Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 12.08.2010 № 853
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.09.2010 № 18537)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.2010 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится).
По информации, опубликованной в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 50, 13.12.10, федеральный государственный образовательный стандарт публикуются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 24.12.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 24 декабря 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2010 г. № 18537
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 августа 2010 г. № 853

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 262200 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 августа 2010 г. № 853

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 262200 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ----------------T-----------------------T--------------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП ¦ (степень) ¦ освоения ООП (для ¦(в зачетных ¦
¦ +----------T------------+ очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦код в ¦наименование¦ обучения), включая ¦ ¦
¦ ¦соответст-¦ ¦ каникулы, ¦ ¦
¦ ¦вии с ¦ ¦представленные после¦ ¦
¦ ¦принятой ¦ ¦прохождения итоговой¦ ¦
¦ ¦классифи- ¦ ¦ государственной ¦ ¦
¦ ¦кацией ООП¦ ¦ аттестации ¦ ¦
+---------------+----------+------------+--------------------+------------+
¦ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+----------+------------+--------------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает: инженерно-конструкторскую, творческую, научную деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичных, конкурентоспособных изделий легкой промышленности и индустрии моды (одежды, обуви и кожгалантерейных изделий из разных материалов), способствующих повышению уровня культуры и жизни населения России.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: швейные изделия, обувь, кожа, мех, кожгалантерейные изделия различного назначения, процессы конструирования и моделирования изделий легкой промышленности; нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний, контроля качества материалов и изделий легкой промышленности.
4.3. Магистр по направлению подготовки 262000 Конструирование изделий легкой промышленности готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-конструкторская;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная (дизайнерская);
научно-педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 262000 Конструирование изделий легкой промышленности должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
производственно-конструкторская деятельность:
разработка необходимой технической документации на конструируемое изделие (эскизы, чертежи, макеты);
составление подробной спецификации требований к дизайн-проекту и участие в его защите;
проведение консультаций по вопросам конструирования конкурентоспособной одежды, обуви и кожгалантерейных изделий;
внедрение новых материалов в производство для выпуска конкурентоспособных изделий в соответствии с требованиями рынка и тенденциями развития моды;
исследование причин возникновения брака в производстве, разработка предложений по его предупреждению и устранению, выбор систем обеспечения экологической безопасности производства;
организационно-управленческая деятельность:
организация маркетинговых и сбытовых структур для развития бизнеса, повышения его устойчивости и конкурентоспособности, мерчендайзинга изделий индустрии моды;
менеджмент в условиях широкого спектра мнений, определение порядка выполнения работ;
подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы изделий;
повышение квалификации и тренинг сотрудников;
разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;
научно-исследовательская деятельность:
управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;
составление рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
проведение патентного анализа;
внедрение результатов исследовательской работы, инновационной технологии и перспективной техники;
проектная (дизайнерская) деятельность:
подготовка заданий на разработку проектных и дизайнерских решений;
подготовка обобщенных вариантов решения возникающих проблем, их анализ, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности;
выбор мероприятий по рациональному использованию материальных ресурсов и контроль за их потреблением;
изучение и внедрение отечественного и зарубежного опыта, развитие рационализации и изобретательства;
оценка инновационного потенциала проекта;
научно-педагогическая деятельность:
выполнение педагогической работы в средних профессиональных и высших учебных заведениях в должности преподавателя и ассистента под руководством ведущего преподавателя, профессора или доцента по дисциплинам направления;
разработка методических материалов, используемых студентами в учебном процессе.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, управлении коллективом, готовностью влиять на формирование целей команды, оценивать качество результатов своей деятельности (ОК-4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-6);
способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, адаптации к новым ситуациям (ОК-7);
готовностью применять общие экономические законы в предпринимательской деятельности и трудовых отношениях, адаптировать их к условиям российской социально-экономической системы (ОК-8).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с целями магистерской программы (ПК-1);
готовностью организовывать кампании и мероприятия по рекламе продукции легкой промышленности, разрабатывать их план и анализировать эффективность (ПК-2);
способностью выполнять коммерческую проработку объектов интеллектуальной собственности (ПК-3);
готовностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);
способностью работать с цветом и цветовыми композициями, макетировать и моделировать (ПК-5);
производственно-конструкторскими:
готовностью осуществлять объемно-пространственное и графическое проектирование, разрабатывать композиционные решения, подготавливать данные для расчетов экономического обоснования изготовления предлагаемых изделий (ПК-6);
способностью выбирать мероприятия и направления в проектировании структуры рационального ассортимента (ПК-7);
готовностью осуществлять авторский контроль поэтапного изготовления изделий, проводить стандартные и сертификационные испытания одежды, обуви, кожгалантерейных изделий и материалов для них, исследовать причины возникновения брака в производстве и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению (ПК- 8);
способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-9);
организационно-управленческими:
способностью изучать требования, предъявляемые потребителем к изделиям легкой промышленности, и технические возможности предприятия для их выполнения (ПК-10);
готовностью использовать элементы экономического анализа при разработке изделий с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-11);
способностью систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-12);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-13);
способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в отчетах, рефератах, публикациях и на публичных обсуждениях (ПК-14);
научно-исследовательскими:
готовностью осуществлять отбор и анализ патентной и другой научно-технической информации, необходимой на различных стадиях конструирования изделий (ПК-15);
способностью проводить сравнительный анализ аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценку их эстетического уровня, участвовать в выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с решением художественных и конструкторских задач, в разработке художественно-конструкторских предложений (ПК-16);
проектными (дизайнерскими):
способностью разрабатывать конструкторскую документацию для производства изделий легкой промышленности с учетом конструктивно-технологических, эстетических, экономических, экологических и иных требований потребителя (ПК-17);
готовностью к использованию информационных технологий и современных компьютерных графических систем при разработке моделей изделий легкой промышленности (ПК-18);
научно-педагогическими:
способностью формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки, гражданскую позицию, способностью к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии (ПК-19);
готовностью к выбору методов и средств обучения, обеспечивающих высокое качество учебного процесса (ПК-20).
Профессиональные компетенции уточняются вузом с учетом профиля профессиональной подготовки обучающихся.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл,
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа,
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T------------------------------T---------T----------------T-----------¬

¦Код¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ проектируемые результаты ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ¦ их освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ (примерных) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий) ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 10 - 20 ¦Философские ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 5 - 15 ¦проблемы науки ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦и техники ¦ОК-3 ¦
¦ ¦дисциплин базовой части цикла ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Деловой ¦ОК-7 ¦
¦ ¦знать: базовые понятия, ¦ ¦иностранный ¦ОК-8 ¦
¦ ¦категории и принципы научного ¦ ¦язык ¦ПК-3 ¦
¦ ¦познания; программно-целевые ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦методы решения научных ¦ ¦Защита ¦ПК-8 ¦
¦ ¦проблем; профессиональную и ¦ ¦интеллектуальной¦ ¦
¦ ¦специальную терминологию; ¦ ¦собственности ¦ ¦
¦ ¦методику технического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевода; правовые основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патентно-лицензионные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операции; систему ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изобретательской деятельности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацию в области проблем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития научного знания; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦излагать мысли в письменной и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устной формах в научной, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной, культурной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-бытовой областях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить патентные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования, коммерческую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проработку объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методикой анализа и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки научных открытий с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позиций философии; опытом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснования выбора своей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научной и профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позиции; достаточным словарным¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и терминологическим запасом и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками делового общения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современной информационно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникационной среде; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками патентного поиска и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составления заявки на патент. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 35 - 45 ¦Ресурсосберегаю-¦ОК-4, ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная)¦ 10 - 20 ¦щие системы в ¦ОК-6, ¦
¦ ¦часть ¦ ¦отраслях легкой ¦ПК-1, ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦промышленности ¦ПК-2, ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦ ¦ПК-3, ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦Рекламная ¦ПК-4, ¦
¦ ¦знать: современную концепцию ¦ ¦деятельность ¦ПК-5, ¦
¦ ¦ресурсосбережения в ¦ ¦ ¦ПК-6, ¦
¦ ¦производстве изделий легкой ¦ ¦ ¦ПК-7, ¦
¦ ¦промышленности; факторы ¦ ¦ ¦ПК-8, ¦
¦ ¦ресурсоемкости промышленных ¦ ¦ ¦ПК-9, ¦
¦ ¦предприятий; классификацию ¦ ¦ ¦ПК-10, ¦
¦ ¦рекламных средств; взаимосвязь¦ ¦ ¦ПК-11, ¦
¦ ¦рекламы и паблик рилейшенз, ¦ ¦ ¦ПК-12, ¦
¦ ¦психологию рекламного ¦ ¦ ¦ПК-13, ¦
¦ ¦воздействия; ¦ ¦ ¦ПК-14, ¦
¦ ¦уметь: выбирать мероприятия и ¦ ¦ ¦ПК-15, ¦
¦ ¦направления рационального ¦ ¦ ¦ПК-16, ¦
¦ ¦использования материальных ¦ ¦ ¦ПК-17, ¦
¦ ¦ресурсов и контролировать их ¦ ¦ ¦ПК-18, ¦
¦ ¦потребление; анализировать ¦ ¦ ¦ПК-19, ¦
¦ ¦конъюнктуру рынка изделий ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦легкой промышленности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организовывать рекламные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия и оценивать их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей материалоемкости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции и оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационно-управленческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и технических мероприятий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современными рекламными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиями; объективными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представлениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦об общечеловеческих и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальных ценностях науки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.3¦Практика и научно- ¦ 57 ¦ ¦ОК-2, ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ОК-4 - 5, ¦
¦ ¦(практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ОК-7 - 8, ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ПК-1 - 20 ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ОК-2, ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-4, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 - 18 ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------+---------+----------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-конструкторской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной (дизайнерской), научно-педагогической) для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение групповых дискуссий и проектов, ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем науки и техники, делового иностранного языка, защиты интеллектуальной собственности, ресурсосберегающих систем, рекламной деятельности в различных отраслях легкой промышленности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для основного штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории высшего учебного заведения, которые должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать процессы конструирования изделий легкой промышленности.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
На двух обучающихся очной формы обучения должен быть один компьютер, подключенный к сети Интернет. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестации) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных и исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся и представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (производственно-конструкторской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной (дизайнерской), научно-педагогической).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач - анализ получаемой лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных методических и производственных документов и др.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru