Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ ФСТ РФ от 31.08.2010 № 198-т/1
"Об утверждении Методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2010 № 18594)

Официальная публикация в СМИ:
"Российская газета", № 231, 13.10.2010


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 24.10.2010.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2010 г. № 18594
   ------------------------------------------------------------------


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ
от 31 августа 2010 г. № 198-т/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА РАЗМЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ЗАТРАТ
И НОРМАТИВНОЙ ПРИБЫЛИ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО ИНДЕКСА К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ
УРОВНЮ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ НА ГРУЗОВЫЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 34, ст. 3426; 2001, № 33 (часть I), ст. 3429; 2002, № 1 (часть I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 168; № 13, ст. 1181; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 1, ст. 10; № 19, ст. 2063; 2007, № 1 (часть I), ст. 21; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5557; 2008, № 52 (часть I), ст. 6236), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 29, ст. 3049; 2006, № 3, ст. 301; № 23, ст. 2522; № 48, ст. 5032; № 50, ст. 5354; 2007, № 16, ст. 1912; № 25, ст. 3039; № 32, ст. 4145; 2008, № 7, ст. 597; № 17, ст. 1897; № 23, ст. 2719; № 38, ст. 4309; № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 142; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 9, ст. 1119; № 18 (часть II), ст. 2249; № 33, ст. 4086; 2010, № 9, ст. 960; № 13, ст. 1514; № 25, ст. 3169; № 26, ст. 3350; № 30, ст. 4096), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 32, ст. 4051), а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении Федеральной службы по тарифам (протокол Правления ФСТ России от 31 августа № 54-т), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки.
2. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.

И.о. Руководителя
Федеральной службы по тарифам
Д.САЛЬКОВ





Приложение
к Приказу
Федеральной службы по тарифам
от 31 августа 2010 г. № 198-т/1

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА РАЗМЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ЗАТРАТ
И НОРМАТИВНОЙ ПРИБЫЛИ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО ИНДЕКСА К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ
УРОВНЮ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ НА ГРУЗОВЫЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (далее - Методика), разработана в соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 32, ст. 4051) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643).
2. Методика предназначена для использования Федеральной службой по тарифам и субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими работы (оказывающими услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъекты регулирования) тарифы, сборы и платы в отношении которых, регулируются государством, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, при формировании финансовых планов субъектов регулирования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, при определении потерь доходов субъектов регулирования, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
3. Настоящая Методика определяет основные положения по расчету:
экономически обоснованных затрат, необходимых для надежного и безопасного функционирования субъекта регулирования в целях удовлетворения потребностей в перевозках, определяемых на очередной период регулирования с применением метода их постатейной индексации с учетом изменения индексов цен производителей на внутреннем рынке;
нормативной прибыли, учитываемой при формировании тарифов, сборов и платы, определяемой исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг), размеров инвестиционных расходов субъекта регулирования и нормы доходности (рентабельности) на капитал, необходимой для осуществления регулируемой деятельности и обеспечивающей развитие железнодорожного транспорта.
4. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют определениям, данным в Федеральных законах: от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 34, ст. 3426; 2001, № 33 (часть I), ст. 3429; 2002, № 1 (часть I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 168; № 13, ст. 1181; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 1, ст. 10; № 19, ст. 2063; 2007, № 1 (часть I), ст. 21; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5557; 2008, № 52 (часть I), ст. 6236), от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169; № 28, ст. 2884; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (часть I), ст. 3597; № 30 (часть II), ст. 3616; № 52 (часть I), ст. 6249; 2009, № 1, ст. 21), от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170; № 28, ст. 2891; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (часть II), ст. 3616), Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643.

II. Определение экономически обоснованных затрат
и нормативной прибыли, учитываемых при формировании
экономически обоснованного индекса к действующему
уровню тарифов, сборов и платы на грузовые
железнодорожные перевозки

5. Расчет размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли осуществляется на базе показателей финансовых планов субъектов регулирования, формируемых с учетом данных раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности.
6. Расчет экономически обоснованных затрат осуществляется по основной деятельности субъекта регулирования. Методика используется при определении экономически обоснованных затрат в переходный период, связанный с созданием дочерних зависимых обществ (далее - ДЗО) вплоть до их полного хозяйственного обособления в рамках реализации структурной реформы.
7. Расчет экономически обоснованных затрат основывается на:
- прогнозных параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на период, на который рассчитываются тарифы, сборы и плата (расчетный период регулирования);
- налоговом законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- данных отраслевой и межотраслевой статистической отчетности за предыдущие периоды;
- прогнозных показателях финансового плана и инвестиционной программы субъекта регулирования на прогнозный период регулирования.
8. Экономически обоснованные затраты, связанные с оказанием регулируемых услуг субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, включают следующие группы расходов (элементы затрат):
оплата труда;
отчисления на социальные нужды;
топливо;
электрическую энергию;
материалы;
прочие материальные затраты;
амортизация основных средств;
прочие расходы.
9. Экономически обоснованные затраты по основной деятельности по каждому элементу затрат формируются на основе базовых показателей финансового плана компании за период, предшествующий расчетному периоду регулирования (базисный период), утвержденного советом директоров компании (для ОАО "РЖД", в том числе одобренного Правительством Российской Федерации), и показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на соответствующий период, а также с учетом обоснованных потребностей компании в осуществлении программ капитального ремонта инфраструктуры и подвижного состава.
При получении отчетных показателей деятельности компании за базисный период данные показатели приняты в качестве базовых показателей при условии их соответствия показателям финансового плана, утвержденного советом директоров компании.
Соответствие отчетных показателей показателям финансового плана, утвержденного советом директоров компании, определяется по каждому элементу затрат с учетом изменения объемов транспортной работы, индексов потребительских цен, цен производителей и других показателей по сравнению с аналогичными показателями, принятыми при разработке финансового плана компании.
При этом в базовом периоде восстанавливаются расходы, исключенные в результате роста тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта, в том числе в связи с переходом на режим неполного рабочего времени, временным снижением объема ремонтных работ с переносом их на последующие периоды.
При необходимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2366; 2004, № 52 (часть II), ст. 5482; 2009, № 30, ст. 3837) из базовой величины расходов исключаются затраты, связанные с созданием ДЗО и независимых обществ, принимающих от субъекта регулирования конкретные виды деятельности. Изменения расходов, связанные с созданием ДЗО и независимых обществ, рассчитываются субъектом регулирования с учетом изменений количества структурных подразделений, средней списочной численности работников всех профессий и должностей субъекта регулирования, а также численности отдельных групп и профессий работников, в том числе использующих спецодежду в эксплуатации, форменную одежду, численности инвентарного парка локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, количества оборудования и устройств, объема (кубатуры) производственных помещений, количества световых точек в расчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
В переходный период до разработки новой системы показателей работы субъекта регулирования, позволяющих оценивать его деятельность в условиях создания ДЗО и обособления отдельных видов деятельности, расчет изменения расходов, связанных с созданием ДЗО и независимых обществ, представляется субъектом регулирования по каждому элементу затрат.
10. Экономически обоснованные затраты определяются по элементам затрат с учетом соответствующих каждому элементу затрат долей расходов, зависящих и независящих от объема перевозок.
При этом прогнозные темпы изменения грузооборота определяются с учетом темпов изменения промышленного производства, экспорта, импорта, мировой экономики.
Прогнозные темпы изменения пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении определяются с учетом темпов изменения транспортной подвижности населения, темпов изменения реальных располагаемых доходов населения, реальной заработной платы, потребительских цен.
Прогнозный показатель темпов изменения приведенной транспортной работы (ИОР) определяется на основе показателей темпов изменения грузооборота, пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении.
11. Расчет базовой величины расходов  производится по каждому элементу затрат, кроме амортизации, следующим образом:

, (1)

где:
- отчетная величина расходов за период, предшествующий базисному;
- индекс цен (тарифов) базисного периода, применяемый к соответствующему элементу затрат, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и данными Росстата;
- доля расходов, зависящих от объема работ (услуг);
- изменение приведенной работы (в базисный период по сравнению с предыдущим периодом), %;
- расходы, учитываемые в базовом периоде, в целях восстановления расходов, сокращенных в отчетном периоде, в связи с реализацией административных мер, направленных на минимизацию влияния роста тарифов на пользователей услугами железнодорожного транспорта. Данные расходы определяются по каждому элементу затрат, в том числе с учетом восстановления режима полного рабочего времени, планово-нормативных объемов капитального ремонта инфраструктуры и подвижного состава, в соответствии с утвержденным финансовым планом компании на отчетный период;
- величина затрат по выполнению дополнительных ремонтных работ для ликвидации просроченных объемов капитального ремонта пути, учтенных в составе экономически обоснованных затрат в размере, согласованном федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере транспорта, в отчетном периоде, предшествующем базисному;
- изменение расходов в связи с созданием ДЗО и независимых обществ (со знаком "-" при снижении и "+" при увеличении соответствующей части затрат у данного субъекта регулирования).
12. Расчет размера экономически обоснованных затрат, проектируемых на расчетный период регулирования, производится в следующем порядке:
12.1. Затраты на оплату труда  рассчитываются по формуле:

, (2)

где:
- базовый фонд оплаты труда;
ИПЦ - прогнозное значение индекса потребительских цен, установленного в процентах, на расчетный период регулирования (в среднем за год к предыдущему году), определенное в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
- доля расходов на оплату труда, зависящих от объема работ (услуг);
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %;
- прочие затраты на оплату труда в период регулирования, в том числе включающие в себя отчисления на добровольное медицинское страхование работников, отчисления в негосударственные пенсионные фонды, выплаты социального характера, расходы на оплату проезда работников;
- изменение расходов в связи с созданием ДЗО и независимых обществ (со знаком "-" при снижении и "+" при увеличении соответствующей части затрат у данного субъекта регулирования).
В целях определения эффективности деятельности субъекта регулирования величина затрат на оплату труда, проектируемая на очередной период регулирования, определяется с учетом соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы основного производственного персонала в реальном выражении.
12.2. Отчисления на социальные нужды () рассчитываются по формуле:

, (3)

где:
- затраты на оплату труда, проектируемые на расчетный период регулирования;
- коэффициент начислений на затраты на оплату труда.
12.3. Материальные затраты (МЗ) складываются из расходов на топливо (Т), расходов на электроэнергию (Э), расходов по материалам (М) и прочих материальных затрат ()

, (4)

где:
Т - расходы на топливо;
Э - расходы на электроэнергию;
М - затраты на материалы;
- прочие материальные затраты.
12.3.1. Расходы на топливо (Т) рассчитываются по формуле:

, (5)

где:
- расходы на топливо на тягу поездов;
- расходы на топливо на прочие нужды.
12.3.1.1. Расходы на топливо на тягу поездов () рассчитываются по формуле:

, (6)

где:
- базовые расходы на топливо на тягу;
- изменение расходов на топливо на тягу в связи с образованием ДЗО и независимых обществ;
- прогнозное значение индекса цен на производство нефтепродуктов, установленного в процентах, на расчетный период регулирования (в среднем за год к предыдущему году), определенное в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %.
При принятии решения об обоснованности затрат на топливо на тягу поездов, проектируемых на период расчета тарифов, органом регулирования учитывается показатель, характеризующий динамику изменения удельного расхода топлива на тягу поездов в период расчета тарифов по сравнению с базисным периодом.
12.3.1.2. Расходы на топливо на прочие нужды  рассчитываются по формуле:

, (7)

где:
- базовые расходы на топливо на прочие нужды;
- доля расходов на топливо на прочие нужды, зависящих от объемов перевозок;
- изменение расходов на топливо на прочие нужды в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
12.3.2. Расходы на электроэнергию (Э) рассчитываются по формуле:

, (8)

где:
- расходы на электроэнергию на тягу поездов;
- расходы на электроэнергию на прочие нужды.
12.3.2.1. Расходы на электроэнергию на тягу поездов  рассчитываются по формуле:

, (9)

где:
- базовые расходы на электроэнергию на тягу поездов;
- прогнозное значение индекса роста цен на электроэнергию с учетом доли нерегулируемого рынка для всех категорий потребителей, выраженный в процентах (среднегодовой), на расчетный период регулирования, определенное в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %;
- изменение расходов на электроэнергию на тягу поездов в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
При принятии решения об обоснованности затрат на электроэнергию на тягу поездов, проектируемых на период расчета тарифов, органом регулирования учитывается показатель, характеризующий динамику изменения удельного расхода электроэнергии на тягу поездов в период расчета тарифов по сравнению с базисным периодом.
12.3.2.2. Расходы на электроэнергию на прочие нужды  рассчитываются по формуле:

, (10)

где:
- базовые расходы на электроэнергию на прочие нужды;
- доля расходов на электроэнергию на прочие нужды, зависящих от объемов перевозок;
- изменение расходов на электроэнергию на прочие нужды в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
12.3.3. Расходы на материалы (М) рассчитываются по формуле:

, (11)

где:
- базовые расходы на материалы;
- прогнозное значение индекса цен производителей промышленной продукции для внутреннего рынка без продукции топливно-энергетического комплекса, установленного в процентах, на расчетный период регулирования, определенное в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
- доля расходов на материалы, зависящих от объема перевозок;
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений в сопоставимых единицах измерения (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %;
- изменение расходов на материалы в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
12.3.4. Прочие материальные затраты  рассчитываются по формуле:

, (12)

где:
- базовые прочие материальные затраты;
ИПЦ - прогнозное значение индекса потребительских цен, установленного в процентах, на расчетный период регулирования (в среднем за год к предыдущему году), определенное в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. В случае изменения структуры прочих материальных затрат органом регулирования применяется индекс цен производителей промышленной продукции для внутреннего рынка;
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений в сопоставимых единицах измерения (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %;
- доля прочих материальных затрат, зависящих от объемов перевозок;
- изменение прочих материальных затрат в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
12.4. Амортизация (А) рассчитывается по формуле:

, (13)

где:
Фнг - среднегодовая стоимость основных фондов на начало расчетного периода регулирования;
Фввод - среднегодовая стоимость вводимых фондов;
Фвыб - среднегодовая стоимость выбывающих фондов;
- коэффициент переоценки основных фондов в прогнозном периоде;
Nам - усредненная норма амортизационных отчислений.
В случае значительного превышения темпов роста амортизации по сравнению с темпами роста амортизации, определенных в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъект регулирования представляет дополнительные обоснования роста расходов по данному элементу затрат.
12.5. Прочие расходы  рассчитываются по формуле:

, (14)

где:
- базовые прочие расходы;
- налог на имущество в базисном периоде;
- сумма расходов на аренду и лизинг в базисном периоде;
- изменение совокупных объемов работ (услуг) без учета структурных изменений в сопоставимых единицах измерения (в расчетный период регулирования по сравнению с базисным периодом), %;
- доля прочих расходов, зависящих от объемов перевозок;
- налог на имущество, планируемый на расчетный период регулирования;
- расходы на аренду и лизинг, планируемые на расчетный период регулирования;
- изменение прочих расходов в связи с образованием ДЗО и независимых обществ.
12.6. При расчетах эксплуатационных расходов по каждой статье затрат учитывается сокращение издержек субъекта регулирования от реализации организационно-технических мероприятий, применения ресурсосберегающих технологий.
12.7. Размер экономически обоснованных затрат , проектируемых на расчетный период регулирования, определяется следующим образом:

(15)

13. Итоговая величина экономически обоснованных затрат  увеличивается на величину затрат по выполнению нормативных ремонтных работ для ликвидации просроченных объемов капитального ремонта пути, накопленных в период, предшествующий отчетному, при подтверждении и обосновании данных объемов ремонта и затрат федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере транспорта и величину экономии расходов от реализации капитальных вложений, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования в соответствии со следующей формулой:

, (16)

где:
- расчетная величина экономически обоснованных затрат текущего периода;
- величина затрат по выполнению дополнительных ремонтных работ для ликвидации просроченных объемов капитального ремонта пути, учитываемая только на данный период регулирования при принятии соответствующего решения федеральным органом по реализации государственной политики в сфере транспорта. Данные расходы не учитываются в расходах базисного периода при расчетах на очередной период регулирования;
- экономия расходов в условиях базисного периода от мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования.
В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъекта регулирования, внедрения новых технологий и подвижного состава при расчете необходимой валовой выручки на период окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения периода окупаемости расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения от реализации данных инвестиционных проектов.
Определение размера затрат по выполнению дополнительных ремонтных работ для ликвидации просроченных объемов капитального ремонта пути  производится следующим образом:

, (17)

где:
Ci - удельная стоимость i-го планового вида ремонта в базисном периоде;
- требуемый объем ремонта пути по установленной норме и с учетом ликвидации просроченных объемов ремонтов (количество единиц работы);
- объем ремонта с учетом ограничений по ресурсам в базисном периоде;
- средний индекс цен, рассчитанный по структуре элементов затрат на капитальный ремонт.
14. Нормативная прибыль (НП), определяемая как чистая прибыль субъекта регулирования в целом по всем видам деятельности, рассчитывается исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектом регулирования, размера инвестированного капитала, направленного на развитие железнодорожного транспорта, и нормы доходности на капитал, необходимый для осуществления регулируемой деятельности, в соответствии со следующей формулой:

, (18)

где:
К - база капитала, на который рассчитывается норма рентабельности на капитал;
- норма рентабельности на капитал.
15. База капитала (К) определяется как суммарная стоимость задействованного базового капитала () и инвестированного капитала ():

(19)

15.1. Размер задействованного базового капитала (далее - базовый капитал) определяется в следующем порядке:
15.1.1. На первый год периода регулирования в соответствии с настоящей Методикой (далее - период регулирования) объем задействованного базового капитала субъекта регулирования () определяется как суммарная стоимость внеоборотных активов субъекта регулирования в части нематериальных активов, основных средств и незавершенного строительства (сумма строк 110, 120 и 130 Формы № 1 по ОКУД, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 05.08.2003 № 07/8121-АК), с изменениями, внесенными Приказами Минфина России от 31.12.2004 № 135н (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 31.01.2005 № 01/677-ВЯ), от 18.09.2006 № 115н (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 27.10.2006 № 01/9423-СВ)) (далее - Форма № 1) по данным бухгалтерского баланса на конец периода, предшествующего базисному.
15.1.2. На каждый следующий год объем задействованного базового капитала корректируется с учетом величины возврата капитала - накопленной с начала периода регулирования суммы амортизационных отчислений по базе активов, формирующих стоимость задействованного базового капитала.
Таким образом, в n-м году периода регулирования при расчете индекса изменения тарифов на (n+1)-й год размер задействованного базового капитала  рассчитывается следующим образом:

, (20)

где:
- размер задействованного базового капитала, рассчитанного на первый год периода регулирования;
- накопленная сумма амортизационных отчислений по базе активов, формирующих стоимость задействованного базового капитала, за n лет с начала периода регулирования.
15.2. Объем капитала, инвестированного после перехода к тарифному регулированию в соответствии с настоящей Методикой (далее - инвестированный капитал) определяется суммированием чистого оборотного капитала субъекта регулирования, рассчитанного без учета краткосрочных займов и кредитов (строка 610 Формы № 1), величин инвестиционных расходов без учета капитализируемых процентов, понесенных субъектом регулирования с начала периода регулирования до начала очередного базисного периода, и прогнозируемого на очередной базисный период объема инвестиционных расходов без учета капитализируемых процентов за вычетом накопленной с начала периода регулирования суммы амортизационных отчислений по соответствующим капитализированным активам.
Размер инвестиционных расходов определяется в соответствии с инвестиционной программой субъекта регулирования без учета объемов денежного финансирования инвестиционных проектов общегосударственного значения, осуществляемых за счет бюджетных средств. Соответственно, из состава амортизационных отчислений, накопленных с начала периода регулирования, исключается амортизация по созданным в рамках данных инвестиционных проектов активам.
Таким образом, в n-м году периода регулирования при расчете индекса изменения тарифов на (n+1)-й год размер инвестированного капитала  рассчитывается следующим образом:

, (21)

где:
- сумма величин инвестиционных расходов, предусмотренных инвестиционной программой субъекта регулирования, накопленных с начала периода регулирования до года n включительно;
- сумма накопленных амортизационных отчислений по вводимым с начала периода регулирования объектам основных средств и нематериальных активов, с начала долгосрочного периода регулирования до года n включительно.
Чистый оборотный капитал определяется как разность между стоимостью оборотных активов (строка 290 Формы № 1) и величиной краткосрочных обязательств (строка 690 Формы № 1) субъекта регулирования по данным бухгалтерского баланса на конец периода, предшествующего базисному, с корректировкой на прогнозируемое изменение чистого оборотного капитала в базисный период.
При этом расчет чистого оборотного капитала осуществляется с учетом особенностей формирования структуры краткосрочных обязательств субъекта регулирования в переходный период реформирования железнодорожного транспорта. В условиях реализации структурной реформы чистый оборотный капитал учитывается в составе инвестированного капитала без учета кредиторской задолженности, связанной с созданием ДЗО, погашение которой не сопровождается движением денежных средств.
15.3. Продолжительность периода регулирования, в течение которого расчет нормативной прибыли субъекта регулирования осуществляется без пересмотра стоимости задействованного базового капитала, зафиксированной на основе показателей бухгалтерского баланса на конец финансового года, предшествующего данному периоду регулирования, определяется органом регулирования с учетом целевых направлений использования инвестированного капитала, времени капитализации инвестиционных расходов, а также с учетом административных мер, направленных на минимизацию тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта.
16. Нормативная прибыль , относимая на основную деятельность, рассчитывается по формуле:

, (22)

где:
- величина капитала субъекта регулирования, относимого на основную деятельность.
16.1. Величина капитала субъекта регулирования, относимого на основную деятельность , определяется как суммарная стоимость задействованного базового капитала  и инвестированного капитала , относимых на основную деятельность:

(23)

16.2. Величина задействованного базового капитала субъекта регулирования, относимого на основную деятельность , определяется в соответствии с прогнозом расходов на амортизацию основных фондов на расчетный период регулирования по следующей формуле:

, (24)

где:
А - размер амортизационных отчислений субъекта регулирования, относимых на основную деятельность, проектируемый на расчетный период регулирования в соответствии с формулой (13) с учетом изменений структуры основных фондов в связи с образованием ДЗО и независимых обществ;
- общий размер амортизационных отчислений субъекта регулирования, проектируемый на расчетный период регулирования.
16.3. Величина инвестированного капитала, относимого на основную деятельность , определяется в соответствии с прогнозом расходов по обычным видам деятельности на расчетный период регулирования по следующей формуле:

, (25)

где:
ВА - величина внеоборотных активов субъекта регулирования в части основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского баланса на конец периода, предшествующего базисному (сумма строк 110 и 120 Формы № 1);
ОС - общий объем оборотных активов организации по данным бухгалтерского баланса на конец отчетного периода, предшествующего периоду расчета тарифов (строка 290 Формы № 1);
- величина внеоборотных активов, скорректированная с учетом структурных преобразований;
- величина оборотных средств, скорректированная с учетом структурных преобразований.
16.3.1. Величина внеоборотных активов , скорректированная с учетом структурных преобразований, рассчитывается по формуле:

, (26)

где:
ВА - объем внеоборотных активов субъекта регулирования в части основных средств и нематериальных активов на конец отчетного периода, предшествующего периоду расчета тарифов;
А - размер амортизационных отчислений субъекта регулирования, относимых на основную деятельность, проектируемый на расчетный период регулирования в соответствии с формулой (13) с учетом изменений структуры основных фондов в связи с образованием ДЗО и независимых обществ;
- общий размер амортизационных отчислений субъекта регулирования, проектируемый на расчетный период регулирования.
16.3.2. Величина оборотных средств , скорректированная с учетом структурных преобразований, рассчитывается по формуле:

, (27)

где:
ОС - общий объем оборотных активов субъекта регулирования по данным бухгалтерского баланса на конец периода, предшествующего базисному;
- расходы по обычным видам деятельности, проектируемые на расчетный период регулирования в соответствии с формулой (16);
- расходы по обычным видам деятельности, проектируемые на расчетный период регулирования без учета изменений расходов в связи с созданием ДЗО и независимых обществ.
17. Норма рентабельности на капитал  рассчитывается по следующей формуле:

, (28)

где:
- норма рентабельности на капитал, определяемая для базового капитала согласно пункту 18 настоящей Методики;
- норма рентабельности на капитал, определяемая для инвестированного капитала согласно пункту 19 настоящей Методики.
18. Норма рентабельности на капитал, определяемая для базового капитала, рассчитывается как средняя норма прибыли на капитал субъекта регулирования, сложившаяся за последние 5 лет, предшествующие периоду расчета тарифов, согласно следующей формуле:

, (29)

где:
, , , ,  - размеры чистой прибыли субъекта регулирования за 5 последних периодов, предшествующих базисному, в части основной деятельности, по которой осуществляется расчет доходной базы; определяются по данным бухгалтерского баланса на конец соответствующего отчетного периода с учетом вклада в формирование итогового финансового результата субъекта регулирования финансового результата по основной деятельности;
, , , ,  - размеры базы капитала субъекта регулирования в части нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства за 5 последних периодов, предшествующих базисному, рассчитанные как среднегодовой объем капитала за соответствующий отчетный период, относимый на основную деятельность; определяются по данным бухгалтерского баланса на конец соответствующего отчетного периода с учетом доли активов, относимых на основную деятельность, в совокупной стоимости данных активов субъекта регулирования. Указанная доля активов определяется исходя из доли расходов на амортизацию, относимых на основную деятельность, в общем объеме амортизационных отчислений субъекта регулирования.
19. Норма рентабельности на капитал, определяемая для инвестированного капитала , рассчитывается как средневзвешенная стоимость капитала субъекта регулирования по следующей формуле:

, (30)

где:
- стоимость использования заемных средств;
- стоимость использования собственного капитала;
ДЗК1 - доля заемных средств в структуре среднегодовой величины инвестированного капитала субъекта регулирования, расходы по обслуживанию которых уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль;
ДЗК2 - доля заемных средств в структуре среднегодовой величины инвестированного капитала субъекта регулирования, расходы по обслуживанию которых не снижают облагаемую базу по налогу на прибыль;
ДСК - доля собственного капитала в структуре среднегодовой величины инвестированного капитала субъекта регулирования.
19.1. Стоимость использования заемных средств определяется как средневзвешенная процентная ставка по полученным займам и кредитам, направленным на финансирование соответствующих инвестиционных расходов, включая привлеченные средства путем выпуска и продажи облигаций. В отсутствие детализированной информации о процентных ставках по кредитам и займам расчетная стоимость использования заемных средств определяется регулирующим органом как предельная величина процентов, признаваемых расходом в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
В случае если субъектом регулирования привлекаются рублевые и валютные заемные средства, стоимость использования заемных средств () рассчитывается по следующей формуле:

, (31)

где:
- стоимость (средневзвешенная процентная ставка) использования заемных средств, привлеченных субъектом регулирования на долгосрочной основе для финансирования соответствующих инвестиционных расходов, номинированных в рублях;
- доля заемных средств, номинированных в рублях, в общем объеме заемных средств, привлеченных субъектом регулирования на долгосрочной основе для финансирования соответствующих инвестиционных расходов;
- стоимость (средневзвешенная процентная ставка) использования заемных средств, привлеченных субъектом регулирования на долгосрочной основе для финансирования соответствующих инвестиционных расходов, номинированных в иностранной валюте;
- прогнозное изменение курса рубля к иностранной валюте, в которой привлекались заемные средства;
- доля заемных средств, номинированных в иностранной валюте, в общем объеме заемных средств, привлеченных субъектом регулирования на долгосрочной основе для финансирования соответствующих инвестиционных расходов.
19.2. Стоимость использования собственного капитала () определяется по формуле:

, (32)

где:
- безрисковая ставка, соответствующая среднему геометрическому значению эффективной ставки доходности по государственным облигациям, выраженным в рублях, рассчитанному по данным котировок на ММВБ за последние 12 месяцев, предшествующих моменту расчета тарифов;
ERP - премия за риск инвестирования в собственный капитал субъекта регулирования.
19.3. Расчет премии за риск инвестирования в собственный капитал субъекта регулирования включает следующие стадии:
1) Установление среднеотраслевого значения систематического риска инвестиций в собственный капитал (показатель ).
2) Расчет значения , скорректированного с учетом соотношения заемных и собственных средств субъекта регулирования :

, (33)

где:
- скорректированное с учетом соотношения заемных и собственных средств значение  субъекта регулирования;
- среднеотраслевой показатель  (показатель , не учитывающий структуру капитала субъекта регулирования). На первый период регулирования в рамках настоящей Методики среднеотраслевой показатель бета в сфере железнодорожных перевозок устанавливается равным 0,5.
Расчет значения показателя  осуществляется исходя из целевой структуры капитала организации. Значение показателя "соотношение стоимости заемных и собственных средств" рассчитывается с учетом фактической величины данного показателя, а также рекомендуемых мер по оптимизации структуры капитала.
Для субъектов регулирования с долей заемного капитала, превышающей 0,6, учитывается значение показателя "соотношение стоимости заемных и собственных средств", равное 1,5.
Для субъектов регулирования с долей заемного капитала, находящейся в пределах [0,4; 0,6], учитывается значение показателя "соотношение стоимости заемных и собственных средств", равное 0,67.
Для субъектов регулирования с долей заемного капитала, не превышающей 0,4, учитывается фактическое соотношение стоимости заемных и собственных средств.
3) Расчет премии за риск инвестирования в собственный капитал по следующей формуле:

, (34)

где:
- среднерыночная доходность по ценным бумагам, соответствующая средней норме прибыли по биржевому курсовому индексу за последние 10 лет (в качестве среднерыночного берется индексный портфель РТС). Среднегодовая доходность индексного портфеля РТС рассчитывается как отношение значения индекса РТС на момент закрытия последней торговой сессии в году t и аналогичного показателя в году t-1. Информация о значении индекса РТС публикуется на официальном сайте фондовой биржи РТС;
- безрисковая ставка, соответствующая среднему геометрическому значению эффективной ставки доходности по государственным облигациям, выраженным в рублях, рассчитанному по данным котировок на ММВБ за последние 12 месяцев, предшествующих моменту расчета тарифов.
20. В рамках мероприятий, направленных на сдерживание роста тарифной нагрузки на потребителей услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок, органом регулирования могут накладываться ограничения на размер и направления использования нормативной прибыли. В этом случае нормативная прибыль определяется как один из источников финансирования капитальных затрат, заложенных на расчетный период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования (для ОАО "РЖД" в том числе одобренной Правительством Российской Федерации).
С учетом указанных ограничений чистая прибыль, проектируемая на расчетный период регулирования (ЧП), рассчитывается по следующей формуле:

, (35)

где:
- размер инвестиционных расходов, заложенных на расчетный период регулирования в инвестиционной программе субъекта регулирования с учетом капитализируемых процентов;
- планируемая на расчетный период регулирования общая сумма амортизационных отчислений субъекта регулирования;
- величина капитальных расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изменение полученных кредитов и займов, планируемое на расчетный период регулирования; величина заемных средств, используемых в качестве источника финансирования инвестиций, определяется с учетом целевой структуры капитала субъекта регулирования, в рамках которой устанавливается рекомендуемое значение доли заемных средств, равное 0,4;
- изменение остатка денежных средств, включая краткосрочные финансовые вложения, планируемое на расчетный период регулирования;
ОР - отчисления в резервный фонд, планируемые на расчетный период регулирования.
21. На основании необходимого размера чистой прибыли, определенной в соответствии с пунктами 14 - 20 настоящей Методики, для прогнозируемого периода определяется прибыль до налогообложения на расчетный период регулирования :

, (36)

где:
- размер нормативной чистой прибыли, определенной на расчетный период регулирования в соответствии с формулой (18) либо с учетом ограничений на размер и направления ее использования в соответствии с формулой (35);
Т - ставка налога на прибыль;
- прочие расходы по налогу на прибыль;
- отложенные налоговые обязательства;
- отложенные налоговые активы;
- доходы, увеличивающие налогооблагаемую базу, млрд. руб.;
- расходы, увеличивающие налогооблагаемую базу, млрд. рублей.
Доходы, увеличивающие налогооблагаемую базу, определяются как разница между доходами, не учитываемыми для целей налогообложения, но принимаемыми в бухгалтерском учете (разница между денежной оценкой вклада, согласованной учредителями, и балансовой стоимостью передаваемого в уставный капитал имущества; в том числе прибыль прошлых лет), и доходами, учитываемыми для целей налогообложения, но не принимаемыми в бухгалтерском учете (в том числе курсовые разницы, хеджирование, стоимость материалов, полученных при ремонте).
Расходы, увеличивающие налогооблагаемую базу, определяются как разница между расходами, не учитываемыми для целей налогообложения, но принимаемыми в бухгалтерском учете (разница между денежной оценкой вклада, согласованной учредителями, и балансовой стоимостью передаваемого в уставный капитал имущества; в том числе социальные выплаты, амортизация для целей бухгалтерского учета), и расходами, учитываемыми для целей налогообложения, но не принимаемыми в бухгалтерском учете (в том числе капитализируемые проценты к уплате, курсовые разницы, прочие расходы).
21.1. Исходя из необходимой прибыли до налогообложения и ожидаемых результатов от прочих доходов и расходов рассчитывается необходимая прибыль от продаж () по каждому году:

, (37)

где:
- прибыль до налогообложения;
- прогнозируемый на расчетный период регулирования финансовый результат от прочих доходов и расходов, с учетом субсидий из бюджетной системы;
- прогнозируемое на расчетный период регулирования сальдо доходов и расходов субъекта регулирования по прочим видам деятельности, включая ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предоставление услуг социальной сферы, прочие виды деятельности. Данный показатель учитывается при расчете прибыли до налогообложения только в случае, если финансовый результат по прочим видам деятельности является положительным.
21.2. На основании необходимой прибыли от продаж и экономически обоснованных затрат определяются доходы по основной деятельности ():

, (38)

где:
- необходимая прибыль от продаж;
- размер экономически обоснованных затрат по основной деятельности, определенный в соответствии с пунктами 5 - 13 настоящей Методики.
21.3. Исходя из доходов по основной деятельности, доходов по пассажирским перевозкам и доходов от предоставления сторонним организациям услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, определяются доходы по грузовым перевозкам :

, (39)

где:
- доходы от основной деятельности;
- доходы от пассажирских перевозок (в дальнем и пригородном сообщениях);
- доходы от предоставления сторонним организациям услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.
21.4. Для определения потребных доходов от грузовых перевозок, на которые распространяется индексация тарифов , из доходов по грузовым перевозкам исключаются доходы от перевозок, на которые индексация тарифов не распространяется:

, (40)

где:
- доходы от грузовых перевозок текущего периода;
- доходы от перевозок, на которые не распространяется индексация тарифов текущего периода (от услуг в дерегулированном секторе грузовых железнодорожных перевозок, от транзитных перевозок и дополнительных услуг в международном сообщении).
21.5. Расчетный грузооборот складывается из грузооборота нетто (за исключением грузооборота транзитных перевозок) и грузооборота тары порожних приватных вагонов (без учета изменений, связанных с выделением из состава хозяйствующего субъекта дочерних и зависимых обществ) и определяется следующим образом:

, (41)

где:
- расчетный грузооборот;
- грузооборот нетто;
- грузооборот транзитных перевозок;
- грузооборот тары порожних приватных вагонов;
- прирост грузооборота, связанный с выделением из состава хозяйствующего субъекта дочерних и зависимых обществ.
21.6. На основании расчетного грузооборота базисного и расчетного периода регулирования рассчитывается динамика грузооборота  по формуле:

, (42)

где:
- грузооборот, планируемый на расчетный период регулирования;
- грузооборот базисного периода.
21.7. На основании рассчитанных на период регулирования потребных доходов от грузовых перевозок, на которые распространяется индексация тарифов, доходов от грузовых перевозок предыдущего периода (без учета транзита и изменений, связанных с выделением из состава хозяйствующего субъекта дочерних и зависимых обществ) и динамики грузооборота определяется расчетный индекс изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки :

, (43)

где:
- потребные доходы от грузовых перевозок, определенные на расчетный период регулирования, на которые распространяется индексация тарифов;
- индексируемые доходы базисного периода (без учета возможных изменений при выделении из состава хозяйствующего субъекта дочерних и зависимых обществ);
- динамика грузооборота (без учета грузооборота от транзитных перевозок) текущего периода.
21.8. Исходя из изменений доходной базы текущего периода, связанных с выделением из состава хозяйствующего субъекта дочерних зависимых обществ , изменением объемов перевозок грузов по видам сообщений, тарифным классам  и другими факторами  (в том числе изменениями в налоговой и учетной политике), определяется дополнительный корректирующий индекс :

, (44)

где:
- изменения доходной базы расчетного периода регулирования при выделении из состава хозяйствующего субъекта дочерних и зависимых обществ (принимается со знаком "-" в случае снижения доходной базы, со знаком "+" при росте доходной базы);
- изменения доходной базы расчетного периода регулирования, обусловленные изменениями объемов перевозок грузов по видам сообщений, тарифным классам (принимается со знаком "-" в случае снижения доходной базы, со знаком "+" при росте доходной базы);
- изменения доходной базы текущего периода, обусловленные влиянием в том числе изменений в налоговой и учетной политике (принимается со знаком "-" в случае снижения доходной базы, со знаком "+" при росте доходной базы).
Общий подход к оценке влияния вышеуказанных факторов на изменение доходной базы в расчетном периоде регулирования основывается на определении разницы в доходах при сравнении с вариантом, предусматривающим в расчетном периоде регулирования сохранение структуры грузооборота базисного периода.
21.9. На основе расчетных индексов определяется экономически обоснованный индекс изменения тарифов , учитывающий потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения стабильной и эффективной работы организаций железнодорожного транспорта общего пользования:

, (45)

где:
- расчетный индекс изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
- дополнительный корректирующий индекс.
22. Регулирующим органом при принятии решения по определению индекса изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки совместно с субъектом регулирования проводится оценка влияния последствий от введения данного индекса в части изменения прогнозируемого грузооборота и доходов субъекта регулирования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru