Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 07.12.2010 № 1475
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.01.2011 № 19566)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.



Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2011 г. № 19566

   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 7 декабря 2010 г. № 1475

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 035800 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ
ЛИНГВИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 декабря 2010 г. № 1475

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 035800 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ
ЛИНГВИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) и <*> соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   -------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T---------------------------T-----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование¦(для очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦включая каникулы,¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ предоставляемые ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦после прохождения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ итоговой ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ государственной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ аттестации ¦ ¦
+--------------+--------------+------------+-----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+------------+-----------------+-------------


   -------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает фундаментальные функциональные и формальные исследования по общей теории языка, фонетике, морфологии, лексикологии, синтаксису, дискурсу, семантике различных языков, исследования в области психолингвистики, социолингвистики и когнитивной лингвистики, направленные на создание теоретической базы для компьютерно-лингвистических и иных приложений лингвистических знаний, а также разработку лингвистического обеспечения (словарей, онтологии и парсеров) для электронных систем, предполагающих автоматическую обработку устной речи и письменных текстов на естественном языке, и электронных языковых ресурсов различного назначения (словарей, корпусов текстов, баз данных).
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: феномены всех уровней и планов языковой структуры (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, семантики, дискурса) и формальные аппараты их описания; электронные языковые ресурсы (языковые корпуса, машинные фонды, электронные словари и базы данных); лингвистические компоненты электронных информационных и интеллектуальных систем различного назначения (поисковых машин, машинного перевода, систем управления, экспертных систем).
4.3. Магистр по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
научно-педагогическая;
производственно-практическая;
экспертно-аналитическая;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Магистр по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в области лингвистики и смежных наук, участие в междисциплинарных проектах на инновационных направлениях фундаментальной науки;
самостоятельное проведение исследований в области теории языка, лингвистики конкретных языков, прикладной и компьютерной лингвистики;
планирование и проведение научных экспериментов в области общей теории языка, изучения русского языка и языков народов России, иностранных языков;
оформление результатов научных исследований;
научно-педагогическая деятельность:
проведение практических занятий по лингвистическим дисциплинам в образовательных учреждениях Российской Федерации;
подготовка методических пособий и учебно-методических материалов по отдельным лингвистическим дисциплинам;
организация и ведение профориентационной работы среди школьников;
производственно-практическая деятельность:
обработка текстов на естественном языке в производственно-практических целях (лингвистическая разметка, глоссирование, аннотирование, реферирование);
разработка и совершенствование электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, фонетических, лексических, терминологических баз данных);
создание и совершенствование лингвистических и когнитивных компонентов информационных и интеллектуальных систем различного назначения (тезаурусов, онтологий, баз данных, баз знаний, парсеров);
разработка систем автоматического перевода;
разработка и внедрение в практику компьютерных систем обучения;
разработка систем автоматизации научных исследований в области лингвистики;
пополнение лингвистическими знаниями интеллектуальных и информационно-управляющих систем;
совершенствование информационной поддержки лингвистических исследований;
квалифицированный перевод научной литературы по лингвистике и смежным дисциплинам с иностранных языков на русский и с русского языка на иностранный со снабжением ее необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом;
экспертно-аналитическая деятельность:
экспертный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения тональности текста, идентификации личности говорящего и с другими прикладными целями;
мониторинг информационных массивов (прессы, баз данных) и подготовка на этой основе аналитических материалов;
системно-аналитические исследования в любой предметной области (систематизация, разработка классификаторов и рубрикаторов, типологизация, моделирование);
проведение судебной лингвистической экспертизы;
экспертная оценка языковой ситуации и выработка рекомендаций в сфере языковой политики;
организационно-управленческая деятельность:
организация конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;
руководство научно-исследовательскими и производственными коллективами лингвистов;
менеджмент проектов в области профессиональной деятельности лингвистов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-3);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-4);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-6).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
знанием истории лингвистических учений и современного состояния лингвистической науки (ПК-1);
знанием современного состояния в области компьютерной лингвистики и информационных технологий (ПК-2);
умением анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические направления, теории и гипотезы (ПК-3);
способностью адаптироваться к новым теориям и результатам мировой науки и расширять сферу научной деятельности, участвовать в междисциплинарных исследованиях на стыке наук (ПК-4);
способностью выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных научных задач в области лингвистики и новых информационных технологий (ПК-5);
в области научно-исследовательской деятельности:
навыками проведения самостоятельных исследований в области теории языка, лингвистики конкретных языков, прикладной и компьютерной лингвистики (ПК-6);
способностью изучать и осваивать современные технические средства и информационные технологии, служащие для обеспечения лингвистической деятельности (ПК-7);
способностью получать новые научные результаты в сфере профессиональной деятельности (ПК-8);
в области научно-педагогической деятельности:
готовностью к проведению практических занятий по лингвистическим дисциплинам в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-9);
способностью создавать методические пособия и подготавливать учебно-методические материалы по основным лингвистическим дисциплинам (ПК-10);
навыками ведения профориентационной работы среди школьников (ПК-11);
в области производственно-практической деятельности:
знаниями и умениями, необходимыми для создания лингвистических компонентов электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, фонетических, лексических, терминологических баз данных) (ПК-12);
способностью разрабатывать и тестировать лингвистические процессоры (ПК-13);
умением разрабатывать лингвистические онтологии предметных областей и универсальные онтологии (ПК-14);
способностью разрабатывать лингвистические компоненты систем автоматической обработки естественного языка (синтеза и распознавания устной речи, генерации текста, контент-анализа, автоматического перевода, автоматического реферирования и аннотирования), а также интеллектуальных систем (вопросно-ответных, экспертных) (ПК-15);
готовностью участвовать в рамках профессиональной компетенции в разработке автоматизированных систем в сферах управления, проектирования, информационного обслуживания, информационной безопасности (ПК-16);
способностью разрабатывать и внедрять в практику компьютерные системы обучения (ПК-17);
способностью разрабатывать системы автоматизации научных исследований в области лингвистики (ПК-18);
способностью пополнять лингвистическими знаниями интеллектуальные и информационно-управляющие системы (ПК-19);
способностью совершенствовать информационную поддержку лингвистических исследований (ПК-20);
навыками перевода научной литературы по лингвистике и смежным дисциплинам с иностранных языков на русский и с русского языка на иностранный со снабжением ее необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом (ПК-21);
в области экспертно-аналитической деятельности:
умением проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения тональности текста, идентификации личности говорящего и с другими прикладными целями (ПК-22);
умением вести мониторинг информационных массивов и готовить на этой основе аналитические материалы (ПК-23);
способностью проводить систематизацию произвольной предметной области, разрабатывать для нее классификаторы, рубрикаторы, проводить типологизацию данных и моделирование предметной области (ПК-24);
навыками проведения судебной лингвистической экспертизы (ПК-25);
способностью давать экспертные оценки и разрабатывать рекомендации в сфере языковой политики (ПК-26);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью руководить малыми коллективами лингвистов, решающими научно-исследовательские и производственно-практические задачи (ПК-27);
умением и навыками в организации исследовательских и проектных работ (ПК-28);
владением навыками организации конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков (ПК-29).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T----------------------------T----------T-------------------T---------¬

¦Код¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин ¦Коды фор-¦
¦УЦ ¦проектируемые результаты их ¦кость ¦ для разработки ¦мируемых ¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные ¦примерных программ,¦компетен-¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦а также учебников и¦ций ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 15 - 25 ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Базовая часть ¦ 4 - 8 ¦Лингвистика в ¦ОК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦системе ¦ОК-2 ¦
¦ ¦базовой части учебного цикла¦ ¦гуманитарного и ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦естественно- ¦ПК-3 ¦
¦ ¦знать, понимать и глубоко ¦ ¦научного знания ¦ПК-4 ¦
¦ ¦осмысливать философские ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦концепции в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики, место ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики в системе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных и естественных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук, ее связи с другими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науками и ее роль в изучении¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познавательных (когнитивных)¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностей человека; знать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные научные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦парадигмы в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики и динамику их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития; систему ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологических принципов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методических приемов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: совершенствовать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развивать свой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальный уровень, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптироваться к изменению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профиля деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать фундаментальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания по лингвистике в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: основами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологии научного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания при изучении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных аспектов языка и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(трудоемкость в зачетных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единицах определяется ООП ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 35 - 45 ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Базовая часть ¦ 10 - 14 ¦История ¦ОК-3 ¦
¦ ¦знать: этапы развития ¦ ¦лингвистических ¦ПК-1 ¦
¦ ¦лингвистики, основные ¦ ¦учений ¦ПК-2 ¦
¦ ¦научные лингвистические ¦ ¦Основные ¦ПК-3 ¦
¦ ¦школы и их достижения; ¦ ¦направления ¦ПК-7 ¦
¦ ¦основные научные парадигмы в¦ ¦современной ¦ПК-9 ¦
¦ ¦области лингвистики; ¦ ¦фундаментальной ¦ПК-10 ¦
¦ ¦актуальные проблемы ¦ ¦лингвистики ¦ПК-11 ¦
¦ ¦современных лингвистических ¦ ¦Основные ¦ПК-12 ¦
¦ ¦исследований и предлагаемые ¦ ¦направления ¦ПК-13 ¦
¦ ¦пути их решения; новейшие ¦ ¦лингвистического ¦ПК-14 ¦
¦ ¦направления автоматической ¦ ¦обеспечения новых ¦ПК-15 ¦
¦ ¦обработки естественного ¦ ¦информационных ¦ПК-16 ¦
¦ ¦языка и новые информационные¦ ¦технологий ¦ПК-17 ¦
¦ ¦технологии, применяемые в ¦ ¦(языковые ¦ПК-18 ¦
¦ ¦различных областях ¦ ¦технологии) ¦ПК-19 ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦Иностранный язык ¦ПК-20 ¦
¦ ¦деятельности лингвиста; ¦ ¦для ¦ПК-21 ¦
¦ ¦научный регистр иностранного¦ ¦профессиональной ¦ПК-22 ¦
¦ ¦языка, включая общенаучную и¦ ¦коммуникации ¦ПК-23 ¦
¦ ¦профессиональную ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦терминологию; ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦уметь: сравнивать и ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦критически оценивать ¦ ¦ ¦ПК-29 ¦
¦ ¦различные подходы к решению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач теоретической, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной и прикладной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики; проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельный анализ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языковых явлений в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦своей научной специализации;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять достижения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретической, компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и прикладной лингвистики к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработке новейших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦готовить методические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пособия и подготавливать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебно-методические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалы по основным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистическим дисциплинам;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦читать научные работы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; писать на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке тезисы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аннотации своих научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦докладов и трудов; выступать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на иностранном языке в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устной форме на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конференциях; участвовать в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научных дискуссиях; свободно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общаться с коллегами в своей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предметной области; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментарием актуальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направлений теоретической, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной и прикладной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики; современными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиями автоматической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки текста/дискурса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических занятий по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистическим дисциплинам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и ведения профориентационной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы; навыками письменного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и устного перевода, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реферирования научных работ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по теоретической и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной лингвистике, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦написания научных текстов на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; устно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦речевыми навыками, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимыми для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(трудоемкость в зачетных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единицах определяется ООП ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦М.3¦Практики и научно- ¦ 57 ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦(практические умения и ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+----------+-------------------+----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская, научно-педагогическая, производственно-практическая, экспертно-аналитическая, организационно-управленческая), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык для профессиональной коммуникации; основные направления лингвистического обеспечения новых информационных технологий (языковые технологии), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры предусматриваются следующие два вида практик: производственная и учебная (научно-исследовательская).
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
доклад на семинаре, подготовка научной публикации или публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает общий бюджет реализации ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: компьютерные классы с доступом в сеть Интернет, лингафонные кабинеты, мультимедийные классы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Вуз должен быть обеспечен необходимым лицензионным программным обеспечением.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечении компетентности преподавательского состава;
регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок, должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, научно-исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, производственно-практической, экспертно-аналитической, организационно-управленческой).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач - исследований в области теории языка, лингвистики конкретных языков, прикладной и компьютерной лингвистики; создание и совершенствование лингвистических и когнитивных компонентов информационных и интеллектуальных систем различного назначения.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru