Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 12.08.2010 № 852
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.09.2010 № 18538)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.2010 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится).
По информации, опубликованной в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.10, федеральный государственный образовательный стандарт публикуются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 24.12.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 24 декабря 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2010 г. № 18538
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 августа 2010 г. № 852

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 262200 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 августа 2010 г. № 852

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 262200 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T---------------------------T-----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование¦(для очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦включая каникулы,¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ предоставляемые ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦после прохождения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ итоговой ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ государственной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ аттестации ¦ ¦
+--------------+--------------+------------+-----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+------------+-----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает инженерно-конструкторскую, творческую, научную деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичных, конкурентоспособных изделий легкой промышленности и индустрии моды (одежды, обуви, аксессуаров и других изделий из различных материалов), способствующих повышению уровня культуры и жизни населения России.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: швейные изделия, обувь, кожа, мех, кожгалантерейные изделия различного назначения, процессы конструирования и моделирования изделий легкой промышленности; нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний, контроля качества материалов и изделий легкой промышленности.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-конструкторская;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная (дизайнерская).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-конструкторская деятельность:
подготовка, планирование и эффективное управление процессами конструирования одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;
анализ, оценка, планирование затрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов;
осуществление дизайн-проектов на изделия легкой промышленности с учетом качественного преобразования "сырье - полуфабрикат - готовое изделие";
экспертиза и реализация принципов авторского контроля;
оценка инновационного потенциала новых изделий;
подготовка документации по менеджменту и маркетингу одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
контроль за соблюдением экологической безопасности при изготовлении изделий легкой промышленности;
организационно-управленческая деятельность:
организация и управление работой малых коллективов исполнителей, разработка и управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
осуществление авторского надзора за разработкой и изготовлением изделий легкой промышленности;
применение нормативно-правовой базы на практике;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и выборе оптимального решения по реализации дизайн-проектов на изделия легкой промышленности;
научно-исследовательская деятельность:
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;
участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;
анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества выпускаемой продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств;
проектная (дизайнерская) деятельность:
формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;
сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;
проведение технико-экономического обоснования проектов;
расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;
разработка дизайн-проектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, готовностью к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
готовностью использовать в профессиональной деятельности один из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
готовностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-1);
использованием основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований (ПК-2);
готовностью изучать требования, предъявляемые потребителями к одежде, обуви, аксессуарам, коже, меху, кожгалантерее, и технические возможности предприятия для их изготовления (ПК-3);
готовностью эффективно использовать традиционные и новые методы конструирования изделий легкой промышленности с учетом эстетических, экономических и других параметров проектируемого изделия (ПК-4);
способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности, использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
производственно-конструкторскими:
готовностью конструировать изделия легкой промышленности в соответствии с требованиями эргономики и прогрессивной технологии производства, обеспечивая им высокий уровень потребительских свойств и эстетических качеств (ПК-6);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при конструировании изделий легкой промышленности (ПК-7);
способностью эффективно и научно-обоснованно использовать соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров изделий легкой промышленности (ПК-8);
организационно-управленческими:
способностью находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и принимать оптимальные решения по реализации дизайн-проектов на изделия легкой промышленности (ПК-9);
способностью оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение качества продукции (ПК-10);
готовностью организовывать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие и организационные решения с учетом различных мнений (ПК-11);
способностью оформлять документацию на законченные конструкторские разработки, составлять отчеты о результатах выполненных работ (ПК-12);
научно-исследовательскими:
умением проводить анализ состояния и динамики показателей качества материалов и изделий легкой промышленности с использованием необходимых методов и средств исследований (ПК-13);
готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта (ПК-14);
способностью участвовать в исследованиях по совершенствованию эстетических качеств и конструкции одежды, обуви, кожи, меха, кожгалантереи и аксессуаров с последующим применением результатов на практике (ПК-15);
умением подготавливать презентации, научно-технические отчеты и представления разработанных изделий на аттестацию и сертификацию (ПК-16);
проектными (дизайнерскими):
способностью формулировать цели дизайн-проекта, определять критерии и показатели художественно-конструкторских предложений (ПК-17);
способностью осуществлять авторский контроль за соответствием рабочих эскизов и технической документации дизайн-проекту изделия (ПК-18);
готовностью использовать информационные технологии и системы автоматизированного проектирования при конструировании изделий легкой промышленности (ПК-19).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественно-научный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ----T------------------------------------------------T---------T----------------------T----------¬

¦Код¦ Учебные циклы и проектируемые результаты их ¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин для¦Коды ¦
¦УЦ ¦ освоения ¦кость ¦ разработки примерных ¦формируе- ¦
¦ООП¦ ¦(зачетные¦ программ, а также ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ учебников и учебных ¦компетен- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ пособий ¦ций ¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и экономический цикл ¦ 30 - 35 ¦История ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 25 ¦Философия ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦Иностранный язык ¦ОК-6 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Экономика ¦ОК-7 ¦
¦ ¦знать: основные закономерности исторического¦ ¦История костюма и моды¦ОК-9 ¦
¦ ¦процесса; этапы исторического развития России;¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦место и роль России в истории человечества и в¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦современном мире; политическое устройство,¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦социальную структуру и общественную жизнь России¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦на современном этапе; место и роль философии в¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦жизни общества и человека; специфику и сущность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦важнейших философских вопросов; базовые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философские понятия и проблемы; ключевые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦положения виднейших представителей мировой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философской мысли; современные направления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философии; нормы произношения; лексику¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка общеупотребительного,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦делового, терминологического и профессионального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержания; типовые способы построения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦высказываний в устной и письменной речи; суть¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений и процессов рыночной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулируемой экономики на микро- и макроуровнях;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы экономики производства; эстетику форм и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкций костюма в историческом аспекте;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влияние моды на развитие и обновление костюма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: анализировать социально значимые проблемы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и процессы; выражать и обосновывать свою позицию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по вопросам, касающимся ценностного отношения к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческому прошлому; применять теоретические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания для философского анализа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действительности, общества, роли средств¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массовой информации и выбора жизненной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной позиции; осуществлять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию с зарубежными партнерами;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переводить научно-техническую литературу и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию по вопросам, связанным с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельностью; анализировать и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать социально-экономическую информацию;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать и осуществлять свою деятельность с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом результатов этого анализа; использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знание истории костюма в своей практической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методикой выявления в современном¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационном поле целостного представления о¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессах и явлениях, происходящих в России и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глобализирующемся мире; основами философской¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологии; культурой философского мышления;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками чтения, аудирования, разговорной речи,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦письма в профессиональной области -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструирование изделий легкой промышленности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками экономических расчетов различных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей на микро- и макроуровне; навыками¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа и творческой трансформации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первоисточника при создании современных образцов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и коллекций. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б-2¦Математический и естественно-научный цикл ¦ 65 - 75 ¦Математика ¦ОК-11 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 45 - 55 ¦Физика ¦ОК-12 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла¦ ¦Химия ¦ОК-13 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Информатика ¦ПК-2 ¦
¦ ¦знать: фундаментальные понятия и базовые разделы¦ ¦Инженерная графика ¦ПК-5 ¦
¦ ¦математики; математическую логику; основы теории¦ ¦Механика ¦ПК-18 ¦
¦ ¦множеств, теории вероятности, математического¦ ¦Экология ¦ ¦
¦ ¦моделирования; основные физические величины и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единицы их измерения; основы синергетики и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанотехнологий; фундаментальные концепции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; химические свойства элементов ряда групп¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодической системы; виды химических связей в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных типах соединений; принципы и методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки, хранения и передачи информации;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы алгоритмизации и программирования; общие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сведения о пакетах прикладных программ; основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начертательной геометрии; способы проецирования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы инженерной графики; правила оформления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторской документации в соответствии с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действующими нормативами; закономерности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображения пространственных геометрических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов, метод центрального проецирования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные законы механики; виды механизмов, их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию, функциональные возможности и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области применения; факторы, определяющие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивость биосферы; принципы рационального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природопользования; организационные и правовые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства охраны окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: применять математические методы при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решении прикладных задач; обмениваться¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацией в сетях; выявлять физические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явления, составляющие основу производственных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; проводить расчеты концентрации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растворов различных соединений; определять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамические характеристики химических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реакций и равновесные концентрации веществ;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статические и динамические характеристики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и системы твердых тел в результате¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их механического взаимодействия; грамотно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать нормативно-правовые акты при работе¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с экологической документацией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: базовыми знаниями в области математики,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимыми для усвоения дисциплин¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального и естественно-научного циклов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками физических расчетов применительно к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачам профессиональной деятельности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практическими навыками при выполнении¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технического рисунка по ортогональным проекциям¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и перспективным изображениям; навыками¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользования типовых пакетов программ для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки тестовой и графической информации;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретическими основами конструирования изделий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общетехнического назначения и методами расчетов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементов конструкций на прочность, жесткость и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивость; методами оценки параметров и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровня негативных воздействий, сохранения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия в условиях современного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного производства. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦100 - 110¦Рисунок и живопись ¦ОК-4 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 50 - 60 ¦Архитектоника объемных¦ОК-5 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла¦ ¦форм ¦ОК-10 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Художественно- ¦ОК-13 ¦
¦ ¦знать: основы изобразительной грамоты и проблемы¦ ¦графическая композиция¦ПК-1 ¦
¦ ¦линейно-объемного рисунка; основополагающие¦ ¦Композиция костюма ¦ПК-2 ¦
¦ ¦принципы развития и гармонизации объемной формы¦ ¦Основы прикладной ¦ПК-3 ¦
¦ ¦в пространстве и законы развития форм в природе,¦ ¦антропологии и ¦ПК-4 ¦
¦ ¦архитектуре, дизайне; основные законы¦ ¦биомеханики ¦ПК-5 ¦
¦ ¦композиции; образно-пластическую и¦ ¦Безопасность ¦ПК-6 ¦
¦ ¦орнаментально-конструктивную структуру костюма¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК-7 ¦
¦ ¦через практические навыки выполнения¦ ¦Метрология, ¦ПК-8 ¦
¦ ¦композиционных решений; эскизирование,¦ ¦стандартизация и ¦ПК-9 ¦
¦ ¦макетирование, моделирование; элементы анатомии¦ ¦сертификация ¦ПК-10 ¦
¦ ¦и морфологии человека; динамическую антропологию¦ ¦Основы экономической ¦ПК-11 ¦
¦ ¦и использование ее результатов при¦ ¦деятельности ¦ПК-12 ¦
¦ ¦проектировании одежды и обуви; средства и методы¦ ¦предприятий легкой ¦ПК-13 ¦
¦ ¦повышения безопасности, экологичности и¦ ¦промышленности, ¦ПК-14 ¦
¦ ¦устойчивости технических средств и¦ ¦менеджмент и маркетинг¦ПК-15 ¦
¦ ¦технологических процессов; способы измерений и¦ ¦Материалы для изделий ¦ПК-16 ¦
¦ ¦методики обработки их результатов; основы¦ ¦легкой промышленности ¦ПК-17 ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации; принципы и методы¦ ¦и конфекционирование ¦ПК-18 ¦
¦ ¦организации производственного процесса; основные¦ ¦Конструирование ¦ПК-19 ¦
¦ ¦категории менеджмента и маркетинга в¦ ¦изделий легкой ¦ ¦
¦ ¦производстве изделий легкой промышленности;¦ ¦промышленности ¦ ¦
¦ ¦влияние параметров структуры материала, его¦ ¦Технология изделий ¦ ¦
¦ ¦фактуры, грифа, художественно-колористического¦ ¦легкой промышленности ¦ ¦
¦ ¦оформления и свойств (при растяжении, изгибе,¦ ¦Проектирование изделий¦ ¦
¦ ¦истирании) на конструктивное, эстетическое¦ ¦легкой промышленности ¦ ¦
¦ ¦восприятие изделий и их качество; принципы¦ ¦в системе ¦ ¦
¦ ¦формирования гардероба и ассортимента одежды,¦ ¦автоматизированного ¦ ¦
¦ ¦обуви, аксессуаров; технико-экономическую¦ ¦проектирования (САПР) ¦ ¦
¦ ¦характеристику конструкций изделий; размерный¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ассортимент; основные этапы технологических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; способы раскроя, формования и виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединения деталей изделий; физиологические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели, определяющие соответствие одежды и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обуви гигиеническим требованиям; структурную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схему сквозной системы и технические средства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного проектирования в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве изделий легкой промышленности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: выполнять кратковременные зарисовки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наброски фигуры человека; воспринимать костюм¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦как композиционно и конструктивно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязанную систему объемов; грамотно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарисовывать новый образец изделия, сохранив его¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образную характеристику и подчеркнув¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструктивно-технологические особенности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воплощать творческие замыслы в реальные модели и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкции современной одежды, обуви,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аксессуаров; правильно рассчитывать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размерно-полнотный ассортимент одежды (обуви,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перчаток) для различных регионов; разрабатывать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия по повышению безопасности и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологичности производственной деятельности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работать со стандартами; составлять заявки на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получение сертификата на изделия легкой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленности; прогнозировать свойства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качество готовых изделий по показателям свойств¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и качества материалов, входящих в пакет изделия;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать антропометрическое соответствие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработанных изделий в статике и динамике;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать уровень качества изготовления изделий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦легкой промышленности; реализовывать на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронно-вычислительной машине (ЭВМ)¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦простейшие конструкторские и технологические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи проектирования, характерные для отрасли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками выполнения композиционных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений различными выразительными¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦художественно-графическими средствами;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретическими основами и принципами построения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размерной типологии для всех групп населения;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами оценки параметров и уровня негативных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействий при производстве изделий легкой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленности; основными принципами построения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов производства,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующего профилю подготовки; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сравнительной оценки показателей качества с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативными данными и повышения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособности изделий легкой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленности; практическими методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфекционирования материалов для одежды, обуви,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кожгалантерейных изделий и аксессуаров; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования конструкций изделий и приемами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения примерок; навыками работы с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническими средствами и пакетами прикладных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ проектирования, характерными для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслей легкой промышленности. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б.4¦Учебная и производственная практики¦ 20 ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 - 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 - 7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 - 16¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б.5¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-15 ¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная аттестация ¦ 15 ¦ ¦ОК-1 - 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-13 - 14¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 - 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 - 8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 - 19¦
+---+------------------------------------------------+---------+----------------------+----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной образовательной¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------------------+---------+----------------------+-----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, физики, химии, информатики, инженерной графики, механики, экологии, рисунка и живописи, архитектоники объемных форм, художественно-графической композиции, композиции костюма, основ прикладной антропологии и биомеханики, безопасности жизнедеятельности, материалов для изделий легкой промышленности, метрологии и стандартизации, сертификации, конструирования изделий легкой промышленности, технологии изделий легкой промышленности, проектирования изделий легкой промышленности в САПР, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории высшего учебного заведения, которые должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать процессы конструирования изделий легкой промышленности в соответствии с профилем подготовки.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. На 100 студентов дневного отделения должно быть не менее 10 компьютеров, подключенных к сети Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru