Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 26, 28.06.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 09.07.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 июля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. № 17337
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 мая 2010 г. № 464

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Минобрнауки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 4 мая 2010 г. № 464

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
нормотворческая;
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
участие в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность:
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
информационно-правовой цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Философия", "Иностранный язык в сфере юриспруденции", "Экономика", "Профессиональная этика", "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ------T----------------------------T---------T-----------------T----------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦Трудо- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦проектируемые результаты их ¦емкость ¦ дисциплин для ¦формируе- ¦
¦ ООП ¦ освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компетен- ¦
¦ ¦ ¦<**> ¦программ, а также¦ций в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦УЦ ООП ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и ¦ 24 - 30 ¦Философия; ¦ОК-1 - 9 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦Иностранный язык ¦ОК-13 ¦
¦ ¦Базовая (обязательная) часть¦ 14 ¦в сфере ¦ПК-16 - 19¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦юриспруденции ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Профессиональная ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦этика ¦ ¦
¦ ¦ предмет философии, ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦основные философские ¦ ¦жизнедеятельности¦ ¦
¦ ¦принципы, законы, категории,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также их содержание и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировоззренческие и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридического мышления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль философии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формировании ценностных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ориентаций в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лексико-грамматический ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦минимум по юриспруденции в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объеме, необходимом для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы с иноязычными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текстами в процессе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(юридической) деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы экономической науки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйствования, их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридическое отражение и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение в российском ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современное состояние ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировой экономики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности функционирования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦российских рынков; роль ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства в согласовании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных и краткосрочных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических интересов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества; принципы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации и управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малыми коллективами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные этические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия и категории, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание и особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной этики в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридической деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможные пути (способы) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешения нравственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликтных ситуаций в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности юриста; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сущность профессионально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нравственной деформации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пути ее предупреждения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преодоления; понятие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этикета, его роль в жизни ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества, особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этикета юриста, его основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормы и функции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в системе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философского знания как ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целостного представления об ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основах мироздания и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективах развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планетарного социума; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понимать характерные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности современного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапа развития философии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять философские ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы и законы, формы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы познания в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридической деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ читать и переводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иноязычные тексты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические знания для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понимания движущих сил и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерностей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа социально значимых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем и процессов, решения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить эффективные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческие решения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно осваивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладные экономические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания, необходимые для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы в конкретных сферах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридической практики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценивать факты и явления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности с этической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точки зрения; применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нравственные нормы и правила¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения в конкретных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизненных ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками философского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа различных типов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировоззрения, использования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных философских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов для анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тенденций развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современного общества, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философско-правового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ необходимыми навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального общения на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке, навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦постановки экономических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих целей и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективного достижения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исходя из интересов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных субъектов и с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом непосредственных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдаленных результатов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками оценки своих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поступков и поступков ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающих с точки зрения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦норм этики и морали; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками поведения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективе и общения с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданами в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормами этикета. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦Перечень ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦определяется ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦Б.2 ¦Информационно-правовой цикл ¦ 6 - 10 ¦Информационные ¦ОК-10 ¦
¦ ¦Базовая (обязательная) часть¦ 4 ¦технологии в ¦ОК-12 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦юридической ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создания и функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой сфере; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной политики в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области информатики; методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и средства поиска, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систематизации и обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для поиска и обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой информации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформления юридических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов и проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками сбора и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющей значение для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации правовых норм в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующих сферах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦Перечень ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦определяется ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦180 - 190¦Теория ¦ОК-1 - 9 ¦
¦ ¦Базовая (обязательная) часть¦ 133 ¦государства и ¦ПК-1 - 19 ¦
¦ ¦<*> ¦ ¦права ¦ОК-14 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦История ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦отечественного ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦государства и ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦права ¦ ¦
¦ ¦ природу и сущность ¦ ¦История ¦ ¦
¦ ¦государства и права; ¦ ¦государства ¦ ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦и права ¦ ¦
¦ ¦возникновения, ¦ ¦зарубежных стран ¦ ¦
¦ ¦функционирования и развития ¦ ¦Конституционное ¦ ¦
¦ ¦государства и права, ¦ ¦право ¦ ¦
¦ ¦исторические типы и формы ¦ ¦Административное ¦ ¦
¦ ¦государства и права, их ¦ ¦право ¦ ¦
¦ ¦сущность и функции; механизм¦ ¦Гражданское право¦ ¦
¦ ¦государства, систему права, ¦ ¦Гражданский ¦ ¦
¦ ¦механизм и средства ¦ ¦процесс ¦ ¦
¦ ¦правового регулирования, ¦ ¦Арбитражный ¦ ¦
¦ ¦реализации права; ¦ ¦процесс ¦ ¦
¦ ¦особенности государственного¦ ¦Трудовое право ¦ ¦
¦ ¦и правового развития России;¦ ¦Уголовное право ¦ ¦
¦ ¦роль государства и права в ¦ ¦Уголовный процесс¦ ¦
¦ ¦политической системе ¦ ¦Экологическое ¦ ¦
¦ ¦общества, в общественной ¦ ¦право ¦ ¦
¦ ¦жизни; ¦ ¦Земельное право ¦ ¦
¦ ¦ основные исторические ¦ ¦Финансовое право ¦ ¦
¦ ¦этапы, закономерности и ¦ ¦Налоговое право ¦ ¦
¦ ¦особенности становления и ¦ ¦Предприниматель- ¦ ¦
¦ ¦развития государства и права¦ ¦ское право ¦ ¦
¦ ¦России, а также государства ¦ ¦Международное ¦ ¦
¦ ¦и права зарубежных стран; ¦ ¦право ¦ ¦
¦ ¦ особенности ¦ ¦Международное ¦ ¦
¦ ¦конституционного строя, ¦ ¦частное право ¦ ¦
¦ ¦правового положения граждан,¦ ¦Криминалистика ¦ ¦
¦ ¦форм государственного ¦ ¦Право социального¦ ¦
¦ ¦устройства, организации и ¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦функционирования системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов государства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦местного самоуправления в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслевых юридических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальных наук, сущность и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание основных понятий,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категорий, институтов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых статусов субъектов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правоотношений в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслях материального и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессуального права: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦административного права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданского права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданского процесса, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦арбитражного процесса, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудового права, уголовного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦права, уголовного процесса, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельного права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансового права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогового права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательского права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦права социального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения, международного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦права, международного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частного права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технико-криминалистические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства и методы, тактику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства следственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действий; формы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации раскрытия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расследования преступлений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методики раскрытия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расследования преступлений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельных видов и групп; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оперировать юридическими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятиями и категориями; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать юридические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факты и возникающие в связи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с ними правовые отношения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать, толковать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правильно применять правовые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормы; принимать решения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершать юридические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия в точном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с законом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять правовую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизу нормативных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых актов; давать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалифицированные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридические заключения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦консультации; правильно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлять и оформлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридические документы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять технико- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦криминалистические средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и методы; правильно ставить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросы, подлежащие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешению, при назначении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦судебных экспертиз и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предварительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и правильно оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание заключений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксперта (специалиста); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать тактические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемы при производстве ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦следственных действий и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тактических операций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выявлять обстоятельства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способствующие совершению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преступлений; планировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять деятельность по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предупреждению и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактике правонарушений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выявлять, давать оценку ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и содействовать пресечению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коррупционного поведения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ юридической терминологией;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовыми актами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками: анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных правовых явлений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридических фактов, правовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦норм и правовых отношений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦являющихся объектами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правоприменительной и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правоохранительной практики;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешения правовых проблем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и коллизий; реализации норм ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материального и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессуального права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятия необходимых мер ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты прав человека и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданина; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технико-криминалистических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств и методов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обнаружения, фиксации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изъятия следов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вещественных доказательств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методикой квалификации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разграничения различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видов правонарушений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦Перечень ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза в соответствии с ¦ ¦определяется ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) <***> ¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦Б.4 ¦Учебная и производственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-1 - 8 ¦
¦ ¦практики (практические ¦ ¦ ¦ПК-1 - 19 ¦
¦ ¦умения и навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦Б.5 ¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ОК-1 - 4 ¦
¦ ¦аттестация: ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦- без подготовки и защиты ¦ ¦ ¦ОК-8 - 9 ¦
¦ ¦бакалаврской работы ¦ ¦ ¦ПК-6 - 7 ¦
¦ +----------------------------+---------+ ¦ПК-15 - 16¦
¦ ¦- включая подготовку и ¦ 12 ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиту бакалаврской работы ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------------+---------+-----------------+----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+----------------------------+---------+-----------------+-----------


   --------------------------------

<*> В вузах, в которых обучение сочетается со службой в правоохранительных органах и (или) военной службой, допускается замена трех дисциплин базовой части.
<**> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. Одна зачетная единица в циклах Б.1, Б.2, Б.3 равна 36 академическим часам.
<***> В случае проведения итоговой государственной аттестации с подготовкой и защитой бакалаврской работы трудоемкость вариативной части профессионального цикла уменьшается на 9 зачетных единиц.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя календарный учебный график, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практик и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
Профили подготовки выпускников устанавливаются примерными учебными планами с учетом потребностей работодателей.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата и особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет факультета (вуза).
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения не менее 24 и не более 36 академических часов.
7.8. Минимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме обучения в среднем за период теоретического обучения должен быть не менее 12 и не более 16 часов в неделю, а для заочной формы обучения не менее 160 и не более 200 часов в год.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз вне расписания учебных занятий в обязательном порядке обеспечивает условия обучающимся для самостоятельных и под руководством преподавателей занятий по физической культуре, которые проходят в течение всего периода обучения на спортивных площадках, отвечающих современным требованиям.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия в объеме не менее 70 процентов от объема аудиторных занятий по следующим дисциплинам (модулям) базовой части: административное право, гражданское право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовное право, уголовный процесс, трудовое право, экологическое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, предпринимательское право, право социального обеспечения, международное право, международное частное право, криминалистика, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся профессиональных умений и навыков.
7.14. Вуз в течение всего периода обучения в обязательном порядке организует и регулярно проводит учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также по обеспечению пожарной безопасности.
7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.16. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в организациях и учреждениях по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а учебная практика и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики, характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или письменный) отчет обучающегося. По результатам аттестации обучающему выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать юридическую литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в области правовых знаний и другую необходимую научную информацию;
участвовать в проведении научных исследований по плану кафедры;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию);
регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах.
7.17. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование (специалист, магистр), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу привлекается не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 5 последних лет.
Доля преподавателей из числа внешних совместителей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не более 40 процентов.
В структуре вуза должно быть не менее четырех кафедр юридического профиля.
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован в соответствии с нормативными требованиями.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
При использовании электронных изданий во время самостоятельной подготовки вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом с выходом в сеть Интернет в соответствии с трудоемкостью изучаемых дисциплин.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
а) учебный зал судебных заседаний;
б) специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике;
в) собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает не менее двух государственных экзаменов.
По решению ученого совета вуза дополнительно может быть включена защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна носить практическую направленность в соответствии с выбранным профилем подготовки юриста.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru