| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2010 № 490
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100115.01 Аппаратчик химической чистки"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.07.2010 № 17818)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 34, 23.08.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 03.09.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 3 сентября 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2010 г. № 17818
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2010 г. № 490
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100115.01 АППАРАТЧИК ХИМИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ
В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100115.01 Аппаратчик химической чистки и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2010 г. № 490
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100115.01 АППАРАТЧИК ХИМИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 100115.01 Аппаратчик химической чистки всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
---------------------T------------------------------T---------------------¬
¦Образовательная база¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦
¦ приема ¦ (профессий по ¦ освоения ОПОП при ¦
¦ ¦ Общероссийскому ¦очной форме получения¦
¦ ¦ классификатору профессий ¦ образования ¦
¦ ¦ рабочих, должностей служащих ¦ ¦
¦ ¦ и тарифных разрядов) ¦ ¦
¦ ¦ (ОК 016-94) <*> ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+---------------------+
¦на базе среднего ¦Аппаратчик химической чистки ¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего ¦Контролер качества обработки ¦ ¦
¦образования ¦изделий ¦ ¦
+--------------------+Отпарщик-прессовщик +---------------------+
¦на базе основного ¦Пятновыводчик ¦ 2 года 5 мес. <**> ¦
¦общего образования ¦ ¦ ¦
+--------------------+ +---------------------+
¦на базе основного ¦ ¦ 10 мес. ¦
¦общего образования ¦ ¦ (без получения ¦
¦ ¦ ¦ среднего (полного) ¦
¦ ¦ ¦ общего образования) ¦
L--------------------+------------------------------+----------------------
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
аппаратчик химической чистки - отпарщик-прессовщик;
аппаратчик химической чистки - пятновыводчик;
аппаратчик химической чистки - контролер качества обработки изделий;
аппаратчик химической чистки - отпарщик-прессовщик - пятновыводчик;
аппаратчик химической чистки - отпарщик-прессовщик - контролер качества обработки изделий;
аппаратчик химической чистки - пятновыводчик - контролер качества обработки изделий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: химическая чистка изделий в организациях сферы услуг.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
текстильные и кожевенно-меховые изделия;
химические препараты;
оборудование первичной обработки изделий;
машины химической чистки;
сушильно-гладильное и гладильно-отпарочное оборудование;
специальное и вспомогательное оборудование;
инструменты и приспособления;
посуда лабораторная;
средства индивидуальной защиты;
технологические процессы химической чистки изделий;
нормативная и учетно-отчетная документация.
4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик химической чистки готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обработка изделий на машинах химической чистки.
4.3.2. Влажно-тепловая обработка изделий на различном оборудовании.
4.3.3. Выведение пятен с изделий.
4.3.4. Контроль качества обработки изделий на различных этапах технологического процесса.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Обработка изделий на машинах химической чистки.
ПК 1.1. Проводить сортировку и комплектование изделий и передавать их на последующую технологическую операцию.
ПК 1.2. Приготовлять химические, моющие, пропиточные растворы и смеси для машин химической чистки.
ПК 1.3. Вести процессы обработки изделий на машинах химической чистки.
5.2.2. Влажно-тепловая обработка изделий на различном оборудовании.
ПК 2.1. Приготовлять специальные пропиточные растворы, необходимые при проведении влажно-тепловой обработки изделий.
ПК 2.2. Вести процессы влажно-тепловой обработки изделий на различном оборудовании.
5.2.3. Выведение пятен с изделий.
ПК 3.1. Приготовлять химические растворы, смеси и моющие растворы для зачистки и удаления пятен с изделий.
ПК 3.2. Зачищать загрязненные участки изделий.
ПК 3.3. Выводить пятна с изделий.
5.2.4. Контроль качества обработки изделий на различных этапах технологического процесса.
ПК 4.1. Проверять правильность определения видов технологической обработки, проведения подготовительных операций и комплектования производственных партий.
ПК 4.2. Определять качество обработки изделий.
ПК 4.3. Отбирать изделия с дефектами и устанавливать причины брака.
ПК 4.4. Оформлять и проводить учет проверенных и забракованных изделий.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
Таблица 2
-------T--------------------------------------------T----------T----------T-----------------T------------¬
¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦Всего мак-¦В т.ч. ча-¦ Индекс и ¦ Коды ¦
¦ ¦ требования к знаниям, умениям, ¦симальной ¦сов обя- ¦ наименование ¦ формируемых¦
¦ ¦ практическому опыту ¦учебной ¦зательных ¦ дисциплин, ¦ компетенций¦
¦ ¦ ¦нагрузки ¦учебных ¦междисциплинарных¦ ¦
¦ ¦ ¦обучающе- ¦занятий ¦ курсов (МДК) ¦ ¦
¦ ¦ ¦гося ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 350 ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной части ¦ ¦ ¦ОП. 01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦цикла обучающийся по общепрофессиональным ¦ ¦ ¦органической ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦химии ¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦ использовать органические вещества для ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.4¦
¦ ¦химической чистки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы теории химического строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органических соединений и их классификацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ характерные химические и физические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства важнейших классов органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ практическое применение отдельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представителей основных классов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органических соединений в химической чистке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ распознавать волокнистый состав изделий; ¦ ¦ ¦материаловедения ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ ¦ ассортимент и маркировку изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦ фурнитуру и материалы отделки; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.4¦
¦ ¦ волокнистый состав, строение и свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы распознавания волокнистого состава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ процесс загрязнения волокон, тканей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. Охрана ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ соблюдать регламенты по экологической ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦безопасности в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования к экологической безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг по химической обработке изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ ориентироваться в общих вопросах экономики¦ ¦ ¦Экономические и ¦ПК 4.4 ¦
¦ ¦сферы обслуживания и организаций сферы ¦ ¦ ¦правовые основы ¦ ¦
¦ ¦обслуживания; ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦
¦ ¦ применять экономические и правовые знания ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦при освоении профессиональных модулей и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ защищать свои трудовые права в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действующего законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные принципы рыночной экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятия спроса и предложения на рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности формирования, характеристику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современного состояния и перспективы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития сферы обслуживания и услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прачечных и химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы деятельности, виды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику и основные показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственно-хозяйственной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ законодательные акты и другие нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы, регулирующие правоотношения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения законодательства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирующего трудовые отношения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организационно-правовые формы организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сферы обслуживания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формы оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 32 ¦ОП.05. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия по ¦ ¦ ¦Безопасность ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦защите работающих и населения от ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ ¦негативных воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.4¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного вида ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне военно-учетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностей и самостоятельно определять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среди них родственные полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ходе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнения обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских должностях в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости объектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, прогнозирования развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦событий и оценки последствий при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техногенных чрезвычайных ситуациях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стихийных явлениях, в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противодействия терроризму как серьезной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦угрозе национальной безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их последствия в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия гражданской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового поражения; меры пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности и правила безопасного поведения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военную службу и поступления на нее в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и специального снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вооружении (оснащении) воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделений, в которых имеются военно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетные специальности, родственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 434 ¦ 296 ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 434 ¦ 296 ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Обработка изделий на машинах химической ¦ ¦ ¦МДК.01.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦чистки ¦ ¦ ¦Технология ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦химической чистки¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определения видов пятен и загрязнений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осмотра изделий, сортировки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплектования их по характеру обработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приготовления химических, моющих, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропиточных растворов и смесей для машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической чистки по установленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работы на различных машинах химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чистки с соблюдением требований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной санитарии, правил техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверять количество и наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий в соответствии с сопроводительным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ очищать изделия от сухих загрязнений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механической щеткой или вручную; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ распознавать виды пятен и загрязнений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять процент износа изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ подвергать фурнитуру проверке на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивость к растворителям; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сортировать изделия, исходя из их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ комплектовать изделия по характеру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ взвешивать производственные партии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приготовлять химические, моющие, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропиточные растворы и смеси для машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической чистки по установленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность и режимы обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий на машинах химической чистки в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зависимости от характеристик изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работать на различных машинах химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести журнал по учету работы оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и расхода химических материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды пятен; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, назначение, свойства и действие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворителей и других химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов на изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила комплектования производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦партий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды оказываемых услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила приема изделий и ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопроводительной документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, назначение, свойства и действие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических материалов, используемых при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживании машин химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рецептуру и технологию приготовления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических, моющих, пропиточных растворов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и смесей для машин химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы расхода химических материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых при обработке изделий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машинах химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство, правила технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации и обслуживания машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологический процесс обработки изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различными химическими материалами на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машинах химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности обработки изделий на машинах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химической чистки в зависимости от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ дефекты, возникающие при обработке изделий¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на машинах химической чистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования, предъявляемые к качеству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки изделий на машинах химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Влажно-тепловая обработка изделий на ¦ ¦ ¦МДК.02.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦различном оборудовании ¦ ¦ ¦Технология ¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦влажно-тепловой ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦обработки изделий¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приготовления специальных пропиточных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворов, необходимых при проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленной рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работы на различном оборудовании для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соблюдением требований производственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦санитарии, правил техники безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приготовлять специальные пропиточные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворы, необходимые при проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленной рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность и режимы влажно-тепловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки в зависимости от характеристик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работать на различном оборудовании для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навешивать готовые изделия на специальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять финишную обработку изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, назначение, свойства специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропиточных химических материалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия их на изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рецептуру и технологию приготовления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропиточных растворов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство, правила технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации и обслуживания оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ режимы и технологию выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные препараты для финишной обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий и правила их использования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ дефекты, возникающие при влажно-тепловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отделке изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования, предъявляемые к качеству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влажно-тепловой обработки изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПМ.03 ¦Выведение пятен с изделий ¦ ¦ ¦МДК.03.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦Технология ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦пятновыводки ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приготовления химических растворов, смесей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и моющих растворов для зачистки и удаления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пятен с изделий по установленной рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ зачистки загрязненных участков изделий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальном столе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определения видов пятен на изделиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ удаления пятен с изделий вручную; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ удаления пятен с изделий на пятновыводном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦станке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять технологию приготовления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических растворов, смесей и моющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворов для зачистки и удаления пятен с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий по установленной рецептуре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ зачищать загрязненные участки изделий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальном столе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ распознавать виды пятен; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ испытывать действие выбранных реактивов на¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окраску и волокна ткани; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять способы, технологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последовательность и режимы обработки в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зависимости от характеристик изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться специальными инструментами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлениями для ручной пятновыводки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться пятновыводным станком для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦удаления пятен с изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рецептуру и технологию приготовления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических растворов, смесей и моющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворов для зачистки и удаления пятен с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, назначение, свойства специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦препаратов, химических материалов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зачистки и действия их на изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ механизм зачистки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды пятен; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, назначение, свойства специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пятновыводных препаратов, химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов для пятновыводки и действия их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ механизм удаления пятен с изделий вручную;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологическую последовательность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режимы обработки изделий вручную и на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пятновыводном станке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы расхода химических материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых для зачистки и пятновыводки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ дефекты, возникающие при удалении пятен; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования, предъявляемые к качеству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зачистки и пятновыводки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПМ.04 ¦Контроль качества обработки изделий на ¦ ¦ ¦МДК.04.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦различных этапах технологического процесса ¦ ¦ ¦Контроль качества¦ПК 4.1 - 4.4¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦обработки изделий¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определения видов технологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки и проведения подготовительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операций для отдельных изделий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нуждающихся в химической чистке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проверки правильности комплектования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий в производственные партии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ просмотра изделий после очередного этапа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологической обработки и определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества их обработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выделения изделий с дефектами обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оформления документации по качеству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оказываемых услуг и неисправимому браку; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ просматривать изделия и определять виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологической обработки и проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовительных операций для каждого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ просматривать изделия и комплектовать их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦согласно правилам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принимать меры к устранению выявленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отклонений обработки от установленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ просматривать изделия после очередного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапа технологической обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять качество их обработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ отбирать изделия с дефектами обработки на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных этапах технологического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устанавливать причины брака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принимать меры к устранению причин брака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оформлять документацию по качеству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оказываемых услуг и неисправимому браку; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ действие химических материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемых при химической чистке, на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила комплектования производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦партий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ действующие технологические инструкции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандарты, технические условия и другую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативную документацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технические требования, предъявляемые к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеству обработки на всех этапах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы технического контроля качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды производственного брака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы предупреждения и устранения брака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок оформления документации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеству оказываемых услуг и неисправимому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦браку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате освоения раздела обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность для укрепления здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достижения жизненных и профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, включая ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦
¦ ¦раздел "Физическая культура", и вариативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное ¦ 19 нед. ¦ 684 ¦ ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.3¦
+------+--------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.2¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК 4.1 - 4.4¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+------------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+--------------------------------------------+----------+----------+-----------------+-------------
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
--------------------------------------------------------------T-----------¬
¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" ¦ 20 нед.¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 19 нед.¦
+-------------------------------------------------------------+ ¦
¦Производственная практика ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L-------------------------------------------------------------+------------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
материаловедения;
безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
Лаборатории:
органической химии;
химических препаратов и красителей.
Мастерские:
технологических процессов и технологического оборудования химической чистки.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-I.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|