять систему резервного электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ заряжать аккумуляторные батареи и измерять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦напряжение до и после зарядки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устанавливать устройство защитного отключения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для защиты низковольтных сетей и модулей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля разряда аккумуляторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок приемки в эксплуатацию установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств сигнализации, централизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и блокировки, источников основного и резервного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования ГОСТ по приемке в эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установок сигнализации, систем оповещения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения, контроля доступа, охранного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телевидения, инженерной автоматики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦централизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методику проведения пусконаладочных работ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правила составления актов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок организации гарантийного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦послегарантийного обслуживания установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств сигнализации, централизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и блокировки, источников основного и резервного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ типы и виды регламентных работ и правила их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения при обслуживании технических средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации, централизации и блокировки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источникам основного и резервного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок проведения работ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагностике и мониторингу технических средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и сущность операций, выполняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при диагностике и мониторинге технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств систем безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила устройства электроустановок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные источники электропитания установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации, централизации и блокировки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требования к ним; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ схемы присоединения установок сигнализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦централизации и блокировки к щитам дежурного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освещения (или других, установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заказчиком); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятие источников резервного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резервированного электропитания и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ химические источники электропитания, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию, основные параметры, типы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦марки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные неисправности источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания и способы их устранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство блоков защиты линии от высокого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦напряжения, тока утечки и разряда аккумулятора; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принцип работы защитного заземления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зануления и требования к заземлению установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализации, централизации и блокировки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников основного и резервного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение, применение, принцип действия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защитного отключения и схемы включения защитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств в электросеть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦деятельность для укрепления здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦достижения жизненных и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в общекультурном, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональном и социальном развитии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП (определяется ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательным учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, включая ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦
¦ ¦раздел "Физическая культура", и вариативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед. ¦ 684 ¦ ¦ОК 1 - 7 ¦
+------+------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 2.5¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+------------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------------------------------------------------+--------------+-------------+-----------------+-------------
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
------------------------------------------------------------T-------------¬
¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" ¦ 20 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+ ¦
¦Производственная практика ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L-----------------------------------------------------------+--------------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
основ электротехники;
инженерной графики;
материаловедения;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
электротехники;
материаловедения;
электротехнических измерений;
радиоэлектроники;
информационных технологий;
технических средств сигнализации и блокировки;
технических средств централизации и телеметрического контроля.
Мастерские:
электромонтажная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|