| |
www.lawsforall.ru / Решение
Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2011 № ГКПИ10-1356
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приложения № 1, абзаца первого пункта 7 и абзаца второго пункта 9 приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2011 г. № ГКПИ10-1356
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующими приложения № 1, абзаца первого пункта 7, абзаца второго пункта 9 приложения № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации",
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" (далее - Приказ) утверждены форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (приложение № 1) (далее - Форма ИПРИ), и порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (приложение № 3) (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2008 г., № 12189, и официально опубликован в "Российской газете" 10 сентября 2008 г.
Согласно Порядку разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину (абзац первый пункта 7); при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (абзац второй пункта 9).
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Формы ИПРИ в части отсутствия в перечне реабилитационных мероприятий восстановительных медицинских мероприятий, а также такого направления реабилитации инвалидов, как образование; абзаца первого пункта 7 Порядка в части, предусматривающей разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида только с учетом рекомендуемых мероприятий, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ) медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; абзаца второго пункта 9 Порядка в части, обязывающей инвалидов в случае изменения у них степени нарушенных функций организма проходить переосвидетельствование для внесения дополнений и изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
В обоснование заявленных требований он указал, что в нарушение части первой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) Форма ИПРИ утверждена в отсутствие решения Федерального медико-биологического агентства, как органа, которому подведомственны федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; отсутствие в перечне реабилитационных мероприятий данной Формы восстановительных медицинских мероприятий, а также образования инвалидов противоречит статье 9, части первой статьи 10, части первой статьи 11, статье 19 данного Федерального закона; абзац первый пункта 7 Порядка противоречит статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 г. в г. Риме), пунктам 17, 19 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 (далее - Правила признания лица инвалидом), согласно которым медико-социальная экспертиза может проводиться на основании направления органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, органа социальной защиты населения, а в случае их отказа - по заявлению этого гражданина; абзац второй пункта 9 Порядка противоречит статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявитель указал, что он является инвалидом, оспариваемые положения нарушают его право на проведение реабилитационных мероприятий, гарантированных статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
Б. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ш., С., Министерства юстиции Российской Федерации О., возражая против удовлетворения заявления, указали, что оспариваемый акт принят Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями; оспариваемые положения не противоречат статьям 9, 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, которые не содержат требований к форме, порядку разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также статьям 3, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не нарушают право инвалидов на проведение реабилитационных мероприятий.
Обсудив доводы заявителя, заслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, согласно которому обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и пунктом 5.2.94 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, которым Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право утверждать форму, порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, т.е. в пределах предоставленной компетенции.
Ошибочным является утверждение заявителя о том, что форма индивидуальной программы реабилитации инвалида должна быть утверждена на основе решения Федерального медико-биологического агентства, поскольку ни статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ни Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206, данное Агентство не наделено полномочиями по определению названной формы.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ основные направления реабилитации инвалида включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение (часть вторая статьи 9); федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 10).
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее - Федеральный перечень), предусмотрены следующие реабилитационные мероприятия: восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности), реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности), санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (пункты 1 - 4).
Формой ИПРИ предусмотрен перечень мероприятий медицинской реабилитации, в который включены: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, что полностью соответствует Федеральному перечню и не противоречит статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
В связи с этим нельзя согласиться с доводом заявителя об отсутствии в перечне реабилитационных мероприятий восстановительных медицинских мероприятий.
Одним из направлений реабилитации инвалидов является профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация (часть вторая статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Пунктом 5 Федерального перечня предусмотрено обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Формой ИПРИ к мероприятиям профессиональной реабилитации отнесены: профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве и производственная адаптация, что не противоречит приведенным выше нормативным положениям.
Не противоречит данное положение и статье 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, согласно которой государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (части вторая, третья).
В соответствии со статьями 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" дети-инвалиды и инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих учебных заведениях, принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу установлен Правилами признания лица инвалидом, в соответствии с которыми гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; в случае если эти организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункты 15, 19).
При этом организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, результаты проведенных реабилитационных мероприятий (пункт 16 Правил признания лица инвалидом), а также рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации для формирования или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 34 формы направления на медико-социальную экспертизу, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77).
Необходимость учета при разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину, установленная абзацем первым пункта 7 оспариваемого Порядка, не противоречит приведенным нормативным положениям.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что данная норма исключает проведение медико-социальной экспертизы на основании направления, выданного органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения или на основании обращения гражданина, поскольку из содержания оспариваемой нормы этот вывод не вытекает.
Не противоречит федеральному законодательству и абзац второй пункта 9 оспариваемого Порядка, предусматривающий оформление нового направления на медико-социальную экспертизу и составление новой индивидуальной программы реабилитации инвалида при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Необходимость прохождения дополнительного освидетельствования при изменении ограничений жизнедеятельности вытекает из статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, в соответствии с которой нуждаемость освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, определяется на основе оценки ограничений жизнедеятельности с учетом клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица.
Статьей 11.1 названного Закона установлено, что решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами; по медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (части третья, четвертая, пятая).
Следовательно, для подтверждения обоснованности назначения инвалиду в рамках ИПРИ определенного вида реабилитационного средства требуется предоставление заключения соответствующих специалистов и проведение специальных обследований.
Необходимость оформления направления на медико-социальную экспертизу и прохождение медико-социальной экспертизы в связи с изменением состояния здоровья установлены пунктами 38, 39, 41 Правил признания лица инвалидом, согласно которым переосвидетельствование инвалида проводится ранее установленного срока в связи с изменением состояния здоровья по личному заявлению гражданина либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
При этом в соответствии с пунктом 23 вышеуказанных Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза может проводиться на дому или в стационаре, в связи с чем утверждение Б. о противоречии абзаца второго пункта 9 оспариваемого Порядка статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о запрещении пыток не может быть признано обоснованным.
Порядок обжалования решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы установлен пунктами 42 - 46 Положения о порядке и условиях признания лица инвалидом, в связи с чем несостоятельным следует признать довод заявителя об ущемлении прав инвалидов на эффективное средство правовой защиты, предусмотренное статьей 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав инвалидов, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Б. о признании недействующими приложения № 1, абзаца первого пункта 7, абзаца второго пункта 9 приложения № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|