Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Росжелдора от 28.07.2010 № 309
"Об утверждении Методики проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Росжелдора от 05.10.2010 № 420



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 28 июля 2010 г. № 309

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ
ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3634) и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 87 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2010 г., регистрационный № 17321) приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Руководитель
Г.П.ПЕТРАКОВ





Утверждена
Приказом Росжелдора
от 28 июля 2010 г. № 309

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1. Область применения

Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее по тексту - Методика) устанавливает общие положения, на основе которых рекомендуется проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) железнодорожного транспорта.
Методика предназначена для использования специализированными организациями для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС.
Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями в рамках реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

2. Общие положения

2.1. Определения.
Аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ) - опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.
Акт незаконного вмешательства (далее - АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Внутриобъектовый режим в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - внутриобъектовый режим) - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на ОТИ и ТС, в соответствии с планом по обеспечению транспортной безопасности и иными внутренними распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры.
Зона транспортной безопасности (далее - зона безопасности) - часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ или ТС, на которой реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, включая зоны, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона транспортной безопасности ограниченного доступа (далее - зона безопасности ограниченного доступа) - часть зоны безопасности, контролируемая и/или охраняемая с помощью технических средств, проход в которую ограничен в соответствии с мероприятиями плана по обеспечению транспортной безопасности и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона транспортной безопасности свободного доступа (далее - зона безопасности свободного доступа) - часть зоны безопасности, контролируемая с помощью технических средств, проход в которую не ограничивается и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона уязвимости (далее - зона угрозы ОТИ или ТС) - территория (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная), прилегающая к ОТИ, или область вокруг ТС, способная использоваться для совершения АНВ.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (далее - инженерно-технические системы ТБ) - совокупность инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ и/или ТС в целях защиты от АНВ.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (далее - инженерные сооружения ТБ) - части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.
Категорирование ОТИ и ТС - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.
Категория ОТИ - результат комплексной оценки ОТИ, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Категория ТС - результат комплексной оценки ТС, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Контрольно-пропускной пункт (пост) обеспечения транспортной безопасности (далее - КПП ОТБ) - специально оборудованное место на ОТИ или ТС для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону безопасности.
Критический элемент ОТИ и/или ТС (далее - критический элемент) - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ, - должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС, - должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
Модель нарушителя - описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.
Нарушитель - лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее ему содействие в этом, в том числе с использованием транспортного средства.
Непосредственная угроза - совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, контактные линии, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные станции, метрополитены, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может создать угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды, а также привести к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Оценка уязвимости ОТИ и ТС - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения АНВ.
Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Персонал - совокупность всех постоянных и временных работников субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) или иных юридических лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ или ТС.
Подразделения транспортной безопасности - персонал государственных организаций и/или юридических лиц, привлеченный на законном (договорном) основании для осуществления функций по защите ОТИ и/или ТС от АНВ.
Пользователи - лица, пользующиеся услугами субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) или иных лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ или на ТС.
Посетители - не относящиеся к пассажирам, персоналу и пользователям лица, находящиеся на территории ОТИ или на ТС.
Пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ (ТС) - специально оборудованное помещение (место), из которого осуществляется контроль состояния транспортной безопасности и управление подразделениями транспортной безопасности, инженерно-техническими системами ТБ.
Потенциальная угроза - совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.
Пропускной режим в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - пропускной режим) - порядок пропуска лиц, транспортных средств и имущества через границы зоны безопасности ОТИ или ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.
Прямая угроза - совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности и персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности согласно плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации) - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее - технические средства ТБ) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, использующиеся согласно плану по обеспечению транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.
Транспортная функция - перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почты и иного имущества от места посадки (погрузки) к месту высадки (выгрузки) или перегрузки, а также обеспечивающие ее технологические процессы.
Транспортные средства железнодорожного транспорта (ТС) - железнодорожный подвижной состав в значении, установленном Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Угроза ТБ - совокупность условий и факторов, создающих опасность совершить АНВ на ОТИ и ТС.
Уровень безопасности транспортного комплекса - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Элементы технологического комплекса и объекты железнодорожного транспорта - сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
Ядовитые вещества - вещества, признанные таковыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2. Условные обозначения и сокращения.
ИССО - искусственное сооружение.
БТИ - бюро технической инвентаризации.
Условные обозначения, применяемые при оформлении графических результатов оценки уязвимости, приведены в приложении № 1 (здесь и далее приложения не приводятся).

3. Группы ОТИ железнодорожного транспорта

В целях унификации процедуры проведения оценки уязвимости произведено отнесение ОТИ железнодорожного транспорта по принципу функционирования, с учетом особенностей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта к одной из шести условных групп.
К первой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Раздельные пункты (далее - РП) (земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки).
Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ко второй группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).
К третьей группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
ИССО, в том числе:
железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала);
путепроводы;
эстакады;
селеспуски;
тоннели.
К четвертой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов.
Объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:
линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте;
строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки;
строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования;
сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания;
сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения;
системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения.
Объекты водоснабжения, в том числе: водозаборные устройства, водоочистные устройства, насосные станции, сети водоснабжения, водонапорные башни.
Пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:
стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава;
защищенные и запасные пункты управления;
строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров;
строения, сооружения и помещения, предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники.
Отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций): убежища, противорадиационные укрытия.
Отдельно расположенные объекты жизнеобеспечения, в том числе котельные, больницы.
К пятой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Объекты вагонного хозяйства, в том числе:
производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов;
вагоноколесные мастерские;
пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей;
пункты технического обслуживания и ремонта вагонов;
промывочно-пропарочные станции;
пункты подготовки вагонов для перевозок;
дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов;
вагоноремонтные заводы.
Объекты локомотивного хозяйства, в том числе:
основные депо (электровозные, электроподвижной состав), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов), пескосушилки, склады, устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
основные депо (тепловозные), в том числе производственные участки текущего ремонта тепловозов, пункты технического осмотра тепловозов, пункты экипировки тепловозов, пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для постановки тепловозов в ремонтные стойла и разворота тепловозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
оборотные депо (электровозные, электроподвижной состав), в том числе, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов), пескосушилки, склады, устройства для разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
оборотные депо (тепловозные), в том числе пункты технического осмотра тепловозов, пункты экипировки тепловозов, пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для разворота тепловозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
основные депо смешанного типа;
оборотные депо смешанного типа;
локомотиворемонтные заводы;
электровагоноремонтные заводы.
Здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:
контейнерные площадки, терминалы;
грузовые дворы;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы, используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков путевого хозяйства и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:
используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений;
используемые при ремонте и эксплуатации путевых машин;
используемые при ремонте и эксплуатации механизмов и специального путевого железнодорожного подвижного состава.
Здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются:
базы и склады, в том числе:
без путевого развития;
имеющие путевое развитие базы хранения мобилизационного резерва;
имеющие путевое развитие базы хранения специального запаса, в том числе локомотивов, вагонов и других материальных ценностей;
склады гражданской обороны;
стационарные военно-продовольственные пункты;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, используемые при ремонте и эксплуатации устройств и линий сигнализации, централизации и блокировки.
К шестой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
- объекты железнодорожного транспорта необщего пользования;
- объекты технологического железнодорожного транспорта.

4. Проведение оценки уязвимости ОТИ

4.1. Порядок проведения оценки уязвимости на примере ОТИ первой группы.
Перечень работ при проведении оценки уязвимости РП приведен в таблице 1 приложения № 9.
4.1.1. Изучение технических и технологических характеристик РП, организации его эксплуатации:
изучение документов, определяющих право распоряжаться РП (свидетельства государственной регистрации прав собственности, выписки из реестра федерального имущества, документы кадастрового учета, ситуационный план);
определение структурных подразделений субъекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, в чьем ведении находится проектная, техническая, технологическая, бухгалтерская документация на элементы РП;
изучение масштабного (схематического) плана РП, технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, технико-распорядительного акта (технологического процесса) РП, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования РП (формы ОС-6), документов, определяющих границы станционной площадки, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению объекта;
изучение документации по отдельным элементам РП (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи (в том числе пневмопочты) и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы РП, электро- и энергоснабжения, пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей, пункты экипировки локомотивов, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, их площадь, площадь вокзальных помещений, пассажирских платформ (если они находятся в границах РП), водоразборные колонки, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства);
изучение функциональных особенностей элементов РП и в первую очередь поста электрической централизации стрелок и сигналов (постов ЭЦ маневровых районов), главных путей, стрелочных районов, отдельных постов управления вагонными замедлителями, вокзальных помещений, пассажирских платформ, искусственных сооружений, определение возможных критических элементов РП (производится по методике, приведенной в приложении № 2);
изучение основных показателей работы РП, в том числе размеров движения грузовых и пассажирских поездов, перерабатывающей способности РП, количества пассажиров в дальнем, местном и пригородном сообщении, наличия пассажиропотока в международном сообщении, погрузки и выгрузки грузов, в том числе воинских и опасных, наличия примыкающих к РП железнодорожных путей необщего пользования и характер грузовой работы на них, определение максимальной и минимальной численности персонала, находящегося на РП;
установление балансовой стоимости элементов РП и срока эксплуатации зданий и сооружений;
изучение географических (координаты), топологических, этнических, климатических характеристик района расположения РП, определение возможных районов затопления, массовых пожаров;
обследование и фотографирование периметра РП и зоны уязвимости, путей подъезда, подхода, ближайших зданий и сооружений, их функционального предназначения, обследование возможных точек доступа к внешним коммуникациям, периметрового ограждения (при наличии), КПП, остановок общественного транспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей, инженерно-технических систем ТБ;
обследование и фотографирование территории РП, возможных критических элементов РП, наземных и подземных переходов, поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности, зон безопасности ограниченного доступа, мест стоянок автотранспорта на территории РП;
обследование и фотографирование систем водо-, тепло-, газообеспечения, энергоснабжения, канализации, вентиляции зданий и сооружений, систем связи (в том числе пневмопочты) и громкоговорящего оповещения, информационных систем, обеспечивающих технологические процессы РП, и систем жизнеобеспечения РП;
обследование и фотографирование уязвимых участков РП (главных путей на границах РП, путепроводов, пешеходных мостов) и элементов зоны безопасности свободного доступа, прилегающей территории и ближайших зданий и сооружений;
подготовка описания технических и технологических характеристик РП, организации его эксплуатации;
определение границ зон безопасности и перечня критических элементов РП;
определение геологических, гидрологических и географических особенностей РП;
определение присвоенной ОТИ категории.
4.1.2. Изучение системы принятых на РП мер по защите от АНВ:
изучение приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, инструкций и иных внутренних распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности на РП, документов по профессиональной подготовке должностных лиц;
изучение документации о внутриобъектовом и пропускном режимах;
изучение договоров на охрану РП, порядка организации контроля за соблюдением договорных обязательств и подготовкой, укомплектованностью сил обеспечения транспортной безопасности, схем организации охраны (плана охраны) РП (критических элементов РП);
ознакомление с функциональными обязанностями персонала РП, личного состава подразделений транспортной безопасности;
изучение внутренних распорядительных документов, регламентирующих порядок системы оповещения и организационного взаимодействия между подразделениями транспортной безопасности, их состав и укомплектованность, КПП, техническую оснащенность, наличие вооружения и специальных средств;
изучение внутренних распорядительных документов по порядку организации взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, МЧС, ФСБ России, другими органами государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности РП;
изучение состава и технических характеристик инженерно-технических систем ТБ, технических средств ТБ, средств сигнализации, контроля доступа (досмотра, если это определено законодательством РФ), видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также порядка защиты информации и хранения баз данных на РП;
обследование состояния и проверка работоспособности инженерно-технических систем ТБ, оповещения и жизнеобеспечения путем контрольных проверок и срабатываний;
обследование подразделений транспортной безопасности, их укомплектованности, постов и маршрутов патрулирования, фактического состава, состояния технической оснащенности, вооружения и специальных средств, мест хранения оружия и боеприпасов, помещений для личного состава, кинологического подразделения;
определение (по согласованию с компетентными органами) фактической организации внутриобъектового и пропускного режима, соблюдение лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности РП, соответствующих внутренних распорядительных документов;
определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям при всех уровнях транспортной безопасности путем учебной, практической отработки АНВ на РП, его критических элементах;
подготовка описания системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на РП по защите от АНВ;
оценка системы принятых мер на соответствие требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Определение соответствия принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности существующей системы обеспечения транспортной безопасности РП требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности производится по методике, приведенной в приложении № 3.
4.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя применительно к исследуемому РП:
изучение во взаимодействии с линейными и территориальными отделами внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки в месте расположения РП, статистики нарушений на региональном и местном уровне;
анализ потенциальных угроз по отношению к исследуемому РП с учетом перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;
определение способов реализации потенциальных угроз, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактики и других характеристик (приложение № 4);
определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз и их масштабов;
разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ на РП;
оценка эффективности имеющейся системы мер обеспечения транспортной безопасности РП по противодействию потенциальным угрозам.
4.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения транспортной безопасности РП:
разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности РП в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем ТБ с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
оценка эффективности системы обеспечения транспортной безопасности по противодействию потенциальным угрозам при реализации дополнительных мер (приложение № 5).
4.1.5. Оформление результатов оценки уязвимости РП.
Результаты проведенной оценки уязвимости РП оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по формам, представленным в приложении № 6. Первый и второй экземпляр оформляются на бумажном носителе, третий - на цифровом носителе.
Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию об РП, в том числе:
общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры;
технические и технологические характеристики РП (в т.ч. схемы движения ТС, данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), порядке функционирования РП;
сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;
описание существующих границ зоны безопасности РП;
описание действующих мер обеспечения транспортной безопасности;
описание порядка зонирования РП в интересах транспортной безопасности, границ и конфигурации зон безопасности ограниченного и свободного доступа;
описание критических элементов РП и границ их зон безопасности;
сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на РП;
описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ;
описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем ТБ, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
описание мест размещения и оснащенности действующих КПП;
описание пропускного режима на РП и его критических элементах;
описание порядка организации закрытой и/или открытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
описание порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ;
описание порядка организации учений и тренировок, проводимых субъектом как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;
описание прочих характерных особенностей деятельности РП, необходимых для отображения в отчете об оценке уязвимости цельной картины существующей системы мер транспортной безопасности.
Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность РП, определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования РП требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на РП.
Заключительная часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит необходимые рекомендации по изменению существующей системы мероприятий и мер транспортной безопасности, в том числе при наличии недостатков, рекомендации о необходимости:
изменения действующих схем движения транспортных средств в зонах безопасности ОТИ, технологий обработки грузов и пассажиров;
назначения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, укомплектовании персонала, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
доработки принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;
оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности РП;
изменения действующих мер обеспечения транспортной безопасности, в том числе перезаключение договоров на охрану с ЧОП, заключение дополнительных соглашений с ФГУП "Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте";
оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов РП;
изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на РП;
изменения оснащенности инженерно-технических систем ТБ;
изменения действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем ТБ, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
изменения места размещения, количества и оснащенности КПП;
изменения пропускного режима на РП;
изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности РП;
изменения существующего порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
изменения действующего порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах АНВ;
изменения действующего порядка организации учений и тренировок на РП как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;
прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер транспортной безопасности на РП в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.
4.2. Проведение оценки уязвимости других групп ОТИ проводится в том же порядке с учетом характерных особенностей ОТИ.
4.2.1. При проведении оценки уязвимости ОТИ второй группы проводятся работы по перечню, приведенному в таблице 2 приложения № 9, со следующими характерными особенностями:
изучение технических паспортов перегона, плана и профиля пути, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению перегона;
изучение документации по отдельным элементам перегона (земляное полотно, верхнее строение пути, переезды, контактная сеть, пассажирские платформы, средства связи, сигнализации), документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования, документов, определяющих границы полосы отвода;
изучение функциональных особенностей элементов перегона и в первую очередь переездов, пересечений со всеми видами продуктопроводов, верхнего строения пути, пассажирских платформ, определение возможных критических элементов перегона;
изучение основных показателей работы перегона, в том числе размеров и скорости движения грузовых и пассажирских поездов, установленных веса и длины поездов, определение максимальной и минимальной численности персонала, находящегося на перегоне;
обследование по границе полосы отвода перегона и прилегающих территорий, путей подъезда, подхода, ближайших зданий и сооружений их функционального предназначения, периметрового ограждения (при наличии), КПП, мест стоянок автотранспорта вблизи перегона, остановок общественного транспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей.
4.2.2. При проведении оценки уязвимости ОТИ третьей группы проводятся работы по перечню, приведенному в таблице 2 приложения № 9, со следующими характерными особенностями:
изучение технического паспорта ИССО, масштабного (схематического) плана, технических паспортов, плана и профиля железнодорожных путей в зоне безопасности ИССО, документов о балансовой стоимости ИССО, документов, определяющих границы зон безопасности ИССО, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению ИССО;
изучение документации по отдельным элементам ИССО (устои, опоры, пролетные строения, земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки, технологическое оборудование и пульты управления по подъему пролетов (разведению) ИССО (разводные, подъемные мосты), сигналы, обеспечивающие судоходство, входы в тоннели (порталы), водоотводные штольни, защитные сооружения, обеспечивающие необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей (откосы, оголовки порталов) в зонах опасных геологических процессов (оползней, обвалов), системы вентиляции, которые обеспечивают нормированные параметры воздуха в транспортных зонах ИССО, оборудование сетей связи, электро- и энергоснабжения, устройства водоснабжения, канализации и другие устройства);
изучение функциональных особенностей элементов ИССО и в первую очередь устоев, опор, пролетных строений, верхнего строения пути, охраняемых и неохраняемых железнодорожных переездов, технологического оборудования и пультов управления по подъему пролетов (разведению) моста (разводные, подъемные мосты), сигналов, обеспечивающих судоходство, входов в тоннели (порталов), водоотводных штолен, защитных сооружений, обеспечивающих необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей (откосы, оголовки порталов) в зонах опасных геологических процессов (оползней, обвалов), систем вентиляции, определение возможных критических элементов ИССО;
изучение основных показателей работы ИССО, в том числе размеры движения грузовых и пассажирских поездов, наличие на участке пассажиропотока в международном сообщении.
4.2.3. При проведении оценки уязвимости ОТИ четвертой группы проводятся работы по перечню, приведенному в таблице 3 приложения № 9, со следующими характерными особенностями:
изучение технического паспорта БТИ ОТИ, договоров аренды земельных участков, масштабного (схематического) плана, поэтажных планов, технологического процесса вокзала, технических паспортов железнодорожных платформ и путей под платформами, плана и профиля путей, документов о балансовой стоимости вокзала, документов, определяющих границы зон безопасности вокзала;
изучение документации по отдельным элементам вокзала (пассажирское здание, павильоны, пассажирские платформы с навесами и без них, конкорсы и переходы через железнодорожные пути в одном либо в разных уровнях (переходные тоннели, мосты и другие), камеры хранения, багажные помещения, котельные, защитные сооружения, системы вентиляции, оборудование сетей связи, электро- и энергоснабжения, устройства водоснабжения, канализации и другие устройства), для пункта управления и информационно-вычислительного комплекса владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта дополнительно рассматривается документация по обеспечивающим технологические процессы устройствам, оборудованию сетей связи и систем автоматической коммутации;
изучение функциональных особенностей элементов вокзала и в первую очередь определение возможных критических элементов вокзала (пассажирское здание, зал ожидания, билетный зал, павильоны, камеры хранения, пассажирские платформы, конкорсы и переходы через железнодорожные пути в разных уровнях (переходные тоннели, мосты и другие), багажные помещения, системы вентиляции, оборудование сетей энергоснабжения, устройства водоснабжения), для пункта управления и информационно-вычислительного комплекса владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта дополнительно определяются критические элементы по обеспечивающим технологические процессы устройствам;
изучение основных показателей работы вокзала, в том числе размеры движения пассажирских поездов, количество пассажиров в дальнем, местном и пригородном сообщении, наличие пассажиропотока в международном сообщении, погрузка и выгрузка багажа и грузобагажа, определение максимальной и минимальной численности персонала, находящегося на вокзале;
обследование систем водо-, тепло-, газообеспечения, энергоснабжения, канализации, вентиляции зданий и сооружений, систем связи и громкоговорящего оповещения, информационных систем, обеспечивающих технологические процессы объекта.
4.2.4. При проведении оценки уязвимости ОТИ пятой группы проводятся работы по перечню, приведенному в таблице 1 приложения № 9, со следующими характерными особенностями:
изучение паспорта ОТИ, масштабного (схематического) плана ОТИ, технических паспортов тракционных путей, профиля путей, инструкции по эксплуатации пути (маневровой работе), технологического процесса ОТИ, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования ОТИ, документов, определяющих границы зон безопасности ОТИ, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению ОТИ;
изучение документации по отдельным элементам ОТИ (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, оборудование сетей связи, электро- и энергоснабжения, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие технологические процессы на ОТИ, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства);
изучение функциональных особенностей элементов ОТИ и, в первую очередь, определение возможных критических элементов ОТИ;
изучение основных показателей работы ОТИ по основному функциональному предназначению, определение максимальной и минимальной численности персонала, находящегося на ОТИ, площади зданий и производственных помещений.
4.2.5. При проведении оценки уязвимости ОТИ шестой группы проводятся работы по перечню, приведенному в таблице 2 приложения № 9, со следующими характерными особенностями:
изучение паспорта ОТИ, масштабного (схематического) плана ОТИ, технических паспортов технологических путей, профиля путей, инструкции по эксплуатации пути (маневровой работе), технологического процесса ОТИ, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования ОТИ, документов, определяющих границы зон безопасности ОТИ, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению ОТИ, договора на эксплуатацию пути (подачу и уборку вагонов);
при наличии на ОТИ элементов ОТИ 1 - 5 группы оценка их уязвимости выполняется с учетом особенностей, предусмотренных для этих групп.

5. Оценка уязвимости ТС

5.1. Порядок проведения оценки уязвимости ТС.
Перечень работ при проведении оценки уязвимости ТС приведен в таблице 1 приложения № 10.
5.1.1. Изучение технических и технологических характеристик ТС:
изучение документов, определяющих право распоряжаться ТС (свидетельства о праве на собственность, выписки из реестра федерального имущества, документы бухгалтерского учета на закупку ТС, технического паспорта (формуляра) ТС);
определение структурных подразделений владельца ТС, в чьем ведении находится техническая, технологическая, бухгалтерская документация на ТС;
изучение основных технических и эксплуатационных документов на ТС с целью изучения эксплуатационных характеристик ТС (допустимая скорость эксплуатации, тяговое усилие, грузоподъемность, грузовместимость, пассажировместимость, габарит, способность перевозить людей и опасные грузы, возможность обращения в межгосударственном сообщении, межремонтные сроки);
изучение общего плана (чертежей) ТС, конструктивного состава ТС (паспортов элементов, технологического оборудования, их балансовой стоимости), схем, специфики мест стоянок, района эксплуатации (курсирования) ТС;
изучение конструктивно-технических решений ТС, технологического, технического паспорта (формуляра) ТС;
изучение конструктивных особенностей ТС и мест расположения особо важных элементов и систем жизнеобеспечения ТС (органов управления, сигнализации, связи, воздушных рукавов, магистралей, компрессоров, резервуаров, топливной аппаратуры, приборов подачи и подогрева воды и песка, канализации, вентиляции, автосцепки, освещения, силового агрегата, тяговых электродвигателей, главных тормозных цилиндров, электро- и энергооборудования, аккумуляторов, системы пожаротушения, грузовых и пассажирских помещений, технологического оборудования, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов на ТС, устройств, обеспечивающих экипировку ТС, систем обмена информацией и т.д.), в том числе доступ к которым должен быть ограничен, определение критических элементов ТС согласно приложению № 2;
определение категории, присвоенной ТС;
изучение расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС (двери, технологические лючки, люки, окна, форточки, отдушины, тормозные площадки), а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя;
изучение планов, схем мест для размещения пассажиров, организации порядка обслуживания пассажиров;
изучение схем грузовых помещений ТС, организации порядка погрузо-разгрузочных операций и размещения багажа, грузобагажа и груза;
изучение документации о размещении и хранении несопровождаемого багажа, грузобагажа и груза;
изучение сведений о системах, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);
изучение документов, определяющих порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта ТС (ТО, ТР, ДР, СР, КР);
изучение характера совершаемых ТС рейсов (в границах одной станции с выходом на главные пути, без выхода на главные пути, регулярные по одному маршруту, нерегулярные и т.д.);
изучение интенсивности использования ТС, характера перевозимых грузов (вида пассажирского сообщения), габарита ТС, максимальной скорости движения ТС;
изучение географических, топологических, этнических, климатических (для определения соответствия режима работы инженерно-технических систем ТБ климатическим условиям районов эксплуатации (курсирования) ТС), а также криминогенной характеристик районов эксплуатации и обслуживания ТС;
установление балансовой стоимости ТС;
подготовка описания технических и технологических характеристик ТС, организации его эксплуатации.
5.1.2. Изучение принятой на ТС системы мер по защите от АНВ:
изучение документов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности ТС (в том числе сформированных в состав высокоскоростных, скоростных, остальных пассажирских поездов, грузовых, грузовых ускоренных поездов, маневровый состав, группу вагонов), в том числе приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;
изучение документов по вопросам взаимодействия с соответствующими территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, других органов государственной власти и местного самоуправления;
изучение процедур реагирования на потенциальные угрозы АНВ, порядка и состава привлекаемых подразделений транспортной безопасности;
изучение состава и инструкций ответственных должностных лиц, связанных с обеспечением транспортной безопасности ТС;
изучение порядка организации и осуществления перевозки на ТС оружия, боеприпасов, специальных средств и опасных грузов;
изучение инструкций, определяющих порядок использования систем, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);
изучение документации о порядке применения средств досмотра, допуска (если это определено законодательством РФ) пассажиров на ТС и в зоны безопасности ТС, и технического (обслуживающего) персонала в зоны безопасности ТС;
изучение документов по профессиональной подготовке должностных лиц, ответственных за транспортную безопасность ТС (транспортных средств, находящихся в ведении субъекта железнодорожного транспорта);
изучение сведений о мерах по обеспечению транспортной безопасности ТС, которые позволят незамедлительно перейти на повышенный уровень безопасности (знание должностными лицами порядка своих действий при переходе, согласованность действий должностных лиц различного уровня и различных ведомств, обеспеченность необходимыми материалами и оборудованием);
изучение процедур по обеспечению проверок, испытаний, калибровок и технического обслуживания инженерно-технических систем ТБ ТС;
изучение процедур, инструкций по применению системы тревожного оповещения (порядок приведения в действие, ответственные за техническое состояние и применение);
изучение порядка действий в случае обнаружения в процессе перевозки оружия, боеприпасов или других опасных грузов, предметов или веществ, применяемых в целях совершения АНВ;
изучение документации об эвакуации при возникновении потенциальной угрозы АНВ;
изучение документов по организации охраны ТС;
изучение порядка проверки состояния сил обеспечения транспортной безопасности ТС и инженерно-технических систем ТБ ТС (кому предоставлено право проверки, периодичность проверок, действия проверяющих и проверяемых);
изучение документации по взаимодействию сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ, на котором находится ТС, и сил обеспечения транспортной безопасности ТС;
изучение функциональных обязанностей персонала ТС (поезда) по вопросам транспортной безопасности;
обследование фактической организации режима допуска пассажиров и персонала на ТС, в зоны безопасности и обслуживания ТС, соблюдения ответственными лицами регламентов и организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС;
изучение состава и укомплектованности КПП, постов (пунктов) обеспечения транспортной безопасности ТС, их технической оснащенности;
определение фактического состояния организации всех технологических процессов обслуживания ТС, организации процедур обработки и размещения багажа, грузобагажа, грузов и обслуживания пассажиров, выполнения норм соответствующих регламентных мероприятий;
определение фактических процедур обеспечения транспортной безопасности, соответствия инженерно-технических систем ТБ при каждом уровне безопасности ТС, а также средств, обеспечивающих их непрерывную работу, с учетом возможного воздействия погодных условий и/или при отсутствии электропитания;
проверка и обследование фактической организации использования средств досмотра (если определено законодательством РФ), других технических средств ТБ;
проверка работоспособности инженерно-технических систем ТБ, конструктивно-технических элементов, связи, оповещения и жизнеобеспечения ТС путем контрольных проверок и срабатываний;
обследование состояния подразделений транспортной безопасности ТС (при их наличии), постов и маршрутов патрулирования, наличия личного состава, а также состояния технической оснащенности, видов вооружения, наличия кинологических подразделений, их фактического использования, проверка соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, своих обязанностей;
обследование путей эвакуации с ТС и мест сбора, предусмотренных для обеспечения транспортной безопасности пассажиров и персонала;
проверка и обследование фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ по разным сценариям путем учебной практической отработки АНВ;
изучение порядка защиты информации и хранения баз данных на ТС;
фотосъемка отдельных элементов зон безопасности и обслуживания ТС, имеющихся и потенциально возможных мест доступа и укрытий на ТС, мест доступа к критическим элементам ТС, а также элементов инженерно-технических систем ТБ и элементов конструкции ТС, критических элементов ТС;
определение соответствия изученной проектной, технической, технологической документации, действующих организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС, планов, регламентов, должностных инструкций требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
определение соответствия изученной документации результатам визуального обследования ТС, обследования систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем ТБ и сил обеспечения транспортной безопасности;
определение соответствия принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, существующей системы обеспечения транспортной безопасности ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности (приложение 7);
определение соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, соответствующих организационно-распорядительных документов;
определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерных сооружений, инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям при всех уровнях транспортной безопасности путем учебной, практической отработки АНВ в работу транспортного средства, его критических элементов.
5.1.3. Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС:
изучение во взаимодействии с линейными и территориальными подразделениями органов внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки на маршрутах движения ТС, статистики нарушений на региональном и местном уровне;
анализ потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к исследуемому ТС с учетом имеющегося перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;
определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактик и других характеристик (приложение 4);
определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз совершения АНВ и их масштабов;
разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к ТС;
оценка эффективности существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.
5.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ТС:
разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерных сооружений, инженерно-технических систем ТБ с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
оценка эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС при реализации дополнительных мер.
5.1.5. Оформление результатов проведенной оценки уязвимости ТС.
Результаты проведенной оценки уязвимости ТС оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по форме, представленной в приложении № 8. Первый и второй экземпляр оформляются на бумажном носителе, третий - на цифровом носителе.
Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о ТС, в том числе:
общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике);
технические и технологические характеристики ТС (в т.ч. данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), организации эксплуатации ТС;
сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
описание существующих границ зоны безопасности ТС;
описание действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
описание критических элементов ТС и границ их зон безопасности (свободного доступа, ограниченного доступа и зон уязвимости);
сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;
описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ ТС;
описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем ТБ ТС, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
описание места размещения и оснащенности действующих КПП;
описание пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;
описание порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
описание порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
описание порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;
описание прочих характерных особенностей эксплуатации ТС, которые необходимо включить в отчет об оценке уязвимости ТС, для отображения цельной картины существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.
Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС, определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ТС.
Заключительная часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит необходимые рекомендации по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, по совершенствованию организационных мероприятий, тактики действий, структуре и оснащенности подразделений ТБ, совершенствованию инженерных сооружений и инженерно-технических систем ТБ, в том числе:
изменения имеющихся технологий обработки грузов и пассажиров, порядка эксплуатации ТС;
назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, персонала, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
изменения принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности ТС;
изменения действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ТС;
изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;
изменения мест размещения и оснащенности инженерно-технических систем ТБ;
изменения порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
изменения места размещения и оснащенности действующих КПП;
изменения пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;
изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
изменения порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
изменения порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
изменения порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер транспортной безопасности на ТС в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Результаты оценки уязвимости одного ТС могут распространяться на группу ТС, идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам, находящуюся в собственности одного юридического (физического) лица или использующуюся им на ином законном основании.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru