Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 15.12.2010 № 1870
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022200 Наносистемы и наноматериалы (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.02.2011 № 19725)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.



Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2011 г. № 19725

   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 декабря 2010 г. № 1870

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 022200 НАНОСИСТЕМЫ И НАНОМАТЕРИАЛЫ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022200 Наносистемы и наноматериалы (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 декабря 2010 г. № 1870

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 022200 НАНОСИСТЕМЫ И НАНОМАТЕРИАЛЫ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 022200 Наносистемы и наноматериалы образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   -------------------T---------------------T-------------------T------------¬

¦ Наименование ООП ¦ Квалификация ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ¦ (степень) ¦ освоения ООП, ¦ (в зачетных¦
¦ +------------T--------+ включая каникулы, ¦ единицах) ¦
¦ ¦код в соот- ¦наимено-¦ предоставляемые ¦ ¦
¦ ¦ветствии с ¦вание ¦ после прохождения ¦ ¦
¦ ¦принятой ¦ ¦ итоговой ¦ ¦
¦ ¦классифика- ¦ ¦ государственной ¦ ¦
¦ ¦цией ООП ¦ ¦ аттестации ¦ ¦
+------------------+------------+--------+-------------------+------------+
¦ООП магистратуры ¦ 68 ¦магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
L------------------+------------+--------+-------------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает исследование, разработку, маркетинг технологий получения и производство наноустройств, функциональных, конструкционных, композитных наноматериалов, нанобиоматериалов и продукции на их основе.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются наносистемы, наноматериалы и наноустройства для медицины, биологии, химической промышленности, фотоники, оптики, энергетики, робототехники, электроники, технологии их синтеза и методы их исследования. В соответствии с требованиями современных технологий объектами синтеза и исследования могут являться низкоразмерные структуры, в том числе биологически активные, тонкие пленки, нанокомпозиты, нанокерамики, наноструктурированные материалы, в том числе полимерные и на основе биологических молекул, наноразмерные катализаторы, механохимические, электромеханические, электрохимические и биологические наноустройства. Ввиду поступательного развития отрасли и постоянного возникновения новых разработок и технологий список объектов профессиональной деятельности является открытым.
4.3. Магистр по направлению подготовки 022200 Наносистемы и наноматериалы готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской;
производственно-технологической;
организационно-управленческой;
проектной.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Магистр по направлению подготовки 022200 Наносистемы и наноматериалы должен быть подготовлен к решению профессиональных задач, в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
проведение самостоятельных научно-исследовательских работ в области нанотехнологий, требующих широкой фундаментальной междисциплинарной подготовки и владения навыками современных экспериментальных методов;
выработка новых теоретических подходов и принципов дизайна наносистем и наноматериалов с заданными свойствами;
разработка новых высокоэффективных методов создания современных наносистем и наноматериалов;
исследование свойств наносистем и наноматериалов с помощью современных методов анализа;
анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ, поиск и анализ научной и технической информации в области нанотехнологий и смежных дисциплин для научной, патентной и маркетинговой поддержки проводимых фундаментальных исследований и технологических разработок, составление аналитических обзоров, самостоятельная подготовка публикаций в отечественных и зарубежных изданиях;
развитие академической мобильности путем активного партнерского участия в работе зарубежных научно-исследовательских лабораторий во время научных стажировок и в аспирантуре, а также путем презентации стендовых и устных докладов на научных конференциях, активное участие в организации международного сотрудничества в рамках функционирования высших учебных заведений, институтов Российской Академии Наук (РАН) и научно-технических центров;
производственно-технологическая деятельность:
самостоятельная эксплуатация современного аналитического и синтетического оборудования и приборов в соответствии с квалификацией;
способность к составлению методических документов при проведении научно-исследовательских и лабораторных работ;
участие в экспериментальной и технико-проектной оптимизации существующих наукоемких методик создания наносистем и наноматериалов для успешной конкуренции на рынке идей и технологий;
организационно-управленческая деятельность:
организация научно-исследовательских работ, контроль за соблюдением техники безопасности и регламента выполнения работ;
проведение экспертизы научно-исследовательских работ в области нанотехнологий;
руководство курсовыми и другими квалификационными работами обучающихся и стажеров;
проектная деятельность:
участие в разработке бизнес-планов и оценка экономической эффективности и возможности коммерциализации научно-исследовательских и научно-производственных работ в области нанотехнологий;
самостоятельная подготовка и реализация научных проектов ведомственных, национальных проектных систем (федерального уровня), а также международных грантов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью работать в международной среде, свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способностью использовать на практике умения и навыки по организации исследовательских и проектных работ и управлению коллективом (ОК-4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью к самостоятельному приобретению с помощью информационных технологий и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способностью понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения, оперировать категориями, законами, приемами и формами научного познания, теорией и методологией исследований (ОК-7);
способностью представлять итоги выполненной работы в виде отчетов, докладов на симпозиумах, научных публикаций с использованием современных возможностей информатики и ораторского искусства (ОК-8).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

5.1. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
способностью формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций (ПК-1);
способностью самостоятельно проводить научно-исследовательские работы по созданию, исследованию и применению наносистем и наноматериалов (ПК-2);
способностью к анализу и обобщению результатов научно-исследовательских работ, поиску и анализу научной и технической информации в области нанотехнологий и смежных дисциплин для научной, патентной и маркетинговой поддержки проводимых исследований, к самостоятельной подготовке публикаций в отечественных и зарубежных изданиях (ПК-3);
способностью к академической мобильности, активному партнерскому участию в работе зарубежных научно-исследовательских лабораторий во время научных стажировок, а также путем презентации стендовых и устных докладов на научных конференциях (ПК-4);
представлениями об исторических этапах развития нанотехнологий, важнейших открытиях отечественных ученых, наиболее актуальных проблемах, связанных с созданием и применением наносистем и наноматериалов в Российской Федерации и в мире (ПК-5);
производственно-технологическая деятельность:
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-6);
способностью к составлению методических документов (в том числе лабораторный журнал) при проведении научно-исследовательских и лабораторных работ (ПК-7);
способностью участвовать в оптимизации существующих методик создания и применения наносистем и наноматериалов для успешной конкуренции на рынке идей и технологий (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью к осуществлению организационных мероприятий по реализации запланированных научно-исследовательских работ, умеет контролировать соблюдение техники безопасности и регламента выполнения работ (ПК-9);
способностью провести экспертизу научно-исследовательских работ в области нанотехнологий (ПК-10);
способностью руководить курсовыми и другими квалификационными работами обучающихся (бакалавров) и стажеров (ПК-11);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-12);
проектная деятельность:
способностью участвовать в разработке бизнес-планов и оценивать экономическую эффективность и возможность коммерциализации наукоемкой продукции - наносистем, наноматериалов и изделий на их основе (ПК-13);
способностью участвовать в подготовке и реализации научных проектов регионального и федерального уровня, а также международных грантов (ПК-14).
Приведенные выше компетенции магистров вырабатываются в ходе выполнения обучающимися требований к выполнению магистерской программы, а также в ходе формирования межличностных отношений. Компетенции могут дополняться учебными заведениями в ходе подготовки магистров по направлению 022200 Наносистемы и наноматериалы с учетом введения дополнительных требований к выполнению ООП или спецификой содержания их подготовки.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ------T-------------------------------T--------T--------------T-----------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем-¦Перечень дис- ¦ Коды ¦
¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦циплин для ¦формируемых¦
¦ ООП ¦ освоения ¦(зачет- ¦разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦ные еди-¦примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ницы) ¦программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦также учебни- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ков и учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦пособий ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ М.1 ¦Общенаучный цикл ¦20 - 24 ¦Основы ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 4 - 6 ¦инновационного¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения дисциплин¦ ¦бизнеса и ¦ОК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла обучающийся¦ ¦охрана ¦ОК-4 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦интеллектуаль-¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: основные понятия ¦ ¦ной ¦ОК-6 ¦
¦ ¦естественнонаучных знаний; ¦ ¦собственности;¦ОК-7 ¦
¦ ¦проблемы познания связей и ¦ ¦Философия и ¦ПК-1 ¦
¦ ¦закономерностей явлений ¦ ¦методология ¦ПК-4 ¦
¦ ¦природы; историю развития ¦ ¦естествознания¦ПК-5 ¦
¦ ¦натурфилософских представлений;¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦физическую картину мира; ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦современные философские ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦проблемы теории познания в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественных науках, структуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влияния нанотехнологий на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогресс в различных областях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науки и техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦примеры развития инновационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компаний, этапы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерциализации научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских и опытно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторских работ (НИОКР), ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы и модели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерциализации, источники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(государственное, венчурное, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фонды), основы проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетингового исследования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦примеры успехов и ошибок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных компаний, понятие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и виды рисков коммерциализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инноваций, меры управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисками, виды интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности, способы ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты, основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования стартового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦капитала, кадровой политики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального распределения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов, стратегического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: мыслить в категориях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщенных (философских) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятий, устанавливать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязи между историческими¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦причинами и современными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тенденциями развития науки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить анализ потенциального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка инновационного продукта, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучать конкурентов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать доходы и расходы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить презентации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: основами методологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науки; основами составления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнес-планов реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных идей, составления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой отчетности, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переговоров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ М.2 ¦Профессиональный цикл ¦30 - 36 ¦Современные ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 7 - 9 ¦проблемы и ¦ОК-2 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦методы ¦ОК-6 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦нанотехноло- ¦ОК-8 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦гий; ¦ПК-1 ¦
¦ ¦знать: принципы, методические ¦ ¦Практические ¦ПК-2 ¦
¦ ¦подходы, их преимущества, ¦ ¦приложения ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ограничения и практическую ¦ ¦наносистем и ¦ПК-5 ¦
¦ ¦реализацию в области разработки¦ ¦наноматериалов¦ПК-6 ¦
¦ ¦новых наноустройств, ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦наноматериалов и ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦нанобиоматериалов, методы их ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦получения и диагностики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные понятия и определения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в науке о наносистемах и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноматериалах, классификацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наносистем, особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических взаимодействий на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наномасштабах, основы квантовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики наносистем, процессы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самосборки и самоорганизации в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наносистемах, понятия о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гибридных (органо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неорганические и неоргано- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органические) материалах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноструктурированных 1D, 2D и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3D материалах, мезопористых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалах, молекулярных ситах,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанокомпозитах и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦синергетических свойствах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных наноматериалах,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы компьютерного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования наносистем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы создания и действия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сенсоров на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноматериалов, сенсорной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники, микро- и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанодвигателей, микро- и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанонасосов, закон Мура; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы разработки устройств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для оптоэлектроники, микро- и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноэлектроники: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одноэлектронные приборы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одноэлектронные транзисторы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одноэлектронные элементы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых схем, фотоприемники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лавинные фотодиоды на квантовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ямах, светодиоды и лазеры, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптические переключатели и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фильтры, фотонные кристаллы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магнитные наноустройства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные разработки в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦углеродных наноматериалов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(нанотрубок, нановолокон, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанослоев); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные разработки в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанонаполнителей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их основе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области полимерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанокомпозитов, способы их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения, основы применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полимеров как матриц для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанодиспергирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модифицирующих добавок и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стабилизации наносостояния; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанонаполнителей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их основе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы бионанотехнологии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы самосборки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биоструктур, принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования биоструктур ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в качестве темплатов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанобиоаналитические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы, элементы и типы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосенсоров, применение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вирусных структур как ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментов нанотехнологий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноматериалов в медицине, в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том числе для адресной доставки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственных препаратов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы нанобиобезопасности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физико-химические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциальных рисков при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве и использовании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: правильно производить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбор методов создания и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования диагностики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наносистем и наноматериалов в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зависимости от их свойств и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозировать свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наносистем, связанных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦со структурой и свойствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исходных материалов, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размерностью конечных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продуктов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: основами следующих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов исследования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагностики наносистем: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сканирующая туннельная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроскопия, атомно-силовая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроскопия, просвечивающая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронная микроскопия; ЯМР- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спектроскопия наноматериалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рентгеноструктурный анализ, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦масс-спектрометрия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основами следующих методов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения наносистем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноматериалов: литография и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наноиндентирование, эпитаксия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦золь-гель метод, криохимическая¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технология, сольвотермальная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработка, сверхкритическая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сушка, синтез наноматериалов в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанореакторах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ М.3 ¦Практика и научно- ¦47 - 57 ¦ ¦ОК-1 - 8 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-1 - 14 ¦
¦ +-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦В результате изучения дисциплин¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: практику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационные подходы к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научной работе в реальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских лабораториях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в России и за рубежом, основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тенденции и перспективы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских и опытно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторских разработок в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России и мире по теме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать возможности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных теоретических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных подходов для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения передовых задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанотехнологий и смежных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областей; профессионально ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интерпретировать данные научно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательской работы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровне эксперта в сфере ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами получения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагностики и анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наносистем и наноматериалов на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровне эксперта ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ М.4 ¦Итоговая государственная ¦13 - 20 ¦ ¦ОК-1 - 8 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-1 - 14 ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+-------------------------------+--------+--------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 70 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 24 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры должна включать семинары и практические занятия по дисциплинам базовых частей циклов М.1, М.2, формирующим у обучающихся умения и навыки в области основ инновационного бизнеса и охраны интеллектуальной собственности; философии и методологии естествознания; современных проблем и методов нанотехнологий; практических приложений наносистем и наноматериалов, а также по дисциплинам вариативной части этих циклов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Научно-исследовательская практика может проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
выбор темы исследования (совместно с руководителем магистерской программы), обоснование темы будущей магистерской диссертации на научном семинаре лаборатории с последующим ее утверждением ученым советом факультета;
проведение научных исследований в научных лабораториях под руководством научного руководителя магистерской диссертации (кандидата или доктора наук);
работа во временных творческих коллективах по выполнению научных проектов, подготовка патентов;
подготовка научных публикаций и научной части магистерской диссертации;
подготовка докладов и выступление с докладами по результатам научной работы на отчетных научно-практических конференциях, а также на научных студенческих конференциях;
участие в национальных и международных научных конференциях.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.
Для основного штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории высшего учебного заведения, которые должны быть оснащены современным оборудованием, позволяющим получать и исследовать наносистемы и наноматериалы;
специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения лекционных занятий и практических работ.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин (не менее трех часов самостоятельной работы в день).
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектная).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, таких как разработка и исследование наноустройств, функциональных, конструкционных или композитных наноматериалов, нанобиоматериалов, нанобиоструктур и продукции на их основе.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свои способности и умения; опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru