| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 № 372
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270835.01 Мастер путевых машин"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.06.2010 № 17474)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 27, 05.07.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 16.07.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 16 июля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2010 г. № 17474
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 апреля 2010 г. № 372
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
270835.01 МАСТЕР ПУТЕВЫХ МАШИН
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Минобрнауки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270835.01 Мастер путевых машин и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 16 апреля 2010 г. № 372
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
270835.01 МАСТЕР ПУТЕВЫХ МАШИН
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270835.01 Мастер путевых машин всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
--------------------T----------------------------------T------------------¬
¦ Образовательная ¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦
¦ база приема ¦ (профессий по Общероссийскому ¦освоения ОПОП при ¦
¦ ¦ классификатору профессий ¦ очной форме ¦
¦ ¦ рабочих, должностей служащих и ¦ получения ¦
¦ ¦тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*>¦ образования ¦
+-------------------+----------------------------------+------------------+
¦на базе среднего¦ Наладчик железнодорожно- ¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего¦строительных машин и механизмов ¦ ¦
¦образования ¦ Оператор дефектоскопной тележки ¦ ¦
+-------------------+ Слесарь по ремонту путевых машин+------------------+
¦на базе основного¦и механизмов ¦ 2 года 5 мес. ¦
¦общего образования ¦ ¦ <**> ¦
L-------------------+----------------------------------+-------------------
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
слесарь по ремонту путевых машин и механизмов - оператор дефектоскопной тележки;
наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов - оператор дефектоскопной тележки.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: техническое обеспечение оборудования железнодорожно-строительных машин и механизмов, эксплуатация средств дефектоскопирования рельсов железнодорожного пути.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
детали, узлы, агрегаты, системы железнодорожно-строительных машин, механизмов, станков и инструментов;
рельсы железнодорожного пути и стрелочные переводы;
механическое, электрическое, пневматическое, гидравлическое оборудование, контрольно-измерительный инструмент;
технологии и технологические процессы наладки, регулировки, технического обслуживания и ремонта железнодорожно-строительных машин и механизмов;
нормативно-техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии мастер путевых машин готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обеспечение бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов.
4.3.2. Ведение процесса выявления дефектов в рельсах и стрелочных переводах.
4.3.3. Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работ.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Обеспечение бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 1.1. Осуществлять контроль над работой деталей, узлов, агрегатов, систем железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков.
ПК 1.2. Осуществлять наладку, регулировку, техническое обслуживание железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 1.3. Обеспечивать проведение планово-предупредительных ремонтов.
ПК 1.4. Осуществлять контроль над соблюдением правил технической эксплуатации машин и механизмов обслуживающим их персоналом.
5.2.2. Ведение процесса выявления дефектов в рельсах и стрелочных переводах.
ПК 2.1. Осуществлять детальное обследование, контроль и классификацию обнаруженных дефектов, повреждений рельсов и металлических частей стрелочных переводов.
ПК 2.2. Соблюдать правила технической эксплуатации дефектоскопов и технологии дефектоскопирования.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание и содержание в исправном состоянии дефектоскопов и их источников питания.
ПК 2.4. Определять неисправности элементов дефектоскопной тележки, регулировать искательную систему.
5.2.3. Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работ.
ПК 3.1. Определять неисправности железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 3.2. Производить слесарные работы при ремонте узлов и агрегатов железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков, инструмента.
ПК 3.3. Производить дефектацию деталей узлов машин и механизмов.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
Таблица 2
-------T-----------------------------------------T----------T------------T-----------------------T--------¬
¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦Всего мак-¦В т.ч. часов¦ Индекс и наименование ¦Коды ¦
¦ ¦ требования к знаниям, умениям, ¦симальной ¦обязательных¦ дисциплин, ¦формиру-¦
¦ ¦ практическому опыту ¦учебной ¦ учебных ¦ междисциплинарных ¦емых ¦
¦ ¦ ¦нагрузки ¦ занятий ¦ курсов (МДК) ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦обучающе- ¦ ¦ ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦гося ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 440 ¦ 302 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ОП.01. Основы слесарных¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦и электромонтажных ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦общепрофессиональным дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦работ ¦ПК 3.3 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать инструмент для выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слесарных операций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ составлять технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность слесарных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять теоретические знания по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять оборудование с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроприводом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ составлять технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность электромонтажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять теоретические знания по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической механике, гидравлике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и приемы выполнения слесарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ названия электротехнических приборов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических машин, устройство, область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их применения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ условные обозначения электротехнических¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов и электрических машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приемы выполнения электромонтажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы технических измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды измерительных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ систему допусков и посадок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ квалитеты и параметры шероховатости; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные сведения из технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные сведения о гидравлике и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидросистемах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Путевые машины и¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ различать по типам и маркам путевые ¦ ¦ ¦механизмы ¦ПК 1.2 ¦
¦ ¦машины и механизмы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ машины и механизмы, применяемые при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонте и текущем содержании пути; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию путевых машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение путевых машин и механизмов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. Общий курс ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ ориентироваться в видах деятельности ¦ ¦ ¦железных дорог. Путь и ¦ПК 2.1 ¦
¦ ¦предприятий железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦путевое хозяйство ¦ ¦
¦ ¦ определять тип рельсов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять вид промежуточных и стыковых¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦скреплений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные предприятия железнодорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорта и их назначение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общее устройство пути; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные элементы пути, их назначение; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ взаимодействие элементов пути и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подвижного состава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. Правила ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ производить проверку габаритных ¦ ¦ ¦технической ¦ПК 1.4 ¦
¦ ¦расстояний; ¦ ¦ ¦эксплуатации железных ¦ ¦
¦ ¦ применять в дневное и ночное время ¦ ¦ ¦дорог ¦ ¦
¦ ¦ручные и звуковые сигналы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ограждать места препятствий для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения поездов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения правил технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации и инструкций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общие обязанности работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ габариты приближения строений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подвижного состава; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сигнальные значения светофоров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигналов ограждения, ручных и звуковых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигналов, места их установки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.05. Техническая ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ применять чертеж, технический рисунок ¦ ¦ ¦графика ¦ПК 1.2 ¦
¦ ¦или эскиз; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦ читать схемы, рабочие и сборочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чертежи по профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться необходимой справочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться спецификацией в процессе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чтения сборочных чертежей, схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования ГОСТ, предъявляемые к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформлению рабочих и сборочных чертежей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение условностей и упрощений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых в чертежах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила чтения схем, рабочих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сборочных чертежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.06. Основы экономики¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ ориентироваться в экономике организаций¦ ¦ ¦организации ¦ПК 1.3 ¦
¦ ¦железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять нормы времени и выработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять экономические знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ структуру российской экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сущность рыночных отношений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экономические принципы деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ перспективы развития железнодорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.07. Материаловедение¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ выбирать материалы для профессиональной¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять основные свойства материалов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по маркам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ расшифровать марки материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ наименование, маркировку и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механические свойства обрабатываемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ электротехнические материалы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды абразивных инструментов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и свойства охлаждающих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦смазывающих жидкостей, моющих составов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦металлов, припоев, флюсов, протрав; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технические требования на основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалы и полуфабрикаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.08. Охрана труда ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ соблюдать правила безопасности и нормы ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.2 ¦
¦ ¦производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 ¦
¦ ¦ организовывать безопасные условия ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.3 ¦
¦ ¦работы на железнодорожных путях; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.2 ¦
¦ ¦ оказывать первую медицинскую помощь; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила защиты обслуживающего персонала¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от действия электрического тока; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила пожарной безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры безопасности при нахождении и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве работ на железнодорожных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы оказания первой медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 32 ¦ОП.09. Безопасность ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК 1.1 -¦
¦ ¦по защите работающих и населения от ¦ ¦ ¦ ¦1.4 ¦
¦ ¦негативных воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 -¦
¦ ¦ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 -¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦
¦ ¦вида и их последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и в быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно определять среди них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходе исполнения обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы на воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения и саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития событий и оценки последствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при техногенных чрезвычайных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стихийных явлениях, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их последствия в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и в быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на военную службу и поступления на нее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники и специального снаряжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоящих на вооружении (оснащении) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 344 ¦ 234 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 344 ¦ 234 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ПМ.01 ¦Обеспечение бесперебойной эксплуатации ¦ ¦ ¦МДК.01.01. Наладка и ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦железнодорожно-строительных машин и ¦ ¦ ¦регулировка путевых ¦ПК 1.1 -¦
¦ ¦механизмов ¦ ¦ ¦машин и механизмов ¦1.4 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организации бесперебойной эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦железнодорожно-строительных машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять по приборам и внешнему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осмотру нарушения в работе узлов, систем,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин, механизмов, станков, двигателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутреннего сгорания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять проверку, наладку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировку механического, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрического, пневматического, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидравлического оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦железнодорожно-строительных машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов, станков, двигателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутреннего сгорания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организовывать проведение технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания и планово-предупредительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонтов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять контрольно-измерительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструменты и приборы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять универсальные приспособления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и инструмент для выполнения слесарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажных работ, наладки и регулировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевых машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила техники безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство железнодорожно-строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принцип работы узлов, систем, машин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов, станков, двигателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутреннего сгорания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технические параметры, условия и режимы¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы агрегатов, узлов, систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы предупреждения и устранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неисправностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила наладки, регулировки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технического обслуживания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактического ремонта и эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦железнодорожно-строительных машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сроки, периодичность проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технического обслуживания и планово- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предупредительных ремонтов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, объемы и порядок проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технического обслуживания и ремонта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, устройство и способы применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦универсальных приспособлений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструмента для выполнения слесарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажных работ, наладки и регулировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевых машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и устройство применяемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольно-измерительных инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ПМ.02 ¦Ведение процесса выявления дефектов в ¦ ¦ ¦МДК.02.01. Устройство и¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦рельсах и стрелочных переводах ¦ ¦ ¦эксплуатация рельсовых ¦ПК 2.1 -¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦дефектоскопов ¦2.4 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦МДК.02.02. Выявление ¦ ¦
¦ ¦ обслуживания и содержания ¦ ¦ ¦дефектов в рельсах и ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопной тележки; ¦ ¦ ¦стрелочных переводах ¦ ¦
¦ ¦ выявления дефектов, повреждений рельсов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и металлических частей стрелочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять по приборам и внешнему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осмотру неисправности элементов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопной тележки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять проверку, наладку и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировку работоспособности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чувствительности искательной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тележки на контрольном тупике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принимать участие в ремонте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопной тележки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ содержать в исправном состоянии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопы и источники питания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять техническое обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопов и технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять детальное обследование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классифицировать обнаруженные дефекты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повреждения рельсов и стрелочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять контроль над развитием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ регистрировать обнаруженные дефекты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повреждения рельсов и стрелочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила техники безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство и назначение магнитных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ультразвуковых рельсовых дефектоскопов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила содержания, хранения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической эксплуатации дефектоскопов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила проверки работоспособности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условной чувствительности дефектоскопов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их искательных устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство источников питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопной тележки, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения их профилактики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды дефектов и повреждений рельсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стрелочных переводов, их классификацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ влияние дефектов и повреждений рельсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стрелочных переводов на безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения поездов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок регистрации дефектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повреждений рельсов и стрелочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологию и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дефектоскопирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ условия безопасности движения поездов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ПМ.03 ¦Выполнение слесарно-монтажных и ¦ ¦ ¦МДК.03.01. Ремонт и ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦ремонтных работ ¦ ¦ ¦регулировка путевых ¦ПК 3.1 -¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦машин и механизмов ¦3.3 ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнения слесарно-монтажных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонтных работ узлов и агрегатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевых машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять слесарные работы по 7 - 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалитетам точности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять разборку, подготовку к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонту, ремонт средней сложности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сборку, регулировку и стендовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦испытания узлов, агрегатов и систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевых машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ производить замену неисправных деталей,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узлов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять контрольно-измерительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструменты и приборы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять универсальные приспособления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и специальный инструмент для выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слесарно-монтажных работ, ремонта, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наладки и регулировки путевых машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ читать кинематические, гидравлические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пневматические и электрические схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ соблюдать правила техники безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство, назначение и взаимодействие¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных узлов ремонтируемых путевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологический процесс выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слесарно-монтажных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы выявления и устранения дефектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в работе машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, устройство и способы применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦универсальных приспособлений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструмента для выполнения слесарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монтажных работ, наладки и регулировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путевых машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение и устройство применяемого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольно-измерительного инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технические условия ремонта путевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила проведения технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания и планово-предупредительного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦оздоровительную деятельность для ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦укрепления здоровья, достижения жизненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦
¦ ¦включая раздел "Физическая культура", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное ¦ 19 нед. ¦ 684 ¦ ¦ОК 1 - 7¦
¦ ¦обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 -¦
+------+-----------------------------------------+ ¦ ¦ ¦1.4 ¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+--------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+-----------------------------------------+----------+------------+-----------------------+---------
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
------------------------------------------------------------T-------------¬
¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" ¦ 20 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+ ¦
¦Производственная практика ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L-----------------------------------------------------------+--------------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технической графики;
технической механики;
материаловедения;
электротехники;
информатики и основ автоматизации производства;
безопасности жизнедеятельности;
основ экономики организации;
конструкции путевых и строительных машин;
технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения;
конструкции, технического обслуживания и ремонта железнодорожного пути.
Лаборатории:
путевого механизированного инструмента;
электрооборудования и устройств автоматики путевых и строительных машин;
гидравлического и пневматического оборудования путевых машин;
эксплуатации и ремонта путевых машин;
дефектоскопии.
Мастерские:
слесарно-монтажная;
электромонтажная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|