| |
www.lawsforall.ru / Распоряжение
Распоряжение ОАО "РЖД" от 13.07.2010 № 1517р
"Об утверждении Регламентов организации, технического обслуживания, инструкции по эксплуатации системы контроля погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО "Российские железные дороги"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 июля 2010 г. № 1517р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ,
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПОГОДНО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ
НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
В целях повышения эффективности контроля и прогноза специализированных погодно-геофизических параметров пути, предупредительных мер для недопущения негативного влияния факторов внешней среды на бесперебойное и безопасное движение поездов:
1. Утвердить прилагаемые:
Регламент организации системы контроля погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО "Российские железные дороги".
Регламент технического обслуживания и ремонта системы контроля погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО "РЖД".
Регламент установки оборудования путевого автоматизированного геофизического поста МИПС-001 базовой комплектации и оборудования для специальных измерений погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО "РЖД".
Инструкцию по эксплуатации типового оборудования путевого автоматизированного геофизического поста МИПС-001 базовой комплектации.
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.ВОРОБЬЕВ
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2010 г. № 1517р
УСТАНОВКА ОБОРУДОВАНИЯ ПУТЕВОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПОСТА
МИПС-001 БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПОГОДНО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РЕГЛАМЕНТ
1. Введение
1.1. Цель и область применения
Настоящий Регламент содержит требования к местам размещения и установки оборудования путевого модуля для измерения параметров среды МИПС-001, предназначенного для мониторинга метеорологических и геофизических параметров, а также передачи данных в Центр сбора и обработки информации.
Соблюдение Регламента обеспечивает наиболее достоверные измерения метеорологических и геофизических параметров среды, а также своевременное оповещение служб и линейных подразделений ОАО "РЖД" об опасных явлениях и ситуациях, связанных с изменением погодных условий в районе железнодорожного пути.
Требования настоящего Регламента должны выполняться при заключении договоров предприятиями путевого хозяйства ОАО "РЖД" на создание опорной и вспомогательной сети ПГП и организацией, осуществляющей поставку оборудования для ПГП (МИПС), монтажные и пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию путевой автоматизированной гидрометеорологической информационной системы "ГеоПуть".
1.2. Принятые сокращения
АРМ Автоматизированное рабочее место
ПГП Путевой геофизический пост
ИМ Измерительный модуль
МИПС-001 Модуль для измерения погодно-геофизических параметров среды
базовой комплектации
ПЧ Дистанция пути
МИТ Датчик температуры воздуха
ИТГ Датчик температуры грунта
ИТР Датчик температуры рельсов
МИК Микроконтроллер
ПО Программное обеспечение
ЗП Земляное полотно
2. Состав оборудования модуля МИПС-001 для измерения
параметров среды. Базовая комплектация
Измерительный модуль МИПС-001 предназначен для контроля метеорологических и геофизических параметров окружающей среды на железнодорожных станциях и узлах, обработки полученных измерений с целью формирования сообщений и хранения данных, отображения, регистрации и передачи информации потребителям по каналам связи.
В зависимости от условий эксплуатации и состава датчиков базовый (типовой) вариант исполнения модуля МИПС-001 предусматривает:
- автоматический контроль температуры и относительной влажности воздуха, измерения атмосферного давления, скорости и направления ветра, температуры балластной призмы и рабочей площадки земляного полотна (ЗП), измерение количества и интенсивности осадков;
- передачу информации потребителю по стандартным интерфейсам RS-232 или USB 2.0;
- вывод информации в физических величинах на встроенный жидкокристаллический индикатор.
Универсальность модуля МИПС-001 заключается в возможности его комплектования специальным измерительным оборудованием, имеющим стандартные выходные сигналы. Наличие такого оборудования позволяет осуществлять передачу результатов измерений по каналам связи в автоматическом режиме, протоколировать работу устройств и накапливать информацию.
В модуле МИПС-001 применяются датчики: температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, атмосферного давления, количества осадков, температуры рельсов, температуры почвы.
Датчик температуры воздуха МИТ-1 выполняет измерение температуры воздуха. Устанавливается в блоке измерения воздушных параметров.
Датчик температуры грунта ИТГ-1 выполняет измерение температуры балластной призмы и рабочей площадки ЗП. Устанавливается в блоке измерения геофизических параметров.
Датчик температуры рельсов ИТР-1 выполняет измерение температуры рельсов. Устанавливается в блоке измерения геофизических параметров.
Датчик влажности предназначен для периодического измерения влажности в месте его установки. Датчики влажности работоспособны в интервале температур -40 °C - +85 °C. Датчик влажности ИВ-1Т предназначен для периодического измерения влажности грунта ЗП, устанавливается в блоке измерения геофизических параметров.
Датчик атмосферного давления ИД-1 предназначен для измерения атмосферного давления в пределах 15 кПа - 115 кПа.
Датчик параметров ветра ИПВ-1 предназначен для измерения параметров ветрового потока.
Обработка данных измерений МИПС-001 выполняется микроконтроллерными схемами, что позволяет получать информацию для обработки ПК или другими микропроцессорными устройствами.
Датчик осадков АИО-1 предназначен для дистанционного измерения количества осадков, выпавших как за периоды измерений, так и между ними.
Любой из датчиков допускается не устанавливать, на работоспособности модуля МИПС-001 это не сказывается, показания всех оставшихся датчиков будут правильными. Индивидуальные номера датчиков сохраняются в энергонезависимой памяти МК.
Микроконтроллер МИК-01Д управляет процессом измерений, контролирует работоспособность оборудования. Встроенный аналого-цифровой преобразователь преобразует измеренные величины в цифровой код. Значение измеренных величин учитывается в цифровом коде непосредственно с датчиков, преобразуется и сохраняется в энергонезависимой памяти, что позволяет осуществлять передачу данных на компьютер.
Устройство связи с компьютером (УСК) обеспечивает дистанционное управление модулем, передачу и получение данных на компьютере, выполняет согласование логических уровней сигналов. В зависимости от удаления измерительного модуля от компьютера применяются интерфейсы: USB 2.0 и RS232.
Пульт управления измерительного модуля (ПУМ) позволяет просматривать текущие и прошлые значения, устанавливать и отключать аварийную сигнализацию, изменять режимы работы станции, вводить значения калибровки, выбирать датчики. Клавиатура состоит из 6 кнопок команд, расположенных рядом с дисплеем.
Индикатор отображения информации (ИОИ) предназначен для оперативного вывода информации без помощи компьютера, настройке текущего времени при первом запуске модуля.
Блок бесперебойного питания (УБП-1) обеспечивает электрическую схему модуля стабильным питанием по постоянному току. Стабильность напряжения обеспечивается интегральным стабилизатором. Бесперебойность источника питания обеспечивается подзарядкой резервной батареи аккумуляторов, специальной схемой модуля. Резервная батарея из четырех никель-кадмиевых аккумуляторов обеспечивает полноценную работу метеостанции продолжительностью до 10 суток в условиях отсутствия напряжения сети 220 В.
Блоки модуля МИПС-001 работают автономно, в автоматическом режиме.
Спецификация типового изделия МИПС-001 представлена на схеме 1 (здесь и далее схемы не приводятся).
2.1. Общие требования к месту установки
оборудования МИПС-001
Место расположения оборудования (блоков) модуля МИПС-001 для измерения и сбора метеорологических и геофизических данных должно обеспечивать выполнение следующих условий:
- наличие производственного помещения для персонала (дежурный переезда, здание ПЧ или другое), в котором поддерживается температура от 0 °C до 40 °C;
- не затененное деревьями и вдали от многоэтажных зданий, строений, сооружений в непосредственной близости от ж.д. путей;
- местность, имеющая один из видов цифровой связи с доступом в Интернет или к системе передачи данных ОАО "РЖД", в случае отсутствия проводной связи необходимо наличие уровня уверенного приема (-90 дБ) одного из операторов сотовой связи GSM (приложение 1 - 2 - не приводятся).
2.2. Требования к месту установки блока МИПС-001
для измерения воздушных параметров
Для установки блока измерения воздушных параметров требуется открытое место, не имеющее деревьев и сооружений в радиусе 50 м и высотой более 4 м от места установки блока.
Блок должен быть установлен на высоте от 6 м до 7 м (высота контактной сети) или в особых случаях (для исключения ветровой тени зданий или деревьев) выше.
Блок устанавливается на мачте на 1,5 - 2 м выше самой высокой точки на крыше здания, или на отдельно стоящей мачте, или другой ветропрозрачной конструкции на высоте 6 - 7 м.
Не допускается установка блока на стены здания, под кроной деревьев или в непосредственной близости от линий электропередач напряжением выше 1 кВ (приложение 3 - не приводится).
Невыполнение требований данного пункта может искажать показания датчиков и привести к ложным показаниям опасных погодных явлений.
2.3. Требования к месту установки блока МИПС-001
для измерения геофизических параметров
Для установки блока измерения геофизических параметров необходимо открытое место, расположенное минимально в 2 м от железнодорожного полотна размером 2 x 3 м, не затененное в течение светлого времени суток зданиями и деревьями как от солнца, так и от ветра. Необходимо изготовить стенд измерения температуры рельса, показанный на рис. 1 (здесь и далее рисунки не приводятся), расположив рельс стенда параллельно действующему железнодорожному полотну (приложения 4 - 6 - не приводятся).
2.4. Требования к месту установки блока МИПС-001 для сбора,
отображения и передачи данных
Блок сбора, отображения и передачи данных необходимо устанавливать в помещении для персонала (дежурного по переезду, здание ПЧ или другое), в котором поддерживается температура воздуха в пределах от 0 °C до 40 °C. Местоположение блока в помещении должно быть вдали от нагревательных приборов, и желательно избегать попадания прямых солнечных лучей.
3. Оборудование МИПС-001 для специальных измерений
Опыт Юго-Восточной железной дороги по эксплуатации опорной сети путевых геофизических постов, оборудованных МИПС-001, выявил целесообразность их использования применительно к лавиноопасным участкам и другим проблемным местам железнодорожного пути.
То есть, в зависимости от особенностей проблемных мест, программы наблюдений МИПС-001 дополняются специальным оборудованием для контроля снежно-лавинных параметров, измерения гидрологической и гололедной среды, контроля сейсмической обстановки и параметров лавинной опасности, сигнализации схода лавин. В специфических условиях эксплуатации пути (зона вечной мерзлоты) базовые комплекты МИПС-001 дооборудуются измерительными модулями для геокриологических наблюдений. На рисунке 3 показана общая схема размещения вспомогательного оборудования МИПС-001 для специальных измерений на лавиноопасных участках пути и мостовых переходах.
3.1. Требования к месту установки оборудования
для измерения высоты снега
Для установки блока измерения высоты снега необходимо открытое ровное место, расположенное на расстоянии от 2 м до 20 м от железнодорожного полотна размером 2 x 3 м, не затененное в течение светлого времени суток зданиями и деревьями как от солнца, так и от ветра. Высота установки измерительного устройства должна быть не более 6 м над измеряемой поверхностью. Ориентация излучателя устройства должна быть строго перпендикулярной снежной поверхности, рис. 4.
3.2. Требования к месту установки оборудования
для контроля уровня воды на мостовых переходах
Установка гидрологического датчика производится на железнодорожных мостах через водоемы или на пирсах водоемов в местах возможного затопления и размыва ЗП - желательно на имеющихся гидрологических постах. Крепление под мостом необходимо не более чем в 6 м над уровнем водоема. Устройство должно быть установлено под прямым углом к водной поверхности, рис. 5.
3.3. Требование к установке прибора для контроля
температуры магистрального рельса бесстыкового пути
Температура магистрального рельса бесстыкового пути контролируется специальным устройством, которое крепится непосредственно на рельс. Количество приборов для контроля температуры бесстыкового пути определяется температурными условиями места его эксплуатации. Крепление устройства осуществляют в середине плети, а при необходимости устанавливают дополнительные приборы по краям рельсовой плети.
Особенности установки прибора на магистральный рельс для контроля температуры бесстыкового пути показаны на схемах 2 - 4.
Спецификация датчика для контроля температуры магистрального рельса представлена на схеме 5.
4. Требования к первичному источнику электропитания
Электропитание оборудования обеспечивается от однофазной сети переменного тока напряжением 220 В +/- 5% частотой 50 Гц, потребляя мощность до 300 ВА. Оборудование относится к электроприемникам III категории. Для подключения к электросети необходима розетка с заземлением или отдельный провод, подключенный к контуру заземления.
5. Требования к укладке кабелей передачи данных
Кабель передачи данных прокладывается в земле на глубине 500 мм в гибком бронешланге или по воздуху в гибком бронешланге на тросе на высоте, не препятствующей свободному прохождению пешеходов или транспортных средств, путь которых пересекается с тросом.
6. Требования техники безопасности
Основным поражающим фактором является электрический ток. Поэтому перед подключением оборудования к электросети необходимо убедиться, что розетка имеет заземление, или подключить провод заземления к металлическим частям блока. Только после этого подключать оборудование к электросети.
7. Требования электрической безопасности
Модуль МИПС-001 для измерения и сбора данных метеорологических и геофизических параметров относится к низковольтному оборудованию и соответствует требованиям Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 347-ФЗ "Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования".
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2010 г. № 1517р
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПОГОДНО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РЕГЛАМЕНТ
1. Введение
1.1. Цель и область применения
Настоящий Регламент устанавливает общие требования к организации сети путевых автоматизированных геофизических постов на железных дорогах ОАО "РЖД", предназначенных для непрерывного контроля и прогноза погодно-геофизических условий, влияющих на безопасность и непрерывность эксплуатации железнодорожного пути.
1.1.1. Целью настоящего Регламента является повышение эффективности и информативности специализированного гидрометеорологического обслуживания производственно-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" на основе внедрения путевой автоматизированной гидрометеорологической информационной системы "ГеоПуть" на сети Российских железных дорог.
Отраслевая автоматизированная гидрометеорологическая информационная система "ГеоПуть", эксплуатируемая на Юго-Восточной железной дороге и предлагаемая к внедрению на сеть, предназначена для контроля, учета и прогноза гидрометеорологических факторов среды, оказывающих влияние на работу железнодорожной транспортной системы и безопасность движения поездов.
Путевые геофизические посты (ПГП), оборудованные путевыми модулями МИПС для непрерывного контроля погодно-геофизических параметров на железнодорожных станциях, узлах и перегонах, образуют измерительную часть системы "ГеоПуть", которая обеспечивает функции контроля, учета и прогноза влияния окружающей среды на объекты железнодорожного пути в реальных условиях их эксплуатации.
Непрерывный контроль погодно-геофизических и гидрологических параметров железнодорожного пути позволяет иметь отсутствующие в сети наблюдений Росгидромета данные, которые необходимы для получения специализированной продукции о влияющих факторах среды.
Эффективность и информативность системы контроля погодно-геофизических параметров на Российских железных дорогах обеспечивается за счет:
оперативного получения объективных и полных данных о погодно-геофизических условиях текущей эксплуатации пути;
выявления и заблаговременного предупреждения об опасности воздействия параметров среды на объекты железнодорожного пути;
своевременного принятия упреждающих мер по противостоянию сложным и опасным воздействиям погодно-геофизических факторов среды для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.
1.1.2. Требования настоящего Регламента должны выполняться при заключении договоров предприятиями путевого хозяйства ОАО "РЖД" на создание опорной и вспомогательной сети ПГП и организацией, осуществляющей поставку оборудования для ПГП (МИПС), монтажные и пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию путевой автоматизированной гидрометеорологической информационной системы "ГеоПуть".
1.2. Нормативные ссылки
1. Бесстыковой путь [Текст]/ В.Г. Альбрехт, А.Я. Коган; под ред. В.Г. Альбрехта и А.Я. Когана. М.: Транспорт, 2000. 408 с.
2. Зябриков В.А., Климат и железнодорожный транспорт [Текст]/ В.А. Зябриков, Н.В. Кобышева, В.С. Циркунов. М.: Метеоагентство Росгидромета, изд. ВНИИГМ-МЦД, 2000. 188 с.
3. Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. СИ-710. Москва, ИКЦ "АКАДЕМКНИГА", 2004. 23 с.
4. Инструкция "О порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО "РЖД" [Текст]. М.: ОАО "РЖД", ИКЦ "Академкнига", 2006. 156 с.
5. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути. ЦП-544 [Текст]. М.: Транспорт, 1998. 189 с.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути № ЦП-774, утв. МПС РФ 01.07.2000.
------------------------------------------------------------------
6. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. ЦП-492/ МПС РФ [Текст]. М.: Транспорт. 2000. 224 с.
7. Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов. ЦРБ-393 [Текст]. М.: Изд. МПС РФ, 1996. 56 с.
8. Киселева Л.Б. Учет неблагоприятных природно-климатических условий при проектировании организации строительства железных дорог [Текст]: методические указания для студентов МГУПС (МИИТ), 1995. 36 с.
9. Лысюк В.С. Надежность железнодорожного пути [Текст]/ под ред. В.С. Лысюка. М.: Транспорт, 2001. 286 с.
10. Методические рекомендации по прогнозированию надежной работы железнодорожных насыпей в условиях интенсивной эксплуатации пути [Текст]. М.: Изд. ЦНИИТЭИ МПС, 1990. 83 с.
11. Положение о гидрометеорологической службе железнодорожного транспорта. Утверждено МПС 28.08.1997 № ЦПМ-2/13.
12. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений. Утверждены МПС 24.02.99 ПОТ РО-32-ЦП-652-99.
13. Указание по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах. Утверждено ГУП МПС 29.12.1977.
14. Наставление краткосрочным прогнозам погоды, РД 52.88.629-2002. ЛР № 020228 от 10.11.96.
1.3. Определения
В настоящем Регламенте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Автоматизированная информационная система "ГеоПутъ" - это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процессов сбора данных измерений от сети путевых геофизических постов, их обработку, анализ, отображение и предоставление железнодорожным пользователям специализированной информации о погодно-геофизическом состоянии железнодорожного пути.
Заблаговременность штормового предупреждения - время от момента передачи предупреждения до момента возникновения ОЯ (НГЯ).
Метеорологические данные - результаты метеорологических наблюдений на станциях государственной сети наблюдений и автоматических измерений, осуществляемых на железнодорожных станциях, узлах и перегонах.
Метеорологические условия - состояние атмосферы, характеризуемое значениями метеорологических элементов в определенный момент или за определенный срок.
Неблагоприятные погодные явления (НПЯ) - явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности, обеспечивающей бесперебойность движения поездов при неустойчивых условиях погоды.
Опасные метеорологические явления (ОЯ) - атмосферные явления, при наступлении которых необходимо принимать специальные меры, обеспечивающие бесперебойность и безопасность движения поездов.
Оперативное гидрометеорологическое обеспечение - совокупность расчетно-аналитических работ прогностических подразделений ОАО "РЖД" по своевременному и наиболее полному удовлетворению запросов потребителей гидрометеорологическими информационными материалами общего и специализированного назначения.
Опорная сеть путевых геофизических постов - путевые геофизические посты, оснащенные оборудованием МИПС-001 базовой комплектации и размещаемые в охраняемых объектах на железнодорожных станциях, узлах или перегонах.
Путевой модуль измерения параметров среды (МИПС-001) - программно-аппаратный комплекс для автоматического измерения погодно-геофизических параметров среды в месте его размещения.
Путевой геофизический пост (ПГП) опорной сети наблюдений представляет собой охраняемое место, выбранное в непосредственной близости от железнодорожного пути, на котором размещается оборудование МИПС-001 базовой комплектации.
Путевая геофизическая станция (ПГС) вспомогательной сети специальных измерений обеспечивает непрерывный контроль погодных, геофизических, гидрологических и других параметров среды в сложных и проблемных местах железнодорожного пути.
1.4. Принятые сокращения
АРМ Автоматизированное рабочее место
ПГМ Дорожная геофизическая станция
ИМ Измерительный модуль
МИПС-001 Модуль для измерения погодно-геофизических параметров среды
базовой комплектации
ОЯ Опасные метеорологические явления
ПГМ Дорожная геофизическая станция
ПГП Путевой геофизический пост
ППП Пакет прикладных программ
ПГС Путевая геофизическая станция
ПО Программное обеспечение
ЗП Земляное полотно
2. Порядок организации сети автоматизированных
путевых геофизических постов и станций для контроля
погодно-геофизических параметров среды на железных
дорогах ОАО "РЖД"
2.1. Общие рекомендации по выбору местоположения путевого
автоматизированного геофизического поста для организации
опорной сети контроля метеорологических параметров среды
Выбор местоположения путевого геофизического поста (ПГП) с целью организации опорной сети для контроля метеорологических параметров среды осуществляется с учетом специфики транспортного производства и задач беспрепятственного пропуска поездов при любых ситуациях, обусловленных воздействиями неблагоприятной погоды.
Опыт эксплуатации путевых геофизических постов на Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорогах показывает, что в условиях равнинной части рельефа достаточно размещать путевые геофизические посты, оборудованные МИПС-001, через каждые 50 - 66 км. В условиях сложного рельефа, в зависимости от плана пути, оборудование ПГП необходимо устанавливать на расстояниях не более 14 - 18 км.
Для удовлетворения производственных запросов на данные о текущем и прогнозном погодно-геофизическом состоянии железнодорожного пути ПГП целесообразно размещать в следующих местах:
на территории крупных железнодорожных станций, характеризующихся высоким уровнем объема работ (выше средних отраслевых показателей) и значительным количеством стрелочных переводов (более 12 - 14);
на территории железнодорожных узлов. В силу своего функционального назначения, грузонапряженности, специфики потоков движения поездов, особенностей размещения производственных объектов, инженерных сооружений, технических устройств и другого оборудования территории крупных узлов формируют свой микроклимат, который оказывает влияние на характер погодообразующих процессов, усиливая или ослабляя интенсивность явлений погоды (туманы, гололед, сильный ветер, переносы снега и др.);
на мостовых переходах, характеризующихся сложным гидрологическим режимом в период весенних и ливневых вод;
на железнодорожных перегонах, не освещенных или слабоосвещенных метеорологическими наблюдениями Росгидромета.
На перегонах наиболее целесообразно размещение ПГП в местах, характеризующихся частым появлением сложных погодных условий с опасными явлениями. В указанной связи места для размещения ПГП должны соответствовать следующим условиям и характеризоваться:
- сложным характером природных и погодно-геофизических факторов, ярко выраженной изменчивостью температурно-влажностного режима и высокой частотой появления опасных явлений погоды;
- своеобразием физико-географических и погодных условий, формирующихся под влиянием неоднородности подстилающей поверхности (рельеф, водоемы, разнообразие растительного и почвенного покрова, антропогенные факторы);
- отсутствием в непосредственной близости метеорологических наблюдательных станций государственной сети Росгидромета.
Выбор местоположения ПГП для организации опорной сети наблюдений должен предусматривать сохранность его оборудования от вандальных действий, краж и др. Поэтому особо важным условием является выбор такого места, которое бы находилось под круглосуточным наблюдением работников путевого хозяйства. Для перегонов таким местом могут являться охраняемые переезды. Непосредственно на железнодорожных станциях и узлах этот вопрос проблемы не вызывает.
После завершения работ по выбору местоположения ПГП составляется паспорт поста опорной сети метеорологического контроля.
Паспорт путевого геофизического поста, предназначенного для обеспечения работы опорной сети метеорологического контроля, должен отражать следующую информацию:
- наименование и ведомственную принадлежность поста;
- назначение и тип ПГП;
- географический пункт расположения, координаты и высотную привязку ПГП;
- краткое описание топографических особенностей прилегающей территории;
- данные о климатических характеристиках за период не менее пяти лет. Поправки и уточнение климатических параметров проводят через каждые пять лет;
- перечень инженерных сооружений, находящихся в близком окружении от места установки ПГП;
- сведения о спецификации ПГП (состав программно-технического комплекса МИПС-001);
- способ технического обслуживания оборудования ПГП (постоянное, периодическое);
- план размещения оборудования ПГП;
- перечень лиц, ответственных за эксплуатацию ПГП.
2.2. Общие рекомендации по определению местоположения
путевой автоматизированной геофизической станции
для специальных измерений на проблемных участках пути
При выборе местоположения ПГС необходимо учитывать особенности эксплуатации проблемных мест железнодорожного пути в сложных условиях погоды (снегопады, гололед, ливни, грозы, сильный ветер и т.д.). Это обусловлено тем, что такие места являются динамически активными зонами. Наряду с этим необходимо учитывать особенности трассы, план и профиль пути, а также иметь подробные описания неоднородности подстилающей поверхности прилегающей территории проблемных мест.
Существующие в природе неоднородности подстилающей поверхности вызывают существенные отличия метеорологических характеристик в пределах конкретных территорий в одни и те же текущие моменты времени. Поэтому ПГС целесообразно размещать в местах, характеризующихся сложным рельефом и высокой повторяемостью неблагоприятной погоды, чтобы отражать особенности характера погоды в неблагоприятных местах. Детальное изучение проблемных мест позволит определить оптимальную потребность в специальном оборудовании ПГС для размещения на проблемном участке пути.
Для определения оптимального количества мест расположения ПГС разрабатывается специальная схема, на которой отображают основные характеристики физико-географических и погодных условий проблемных мест. На этой схеме, с необходимой для использования на ПЭВМ формализацией, учитывается максимально возможный спектр данных, характеризующих природные особенности проблемных мест.
Характерные особенности природных условий необходимо представлять без излишней детализации, загромождающей содержание, в строгой схематической форме, позволяющей алгоритмически выбирать необходимые сочетания местоположений специального оборудования и группировать их по определенным признакам. Схема должна отражать основные физические закономерности появления сложных погодных условий с формированием опасных явлений (лавины, наводнения и т.д.).
После завершения работ по выбору местоположения ПГС составляется паспорт станции.
Паспорт путевой геофизической станции должен отражать следующую необходимую информацию:
- наименование и ведомственную принадлежность станции;
- назначение ПГС;
- схему размещения оборудования для специальных измерений;
- краткую физико-географическую характеристику проблемного места и прилегающей территории;
- общие сведения о климатических условиях территории проблемных мест за период не менее пяти лет. Поправки и уточнение этих значений проводят ежегодно, по мере накопления информации ПГС;
- географические особенности прилегающей территории, план и профиль пути на участке проблемного места;
- перечень природных объектов, влияющих на процессы формирования сложных и опасных погодно-геофизических явлений;
- ведомость комплектации оборудования ПГС (измерительная аппаратура, вспомогательное оборудование);
- способ технического обслуживания путевой геофизической станции (постоянное, периодическое);
- особенности эксплуатации оборудования для приема-передачи данных измерений ПГС на ПГП и специальных модулей ПГС, обеспечивающих контроль снежно-лавинных, гидрологических и других параметров среды.
3. Внедрение автоматизированной системы контроля
погодно-геофизического состояния пути
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2007 № 137р на Юго-Восточной железной дороге выполнены работы по созданию путевого модуля для измерения параметров среды МИПС-001.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 28.01.2008 № 234р на базе ПГМ Юго-Восточной железной дороги разработана автоматизированная информационная система "ГеоПуть".
Практическая эксплуатация программно-технического комплекса информационной системы "ГеоПуть", в которую кроме измерительных модулей МИПС-001 входят устройства преобразования информации, линии связи с центром обработки (ПГМ дороги), технические и программные средства обработки всей поступающей информации и формирования предупреждений об опасных явлениях, обеспечивает решение задачи повышения надежности, детальности и оперативности специализированных метеорологических прогнозов. Отсутствие в мировой практике запатентованных аналогов, способных решать задачи железнодорожной гидрометеорологии, подтверждает оригинальность системы.
Внедрение этой системы позволяет осуществлять оперативный контроль погодно-геофизических параметров пути на пространстве дороги, прогнозировать и заблаговременно предупреждать об опасности их воздействий на объекты пути, наладить систему учета и передачи измерительной информации в различные АРМы подразделений путевого хозяйства, а также обеспечить удобный интерфейс для пользователей этой информации на рабочих местах.
Дня внедрения системы контроля погодно-геофизических параметров пути необходимо обеспечить путевые хозяйства железных дорог оборудованием МИПС-001 для организации путевых автоматизированных геофизических постов и станций, а также компьютерными техническими средствами потребной конфигурации.
3.1. Мероприятия по вводу оборудования путевых
геофизических постов и станций в эксплуатацию
После завершения монтажных и пусконаладочных работ проводятся приемочные испытания оборудования ПГП и ПГС для ввода их в постоянную эксплуатацию. Мероприятия по проведению приемочных испытаний предусматривают:
- оценку готовности ПГП и ПГС для проведения приемочных испытаний;
- создание необходимых условий для проведения приемочных испытаний;
- проведение приемочных испытаний и ввод оборудования в эксплуатацию.
Программа проведения приемочных испытаний утверждается фирмой - изготовителем оборудования для ПГП и ПГС и согласовывается с Заказчиком (железная дорога). Отклонение от программы приемочных испытаний допускается только после внесения в ее текст соответствующих изменений и дополнений в установленном порядке.
Испытания проводятся до полного их завершения. В случае невозможности проведения (продолжения) испытаний по причине ошибок (неготовности) программных и технических средств Исполнителю предоставляется время для выяснения и устранения причин в пределах сроков, предусмотренных для данной проверки, и оформляется соответствующий протокол.
Испытания проводятся по месту размещения ПГП и ПГС в реальных погодных условиях их эксплуатации с использованием программно-технической базы информационной системы "ГеоПуть". Проверки характеристик испытуемых элементов и качества решения задачи контроля погодно-геофизических параметров среды проводятся путем сопоставления результатов инспекторских измерений и измерений оборудованием ПГП и ПГС.
Техническое обеспечение работ по вводу в эксплуатацию оборудования ПГП и ПГС осуществляется силами фирмы - изготовителя оборудования МИПС-001 и его модификаций. Приемочные испытания завершаются приемосдаточным актом ввода в эксплуатацию.
Программа проведения приемочных испытаний основывается как на автономных, так и на комплексных проверках работоспособности оборудования МИПС-001 ПГП и специального оборудования ПГС. В начале каждого испытания проверяется наличие и заполнение всех видов формуляров, технической и эксплуатационной документации. Далее проверяется комплектность и соответствие испытуемых изделий регламенту технической оснащенности ПГП и ПГС и технической документации. Затем осуществляется контроль технического состояния и работоспособности испытуемых элементов.
Завершающим этапом всех видов испытаний является оценка характеристик измеряемых параметров и качества решаемых программным обеспечением задач, возлагаемых на ПГП и ПГС.
Типовой объем работ проведения приемочных испытаний для ввода оборудования ПГП и ПГС в эксплуатацию представлен в Приложении 1.
3.2. Регламент технической оснащенности путевого
геофизического поста опорной сети наблюдений
Для эффективного функционирования информационной системы "ГеоПуть" необходимо организовать опорную сеть путевых геофизических постов, которая обеспечит неохваченные метеорологическими и геофизическими наблюдениями участки железнодорожного пути объективной и полной информацией, отсутствующей в измерениях на станциях Росгидромета.
Для создания опорной сети ПГП используется оборудование МИПС-001 базовой комплектации. Наименование и состав программно-технического комплекса МИПС-001 определяется Регламентом технической оснащенности путевого геофизического поста, который представлен в Приложении 2.
В режиме ежечасных измерений модули МИПС-001 базовой комплектации обеспечивают непрерывный контроль следующих погодно-геофизических параметров:
- температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра на уровне контактной сети, количества и интенсивности атмосферных осадков, выпавших на путь, атмосферного давления;
- температуры рельса;
- температуры балластного слоя и основной площадки земляного полотна для оценки и прогноза параметров промерзания и оттаивания.
3.3. Регламент технической оснащенности путевой
геофизической станции вспомогательной сети
для специальных наблюдений
Изучение опыта эксплуатации оборудования МИПС-001 опорной сети ПГП для контроля метеорологических параметров среды показывает целесообразность их развития применительно к сложным и проблемным участкам пути.
Например, лавиноопасные участки, больные места по земляному полотну, сложный гидрологический режим мостовых переходов, а также другие проблемные места пути определяют необходимость контроля специальных параметров среды. Это обстоятельство обуславливает необходимость организации вспомогательной сети для специальных измерений. В зависимости от особенностей проблемных мест, программы наблюдений вспомогательной сети для специальных измерений дополняются необходимым оборудованием, обеспечивающим контроль снежно-лавинных, гидрологических, гололедных, влажностных и иных параметров среды. В специфических условиях эксплуатации пути (зона вечной мерзлоты) базовые комплекты опорной сети МИПС-001 необходимо дооборудовать модулями для геокриологических наблюдений.
Для создания вспомогательной сети путевые геофизические станции оснащаются специальным оборудованием, дополняющим оборудование МИПС-001 базовой комплектации. Наименование и состав оборудования вспомогательной сети ПГС определяется Регламентом технической оснащенности путевой геофизической станции для специальных измерений, который представлен в Приложении 3.
3.4. Климатические условия эксплуатации оборудования
путевых геофизических постов и станций
Оборудование ПГП и ПГС обеспечивает надежное функционирование ее элементов при следующих условиях окружающей среды.
Для средств, размещаемых в помещениях:
1. Температура воздуха: от +5 °C до +50 °C.
2. Относительная влажность воздуха: от 20% до 80% при температуре 25 °C.
3. Атмосферное давление: 630 - 810 мм рт. ст.
Для средств, размещаемых вне помещений:
1. Температура воздуха: от -50 °C до +60 °C.
2. Относительная влажность воздуха до 100% при температуре +25 °C.
3. Атмосферное давление: 630 - 810 мм рт. ст.
4. Воздействие гололеда при скорости отложения льда до 12 мм/час.
5. Воздействие воздушного потока (ветра): первый - третий ветровые районы РФ.
3.5. Основные технические характеристики средств
контроля погодно-геофизических параметров
Оборудование путевого геофизического поста обеспечивает измерение следующих погодно-геофизических параметров пути:
- температура воздуха в диапазоне от -50 °C до +50 °C с погрешностью не более +/- 0,5 - 0,7 °C;
- диапазон измерения относительной влажности воздуха 20% - 100%. Погрешность измерений в диапазоне 20% - 90% составляет не более +/- 5%, при относительной влажности 90% - 100% погрешность не более +/- 7%;
- атмосферное давление в диапазоне от 630 мм рт. ст. до 800 мм рт. ст. с погрешностью не более +/- 2 мм рт. ст.;
- скорость ветра в диапазоне 0,4 - 60 м/с (усредненная за 10 минут) с точностью 0,7 м/с;
- направление ветра 0° - 360° (усредненное за 10 минут) с погрешностью не более +/- 5° - 7°.
Модуль осадков МИПС-001В обеспечивает выдачу информации об осадках по следующим градациям:
1. Нет дождя.
2. Дождь:
- слабый (менее 2 мм/ч);
- умеренный (2 - 8 мм/ч);
- сильный (более 8 мм/ч).
Геофизический модуль МИПС-001Г обеспечивает измерение следующих геофизических параметров:
- температура рельсов в диапазоне от -50 °C до +70 °C с погрешностью не более +/- 0,5 - 0,7 °C;
- температура балластной призмы на глубинах до 40 см от поверхности в диапазоне от -50 °C до +60 °C с погрешностью не более +/- 0,7 - 0,9 °C.
Приложение 1
ТИПОВОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ДЛЯ ВВОДА ОБОРУДОВАНИЯ ПГП И ПГС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
----T-------------------------------------------------------------T-------¬
¦ № ¦ Наименование приемочных испытаний ¦ Пункт ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦1 ¦Автономные испытания МИПС-001 ¦1 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦2 ¦Проверка наличия и содержания документов ¦1.1 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦3 ¦Проверка комплектности МИПС-001 и соответствия технической ¦1.2 ¦
¦ ¦документации ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦4 ¦Проверка правильности установки элементов модуля ¦1.3 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦5 ¦Проверка правильности установки блока измерений воздушных ¦1.3.1 ¦
¦ ¦параметров МИПС-001 ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦6 ¦Проверка правильности установки блока измерений геофизических¦1.3.2 ¦
¦ ¦параметров МИПС-001 ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦7 ¦Проверка функционирования МИПС-001 ¦1.4 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦8 ¦Проверка функционирования блока контроллера МИПС-001 ¦1.4.1 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦9 ¦Проверка функционирования блока измерений воздушных ¦1.4.2 ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦10 ¦Проверка функционирования блока измерений геофизических ¦1.4.3 ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦11 ¦Проверка сопряжения МИПС-001 с компьютером ¦1.4.4 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦12 ¦Автономная проверка точности измерений МИПС-001 ¦1.5 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦13 ¦Проверка точности измерений воздушных параметров ¦1.5.1 ¦
+---+-------------------------------------------------------------+-------+
¦14 ¦Проверка точности работ блока измерений геофизических ¦1.5.2 ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦
L---+-------------------------------------------------------------+--------
Программа приемочных испытаний считается выполненной, если успешно завершены проверки по всем пунктам программы.
1. Приемочные испытания оборудования МИПС-001 базовой комплектации включают следующие проверки:
- наличия и содержания документов;
- комплектности МИПС-001;
- правильности установки блока измерений воздушных параметров МИПС-001;
- правильности установки блока измерений геофизических параметров МИПС-001;
- функционирования МИПС-001;
- функционирования блока контроллера МИПС-001;
- функционирования блока измерений воздушных параметров;
- функционирования блока измерений геофизических параметров;
- сопряжения МИПС-001 с ПК;
- точности измерений МИПС-001;
- точности измерений воздушных параметров;
- точности работы блока измерений геофизических параметров.
1.1. Проверка наличия и содержания документов.
Перед началом проведения приемочных испытаний проверяется наличие и комплектность технической документации, состава установленного оборудования на соответствие регламенту технического оснащения ПГП или ПГС. В состав эксплуатационной документации входят: формуляр, техническое описание, инструкция по эксплуатации. Техническая документация включает в себя следующие элементы: функциональную схему, принципиальную схему, схемы установки блоков и датчиков модуля.
1.2. Проверка комплектности МИПС-001 и соответствия технической документации.
Проверка комплектности измерительного модуля МИПС-001 включает: проверку наличия и соответствия технической документации датчиков воздушных параметров, датчиков геофизических параметров, контроллера, блока связи с компьютером и с источником бесперебойного питания.
Весь комплекс измерений в модуле МИПС-001 базовой комплектации состоит из двух блоков оборудования для контроля параметров среды: воздушных параметров, геофизических параметров.
Блок измерения воздушных параметров состоит из следующих датчиков: температуры, влажности, атмосферного давления, количества осадков, параметров ветра.
Блок измерения геофизических параметров определяет следующие параметры: температуру грунта, температуру рельсов.
1.3. Проверка размещения оборудования МИПС-001 на соответствие ТУ включает:
- проверку установки блока измерений воздушных параметров;
- проверку установки блока измерений геофизических параметров.
1.3.1. Технические условия установки блока измерений воздушных параметров МИПС-001.
Датчики температуры и влажности воздуха (МИТ-1, ИВ-1Т) устанавливаются в специальном защитном экране. Крепление блока датчиков должно быть выполнено на мачте с помощью кронштейнов, на высоте превышающей высоту окружающих препятствий (крыши зданий и сооружений) 1 - 1,5 м. При монтаже датчик должен быть расположен с южной стороны мачты. После установки следует проверить, не затеняется ли датчик, а если затенение есть, то в какое время и в какой продолжительности. Затем проверяется надежность закрепления блока.
Датчик осадков конструктивно объединен в одном корпусе с защитным экраном датчиков измерения температуры и влажности воздуха (МИТ-1, ИВ-1Т), устанавливается в специальном защитном экране. Крепление блока датчиков должно быть выполнено на мачте с помощью кронштейнов, строго вертикально.
Датчики ветра монтируются на верхних креплениях мачты, выше блока датчиков температуры и влажности воздуха на 0,5 - 1 м. Крепление датчиков должно быть надежным, чтобы в процессе эксплуатации не нарушилась ориентация прибора. При монтаже датчик направления ветра закрепляется так, чтобы его ориентир был направлен на север.
1.3.2. Технические условия установки блока измерений геофизических параметров МИПС-001 базовой комплектации.
Датчики температуры почвы устанавливаются на глубинах 5, 20, 40, 60 см. Для установки датчиков должны быть выкопаны траншеи или пробурены скважины соответствующей глубины. Установленные датчики должны быть аккуратно засыпаны вынутой почвой. При размещении в скважинах датчик должен быть опущен на дно, а не висеть в воздухе.
1.4. Проверка работоспособности оборудования МИПС-001 включает:
- проверку блока контроллера;
- проверку блока измерений воздушных параметров;
- проверку блока измерений геофизических параметров;
- проверку сопряжения МИПС-001 с компьютером.
1.4.1. При проверке функционирования блока контроллера МИПС-001 необходимо:
- определить значение параметров на индикаторе, отображающем информацию о температуре, влажности воздуха, атмосферном давлении, направлении и скорости ветра;
- осуществить настройку текущего времени и периодичность проведения измерений метеопараметров;
- проверить работоспособность модуля при отключении внешней электрической сети (проводится проверка работоспособности модуля от источника бесперебойного питания).
1.4.2. При проверке функционирования блока измерений воздушных параметров необходимо установить величину отображаемых значений на индикаторе (температура, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра) и сравнить с данными ближайшей метеорологической станции Росгидромета и данными инспекторского контроля параметров среды в местах размещения оборудования МИПС-001.
1.4.3. При проверке функционирования блока измерений геофизических параметров необходимо установить величину температуры почвы, сравнить с данными инспекторского контроля и ближайшей метеорологической станции Росгидромета.
1.4.4. Проверка сопряжения МИПС-001 с компьютером заключается в установлении точности и периодичности обновления информации на экране ПК. В соответствии с предварительной установкой периодичность обновления информации должна составлять не менее 10 минут.
1.5. Проверка точности измерений МИПС-001.
Проверка точности измерений заключается в установлении точности всех измеряемых параметров в сравнении с данными ближайших сертифицированных станций Росгидромета и инспекторского контроля.
1.5.1. Проверка на точность измерений метеорологических параметров состоит в определении погрешности их значений. Погрешность определяется результатами сравнения инспекторского контроля и с данными ближайшей сертифицированной метеорологической станции. Проверке на определение погрешности измерений подвергаются следующие параметры: температура, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков. Определение погрешности результатов сравнительных измерений проводится в реальных метеорологических условиях.
1.5.2. Проверка на точность измерений геофизических параметров состоит в определении погрешности их значений. Проверке на определение погрешности измерений подвергаются следующие параметры: температура балластной призмы, температура рельсов. Проверка точности измерений температуры рельсов заключается в сравнении с аналогичными данными стенда измерения температуры рельсов в дистанции пути и инспекторского контроля.
Приложение 2
РЕГЛАМЕНТ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ПУТЕВОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО
ПОСТА ДЛЯ ОПОРНОЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЙ (ТИПОВОЙ)
Путевой автоматизированный геофизический пост, предназначенный для работы в опорной сети наблюдений, размещается в охраняемом (подконтрольном) месте и оснащается типовым оборудованием МИПС-001 для непрерывного контроля метеорологических и геофизических параметров среды на железнодорожном пути.
СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ МИПС-001 ПУТЕВОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПОСТА
----T-------------T----------------------------T--------T----T------------¬
¦ № ¦Наименование ¦ Состав функциональных ¦Марка ¦Кол-¦ Примечание ¦
¦п/п¦ модулей ¦ устройств модуля ¦(обозна-¦во ¦ ¦
¦ ¦ МИПС-001 ¦ ¦чение) ¦ ¦ ¦
+---+-------------+----------------------------+--------+----+------------+
¦1 ¦Модуль ¦Датчик измерения температуры¦001-ДТВ ¦1 ¦Измерения ¦
¦ ¦измерения ¦и влажности воздуха ¦ ¦ ¦проводятся ¦
¦ ¦параметров +----------------------------+--------+----+на уровне ¦
¦ ¦воздушной ¦Датчик параметров ветра ¦001-ДПВ ¦1 ¦контактной ¦
¦ ¦среды +----------------------------+--------+----+сети ¦
¦ ¦ ¦Датчик измерения осадков ¦001-ДКО ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ +----------------------------+--------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Датчик атмосферного давления¦001-ДАД ¦1 ¦ ¦
+---+-------------+----------------------------+--------+----+------------+
¦2 ¦Модуль ¦Блок температуры стендового ¦001-БСР ¦1 ¦Устанавли- ¦
¦ ¦измерения ¦рельса ¦ ¦ ¦вается по ¦
¦ ¦геофизических+----------------------------+--------+----+согласованию¦
¦ ¦параметров ¦Блок температуры ¦001-БМР ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦магистрального рельса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----------------------------+--------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Блок температуры балластной ¦001-ББП ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦призмы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----------------------------+--------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Блок температуры основной ¦001-БЗП ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦площадки земляного полотна ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+----------------------------+--------+----+------------+
¦3 ¦Модуль ¦Системный блок ПК ¦001-СБ ¦1 ¦Устанавли- ¦
¦ ¦контроля, +----------------------------+--------+----+вается ¦
¦ ¦сбора, ¦Центральный контроллер ¦001-ЦК ¦1 ¦внутри ¦
¦ ¦обработки +----------------------------+--------+----+помещения ¦
¦ ¦и передачи ¦Блок индикации контроллера ¦001-ИК ¦1 ¦ ¦
¦ ¦данных +----------------------------+--------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Блок приема и передачи ¦001-БПП ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦данных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----------------------------+--------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Блок независимого ¦001-НЭП ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦электропитания контроллера ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+----------------------------+--------+----+-------------
Приложение 3
РЕГЛАМЕНТ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ПУТЕВОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЕТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
Путевая автоматизированная геофизическая станция (ПГС*), предназначена для производства специальных измерений на сложных и проблемных участках железнодорожного пути, которые подвержены негативным воздействиям факторов среды (лавины, сели, подтопления, размывы и др.). Оборудование станции размещается в неохраняемых местах. Состав специального оборудования определяется назначением станции и программой для контроля параметров среды (лавиноопасный участок, мостовой переход, больное место по ЗП и т.д.).
ПРИМЕРНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПУТЕВОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ
----T-------------T-------------------------T----------T----T-----------------------¬
¦ № ¦Наименование ¦ Состав функциональных ¦ Тип ¦Кол-¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦ устройств модуля ¦ (марка) ¦во ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦1 ¦Оборудование ¦Прибор измерения высоты ¦ИВС-001Л ¦1-n ¦Количество датчиков ¦
¦ ¦для ¦снега ¦ ¦ ¦измерения высоты ¦
¦ ¦лавиноопасных+-------------------------+----------+----+снега и контроля ¦
¦ ¦участков ¦Блок контроля снежно- ¦УКСЛ-001Л ¦1-n ¦снежно-лавинных ¦
¦ ¦МИПС-001Л ¦лавинных параметров ¦ ¦ ¦параметров, включаемых ¦
¦ ¦ +-------------------------+----------+----+в приборы и устройства,¦
¦ ¦ ¦Блок для приема-передачи ¦УППИ-001Л ¦1-n ¦определяется ¦
¦ ¦ ¦информации ¦ ¦ ¦особенностями ¦
¦ ¦ +-------------------------+----------+----+лавиноопасного участка ¦
¦ ¦ ¦Устройство маршрутизации ¦УМ-001Л ¦1-n ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦ ¦ ¦Устройство электропитания¦БЭП-001Л ¦4 ¦На одно лавиноопасное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦место ¦
+---+-------------+-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦2 ¦Оборудование ¦Прибор измерения уровня ¦ИУВ-001ГМ ¦1 ¦ ¦
¦ ¦для мостового¦воды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перехода +-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦ ¦МИПС-001ГМ ¦Датчик температуры воды ¦ДТВ-001ГМ ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦ ¦ ¦Устройство связи или ¦УМ-001ГМ ¦1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦маршрутизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦ ¦ ¦Устройство питания ¦УП-001ГМ ¦1 ¦ ¦
+---+-------------+-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦3 ¦Оборудование ¦Блок контроля температуры¦КТР-001РЗП¦1 ¦На одну ¦
¦ ¦контроля ¦рельсов ¦ ¦ ¦рельсовую плеть ¦
¦ ¦температуры +-------------------------+----------+----+-----------------------+
¦ ¦рельсов ¦Блок контроля температуры¦КТГ-001РЗП¦1 ¦На одно проблемное ¦
¦ ¦бесстыкового ¦грунта ЗП ¦ ¦ ¦место железнодорожного ¦
¦ ¦пути, +-------------------------+----------+----+пути ¦
¦ ¦температуры ¦Блок контроля влажности ¦КВГ-001РЗП¦1 ¦ ¦
¦ ¦и влажности ¦грунта ЗП ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земляного +-------------------------+----------+----+ ¦
¦ ¦полотна ¦Устройство маршрутизации ¦УМ-001РЗП ¦1 ¦ ¦
¦ ¦МИПС-001РЗП +-------------------------+----------+----+ ¦
¦ ¦ ¦Устройство питания ¦УП-001РЗП ¦4 ¦ ¦
L---+-------------+-------------------------+----------+----+------------------------
Примечание. Передача информации от ПГС осуществляется через устройства маршрутизации на ПГП.
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2010 г. № 1517р
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ ПОГОДНО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ НА СЕТИ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РЕГЛАМЕНТ
1. Общие положения
Исправное и работоспособное состояние путевых автоматизированных геофизических постов опорной сети и путевых автоматизированных геофизических станций вспомогательной сети, а также систем технологической связи, аппаратных и программных средств системы контроля и прогноза погодно-геофизических параметров железнодорожного пути является главным условием, обеспечивающим эффективность решения задач по обеспечению метеорологической безопасности железнодорожных перевозок.
Техническое обслуживание и ремонты обеспечивают непрерывное функционирование оборудования автоматизированного контроля параметров среды, включая техническое обслуживание аппаратно-вычислительных средств, сопровождение специализированного программного обеспечения системы и предоставление специализированной информации с объектов погодно-геофизического мониторинга железнодорожного пути, необходимых для производственной деятельности ОАО "РЖД".
С учетом специализации системы контроля и прогноза погодно-геофизических параметров железнодорожного пути техническое обслуживание и ремонт должны включать в себя:
техническое обслуживание комплексов МИПС-001 и специальных аппаратных и программных средств, устанавливаемых на путевых геофизических станциях и постах, оплату услуг операторов технологической связи при приеме-передаче телеметрических данных;
текущий ремонт по факту выхода из строя оборудования путевых автоматизированных геофизических постов и станций, центральной рабочей станции системы, с выездом на место дислокации неисправного прибора;
сопровождение прикладного программного обеспечения АРМов системы, включая формирование отчетной документации в зависимости от изменяющихся требований по формам отчетов специализированного гидрометеорологического обеспечения производственной деятельности хозяйств ОАО "РЖД";
техническое обслуживание автоматизированных рабочих мест системы контроля погодно-геофизических параметров железнодорожного пути;
проведение калибровки средств погодно-геофизического мониторинга.
2. Общие требования и порядок выполнения
технического обслуживания
Техническое обслуживание оборудования путевых автоматизированных геофизических постов и станций должно включать в себя:
техническое обслуживание программно-технических комплексов МИПС-001 опорной сети наблюдений и оборудования вспомогательной сети для специальных измерений, устанавливаемых на путевых геофизических постах и станциях;
техническое обслуживание аппаратно-программных средств, включенных в состав АРМ системы контроля погодно-геофизических параметров, модернизацию аппаратного комплекса под необходимые требования соответствующего программного обеспечения;
визуальный осмотр и инструментальную проверку целостности блоков измерения параметров среды, проводов и шин заземления;
техническое обслуживание систем электроснабжения, включая проверку и восстановление работоспособности источников бесперебойного питания (ИБП);
проверку правильности показаний канала измерения влажности воздуха и, при необходимости, наладку;
проверку правильности показаний канала измерения температуры воздуха и, при необходимости, наладку;
проверку правильности показаний канала измерения температуры рельсов и, при необходимости, наладку;
проверку правильности показаний канала измерения температуры балластной призмы и земляного полотна и, при необходимости, наладку;
проверку работоспособности каналов измерения скорости и направления ветра и, при необходимости, наладку;
проверку работоспособности датчика осадков и, при необходимости, очистку его поверхности;
обеспечение функционирования GSM - модема;
поверку функционирования оборудования ПГП и ПГС в составе системы с подготовительными операциями.
Если в процессе технического обслуживания оборудования ПГП и ПГС, аппаратных и программных средств системы выявится необходимость дополнительных восстановительных работ или замены вышедшего из строя оборудования, Подрядная организация (Исполнитель) представляет Заказчику дефектную ведомость. Производство данных работ, в соответствии с полученной от Подрядчика дефектной ведомостью, осуществляется по отдельному договору (контракту).
Техническое обслуживание организуется и проводится специалистами фирмы - изготовителя оборудования для ПГП и ПГС системы контроля погодно-геофизических параметров среды или иными организациями, имеющими от фирмы-изготовителя соответствующие полномочия.
Периодичность и сроки выполнения работ по техническому обслуживанию оборудования ПГП и ПГС, аппаратных и программных средств системы устанавливает фирма-изготовитель.
Техническое обслуживание проводится в строгом соответствии с Календарным графиком выполнения работ по обслуживанию оборудования ПГП и ПГС, аппаратных и программных средств системы.
Ответственность за эксплуатацию ПГП и ПГС в составе отраслевой системы контроля погодно-геофизических параметров пути на сети дорог ОАО "РЖД" возлагается на Департамент пути и сооружений ОАО "РЖД".
Ответственность за эксплуатацию и содержание ПГП и ПГС в составе системы контроля погодно-геофизических параметров пути внутри железной дороги - филиала ОАО "РЖД" несет служба пути в лице начальника дорожной геофизической станции (ПГМ).
По каждому виду работ и услуг оформляется акт выполненных работ.
Контроль выполненных работ по техническому обслуживанию системы осуществляют подготовленные специалисты дорожной геофизической станции (эксплуатирующая организация), которые приказом по дороге наделяются правом согласующей подписи на актах выполненных работ.
3. Порядок проведения ремонтов
Текущий ремонт по устранению непредвиденных отказов оборудования выполняется по заявкам Заказчика, в рамках отдельного договора (контракта). Прибытие специалистов организации, выполняющей ремонт (Подрядчик), для выявления причин отказа и их устранения по месту установки осуществляется по заявке Заказчика (железная дорога). Прибытие специалистов Подрядчика по заявке Заказчика для проведения текущего ремонта - не позднее семи дней после подачи заявки.
Стоимость производства данных работ определяется с учетом гарантийных обязательств на оборудование ПГП и ПГС, аппаратных и программных средств системы.
4. Требования по лицензированию и разрешительным документам
Техническое обслуживание оборудования ПГП и ПГС, аппаратных и программных средств системы должно осуществляться только теми организациями и специалистами, которые имеют соответствующие разрешения (сертификаты, лицензии от производителя) на выполнение технического обслуживания или пусконаладочных работ оборудования, входящего в состав системы.
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2010 г. № 1517р
ТИПОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПУТЕВОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПОСТА МИПС-001 БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
1. Назначение изделия
Модуль для измерения параметров среды МИПС-001 базовой комплектации предназначен для контроля, сбора метеорологических и геофизических параметров среды и передачи данных по GSM каналу через internet на сервер.
Оборудование модуля для измерения параметров среды МИПС-001 базовой комплектации размещается на охраняемых (подконтрольных) железнодорожных объектах (рисунок 1 - здесь и далее рисунки не приводятся).
Модуль МИПС-001 является аппаратно-программным комплексом, который в автоматическом режиме осуществляет обработку полученных измерений с целью формирования сообщений и хранения данных, их отображения, регистрации и передачи по каналам связи.
В базовой комплектации модуля МИПС-001 применяются следующие датчики: температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра, атмосферного давления, количества и интенсивности осадков, температуры рельсов, температуры и влажности грунта земляного полотна.
Базовая модификация модуля для непрерывного измерения параметров среды - МИПС-001 выполняет следующие функции:
1. Автоматическое измерение температуры и относительной влажности воздуха, скорости и направления ветра на уровне контактной сети, количества осадков, выпавших на путь, снегонакопления (рис. 1).
2. Автоматическое измерение температуры рельсов, температуры грунта земляного полотна, контроль глубины промерзания (рис. 1).
3. Передачу информации по стандартным интерфейсам или по радиоканалу.
4. Вывод данных на встроенный жидкокристаллический индикатор.
1.1. Состав изделия
Измерительный модуль МИПС-001 конструктивно выполнен в виде отдельных блоков (рис. 2):
- блока управления и регистрации, встроенного в системный блок компьютера;
- блока датчиков для измерения параметров погоды;
- блока датчиков для контроля геофизических параметров пути (температура рельсов, температура и влажность грунта земляного полотна;
- блока связи и источника бесперебойного питания.
1.2. Назначение компонентой МИПС-001 базовой комплектации
1. Блок сбора, отображения и передачи данных (системный блок персональной ЭВМ). Предназначен для сбора, хранения, передачи информации, а также для отображения информации местного значения: температуры рельса, температуры воздуха, скорости и направления ветра.
2. GSM модем с внешней антенной. Предназначен для связи ПК с internet по GSM GPRS каналу.
3. Блок для измерения параметров воздушной среды. Предназначен для контроля метеорологических параметров: температуры и влажности воздуха, барометрического давления, скорости и направления ветра, количества и интенсивности осадков.
4. Блок измерения геофизических параметров. Предназначен для измерения температуры балластной призмы на глубинах 5 см, 20 см, 40 см и рабочей площадки земляного полета 60 - 80 см, а также контроля температуры стендового рельса.
2. Условия эксплуатации МИПС-001
2.1. Условия эксплуатации Блока сбора, отображения
и передачи данных и GSM модема
Блок предназначен для эксплуатации в помещении с температурой воздуха от 0 до 40 °C и относительной влажностью от 0 до 70%.
Напряжение питания - 220 В +/- 5%. Если отклонение напряжения питания может превышать +/- 5%, то необходимо использование блока бесперебойного питания с функцией автоматической регулировки выходного напряжения.
Блок не должен подвергаться ударам и падению во время работы - это может привести к выходу из строя накопителя информации на жестких магнитных дисках.
Нельзя накрывать тряпкой или закрывать вентиляционные отверстия - это может привести к выходу из строя блока питания.
2.2. Условия эксплуатации Блока измерения параметров
воздушной среды
Блок предназначен для эксплуатации при температуре воздуха от -40 °C до +55 °C и относительной влажности от 0 до 100% без погружения в воду.
Вращающиеся части анемометра не допускают ударов и падений - это может привести к повреждению анемометра.
2.3. Условия эксплуатации Блока измерения
геофизических параметров
Блок предназначен для эксплуатации при температуре воздуха от -40 °C до +55 °C и относительной влажности от 0 до 100% без погружения в воду верхнего короба.
Модуль работает автономно, в автоматическом режиме. Основные параметры модуля представлены в таблице 2.1.
2.4. Технические характеристики приборов метеорологического
и геофизического контроля параметров среды
В таблице 1 представлены технические характеристики приборов, осуществляющих прямые измерения метеорологических и геофизических параметров.
Таблица 1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ
ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ МИПС-001
---------------------T-------------------T----------------T---------------¬
¦ Параметр ¦ Интервал ¦ Погрешность ¦ Датчик ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Температура воздуха ¦-50 - +90 °C ¦0,1 °C ¦DS18B20 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Температура почвы ¦-50 - +90 °C ¦0,1 °C ¦DS18B20 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Температура рельсов ¦-50 - +90 °C ¦0,1 °C ¦DS18B20 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Атмосферное давление¦15 - 115 кПа ¦1,5% ¦MPXAZ4145A ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Влажность воздуха ¦0 - 100% ¦0,5% ¦HIH-4000 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Скорость ветра ¦0,4 - 75 м/с ¦2% ¦WAA 151 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Направление ветра ¦0 - 360 °C ¦+/- 3 °C ¦WAV 151 ¦
+--------------------+-------------------+----------------+---------------+
¦Измеритель осадков ¦1 - 100 мм ос ¦+/- 0,5 мм ¦RG13H2N№ ¦
L--------------------+-------------------+----------------+----------------
3. Установка блоков
3.1. Установка блока измерения геофизических параметров
1. Блок для измерения геофизических параметров устанавливается на расстоянии 300 - 500 мм от отверстия для датчика температуры рельса, как показано на рис. 3.
3.2. Установка блока измерения воздушных параметров
Блок измерения воздушных параметров состоит из элементов, показанных на рисунке 4.
3.3. Установка блока сбора, отображения и передачи данных
Блок сбора, отображения и передачи данных необходимо располагать в сухом, отапливаемом помещении на столе или на полке, на высоте 1,5 - 2 м для удобства считывания персоналом показаний, выводимых на индикатор: температуры рельса, температуры воздуха, скорости и направления ветра.
4. Органы управления и индикации
1. На передней панели блока находятся две кнопки управления: большая - включение и выключение питания ЭВМ, малая - RESET блока индикации.
2. Жидкокристаллический индикатор (рисунок 6) отображает текущие показания измерений - время, температуру рельса, температуру воздуха, скорость и направление ветра. Дополнительно в правом верхнем углу отображается индикатор заряда аккумуляторной батареи: закрашенный знак - батарея заряжена, пустой - разряжена. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не допускайте длительного состояния разряженной батареи - это может привести к выходу из строя аккумуляторной батареи.
3. Зеленый единичный индикатор питания указывает на питание системного блока: зеленый индикатор горит - питание включено. Желтый или красный единичный индикатор указывает на обращение к накопителю на жестких магнитных дисках.
5. Эксплуатация модуля
Эксплуатация МИПС-001 начинается с включения питания. Появление информации на индикаторе свидетельствует о нормальной работе модуля. Нажатием на кнопку SB2 переводят в режим настройки. Устанавливают время, дату и включают режим "Поиск датчиков" для автоматической регистрации датчиков температуры. При необходимости в пункте меню "Обмен" устанавливают режим работы датчиков температуры: "воздух" и "почва", "рельсы".
Датчики температуры тарируются заводом-изготовителем и в тарировке не нуждаются. Тарировку датчика давления производят по образцовому барометру при первоначальной установке модуля.
Если для датчика влажности известны индивидуальные значения параметров, их вводят, пользуясь соответствующими пунктами меню "Настройка".
В рабочем режиме после включения питания на индикаторе будут выведены время и дата. Кнопками SB1 и SB2 можно выбрать величину, значение которой отображается в верхней строке, а кнопками SB3 и SB4 - в нижней. Кнопкой SB6 переводят метеостанцию в режим настройки, следующим нажатием на нее - в режим просмотра накопленной информации (при ее наличии) или возвращаются в рабочий режим.
В режиме настройки кнопками SB1 и SB2 выбирают настраиваемый параметр, а кнопками SB3 и SB4 изменяют его. В режиме просмотра накопленной информации и верхней строке отображаются дата и время, а в нижней - хранящееся в памяти значение. Кнопками SB1 и SB2 выбирают время, а кнопками SB3 и SB4 - отображаемую величину.
Одновременное нажатие на кнопки SB1 и SB2 переводит метеостанцию в режим настройки времени. Далее кнопками SB3 и SB4 выбирают параметр, а кнопкой SB1 изменяют его значение.
Дистанционное управление модулем с пульта компьютера осуществляется в двух режимах: автоматически (в соответствии с настройкой программного обеспечения) и ручном (подачей команд управления оператором).
6. Меры безопасности
1. Прочитайте инструкцию - перед использованием устройства должны быть прочитаны все инструкции по безопасности и эксплуатации.
2. Сохраните инструкции - все инструкции по безопасности и эксплуатации должны быть сохранены, чтобы к ним можно было обратиться в будущем.
3. Обратите внимание на предупреждения - необходимо учитывать все предупреждения, указанные на устройстве и в руководстве по использованию.
4. Выполняйте инструкции - все инструкции по эксплуатации должны выполняться.
5. Чистка - перед чисткой отключите устройство от сети. Не используйте жидкие чистящие вещества или аэрозоли. Используйте для чистки влажную ткань.
6. Подсоединения - не подключайте к блоку устройств, не рекомендованных изготовителем, так как они могут повредить устройство.
7. Вода и влага - не используйте это устройство вблизи воды, например возле ванны, мойки, кухонной раковины или стиральной емкости, во влажном подвале, возле бассейна и т.п.
8. Аксессуары - не ставьте данное устройство на неустойчивую тележку, подставку, штатив, кронштейн или стол. Устройство может упасть, нанеся повреждения детям или взрослым, или может быть повреждено само устройство. Используйте только тележку, подставку, штатив, кронштейн или стол, рекомендованные изготовителем или продаваемые вместе с устройством. Крепление устройства должно соответствовать инструкциям изготовителя, и следует использовать только крепежные аксессуары, рекомендованные изготовителем.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|