Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


<Письмо> Банка России от 28.07.2010 № 04-31-2/3701
<О рассмотрении обращения АРБ>

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Ассоциации российских банков", № 15, август, 2010


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 июля 2010 г. № 04-31-2/3701

Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков (далее - АРБ) и сообщает следующее.
Относительно предложения АРБ о внесении в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изменений, предусматривающих право банков относить на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, расходы на составление и направление в уполномоченные органы необходимой информации, отмечаем, что по сообщению ФНС России (письмо от 28.05.2010 № АС-37-2/2776) в настоящее время глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не препятствует налогоплательщику относить на затраты не только расходы по подготовке и отправке документов и информации по запросам контролирующих органов на бумажных носителях, но и расходы на подготовку такой информации с использованием программно-технических средств и отправку ее по телекоммуникационным каналам связи.
По предложению АРБ о направлении банками в уполномоченные органы информации в электронном виде через Банк России сообщаем следующее.
Круг субъектов, которым статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" предоставлено право на получение информации, составляющей банковскую тайну, достаточно широк. Сферы деятельности данных субъектов различны. Соответственно различаются и потребности субъектов в форме представления информации, составляющей банковскую тайну.
В этой связи вызывает сомнение возможность установления для всех случаев предоставления банками сообщения, содержащего информацию, составляющую банковскую тайну, в электронном виде.
Наибольшее число запросов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, поступает в банки от налоговых и таможенных органов.
Согласно части второй статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в том числе налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Такими законодательными актами являются НК РФ и Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. При этом форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 статьи 86 НК РФ).
В этой связи сообщаем о принятии 16.07.2010 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрении 19.07.2010 Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон), пунктом 33 статьи 1 которого предусмотрено внесение изменений в абзац второй пункта 1 статьи 86 НК РФ, направленных на установление обязанности банка сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) только в электронном виде.
Кроме того, пунктом 33 статьи 1 названного Федерального закона вносятся изменения в пункт 3 статьи 86 НК РФ, предусматривающие утверждение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматов направления налоговым органом в электронном виде запроса в банк, а Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматов представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов.
Названные изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона, за исключением абзаца второго подпункта "а" пункта 33 статьи 1 Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2012 года (пункты 1, 3 статьи 10 Федерального закона).
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде (пункт 4 статьи 76 НК РФ).
Со дня вступления в силу Федерального закона банк будет обязан сообщать в налоговый орган об остатках денежных средств на счетах в банке только в электронном виде (подпункты "б" и "г" пункта 26 статьи 1 Федерального закона).
Соответствующее право таможенных органов на получение информации, составляющей банковскую тайну, следует из пункта 1 статьи 34 НК РФ, согласно которому таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 351.2 ТК РФ решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке передается таможенным органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия.
Решение об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке вручается представителю банка должностным лицом таможенного органа под расписку или направляется в банк в электронном виде не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия.
Согласно пункту 4 названной статьи ТК РФ банк обязан сообщить в таможенный орган об остатках денежных средств плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) на счетах (счете) в банке, операции по которым (которому) приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке.
Пунктом 3 статьи 363 ТК РФ установлено, что для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, которые несут обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.
Сообщаем, что принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18.06.2010 в первом чтении проектом Федерального закона № 389032-5 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается возложение на банки обязанности представлять по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, в электронном виде (статья 163-1 законопроекта).
Вместе с тем названным проектом федерального закона остается неизменным порядок обмена информацией, составляющей банковскую тайну, при осуществлении приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке (статья 153-1 законопроекта).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" информация с согласия судебного пристава может быть предоставлена на электронном носителе с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.
Таким образом, информация может передаваться кредитными организациями судебным приставам как на бумажном носителе, так и в электронной форме, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации условий. В Банке России имеется информация о взаимодействии судебных приставов с кредитными организациями при предоставлении информации в электронном виде.
Предложение АРБ об установлении единой формы запросов органов государственной власти, которым федеральными законами предоставлено право получения информации от банков, а также единой формы ответов банков на данные запросы, поддерживается.
Вместе с тем, учитывая, что речь идет об установлении форм запросов и ответов на них в отношении в основном федеральных органов исполнительной власти, соответствующее решение должно быть принято на уровне Правительства Российской Федерации. В случае обращения АРБ с данным предложением в Правительство Российской Федерации Банк России готов его поддержать.

Г.Г.МЕЛИКЬЯН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru