Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1896
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2011 № 19792)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.



Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г. № 19792

   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 декабря 2010 г. № 1896

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 241000 ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ
ПРОЦЕССЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НЕФТЕХИМИИ
И БИОТЕХНОЛОГИИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1896

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 241000 ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ
ПРОЦЕССЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НЕФТЕХИМИИ
И БИОТЕХНОЛОГИИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   -----------------T---------------------T---------------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП ¦ (степень) ¦ освоения ООП (для ¦ (в зачетных¦
¦ +-----------T---------+ очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦код в соот-¦наимено- ¦ обучения), включая ¦ ¦
¦ ¦ветствии с ¦вание ¦ каникулы, ¦ ¦
¦ ¦принятой ¦ ¦ предоставляемые ¦ ¦
¦ ¦классифика-¦ ¦ после прохождения ¦ ¦
¦ ¦цией ООП ¦ ¦ итоговой ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ государственной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ аттестации ¦ ¦
+----------------+-----------+---------+---------------------+------------+
¦ООП магистратуры¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
L----------------+-----------+---------+---------------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает: разработку научных основ, создание и внедрение энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в производствах основных неорганических веществ, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, микробиологического синтеза, лекарственных препаратов и пищевых продуктов, разработку методов обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
основные химические, нефтехимические и биотехнологические производства;
процессы и аппараты в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
промышленные установки и технологические схемы, включая системы автоматизированного управления;
автоматизированные системы научных исследований и системы автоматизированного проектирования;
сооружения очистки сточных вод и газовых выбросов, переработки отходов, утилизации теплоэнергетических потоков и вторичных материалов;
методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от антропогенного воздействия;
системы искусственного интеллекта в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
многоассортиментные производства химической и смежных отраслей промышленности.
4.3. Магистр по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
проектная;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, должны определять содержание его ООП, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
постановка и формулирование задач научных исследований по разработке энерго- и ресурсосберегающих технологий;
разработка новых технических и технологических решений на основе результатов научных исследований;
создание теоретических моделей технологических процессов, аппаратов и свойства материалов и изделий;
разработка алгоритмов и программ, выполнение прикладных научных исследований, обработка и анализ их результатов, формулирование выводов и рекомендаций;
подготовка научно-технических отчетов и аналитических обзоров, публикация научных результатов;
проведение мероприятий по защите интеллектуальной собственности и результатов исследований;
разработка интеллектуальных систем для научных исследований;
решение задач оптимизации технологических процессов и систем с позиций энерго- и ресурсосбережения;
производственно-технологическая деятельность:
разработка норм выработки, технологических нормативов на расход сырья и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, выбор оборудования и технологической оснастки химических, нефтехимических, биотехнологических производств;
внедрение в производство новых энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов;
оценка экономической эффективности технологических процессов, их экологической безопасности и технологических рисков при внедрении новых технологий;
разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства, выбор систем обеспечения экологической безопасности производства на основе алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;
разработка систем управления процессами и производством;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений, организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности;
внедрение результатов научно-исследовательских разработок в производство;
организация и участие в работе производственных природоохранных структур, органов надзора за экологической безопасностью на предприятиях и в регионах;
проведение экологического аудита и мероприятий, связанных с защитой окружающей среды;
осуществление производственного, экологического контроля и управления качеством продукции;
проектная деятельность:
разработка и анализ альтернативных технологических процессов, прогнозирование технологических, экономических и экологических последствий;
подготовка заданий на разработку проектных решений;
разработка проектов, технических условий, стандартов и технических описаний новых материалов и изделий;
разработка разделов "Охрана окружающей природной среды" в обоснованиях инвестиций и проектах;
участие в разработке проектов новых энерго-, ресурсосберегающих и экологически безопасных производств;
педагогическая деятельность:
преподавательская деятельность в образовательных учреждениях Российской Федерации, разработка учебно-методической документации, разработка методов контроля знаний обучающихся, подготовка мультимедийных материалов для модернизации учебного процесса.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-1);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ПК-2);
готовностью защищать объекты интеллектуальной собственности и участвовать в коммерциализации прав на нее (ПК-3);
научно-исследовательская деятельность:
способностью формулировать научно-исследовательские задачи в области реализации энерго- и ресурсосбережения и решать их (ПК-4);
способностью организовать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу (ПК-5);
готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ПК-6);
способностью использовать современные методики и методы, в проведении экспериментов и испытаний, анализировать их результаты (ПК-7);
способностью составлять научно-технические отчеты и публикации по результатам выполненных исследований (ПК-8);
готовностью разрабатывать математические модели и осуществлять их экспериментальную проверку (ПК-9);
производственно-технологическая деятельность:
готовностью к разработке мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, выбору оборудования и технологической оснастки (ПК-8);
готовностью к разработке технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного оборудования (ПК-9);
способностью к анализу технологических процессов с целью повышения показателей энерго-, ресурсосбережения, к оценке экономической эффективности технологических процессов, их экологической безопасности (ПК-10);
способностью оценивать инновационный и технологический риски при внедрении новых технологий (ПК-11);
способностью разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов (ПК-12);
способностью создавать технологии утилизации отходов и системы обеспечения экологической безопасности производства (ПК-13);
организационно-управленческая деятельность:
способностью оценивать экономические и экологические последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-14);
готовностью к организации работы коллектива исполнителей, принятию решений и определению приоритетности выполняемых работ (ПК-15);
способностью находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности, стоимости и экологической безопасности производств (ПК-16);
способностью использовать современные системы управления качеством в конкретных условиях производства на основе международных стандартов (ПК-17);
готовностью разрабатывать информационные системы планирования и управления предприятием (ПК-18);
проектная и конструкторская деятельность:
способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода и использования моделей для описания и прогнозирования ситуаций, осуществления качественного и количественного анализа процессов в целом и отдельных технологических стадий (ПК-19);
способностью формулировать задания на разработку проектных решений (ПК-20);
готовностью к проведению патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и определения показателей технического уровня проекта (ПК-21);
способностью проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономической, функционально-стоимостной и эколого-экономической эффективности проекта (ПК-22);
готовностью к оценке инновационного потенциала проекта (ПК-23);
способностью использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ (ПК-24);
способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-25);
педагогическая деятельность:
готовностью к разработке учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса (ПК-26);
готовностью к преподавательской деятельности в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-27).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ------T---------------------------T---------T-------------------T---------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин ¦Коды фор-¦
¦ УЦ ¦проектируемые результаты их¦кость ¦ для разработки ¦мируемых ¦
¦ ООП ¦ освоения ¦(зачетные¦ примерных ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ, а также ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+-----+---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ М.1 ¦Общенаучный цикл ¦ 16 - 20 ¦Философские ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 12 ¦проблемы науки и ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦техники ¦ПК-1 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Экономика и ¦ПК-2 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦управление ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦химическими, ¦ПК-9 ¦
¦ ¦основные научные школы, ¦ ¦нефтехимическими и ¦ПК-26 ¦
¦ ¦направления, концепции, ¦ ¦биотехнологическими¦ПК-27 ¦
¦ ¦источники знания; методы и ¦ ¦производствами ¦ ¦
¦ ¦приемы научного ¦ ¦Дополнительные ¦ ¦
¦ ¦исследования; ¦ ¦главы математики ¦ ¦
¦ ¦методологические теории и ¦ ¦Иностранный язык ¦ ¦
¦ ¦принципы современной науки;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологию научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные теории и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦макро- и микроэкономики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическое планирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и прогнозирование; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения стационарных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нестационарных задач, задач¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с распределением параметров¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по пространству, времени и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другим характеристикам; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснование научного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и прогнозировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические эффекты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствия реализуемой и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планируемой деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы в решении задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энерго-, ресурсосбережения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экологических проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного исследования и его¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- приемами экономического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа и планирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакетов прикладных программ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области химической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии, нефтехимии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотехнологии и охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранным языком на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровне профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ М.2 ¦Профессиональный цикл ¦ 40 - 45 ¦Методы ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 9 - 11 ¦оптимизации и ¦ОК-4 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦организации ¦ОК-5 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦энерго- и ¦ПК-3 - 24¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ресурсосберегающих ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦химико- ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦технологических ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦систем, ¦ ¦
¦ ¦- методы оценки параметров ¦ ¦Моделирование ¦ ¦
¦ ¦математических моделей и ¦ ¦технологических и ¦ ¦
¦ ¦установления их ¦ ¦природных систем ¦ ¦
¦ ¦адекватности реальному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объекту; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методы теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственного интеллекта; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- одно- и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многокритериальные методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы моделирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических и природных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять методы и принципы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования и оптимизации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергосберегающих, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологически безопасных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакетов прикладных программ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для решения задач энерго- и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсосбережения, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их сравнительного анализа и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценкой эффективности их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ М.3 ¦Практики и научно- ¦ 54 ¦ ¦ОК-1 - 3 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 - 13¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
+-----+---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ М.4 ¦Итоговая государственная ¦ 6 ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------+---------+-------------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+---------------------------+---------+-------------------+----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 и раздела М.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, педагогическая), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет более 24 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения. Чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области экономики и управления химическими, нефтехимическими и биотехнологическими производствами, методов оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем, моделирования технологических и природных систем, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: технологическую, научно-исследовательскую и педагогическую.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство обучающимися осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, или устойчивыми связями с научно-исследовательскими институтами, предприятиями, предоставляющими базу для обеспечения эффективной научно-практической подготовки магистров.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием, стендами, приборами, позволяющими изучать и исследовать технологические процессы.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории с оборудованием для проведения исследований, в том числе: цифровые технические и аналитические весы, автоматические титраторы, магнитные мешалки различных типов, pH-метры, потенциостаты, дистилляторы, центрифуги, фотоэлектроколориметры, нефелометры, инфракрасные спектрофотометры, ультрафиолетовые спектрофотометры, дериватографы, хроматографы различных типов, атомно-абсорбционные спектрометры, установки для исследования и моделирования химико-технологических процессов;
компьютерные классы с программным обеспечением для моделирования и расчета химико-технологического оборудования и экологических систем.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет не менее 10 часов в неделю в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, педагогическая).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:
решение задач по разработке энерго-, ресурсосберегающих экологически безопасных технологий на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации;
разработку новых технических и технологических решений на основе результатов научных исследований;
создание теоретических моделей технологических процессов, позволяющих прогнозировать технологические параметры, характеристики работы аппаратуры и свойства получаемых веществ, материалов и изделий;
разработку алгоритмов и программ, выполнение прикладных научных исследований, обработка и анализ их результатов, формулирование выводов и рекомендаций;
разработку интеллектуальных систем для научных исследований;
решение задач оптимизации технологических процессов и систем с позиции энерго- и ресурсосбережения.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru