| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 15.06.2010 № 607
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2010 № 18529)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.2010 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится).
По информации, опубликованной в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.10, федеральный государственный образовательный стандарт публикуются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 24.12.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 24 декабря 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г. № 18529
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 июня 2010 г. № 607
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250101.01 МАСТЕР ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 июня 2010 г. № 607
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250101.01 МАСТЕР ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
---------------------T--------------------------------T-------------------¬
¦Образовательная база¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦
¦ приема ¦ (профессий по Общероссийскому ¦ освоения ОПОП при ¦
¦ ¦ классификатору профессий ¦ очной форме ¦
¦ ¦ рабочих, должностей служащих и ¦ получения ¦
¦ ¦тарифных разрядов) (ОК 016-94) ¦ образования ¦
¦ ¦ <*> ¦ ¦
+--------------------+--------------------------------+-------------------+
¦на базе среднего ¦Егерь ¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего ¦Лесовод ¦ ¦
¦образования ¦Тракторист ¦ ¦
+--------------------+Водитель автомобиля +-------------------+
¦на базе основного ¦ ¦2 года 5 мес. <**> ¦
¦общего образования ¦ ¦ ¦
L--------------------+--------------------------------+--------------------
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
егерь - водитель автомобиля;
лесовод - тракторист;
егерь - тракторист;
лесовод - водитель автомобиля.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных; выполнение лесохозяйственных, лесокультурных и лесоохранных работ с использованием современных средств механизации; эксплуатация колесных и гусеничных тракторов, грузовых автомобилей при проведении работ в лесохозяйственном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
участки лесного фонда;
лесопитомники;
охотничьи угодья;
колесные и гусеничные трактора, используемые в лесохозяйственном комплексе;
грузовые автомобили.
4.3. Обучающийся по профессии Мастер по лесному хозяйству готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных.
4.3.2. Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.
4.3.3. Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
4.3.4. Управление грузовыми автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных.
ПК 1.1. Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях.
ПК 1.2. Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства.
5.2.2. Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.
ПК 2.2. Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.
ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции.
5.2.3. Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
ПК 3.1. Осуществлять эксплуатацию колесных и гусеничных тракторов, навесного и прицепного технологического оборудования в лесопромышленном комплексе.
ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте тракторов и технологического оборудования.
5.2.4. Управление грузовыми автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт.
ПК 4.1. Управлять автомобилем при различных дорожных и метеорологических условиях.
ПК 4.2. Осуществлять техническое обслуживание грузовых автомобилей.
ПК 4.3. Устранять возникшие во время работы автомобиля эксплуатационные неисправности.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
Таблица 2
-------T-----------------------------------------T------------T------------T--------------------T------------¬
¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦ Всего ¦В т.ч. часов¦ Индекс и ¦ Коды ¦
¦ ¦ требования к знаниям, умениям, ¦максимальной¦обязательных¦ наименование ¦формируемых ¦
¦ ¦ практическому опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ дисциплин, ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦ междисциплинарных ¦ ¦
¦ ¦ ¦обучающегося¦ ¦ курсов (МДК) ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 1026 ¦ 684 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 339 ¦ 226 ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ОП.01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦экономики ¦ПК 1.1 - 4.3¦
¦ ¦общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять показатели экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности лесохозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации в практической работе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ руководствоваться нормами выработки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормами времени, тарифной системой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплаты труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ анализировать основные затраты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства продукции по выполнению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оформлять и заполнять документы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первичного учета лесохозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности развития организаций лесной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отрасли в условиях рыночной экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организационно-экономическую структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций лесного хозяйства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные показатели деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственного комплекса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав материальных, трудовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовых ресурсов лесохозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ структуру себестоимости, механизмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ценообразования, формы и системы оплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Охрана труда ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ ориентироваться в системе нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 4.3¦
¦ ¦правовых актов по охране труда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать их в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять мероприятия по защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работающих и населения от негативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействий вредных производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ систему нормативных правовых актов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ структуру системы охраны труда в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственной организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ источники и способы защиты человека от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вредных и опасных производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ эргономические и психофизиологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы охраны труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03. Почвоведение ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ определять механический состав и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 4.3¦
¦ ¦спелость почвы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить мероприятия по улучшению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодородия почвы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав и свойства почвы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные типы почв, их краткую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ агрохимическую характеристику основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типов почвы, в том числе лесных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию, характеристику, способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения удобрения на лесных объектах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ влияние лесохозяйственных мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на почву; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экологические основы охраны почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. Тракторы и ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ проводить полную или частичную разборку¦ ¦ ¦автомобили ¦ПК 1.1 - 4.3¦
¦ ¦и сборку составных узлов и машины в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять взаимодействие деталей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узлов, сборочных единиц тракторов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобилей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ по данным маркировки определять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механические, технологические и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неметаллических и горюче-смазочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ защищать поверхности деталей машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов от коррозии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ читать чертежи, пользоваться Единой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системой конструкторской документации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(ЕСКД) в процессе чтения чертежей, схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ составлять эскизы на обрабатываемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детали машин с указанием допусков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посадок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться необходимой справочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературой, инструкциями по эксплуатации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться инструкциями по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оформлять первичные документы по учету ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы машин и расходу горюче-смазочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию, общее устройство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тракторов и автомобилей, их технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы работы и устройство двигателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутреннего сгорания (ДВС), его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов и систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение, устройство и принцип работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узлов трансмиссии, ходовой части, органов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления, тормозной, гидронавесной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы, вспомогательного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и дополнительного оборудования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрооборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ признаки и причины основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неисправностей тракторов и автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и способы их устранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ взаимодействие деталей сборочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единиц, узлов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты поверхностей деталей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов от коррозии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы черчения и геометрии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ требования Единой системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторской документации (ЕСКД); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила чтения схем, рабочих чертежей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эскизов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оптимальные и предельные нагрузки на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машинотракторные агрегаты и автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 38 ¦ОП.05. Безопасность ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК 1.1 - 4.3¦
¦ ¦по защите работающих и населения от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негативных воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вида и их последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне военно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетных специальностей и самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять среди них родственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходе исполнения обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы на воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения и саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития событий и оценки последствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при техногенных чрезвычайных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стихийных явлениях, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их последствия в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового поражения; меры пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности и правила безопасного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на военную службу и поступления на нее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники и специального снаряжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоящих на вооружении (оснащении) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 630 ¦ 420 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 630 ¦ 420 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Выполнение мероприятий по охране и ¦ ¦ ¦МДК.01.01. Биология ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦воспроизводству диких животных ¦ ¦ ¦охотничье-промысло- ¦ПК 1.1 - 1.2¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦вых животных ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦МДК.01.02. ¦ ¦
¦ ¦ проведения биотехнических мероприятий в¦ ¦ ¦Организация и ¦ ¦
¦ ¦охотничьих угодьях; ¦ ¦ ¦технология работ на ¦ ¦
¦ ¦ охраны охотничьих угодий от нарушения ¦ ¦ ¦егерских участках ¦ ¦
¦ ¦природоохранного законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦МДК.01.03. Основы ¦ ¦
¦ ¦ вести наблюдения за жизнью диких ¦ ¦ ¦охотоведения и ¦ ¦
¦ ¦животных и птиц; ¦ ¦ ¦охотничьего ¦ ¦
¦ ¦ проводить инвентаризацию охотничьей ¦ ¦ ¦законодательства ¦ ¦
¦ ¦фауны и флоры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить биотехнические мероприятия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьих угодьях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться картографическими данными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьего хозяйства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить мероприятия по охране фауны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦флоры в приписных охотничьих угодьях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обустраивать простейшие места охоты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(лабаз, засидку, вышки) для удобства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности охоты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться охотничьим оружием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦боеприпасами, правильно обращаться с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ними; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ эксплуатировать транспортные средства в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работе егеря (снегоходы, водный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорт) и соблюдать правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного обращения с ними; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться государственными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслевыми стандартами на продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьего промысла; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользоваться законодательными актами по¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесному, охотничьему хозяйству, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимой справочной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ значение и рациональное использование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьих ресурсов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности биологии охотничье- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промысловых животных и места их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространения в охотничьих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦угодьях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ систематику и общие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфобиоценотические особенности каждого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отряда зверей и птиц; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сведения о характере охотничьих угодий,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их ландшафтной характеристике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методику проведения инвентаризации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бонитировки, учета численности зверей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦птиц; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мероприятия по охране и воспроизводству¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диких животных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы и технику охоты на промысловых,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хищных животных и птиц; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные правила техники безопасности и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожарной безопасности в охотничьих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦угодьях, принципы охотничьей этики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы обустройства мест охоты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы оружейного дела (виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьего оружия, необходимую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию на использование его, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обращение с ружьем); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общее устройство и особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации транспортных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемых в работе егеря; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы собаководства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав и виды охотничьей продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(пушнину, мясо, шкуры, пернатую дичь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотничьи трофеи, чучела зверей и птиц); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ государственные и отраслевые стандарты,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификацию, основные документы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукцию охотничьего промысла; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лесное законодательство и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательные акты о ведении и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовании охотничьих угодий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности охотохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий в заповедно-охотничьих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйствах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Проведение мероприятий по ¦ ¦ ¦МДК.02.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦воспроизводству лесов и уходу за лесом ¦ ¦ ¦Лесоводство и ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦лесоразведение ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦МДК.02.02. Основы ¦ ¦
¦ ¦ выращивания посадочного материала, ¦ ¦ ¦древесиноведения и ¦ ¦
¦ ¦создания лесных культур; ¦ ¦ ¦лесного ¦ ¦
¦ ¦ выполнения работ по предупреждению и ¦ ¦ ¦товароведения ¦ ¦
¦ ¦тушению лесных пожаров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнения работ по защите лесов от ¦ ¦ ¦МДК.02.03. Охрана и ¦ ¦
¦ ¦вредителей и болезней; ¦ ¦ ¦защита леса ¦ ¦
¦ ¦ проведения рубок ухода за лесом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦МДК.02.04. ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по заготовке семян; ¦ ¦ ¦Технология и ¦ ¦
¦ ¦ выращивать посадочный материал и ¦ ¦ ¦механизация ¦ ¦
¦ ¦выполнять работы по созданию лесных ¦ ¦ ¦лесохозяйственных ¦ ¦
¦ ¦культур; ¦ ¦ ¦работ ¦ ¦
¦ ¦ определять основные виды хвойных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиственных пород; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классифицировать деревья в лесу по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственному назначению; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять лесохозяйственные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесозаготовительные работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по лесной таксации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по заготовке семян; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять технологические операции по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рубкам ухода за лесом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять работы по защите лесов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезней и вредителей, предупреждению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тушению лесных пожаров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные сведения о лесном фонде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формы лесопользования, права и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанности лесопользователя; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рубки главного пользования, рубки ухода¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за лесом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мероприятия по воспроизводству лесов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(лесное семеноводство, выращивание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сеянцев и саженцев, создание лесных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятие лесной таксации, объекты лесной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таксации и методику выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таксационных мероприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы лесного товароведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(классификацию, стандартизацию, общую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику круглых и пиленых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесоматериалов); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятия о лесоустройстве и этапах его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общую характеристику систем и орудий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемых в лесном хозяйстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ машины и механизмы для проведения работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в лесном хозяйстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятие экологии, охраны природы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ причины загрязнения окружающей среды и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пути решения проблемы загрязнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лесоохранные мероприятия: защиту лесов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от пожаров, методы борьбы с вредителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и болезнями леса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПМ.03 ¦Управление колесными и гусеничными ¦ ¦ ¦МДК.03.01. ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦тракторами, используемыми в ¦ ¦ ¦Эксплуатация ¦ПК 3.1 - 3.2¦
¦ ¦лесопромышленном комплексе, их ¦ ¦ ¦колесных и ¦ ¦
¦ ¦техническое обслуживание и ремонт ¦ ¦ ¦гусеничных тракторов¦ ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦в лесопромышленном ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦комплексе ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнения работ на машинно-тракторных ¦ ¦ ¦МДК.03.02. Система ¦ ¦
¦ ¦агрегатах на базе тракторов двух ¦ ¦ ¦технического ¦ ¦
¦ ¦основных типов (гусеничных, колесных); ¦ ¦ ¦обслуживания ¦ ¦
¦ ¦ комплектования машинно-тракторных ¦ ¦ ¦тракторов и ¦ ¦
¦ ¦агрегатов; ¦ ¦ ¦технологического ¦ ¦
¦ ¦ выполнения технологических регулировок ¦ ¦ ¦оборудования в ¦ ¦
¦ ¦рабочих органов лесохозяйственных машин, ¦ ¦ ¦лесопромышленном ¦ ¦
¦ ¦использования вспомогательного ¦ ¦ ¦комплексе ¦ ¦
¦ ¦оборудования и инструментов для настройки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочих органов лесохозяйственных машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнения операций ежесменного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первого технического обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тракторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять операции по техобслуживанию и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонту машинно-тракторных агрегатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экономно расходовать горюче-смазочные и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другие эксплуатационные материалы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ готовить машины к установке на хранение¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с действующими правилами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила выполнения работ машинно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тракторными агрегатами в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с требованиями агротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устройство, принцип действия и основные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировки тракторов основных типов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(колесного и гусеничного), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственных машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила комплектования машинно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тракторных агрегатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы расхода и мероприятия по экономии¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦горюче-смазочных материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения системы технического¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания и ремонта машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение инструментов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособлений для настройки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировки агрегатов, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользования ими; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила хранения тракторов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесохозяйственного оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы выполнения слесарных, токарных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кузнечно-сварочных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПМ.04 ¦Управление грузовыми автомобилями, их ¦ ¦ ¦МДК.04.01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦техническое обслуживание и ремонт ¦ ¦ ¦безопасного ¦ПК 4.1 - 4.3¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦транспортным ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦средством ¦ ¦
¦ ¦ управления грузовым автомобилем в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных дорожных и метеорологических ¦ ¦ ¦МДК.04.02. Система ¦ ¦
¦ ¦условиях; ¦ ¦ ¦технического ¦ ¦
¦ ¦ выполнения требований правил дорожного ¦ ¦ ¦обслуживания и ¦ ¦
¦ ¦движения: ¦ ¦ ¦ремонта автомобилей ¦ ¦
¦ ¦ проверки технического состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобиля перед выездом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ устранения возникших во время работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелких эксплуатационных неисправностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ безопасно управлять транспортным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством в различных дорожных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метеорологических условиях, соблюдать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правила дорожного движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение, расположение, принцип ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия основных механизмов и приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортного средства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Правила дорожного движения, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства в сфере дорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок выполнения контрольного осмотра¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортного средства перед выездом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при выполнении поездки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила заправки транспортного средства¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦горюче-смазочными материалами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальными жидкостями с соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических требований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила оформления путевой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортной документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ действия водителя в нештатных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила устранения возникших во время ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации транспортного средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелких неисправностей, не требующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разборки узлов и агрегатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила перевозки грузов и пассажиров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды ответственности за нарушение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правил дорожного движения, правил ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации транспортных средств и норм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по охране окружающей среды в соответствии¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с законодательством Российской Федерации;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы безопасного управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортными средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 76 ¦ 38 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате освоения раздела обучающийся¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оздоровительную деятельность для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрепления здоровья, достижения жизненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, включая¦ 1242 ¦ 828 ¦ ¦ ¦
¦ ¦раздел "Физическая культура", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное ¦ 16 нед. ¦ 576 ¦ ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 4.3¦
+------+-----------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+------------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+-----------------------------------------+------------+------------+--------------------+-------------
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
------------------------------------------------------------T-------------¬
¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" ¦ 23 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 16 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+ ¦
¦Производственная практика ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+-----------------------------------------------------------+-------------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L-----------------------------------------------------------+--------------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
Правил дорожного движения;
технологии и механизации лесохозяйственных работ.
Лаборатории:
тракторы и автомобили;
оборудования охотничьего хозяйства.
Мастерские:
слесарная;
пункт технического обслуживания.
Полигоны:
автодром;
трактородром.
Учебная лесосека.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер грузового автомобиля.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|