Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


<Письмо> Банка России от 12.08.2010 № 116-Т
"Об оценке рисков в банках, активно привлекающих вклады"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 августа 2010 г. № 116-Т

ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В БАНКАХ, АКТИВНО ПРИВЛЕКАЮЩИХ ВКЛАДЫ

Банк России по результатам анализа ситуации на рынке вкладов физических лиц отмечает, что в первом полугодии 2010 года у ряда банков темпы прироста средств населения существенно превышали средние по Российской Федерации. Как следствие, в таких банках вырос удельный вес вкладов в структуре привлеченных средств, в т.ч. в некоторых случаях существенно. При этом у отдельных банков указанный источник средств является основным.
Как показывает практика, агрессивная политика по наращиванию вкладов физических лиц порой является следствием проблем с ликвидностью, в т.ч. из-за низкого качества активов. Привлечение средств населения в таких случаях камуфлирует ситуацию, временно позволяя банкам выполнять свои текущие обязательства.
Направляемые территориальными учреждениями Банка России (далее - ТУ) в центральный аппарат Банка России материалы, результаты совещаний с ТУ по вопросу оценки текущего состояния кредитных организаций и эффективности надзора свидетельствуют о том, что содержательный анализ причин складывающихся высоких темпов прироста вкладов физических лиц в банках, в т.ч. оценки условий их привлечения с точки зрения рыночной ситуации, характера размещения привлекаемых средств и возникающих при этом рисков осуществляется далеко не во всех случаях. А в тех случаях, когда по результатам анализа выявлены повышенные риски, принятые банками, не всегда применяются необходимые меры, направленные на корректировку политики банков и ограничение принятых ими рисков.
В связи с вышеизложенным ТУ в ходе осуществления работы по надзору за банками в части привлечения ими вкладов физических лиц в рублях и в иностранной валюте <*> предлагается руководствоваться следующим.

   --------------------------------

<*> Для оценки уровня процентных ставок по вкладам в иностранной валюте с точки зрения рыночной ситуации рекомендуется использовать данные о средневзвешенных процентных ставках по региону и в целом по Российской Федерации, одним из источников информации о которых могут служить сведения, публикуемые Банком России в "Бюллетене банковской статистики".

В случае формирования банком ресурсной базы, в существенной степени за счет вкладов физических лиц (25% и более в общем объеме пассивов) при признаках агрессивного привлечения вкладов (темпами в 1,3 и более раз превышающими средние по региону) ТУ должны проводить с банками работу по оценке экономической обоснованности проводимой политики по формированию источников привлеченных средств за счет вкладов физических лиц, включающую в т.ч. оценку качества активов банков (прозрачность, надежность, доходность), состояния и перспектив поддержания ликвидности, уровня и качества управления процентным риском, качества доходов и финансовых результатов.
При анализе процентной политики кредитных организаций ТУ необходимо оценивать, насколько доходность и возвратность активов позволяют банку обеспечивать выполнение текущих обязательств, в т.ч. по вкладам населения. Для этого рекомендуется экспертным способом определять величину реальных доходов банка, например, из общей величины доходов исключать доходы, сформированные косвенно за счет средств самой кредитной организации, в том числе путем применения "схем" по формированию процентных выплат по кредитам за счет выдачи новых ссуд, доходов от операций, осуществленных на нерыночных условиях (продажа/покупка по цене существенно выше/ниже рыночной, как правило, со связанными структурами) и др.
Оценка качества активов должна осуществляться ТУ не только по непосредственным заемщикам, но и в обязательном порядке применительно к конечным получателям средств банков, включая оценку эффективности осуществляемой ими деятельности, наличия реальных источников обслуживания долга, т.е. источников, обусловленных входящими денежными потоками, продуцируемыми деятельностью непосредственно данных заемщиков. Кроме того, в случае вложения банками средств прямо или косвенно в инвестиционные проекты, оценка должна производиться с учетом перспектив завершения этих проектов и оцениваемых на консервативной основе сроков их окупаемости. При проведении оценки активов следует иметь в виду, что признаки нетранспарентности активов (кредитов, вложений в ценные бумаги, включая векселя), в т.ч. использование заемщиком ссуды не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена, сложность получения ТУ информации о конечных получателях и/или объектах предоставленных банком средств, следует рассматривать в соответствии с п. 3.9.2 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" как иные существенные факторы, которые могут повлиять на принятие решения о классификации соответствующей ссуды в более низкую категорию качества, чем это вытекает непосредственно из предоставленных банком данных о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания долга.
В случаях, когда результаты анализа деятельности банка, проведенного с учетом вышеизложенных подходов, будут свидетельствовать о возможности появления проблем в его деятельности, территориальным учреждениям Банка России следует проводить целенаправленную работу с руководством и собственниками банка по принятию ими необходимых мер по повышению качества деятельности и восстановлению финансовой устойчивости банков.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Срок действия мер по введению ограничения на величину процентной ставки по договорам банковского вклада, установленных пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 13.10.2008 № 174-ФЗ, истек 31 декабря 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------

В тех случаях, когда работа по предупреждению проблем не приносит реальные результаты в разумно короткий срок и при этом банками нарушаются федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные акты и предписания Банка России, не представляется информация, представляется неполная или недостоверная информация, следует применять к банкам принудительные меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), в т.ч. ограничение на привлечение кредитной организацией денежных средств физических лиц во вклады, а при выявлении угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банков - меры воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 74 указанного Федерального закона или вводить в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" ограничение на величину процентной ставки по договорам банковского вклада.
Одновременно обращаем внимание, что сам по себе факт активного привлечения банком вкладов физических лиц под повышенные процентные ставки не может являться основанием для применения принудительных мер воздействия.

Г.Г.МЕЛИКЬЯН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru