| |
www.lawsforall.ru / Закон
<Письмо> ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325
<О направлении Методических рекомендаций>
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами", "Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 мая 2007 г. № АЦ/8325
ФАС России направляет методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами и методические рекомендации по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами (далее - Рекомендации) устанавливают порядок подготовки и проведения Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами (далее - территориальный орган; ФАС России и территориальные органы вместе - далее - контрольный орган) проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (далее - Заказчик) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (далее - проверка), осуществляемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Настоящие рекомендации не распространяются на внеплановые проверки, осуществляемые при рассмотрении жалоб участников. Проведение внеплановых проверок при рассмотрении жалоб осуществляется в соответствии с рекомендациями по рассмотрению жалоб.
1.2. В Рекомендациях используются следующие понятия:
- выездная проверка - проверка, которая осуществляется с выездом на место нахождения проверяемой организации;
- камеральная проверка - проверка, которая осуществляется по месту нахождения контрольного органа на основе поступивших документов и сведений;
- сплошная проверка - проверка всей деятельности по размещению заказов за проверяемый период;
- выборочная проверка - проверка отдельных направлений деятельности по размещению заказов за определенный период;
- инспекция - сотрудники контрольного органа, уполномоченные на осуществление проверки;
- проверяемый период - подлежащий проверке период осуществления деятельности по размещению заказов.
1.3. Основания и периодичность осуществления проверки:
1.3.1. Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого на полугодие. Плановая проверка осуществляется в форме выездной сплошной проверки.
1.3.2. В отношении одного Заказчика плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев.
1.3.3. В отношении одной специализированной организации, одной конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, плановые проверки осуществляются не более чем один раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе либо размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте до дня заключения государственного или муниципального контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.
1.3.4. Внеплановые проверки осуществляются в форме камеральных выборочных проверок, выездных выборочных проверок или выездных сплошных проверок:
а) в случае поступления от контрольных органов субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления информации о неисполнении Заказчиком направленных или вынесенных в соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о размещении заказов предложений или предписаний указанных контрольных органов, а также в случае поступления информации из любых источников о совершении Заказчиком действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения;
б) в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) Заказчика, а также в целях контроля за исполнением предложений или предписаний, направленных или вынесенных в соответствии с частями 8 и 10 статьи 17 Закона о размещении заказов.
2. Подведомственность
2.1. ФАС России осуществляет:
1) плановые проверки действий (бездействия) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти;
2) внеплановые проверки действий (бездействия) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти, а также для нужд субъекта Российской Федерации и для муниципальных нужд;
2.2. ФАС России вправе поручить территориальному органу осуществление внеплановой проверки.
2.3. Территориальный орган осуществляет:
1) плановые проверки Заказчика, расположенного на территории соответствующего УФАС России, при размещении заказа для федеральных нужд - территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
2) внеплановые проверки Заказчика, расположенного на территории соответствующего УФАС России, при размещении заказа:
- для федеральных нужд - территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
- для нужд субъекта Российской Федерации;
- для муниципальных нужд.
3. Подготовка проверки
3.1. Перед проведением проверки необходимо подготовить следующие документы:
приказ о проведении проверки;
письмо руководителю проверяемой организации о проведении проверки (только для выездной проверки);
удостоверение на право проведения проверки (только для выездной проверки).
3.2. Требования к документам, предусмотренным пунктом 3.1 Рекомендаций:
3.3. В приказе о проведении проверки должны указываться:
цель и основание проведения проверки;
вид проверки: плановая либо внеплановая;
форма проверки: камеральная либо выездная;
срок проведения проверки;
проверяемый период;
состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должности;
поручение руководителю инспекции либо его заместителю - оформить удостоверение на право проведения проверки (только для выездной проверки);
поручение инспекции - составить акт по результатам проведения проверки и в случае выявления нарушений - вынести предложение либо предписание об их устранении, с указанием сроков составления акта, предписания (предложения).
При этом в состав инспекции должно входить не менее 5 человек. В случае проведения внеплановой проверки исполнения предписания (предложения) контрольного органа, выданного ранее, в состав инспекции могут быть включены не более половины членов инспекции (либо комиссии), выдавших предписание (либо предложение). При этом руководителем инспекции, осуществляющей проверку исполнения предписания (предложения), не может быть член инспекции (комиссии), которая выдавала проверяемое предписание (предложение).
3.4. В письме руководителю проверяемой организации о проведении проверки должны содержаться:
а) уведомление о проведении проверки;
б) основание проведения проверки (ссылка на нормы закона, приказ и т.д.);
в) срок проведения проверки;
д) проверяемый период;
е) требование о создании условий для работы инспекции;
ж) требование к руководителю проверяемой организации о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения проверки, с указанием срока предоставления, в том числе:
- перечень всех конкурсов, аукционов и запросов котировок, объявленных в проверяемый период (далее - Реестр № 1);
- перечень всех контрактов, заключенных в проверяемый период, с указанием основания заключения (если контракт заключен по результатам конкурса, аукциона либо запроса котировок, то указывается номер записи в Реестре № 1) (далее - Реестр № 2);
- перечень размещений заказов, произведенных без применения запроса котировок либо торгов, осуществленных в проверяемый период, с приложением реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов, в соответствии со статьей 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Реестр № 3) (в данном письме должностные лица проверяемой организации должны быть предупреждены о том, что при выявлении фактов закупки либо заключения контракта, совершенных в проверяемый период и не вошедших ни в один из вышеуказанных реестров, виновные в этом будут привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности за предоставление недостоверной информации);
- перечень предписаний (предложений), выданных контрольными органами, и документов, подтверждающих их исполнение;
- документы, подтверждающие полномочия на осуществление деятельности по размещению заказов, документы и сведения, предусмотренные требованиями закона о размещении заказов, размещение которых начато в проверяемый период, в том числе: извещения о размещении заказов, конкурсную документацию и документацию об аукционе, включая все изменения, дополнения и разъяснения, протоколы, составленные в ходе размещения заказа, аудиозаписи заседаний конкурсной и аукционной комиссий, заключенные контракты с приложениями и дополнительными соглашениями, иная информация и документы по запросам инспекции, связанные с предметом проверки;
з) перечень прав и обязанностей участников инспекции.
3.5. Удостоверение на право проведения проверки должно содержать:
а) основание проведения проверки;
б) состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должности, номера и даты выдачи служебного удостоверения каждого участника инспекции;
в) права и обязанности участников инспекции.
3.6. Перед проведением проверки необходимо установить следующее (только для выездной проверки):
- полное наименование, адреса и телефоны проверяемой организации;
- фамилии, имена, отчества и телефоны руководителя, его заместителей и руководителей структурных подразделений;
- подведомственность проверяемой организации, фамилии, имена, отчества и телефоны должностных лиц, ответственных за работу с проверяемой организацией;
- организационно-штатную структуру и систему взаимодействия структурных подразделений (в том числе территориальных управлений, подведомственных организаций, уполномоченных органов), в том числе распределение полномочий и ответственности среди них при выполнении функций по размещению заказа.
Кроме того, следует изучить историю проведения проверок, историю рассмотрения жалоб и историю судебных дел с участием проверяемой организации.
3.7. При подготовке сплошной проверки следует провести предварительное изучение информации с официального сайта о размещении заказов в целях определения количества размещений заказов за проверяемый период, типовых форм конкурсной документации, документации об аукционе и протоколов и составления перечня закупаемых товаров, работ и услуг, перечня наиболее часто встречающихся нарушений, а также случаев размещений заказов, содержащих признаки нарушений, требующих детальной проверки в ходе контрольного мероприятия, перечня специализированных организаций, а также документов, на основании которых они осуществляют свою деятельность.
3.8. Необходимо также составить перечень проверяемых размещений заказов в электронном виде (например, в форме таблицы Excel либо базы данных), указать в ней уже проверенные размещения заказов и выявленные нарушения.
3.9. В случае подготовки и проведения выездной плановой проверки следует не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проверки, а в случае выездной внеплановой проверки - не позднее чем за 1 рабочий день до начала проверки, направить по факсу либо вручить нарочно письмо руководителю проверяемой организации, удостовериться в том, что информация о проведении проверки доведена до руководителя организации либо лица, его замещающего, а также убедиться в готовности принять инспекцию по адресу проверки к дате начала проверки.
4. Проведение выездной проверки
4.1. Инспекция выезжает в день начала проверки по адресу нахождения проверяемой организации.
4.2. По прибытии в проверяемую организацию руководитель инспекции либо его заместитель:
- вручает оригинал письма руководителю проверяемой организации либо лицу, его замещающему, в случае если он не был вручен до этого;
- знакомит руководителя проверяемой организации либо лицо, его замещающее, с удостоверением на право проведения проверки и приказом о проведении проверки, разъясняет основания и цели проведения проверки.
4.3. Руководитель инспекции либо его заместитель:
- принимают меры для обеспечения условий проведения проверки (помещения, рабочие места, компьютерная техника, оргтехника, средства связи и прочее);
- совместно с руководством проверяемой организации определяет сотрудников проверяемой организации, ответственных за предоставление информации, а также сотрудников, имеющих отношение к деятельности по размещению заказов проверяемой организации, с указанием фамилий, имен, отчеств, должностей и контактных телефонов.
4.4. Инспекция уточняет требования по предоставлению информации и вырабатывает рабочий план предоставления информации сотрудниками, определенными в пункте 4.3 настоящих рекомендаций.
4.5. По получении требуемой информации инспекция проводит проверку на соответствие законодательству о размещении заказов:
- документов, на основании которых проверяемая организация уполномочена осуществлять деятельность по размещению заказов;
- документов проверяемой организации, регламентирующих процедуру размещения заказов (приказы, положения, регламенты и т.д.);
- документов, на основании которых осуществляют свою деятельность специализированные организации, в том числе процедуры отбора специализированной организации;
- размещений заказов по Реестру № 1;
- оснований заключения контрактов по Реестру № 2;
- размещений заказов и осуществление закупок по Реестру № 3;
- исполнение предписаний (предложений), выданных контрольными органами.
4.6. В процессе проведения проверки инспекция осуществляет систематизацию выявленных нарушений для составления акта проверки, в том числе:
- составляет перечень нарушений, относящихся ко всем размещенным заказам, либо повторяющихся в большинстве размещенных заказов (далее - типовые нарушения);
- составляет перечень размещений заказов, содержащих нарушения, отнесенные к существенным, в соответствии с пунктом 5.3 Рекомендаций, с указанием наличия заключенного контракта и отнесением выявленных нарушений к подпунктам 1 - 9 пункта 5.3 Рекомендаций;
- составляет перечень нарушений, связанных с неисполнением предписания (предложения) контрольных органов;
4.7. При проведении проверки по выявленным нарушениям инспекция должна требовать от проверяемой организации предоставить копии документов (извещение, конкурсная документация, документация об аукционе, протоколы, заявки и пр.), подтверждающих наличие указанного нарушения, заверенных печатью и подписью ответственного должностного лица либо руководителя проверяемой организации.
5. Оформление результатов проверки
5.1. По результатам проведенной проверки инспекция составляет акт и, в случае наличия нарушений, выдает предложение либо предписание.
5.2. Структуру акта о результатах проверки составляют:
1) вводная часть, в которой указываются:
- наименование и адрес проверяемой организации;
- наименование, номер и дата акта;
- основания, цели и сроки осуществления проверки;
- состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должностей;
- перечень документов и сведений, изученных в ходе проверки;
2) описательная часть, в которой указываются:
а) обязательно для сплошной проверки:
- общее количество заключенных контрактов в проверяемый период, с указанием: количества контрактов, заключенных по результатам конкурса, аукциона, запроса котировок; количества контрактов, заключенных на основании размещения заказа у единственного поставщика, с перечислением таких контрактов и обоснованием выбора способа размещения;
- общее количество объявленных в проверяемый период размещений заказов, с указанием: количества запросов котировок, конкурсов и аукционов; количества случаев, когда размещение заказов не состоялось и контракт не заключен;
б) обязательно для выборочной проверки:
- перечень и общее количество проверенных размещений заказов и заключенных по их результатам контрактов;
в) перечисление нарушений, указанных во втором абзаце пункта 4.6 Рекомендаций с указанием нарушенных норм закона;
г) перечисление размещений заказов, указанных в третьем абзаце пункта 4.6 Рекомендаций, с указанием нарушений допущенных при их размещении с разделением по подпунктам 1 - 9 пункта 5.3 Рекомендаций;
д) перечисление размещений заказов и выявленных по ним нарушениям, не относящихся к предыдущим случаям;
3) в резолютивной части акта содержатся:
- решение о признании в действиях проверяемой организации наличия (либо отсутствия) нарушений по результатам проведенной проверки, с перечислением нарушенных норм Закона о размещении заказов;
- сведения об исполнении (либо неисполнении) предписаний (предложений) контрольных органов, в случае если таковые были;
- решение о выдаче предложения либо предписания об устранении выявленных нарушений.
В случае если на момент подписания акта государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом размещения заказа, не заключен, Инспекция обязана выдать предписание (предложение) об устранении выявленных нарушений и о недопущении таких нарушений в дальнейшем.
В случае если на момент подписания акта государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом размещения заказа, заключен, Инспекция обязана выдать предписание (предложение) о недопущении таких нарушений в дальнейшем. При этом, в случае выявления нарушений, отнесенных к подпунктам 1.2, 1.4, 1.5, 3, 4.1, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 8.1 пункта 5.3 Рекомендаций, Инспекция принимает решение о необходимости обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным и отражает принятое решение в акте;
4) информация о наличии нарушений (признаков нарушений), предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо антимонопольным законодательством;
5) информация о возможности обжалования решения инспекции в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
5.3. В случае, если в результате проведения проверки, в действиях (бездействии) Заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, Комиссия, в соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 17 Закона о размещении заказов, выдает предложение либо, в соответствии с пунктами 3, 4 части 10 статьи 17 Закона о размещении заказов, предписание об устранении таких нарушений.
Предписание (предложение) обязательно выдается Инспекцией в случаях выявления нарушений законодательства о размещении заказов, если такие нарушения повлияли или могут повлиять на результаты размещения заказа. К таким нарушениям законодательства о размещении заказов, в том числе, относятся:
1) выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям Закона о размещении заказов;
1.1) в том числе непроведение запроса котировок при размещении заказа на сумму свыше 60 тыс. рублей, но не более 300 тыс. рублей;
1.2) в том числе непроведение запроса котировок при размещении заказа на сумму свыше 300 тыс. рублей, но не более 500 тыс. рублей;
1.3) в том числе непроведение торгов при размещении заказа на сумму более 500 тыс. рублей, но не более 600 тыс. рублей;
1.4) в том числе непроведение торгов при размещении заказа на сумму более 600 тыс. рублей;
1.5) в том числе проведение конкурса, в случае если должен проводиться аукцион;
2) установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов, либо установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов;
3) процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (аукционе) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (аукционе), процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок проведены ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок;
4) необоснованный допуск к участию в торгах, запросе котировок;
4.1) в том числе необоснованный допуск к участию в торгах, запросе котировок участника, признанного победителем торгов, запроса котировок;
5) необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;
5.1) в том числе необоснованный отказ в допуске участника, предложившего наименьшую либо следующую за наименьшей цену (без учета заявок участников, которым было обоснованно отказано в допуске), при проведении конкурса либо запроса котировок;
5.2) в том числе необоснованный отказ в допуске участника при проведении аукциона;
6) установление непредусмотренных частями 4, 5 статьи 28 Закона о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
6.1) в том числе случаи, когда суммарная значимость критериев (подкритериев), противоречащих закону, превышает 20 процентов от общей значимости установленных критериев;
7) нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, применение критериев оценки заявок на участие в конкурсе, непредусмотренных извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, нарушение порядка определения победителя конкурса, аукциона, запроса котировок;
7.1) в том числе случаи выбора победителя, предложившего цену, выше минимально предложенной другими участниками;
8) сокращение сроков подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, установленных Законом о размещении заказов;
8.1) в том числе случаи, когда срок подачи заявок сокращен более чем на одну четверть срока, установленного Законом о размещении заказов;
9) несвоевременное размещение (опубликование) протоколов, составленных в ходе размещения заказа, или их неразмещение (неопубликование) на официальном сайте (в официальном печатном издании).
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Пункты 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9 таблицы № 1 формы № 7 старой редакции Приказа ФАС РФ от 29.05.2007 № 153 соответствуют пунктам 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.7, 8.8, 8.9 таблицы № 1 формы № 7 новой редакции этого документа.
Пункты 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8, 5.9 таблицы № 2 формы № 7 старой редакции Приказа ФАС РФ от 29.05.2007 № 153 соответствуют пунктам 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8, 5.9 таблицы № 2 формы № 7 новой редакции этого документа.
------------------------------------------------------------------
Указанные в подпунктах 1 - 9 пункта 5.3 Рекомендаций нарушения соответствуют пунктам 7.1 - 7.9 таблицы № 1, пунктам 5.1 - 5.9 таблицы № 2 Формы № 7 "Отчет о работе в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденных соответствующим приказом ФАС России "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и центрального аппарата ФАС России".
5.4. В предписании (предложении) должны быть указаны:
- дата и место выдачи предписания (предложения);
- состав Инспекции;
- сведения об акте, на основании которого выдается предписание (предложение);
- наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, которому выдается предписание (предложение), с указанием адреса;
- требования о совершении действий, направленных на устранение и/или недопущение нарушений законодательства о размещении заказов;
- сроки, в которые должно быть исполнено предписание (предложение);
- сроки, в которые необходимо представить об исполнении предписания (предложения);
- сведения о возможности и сроках обжалования предписания (предложения) со ссылкой на законодательство Российской Федерации.
Действиями, направленными на устранение и/или недопущение нарушений законодательства о размещении заказов, могут быть:
- внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, в том числе в случаях, если в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении торгов, запроса котировок установленные требования к участникам размещения заказа, требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов. При внесении указанных изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок, документацию о торгах, срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее 20 дней для конкурса, 15 дней для аукциона и 4 дней для запроса котировок;
- отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов, в том числе в случаях выявления нарушения требований Закона о размещении заказов, устанавливающих требования к порядку проведения таких процедур. Также предписание (предложение) об отмене протоколов выдается в том случае, если установленные Законом о размещении заказов процедуры проведены, но при этом, в соответствии с предписанием (предложением), необходимо внести изменения в извещения, документацию и продлить срок подачи заявок;
- проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов;
- иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе недопущение таких нарушений в будущем.
5.5. Предписание (предложение) подлежит исполнению в установленный данным предписанием (предложением) срок.
Неисполнение в срок предписания (предложения) влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под неисполнением в срок предписания (предложения) понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.
5.6. Акт и предписание (предложение) изготавливаются одновременно, подписываются всеми членами Инспекции и регистрируются под одним номером дела.
Оригиналы акта и предписания (предложения) хранятся у контрольного органа.
Заверенные копии акта и предписания (предложения) направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются уполномоченному представителю проверяемой организации.
Копия акта и предписания (предложения) направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю контрольного органа либо лицу его замещающему.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
------------------------------------------------------------------
5.8. Руководитель контрольного органа либо лицо, его замещающее, рассматривает акт и принимает решение об обращении в суд, применении мер административной ответственности, возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
5.9. В случае если в срок, установленный в предписании (предложении), проверяемая организация не информировала контрольный орган об исполнении предписания (предложения), Инспекция обязана:
- в рабочем порядке уточнить информацию о ходе исполнения предписания (предложения);
- в случае отсутствия информации, подтверждающей принятие мер, направленных на исполнение предписания (предложения), - инициировать проведение внеплановой проверки исполнения предписания (предложения);
5.10. В случае если в результате мер, принятых в соответствии с пунктом 5.9 настоящих рекомендаций, подтверждается неисполнение предписания (предложения) либо его ненадлежащее исполнение, контрольный орган обязан обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания (предложения).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
СЛУЖБОЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЖАЛОБ
НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО
ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ,
АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ
ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (далее - Заказчик) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (далее также - жалоба).
1.2. ФАС России и территориальные органы осуществляют рассмотрение жалоб, поданных участниками размещения заказов в соответствии с законодательством о размещении заказов, за исключением жалоб на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу.
2. Подведомственность жалобы
2.1. Центральный аппарат ФАС России (далее - ФАС России) рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти;
2) на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона.
2.2. Территориальный орган ФАС России (далее - территориальный орган) рассматривает жалобы на действия (бездействие) Заказчика, находящегося на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, и совершенные при размещении заказа:
1) для федеральных нужд - территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
2) для нужд субъекта Российской Федерации;
3) для муниципальных нужд.
2.3. В случае подачи участником размещения заказа в ФАС России жалобы, подлежащей в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. В случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей в соответствии с пунктами 2.1 или 2.2 Рекомендаций рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.
При этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы. Оригинал жалобы, а также все имеющиеся приложения направляются в ФАС России или соответствующий территориальный орган по почте.
Поступившая в ФАС России или территориальный орган по электронной почте или факсу копия жалобы, направленной по принадлежности, подлежит регистрации в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
2.4. В случае поступления жалобы на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения совместных торгов, когда заказчики находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом, на территории которого в соответствии с извещением о проведении торгов и документацией о торгах производится процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах.
Территориальный орган, осуществляющий рассмотрение жалобы на действия (бездействие) Заказчика при проведении совместных торгов, обязан уведомить о принятии к рассмотрению жалобы все территориальные органы, на территории которых находятся заказчики таких торгов, а также о принятом по результатам рассмотрения жалобы решении. Указанные уведомления направляются по факсу (электронной почте), а также по почте в течение рабочего дня, следующего, соответственно, за днем поступления жалобы и днем принятия решения по такой жалобе.
2.5. ФАС России вправе принять к рассмотрению любую жалобу, подлежащую рассмотрению в территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении. Оригинал жалобы направляется по почте.
2.6. В случае поступления в ФАС России или территориальный орган жалобы на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, соответственно ФАС России или территориальный орган не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, направляет такую жалобу по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу. Оригинал жалобы направляется по почте, а копия такой жалобы - по факсу либо электронной почте. В случаях если жалоба или приложения к ней имеют гриф секретности, то направление указанных документов должно осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
2.7. При передаче жалобы по подведомственности ФАС России или территориальный орган обязаны не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, сообщить заявителю по почте, а также по телефону либо факсу, электронной почте, указанным в жалобе, о принятом решении с обоснованием такого решения.
3. Предварительное рассмотрение жалобы
3.1. Жалоба подается в письменной форме, форме электронного документа или по факсу и должна содержать:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
3) указание на размещаемый заказ;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.
До дня окончания подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок жалобу может подать любое заинтересованное лицо. После вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, жалобу могут подавать только те участники размещения заказа, которыми были поданы заявки на участие в торгах, запросе котировок.
Участник размещения заказа, подавший жалобу, прилагает к жалобе документы, подтверждающие обоснованность своих доводов.
Жалоба подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. В случае если жалоба подписана единоличным исполнительным органом (руководителем организации, генеральным директором и т.д.) подтверждение его полномочий, в том числе представление учредительных документов, приказа о назначении на должность, не требуется.
3.2. При поступлении жалобы в ФАС России или территориальный орган такая жалоба регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству, а также в отдельном журнале регистрации жалоб. В указанном журнале должны отображаться дата поступления жалобы, ее входящий номер, наименование заявителя и Заказчика, сведения о дате рассмотрения такой жалобы на комиссии по контролю в сфере размещения заказов, принятом решении, выданном предписании (предложении) либо сведения о направлении жалобы по принадлежности или ее возврате заявителю.
3.3. Поступившую жалобу необходимо проверить на соответствие требованиям, установленным Законом о размещении заказов, а также положениям пунктов 2.2 - 2.7 Рекомендаций.
3.4. Решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случае, если:
1) жалоба не содержит сведений, предусмотренных частью 1 статьи 58 Закона о размещении заказов;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, указанного в части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов;
4) жалоба на те же действия (бездействие) Заказчика принята к рассмотрению судом или по ней принято судебное решение;
5) жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных частями 4 или 5 статьи 57 Закона о размещении заказов.
Отсутствие подтверждения полномочий единоличного исполнительного органа, подписавшего жалобу, не является основанием для ее возврата.
Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. При возвращении жалобы ФАС России либо территориальный орган обязаны сообщить участнику размещения заказа, подавшему такую жалобу, по факсу либо электронной почтой, а также по телефону и в письменной форме по почте о принятом решении, с указанием причин возвращения жалобы, и его праве на основании части 4 статьи 59 Закона о размещении заказов обжаловать решение о возвращении жалобы в судебном порядке.
3.5. В случае если жалоба подана с соблюдением требований Закона о размещении заказов и положений пунктов 2.2 - 2.7 Рекомендаций ее рассмотрение осуществляется на заседании Комиссии по контролю в сфере размещения заказов ФАС России или соответствующего территориального органа. При этом срок рассмотрения жалобы не должен превышать пять рабочих дней со дня ее поступления.
Если жалоба поступила в ФАС России или территориальный орган по подведомственности, то днем поступления жалобы считается не день ее поступления по подведомственности для рассмотрения по существу, а день ее поступления в ФАС России или соответствующий территориальный орган, в который такая жалоба изначально поступила от заявителя.
3.6. При принятии жалобы к рассмотрению в течение одного рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, необходимо направить всем заинтересованным участникам размещения заказа, о которых имеется информация, уведомления о содержании жалобы, а также сообщить участникам размещения заказа и Заказчику, действия (бездействие) которого обжалуется, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление. В уведомлении о рассмотрении жалобы указывается, что полномочия представителей участников размещения заказа и Заказчика при рассмотрении жалобы должны быть подтверждены соответствующими документами.
3.7. В уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом Заказчику, ФАС России (территориальный орган) устанавливает обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу. В случае если жалоба не содержит указания на конкретные нарушения законодательства о размещении заказов либо указанные в жалобе действия (бездействие) Заказчика уже рассматривались на комиссии по контролю в сфере размещения заказов, то ФАС России (территориальный орган) вправе не устанавливать требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.
3.8. Участники размещения заказа, Заказчик вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить своих представителей, при этом полномочия таких представителей должны быть подтверждены соответствующим образом (доверенность, учредительные документы, приказ о назначении на должность и т.п.).
4. Отзыв жалобы
4.1. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу такой жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) Заказчика.
4.2. ФАС России (территориальный орган) в течение двух рабочих дней со дня отзыва жалобы обязан направить по факсу и почтой уведомление об отзыве жалобы участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также Заказчику.
При этом в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в пункте 7.1 Рекомендаций, ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов. В случае если в такой жалобе содержатся указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки иных нарушений законодательства о размещении заказов, ФАС России (территориальный орган) вправе провести внеплановую проверку, предусмотренную частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
5. Рассмотрение жалобы по существу
5.1. Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и Приказом ФАС России от 01.09.2006 № 228 внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.
Указанная проверка проводится камерально. Комиссия осуществляет проверку соответствия всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также извещения о проведении торгов, запроса котировок, документации о торгах, соответствующих протоколов, составленных в ходе размещения заказа, требованиям законодательства о размещении заказов.
5.2. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных лиц, а также представителей власти, СМИ, общественных организаций и иных лиц, при этом ведется аудиозапись заседания Комиссии. Аудиозапись заседания Комиссии хранится не менее одного года.
Комиссия при рассмотрении жалобы вправе привлекать экспертов для рассмотрения вопросов, возникающих при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, например, для оценки соответствия решения о допуске или отказе в допуске к участию в торгах требованиям Закона о размещении заказов, одноименности товаров, работ, услуг.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.
5.3. В случае отсутствия на заседании Комиссии сторон (их представителей), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, Комиссия вправе рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Рассмотрение жалобы Комиссии на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в рассмотрении жалобы и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
В случае если стороны или одна из сторон не были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, Комиссия принимает решение о переносе заседания Комиссии на более поздний срок. В случае отсутствия на заседании Комиссии представителей одной из сторон либо представителей обоих сторон, но при этом стороны были уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, Комиссия вправе принять решение о переносе заседания на более поздний срок.
При переносе срока рассмотрения жалобы должны быть учтены положения части 3 статьи 60 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти календарных дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение по ней, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо обеих сторон.
5.4. Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных участников размещения заказа, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия представителей не подтверждены должным образом, такие представители вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.
5.5. Председатель Комиссии либо в отсутствие председателя его заместитель (далее - Председатель):
- открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;
- выясняет вопрос о возможности рассмотрения жалобы;
- разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении жалобы, и иным заинтересованным участникам размещения заказа их права и обязанности;
- разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания, в соответствии с Приказом ФАС России от 01.09.2006 № 228 и на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов, а также о том, что в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки Комиссия выдает предписание (предложение) об устранении таких нарушений;
- руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
- принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.
5.6. Рассмотрение жалобы по существу начинается с сообщения заявителя (его представителя) об обжалуемых действиях (бездействии) Заказчика, о своих требованиях, а в случае отсутствия заявителя - сообщения сотрудника (ответственного исполнителя) ФАС России (территориального органа) о фактах, изложенных в жалобе заявителя.
При рассмотрении жалобы Комиссия:
- заслушивает лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
- оглашает объяснения сторон, заинтересованных лиц, представленные в письменной форме;
- исследует доказательства по фактам, указанным в жалобе;
- заслушивает мнения сторон, заинтересованных лиц относительно доказательств по фактам, указанным в жалобе;
- заслушивает и обсуждает мнения экспертов, привлеченных Комиссией для дачи заключений.
Комиссия при рассмотрении жалобы, а также в ходе проведения проверки вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления.
5.7. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии. При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в ФАС России или территориальный орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.
При объявлении перерыва лица, участвующие в рассмотрении жалобы, должны быть извещены о дате и времени продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва рассмотрение жалобы продолжается с того момента, на котором заседание было прервано объявлением перерыва.
В случае если после окончания перерыва на заседании Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, заявитель), отсутствовавшая на заседании Комиссии до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы начинается заново, а не с того момента, которым оно было завершено до объявления перерыва. В случае если после окончания перерыва на заседании Комиссии присутствуют заинтересованные лица, отсутствовавшие на заседании Комиссии до объявления перерыва, Комиссия принимает решение о необходимости рассмотрения жалобы заново или возможности продолжения рассмотрения жалобы с момента, которым оно было завершено до объявления перерыва.
6. Принятие Решения
6.1. По результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с пунктом 4.1 Рекомендаций внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение.
Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии. Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель Комиссии голосует последним.
При равенстве количества голосов, отданных "за" и "против" решения, голос Председателя Комиссии является определяющим.
При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки, в том числе объяснения заявителя, Заказчика, заинтересованных лиц, мнения экспертов.
Комиссия при принятии решения не дает оценку действиям (бездействию) Заказчика, которые основывались на мнении привлекаемых Заказчиком экспертов (соответствие поставляемой продукции требованиям документации о торгах, оценка качества поставляемых товаров, оценка квалификации участников размещения заказа и др.).
Жалоба признается обоснованной в случае подтверждения всех нарушений законодательства о размещении заказов, указанных в жалобе.
Жалоба признается частично обоснованной в случае, если подтверждены не все нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в такой жалобе.
Жалоба признается необоснованной в случае, если нарушения, указанные в такой жалобе, не подтверждены.
Комиссия принимает решение о признании в действиях (бездействии) Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов, установленных в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Решение подписывается Председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение. Особое мнение приобщается к делу, но не оглашается.
6.2. Решение Комиссии должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть решения должна содержать:
наименование органа, принявшего решение;
состав Комиссии;
номер дела, дату и место принятия решения;
предмет рассмотрения дела;
наименование лиц, участвующих в деле, Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей сторон и других заинтересованных лиц.
Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения проверки, а также доказательства, на которых основываются выводы Комиссии об обстоятельствах дела;
законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась Комиссия при принятии решения;
сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов;
анализ и квалификация действий Заказчика;
иные сведения.
Резолютивная часть решения должна содержать:
выводы Комиссии о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной, необоснованной;
выводы Комиссии о признании в действиях Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки;
выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Заказчика признаков административного правонарушения;
сведения о выдаче предписания (предложения) об устранении нарушений законодательства о размещении заказов;
сведения о выдаче предписания (предложения) о недопущении при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг нарушений законодательства о размещении заказов, установленных в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки;
другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и другое.
В случае если на момент рассмотрения жалобы государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом размещения заказа, заключен, Комиссия выдает предписание (предложение) о недопущении в будущем установленных при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки нарушений законодательства о размещении заказов. При этом предписание об устранении допущенных нарушений не выдается. В случае выявления существенных нарушений законодательства о размещении заказов, установленных приказом ФАС России, Комиссия принимает решение о необходимости обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным. При выявлении иных нарушений законодательства о размещении заказов Комиссия вправе принять решение о необходимости обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным. А также Комиссия разъясняет право заявителя об обращении в суд с иском о признании размещения заказа недействительным, в том числе с ходатайством о привлечении ФАС России (территориального органа) в качестве третьего лица.
6.3. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня рассмотрения жалобы и оглашения резолютивной части.
Копии решения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются уполномоченному представителю лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы.
7. Выдача предписания (предложения) об устранении
нарушений законодательства о размещении заказов
7.1. В случаях, если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) Заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, Комиссия на основании пунктов 1, 2 части 10 статьи 17 Закона о размещении заказов выдает предложение либо на основании пунктов 3, 4 части 10 статьи 17 Закона о размещении заказов предписание об устранении таких нарушений.
Предписание (предложение) обязательно выдается Комиссией в случаях выявления нарушений законодательства о размещении заказов, если такие нарушения повлияли или могут повлиять на результаты размещения заказа. К таким нарушениям законодательства о размещении заказов в том числе относятся:
- выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям Закона о размещении заказов;
- установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов;
- установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов;
- признание победителем торгов, победителем в запросе котировок участника размещения заказа, который необоснованно допущен к участию в торгах, к участию в запросе котировок;
- необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;
- процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (аукционе) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (аукционе), процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок проведены ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок;
- установление не предусмотренных частями 4, 5 статьи 28 Закона о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в случае, если применение таких критериев привело к выбору победителя, который при оценке заявок на участие в конкурсе по не противоречащим Закону о размещении заказов критериям оценки не должен быть признан победителем конкурса;
- нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, применение критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, нарушение порядка определения победителя конкурса, аукциона, запроса котировок;
- неразмещение и/или неопубликование протоколов, составленных в ходе размещения заказа на официальном сайте, официальном печатном издании.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Пункты 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9 таблицы № 1 формы № 7 старой редакции Приказа ФАС РФ от 29.05.2007 № 153 соответствуют пунктам 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.7, 8.8, 8.9 таблицы № 1 формы № 7 новой редакции этого документа.
Пункты 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8, 5.9 таблицы № 2 формы № 7 старой редакции Приказа ФАС РФ от 29.05.2007 № 153 соответствуют пунктам 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8, 5.9 таблицы № 2 формы № 7 новой редакции этого документа.
------------------------------------------------------------------
Указанные нарушения отражены в пунктах 7.1 - 7.9 таблицы № 1, пунктах 5.1 - 5.9 таблицы № 2 Формы № 7 "Отчет о работе в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденных соответствующим Приказом ФАС России "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и центрального аппарата ФАС России".
7.2. Предписание (предложение) изготавливается одновременно с решением и подписывается Председателем и членами Комиссии.
Копии предписания (предложения) направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются уполномоченному представителю лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы.
7.3. Предписание (предложение) должно содержать:
дату и место выдачи предписания (предложения);
состав Комиссии;
сведения о решении, на основании которого выдается предписание (предложение);
наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, которому выдается предписание (предложение), с указанием адреса;
требования о совершении действий, направленных на устранение и/или недопущение нарушений законодательства о размещении заказов;
сроки, в которые должно быть исполнено предписание (предложение);
сроки, в которые необходимо представить подтверждение об исполнении предписания (предложения);
сведения о возможности и сроках обжалования предписания (предложения) со ссылкой на законодательство Российской Федерации.
Действиями, направленными на устранение и/или недопущение нарушений законодательства о размещении заказов, могут быть:
- внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, в том числе в случаях, если в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении торгов, запроса котировок установлены требования к участникам размещения заказа, требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов. При внесении указанных изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок, документацию о торгах срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее 20 дней для конкурса, 15 дней для аукциона и 4 дней для запроса котировок;
- отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов, в том числе в случаях выявления нарушения требований Закона о размещении заказов, устанавливающих требования к порядку проведения таких процедур;
- проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов;
- замена члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии;
- иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе недопущение таких нарушений в будущем.
7.4. Резолютивная часть предписания (предложения) оглашается одновременно с резолютивной частью решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки.
7.5. Предписание (предложение) подлежит исполнению в установленный таким предписанием (предложением) срок.
Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание (предложение), не должен составлять более семи рабочих дней.
Неисполнение в срок предписания (предложения) влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под неисполнением в срок предписания (предложения) понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.
8. Контроль за исполнением предписания (предложения)
Если в установленный предписанием (предложением) срок от Заказчика не поступило подтверждение исполнения такого предписания (предложения), ФАС России (территориальный орган) обязан провести на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку.
В случае если в результате проведения проверки выявлено, что Заказчиком не исполнено предписание (предложение), то ФАС России (территориальный орган) обязан применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обратиться в суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа либо с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
9. Порядок обжалования решений и предписаний (предложений)
ФАС России (территориального органа)
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|