Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


"Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года"
(утв. Минсельхозом РФ 10.09.2007)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждаю
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ
10 сентября 2007 г.

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2020 ГОДА

Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с решением коллегии Минсельхоза России (протокол от 30 мая 2006 г. № 6), рассмотрена и одобрена на заседании секции Научно-технического совета Минсельхоза России по рыбохозяйственному комплексу (протокол от 15 марта 2007 г. № 12).

1. Цели и приоритеты развития аквакультуры в Российской Федерации

Россия располагает крупнейшим в мире водным фондом внутренних водоемов и прибрежных акваторий морей, использование которого носит комплексный многоотраслевой характер. Ведение рыбохозяйственной деятельности на водоемах является важнейшим направлением эксплуатации биологических ресурсов, формируемых под воздействием природно-климатических и антропогенных факторов.
В условиях, когда уловы океанической рыбы и других морепродуктов сокращаются, а рыбные запасы внутренних водоемов находятся в критическом состоянии и поддерживаются в основном за счет искусственного воспроизводства, единственным надежным источником увеличения объемов пищевой рыбопродукции является аквакультура.
Аквакультура - вид деятельности по разведению, содержанию и выращиванию рыб, других водных животных, растений и водорослей, осуществляемый под полным или частичным контролем человека с целью получения товарной продукции, пополнения промысловых запасов водных биоресурсов, сохранения их биоразнообразия и рекреации.
Для стабильного, устойчивого обеспечения населения страны разнообразной рыбной продукцией, доступной для населения с различным уровнем доходов, удовлетворения потребностей сопредельных отраслей в технической продукции, сохранения биоразнообразия и организации досуга необходима научно обоснованная, воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная стратегия развития аквакультуры.
Стратегия развития аквакультуры в России на период до 2020 года (далее - стратегия аквакультуры) ставит цели, задачи и определяет основные направления долгосрочной политики государства в области аквакультуры с учетом природных и социально-экономических условий, складывающейся внутренней и внешней ситуации в рыбохозяйственном секторе и его роли в обеспечении макроэкономического и научно-технологического развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса страны.
Важнейшей задачей настоящего документа является установление главной цели стратегического планирования и определение путей достижения качественно нового состояния аквакультуры, увеличения объемов и роста конкурентоспособности ее продукции и услуг на отечественном и мировом рынках на основе использования природно-ресурсного потенциала и установления приоритетов развития аквакультуры, формирования мер и механизмов государственной поддержки с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Главная цель стратегии развития аквакультуры России - надежное обеспечение населения страны широким ассортиментом рыбопродукции отечественной аквакультуры по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов.
Приоритетами развития российской аквакультуры, обеспечивающими достижение главной цели, являются:
эффективное использование естественных кормовых ресурсов водоемов за счет вселения и культивирования высокопродуктивных видов гидробионтов, в том числе на поликультурной основе;
снижение удельных затрат на производство продукции аквакультуры за счет применения ресурсосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при вылове, транспортировке, переработке и реализации продукции;
улучшение менеджмента производства продукции аквакультуры путем совершенствования структуры производства, применения современного маркетинга и повышения квалификации производственного персонала.
Основные механизмы государственного регулирования в сфере аквакультуры предусматривают:
меры по сохранению, воспроизводству и эффективному использованию водных биологических ресурсов;
меры по созданию рациональной рыночной среды, включая согласованное налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования;
введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих эффективность работы рыбоводных предприятий и качество продукции аквакультуры;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной и инновационной сферах.
Представленные в настоящем документе количественные параметры развития аквакультуры являются ориентировочными, подлежащими уточнению в процессе реализации предусмотренных в нем мер.

2. Современное состояние и проблемы развития аквакультуры в Российской Федерации

Рыбохозяйственный комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. На протяжении всего ХХ века обеспечение рыбной продукцией осуществлялось за счет рыболовства вначале во внутренних морях, а затем в Мировом океане. Развитию рыбоводства отводилась второстепенная роль источника местного пищевого сырья, что определило слабое развитие современной отечественной аквакультуры, не соответствующее ее потенциальным возможностям и неспособное удовлетворять возрастающие потребности населения в высококачественных рыбных продуктах.

2.1. Рыбохозяйственный фонд водоемов, используемых в аквакультуре России
Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек.
Наибольшим фондом рыбохозяйственных водоемов располагают Сибирский (7516,6 тыс. га), Северо-Западный (6510,4) и Уральский (6270,4) федеральные округа. Исходя из общей площади рыбохозяйственных водоемов и народонаселения России, обеспеченность каждого жителя страны водоемами, пригодными для развития аквакультуры, составляет 0,19 га на человека. В Дальневосточном федеральном округе этот показатель составляет 0,65 га, в Северо-Западном - 0,46 га, а в Центральном - только 0,02 га.
Общий фонд прудовых площадей, находящихся на балансе рыбохозяйственных предприятий и организаций по состоянию на 01.01.2006, составлял 142,9 тыс. га, однако для выращивания рыбы используется не более 110 тыс. га прудов.
В России на ряде озер для выращивания холодноводных рыб и водоемах-охладителях энергетических объектов для культивирования тепловодных рыб функционируют производственные мощности садковых и бассейновых хозяйств, общая площадь которых в 2006 году составляла более 500 тыс. кв. м.
Российская Федерация располагает протяженной линией морского побережья (около 60 тыс. км), при этом площадь морских акваторий в Баренцевом, Белом, Азовском, Черном, Каспийском и дальневосточных морях, пригодная для размещения комплексов марикультуры, составляет порядка 0,38 млн. кв. км, в то время как современная площадь акваторий, используемых для выращивания морских гидробионтов не превышает 25 тыс. га.

2.2. Разводимые виды и породы рыб и других гидробионтов, выращиваемые в аквакультуре России
В водоемах Российской Федерации обитает 295 типично пресноводных видов рыб, относящихся к 140 родам, 34 семействам и 13 отрядам. В промысловых уловах в реках, озерах и водохранилищах отмечаются представители 87 видов рыб. Объектами искусственного разведения в пресных водах России являются представители 48 видов рыб, 3 вида ракообразных, а также 12 видов морских гидробионтов.
В промышленном рыбоводстве России в настоящее время культивируется 29 пород, кроссов и типов, а также 9 одомашненных форм карповых, лососевых, осетровых, сиговых и цихлидовых рыб.
Ремонтно-маточное поголовье племенных рыб различных пород в количестве более 100 тыс. голов выращивается в 25 племенных рыбоводных хозяйствах-оригинаторах.
Ведущее место в отечественной аквакультуре занимают карповые виды рыб, годовое производство которых в последние годы составляет более 80 процентов.
Наметилась тенденция расширения видового разнообразия выращиваемых рыб как за счет аборигенной ихтиофауны (линь, сом обыкновенный, карась), так и за счет использования ранее акклиматизированных видов: буффало, канальный сом, пиленгас. В промышленных объемах начали выращиваться ракообразные - речной рак и пресноводная креветка.
В Дальневосточном, Северном и Черноморском бассейнах получило развитие выращивание в опытно-производственном режиме таких ценных объектов морской аквакультуры, как мидии, трепанги, кефали, треска, камбала-калкан и другие.
Объектами искусственного воспроизводства на предприятиях аквакультуры являются 15 видов и подвидов рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Аквакультура имеет два основных направления. Первое - товарная аквакультура, у нас это товарное пресноводное рыбоводство. И второе - искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов.
Следует отметить, что марикультура также как и пресноводная аквакультура подразделяется на ряд направлений. Но, как уже отмечалось, в нашей стране марикультура находится в зачаточном состоянии, и по мере ее развития будут определены основные направления ее развития и четкие критерии отличия ее продукции от естественных популяций гидробионтов.

2.3. Современная структура товарной аквакультуры в Российской Федерации
Разнообразие рыбохозяйственных водоемов различного типа определило в Российской Федерации развитие современной аквакультуры по следующим направлениям:
пастбищная аквакультура - базируется на эффективном использовании естественных кормовых ресурсов водоемов вселенными в них различными видами рыб с разным характером питания (фитопланктон, зоопланктон, моллюски, макрофиты, мелкая малоценная рыба);
прудовая аквакультура - с использованием полуинтенсивных и интенсивных методов выращивания одомашненных или высокопродуктивных пород и кроссов рыб;
индустриальная аквакультура - с культивированием ценных видов и пород рыб, адаптированных к обитанию в ограниченных условиях, высоким плотностям посадок и питанию искусственными комбикормами;
марикультура - с культивированием морских гидробионтов при различных уровнях индустриализации и интенсификации;
рекреационная аквакультура - базируется на системе ведения рыбоводства на рыбоводных прудах, малых водоемах и приусадебных участках с организацией любительского и спортивного рыболовства.

2.3.1. Пастбищная аквакультура
Пастбищная аквакультура - наиболее экономическое и перспективное направление получения продукции гидробионтов, основанное на использовании природного биопродуктивного потенциала.
Использование пастбищных водоемов (озер, малых водохранилищ, водоемов комплексного назначения, водоемов - охладителей энергетических и других промышленных объектов) может обеспечить быстрый и высокий экономических эффект. При этом растительноядные рыбы будут доминировать как объект пастбищного рыбоводства в зонах южного и умеренного климата. Перспективными являются и осетровые рыбы, а также веслонос, акклиматизированный в нашей стране. На Севере, Северо-Западе европейской территории страны, в Сибири пастбищное рыбоводство должно базироваться в первую очередь на использовании сиговых рыб, хотя и здесь можно заниматься пастбищным осетроводством.
Пастбищное рыбоводство осуществляется в контролируемых и регулируемых человеком условиях, хотя это регулирование происходит в гораздо меньшей степени, чем в прудовом и индустриальном рыбоводстве. При этом надо особо отметить, что продукция, получаемая от промысла искусственно воспроизводимых лососевых, осетровых и других видов рыб для сохранения естественных популяций водных биологический ресурсов, не является продукцией пастбищной аквакультуры.
Развитие пастбищного сиговодства следует рассматривать как одно из важнейших направлений аквакультуры благодаря использованию высокого биопродуктивного потенциала существующих и пока достаточно многочисленных популяций сиговых рыб. С учетом климатических условий на большей части России именно сиговодство является наиболее эффективным направлением использования кормовых организмов многочисленных холодноводных внутренних водоемов нашей страны.

2.3.2. Прудовая аквакультура
Прудовое рыбоводство - основное направление современной аквакультуры в Российской Федерации. В настоящее время насчитывается более 500 предприятий, занимающихся прудовым рыбоводством, которые расположены на территории России весьма неравномерно. Основное производство находится в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах, где выращивается более 75% прудовой рыбы, производимой в России. В последние десять лет прудовое рыбоводство ведется на экстенсивной и полуинтенсивной основе, базируется на поликультурном выращивании карпа и растительноядных рыб. Рыбопродуктивность прудов существенно различается по отдельным рыбоводным хозяйствам, в среднем по России в 2006 году она составила около 900 кг/га.

2.3.3. Индустриальная аквакультура
Индустриальное рыбоводство - это условное название методов выращивания рыбы в сетчатых садках, бассейнах и установках замкнутого водообеспечения (УЗВ). Этим методом рыбу выращивают при высоких плотностях посадки с использованием различных методов интенсификации.
В 2005 году таким образом выращено 14,2 тыс. т товарной рыбы, в основном форели и осетровых. Эта продукция имеет высокую реализационную стоимость, поэтому с каждым годом увеличиваются объемы ее производства.
Индустриальное выращивание имеет большие преимущества и огромные перспективы. Во-первых, затраты на создание садкового хозяйства в несколько раз меньше, чем, например, для прудового хозяйства такой же мощности. Во-вторых, садковое хозяйство можно, и так часто происходит, размещать в водоеме-охладителе ГРЭС или АЭС и в зависимости от температуры воды переводить садки в наиболее благоприятные условия для рыбы. При этом срок выращивания товарной рыбы значительно сокращается.
Кроме использования теплых сбросных вод у нас в стране - огромное число естественных водоемов, пригодных для выращивания в садках лососевых и сиговых видов рыб.

2.3.4. Марикультура
Основные объекты морского культивирования в России: мидии, устрицы, морской гребешок; в последние годы началось развитие марикультуры других беспозвоночных, прежде всего, морских ежей, трепанга и крабов.
В Приморье в настоящее время функционирует 36 предприятий, занимающихся культивированием беспозвоночных (главным образом гребешка); в 2006 году выращено около 1000 т. Начаты работы по выращиванию морского ежа.
Суммарный объем культивирования водорослей (на Дальнем Востоке и Белом море) в середине 1990-х годов составлял свыше 6,5 тыс. т. В настоящее время культивированием водорослей занимаются только в Приморье (17 предприятий); общий объем товарной продукции в 2006 году составил более 150 т.
На Баренцевом море в районе Линахамари (губа Печенга) организовано садковое товарное выращивание семги совместным российско-норвежским предприятием в объеме 200 т товарного лосося в год.

2.3.5. Рекреационная аквакультура
В последние годы в России вблизи крупных мегаполисов стремительно начало развиваться рыбоводство на водоемах площадью до 10 гектаров. Как правило, это небольшие пруды, в которых рыбу содержат организации платного любительского рыболовства и оказание разнообразных услуг населению.
Рекреационное рыбоводство базируется на биологических основах ведения рыбоводства, использует рыбу определенных кондиций, выращенную в рыбоводных хозяйствах, а эффективность его функционирования определяется не уровнем рыбопродуктивности водоемов, а разнообразием и качеством оказываемых услуг и объемом вырученных средств от их реализации. Рекреационное рыбоводство является потенциальным и стабильным потребителем различных видов рыб, выращиваемых в товарном рыбоводстве.

2.3.6. Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов
Более чем полувековой опыт воспроизводства лососевых рыб на рыборазводных заводах Дальнего Востока и осетровых рыб в бассейнах Каспийского и Азовского морей показал эффективность проведения таких работ как с позиции сохранения и восстановления численности отдельных видов рыб, так и в области формирования промысловых запасов, обеспечивающих значительные объемы вылова. В последние десятилетия XX века из-за падения численности естественных популяций ряда ценных промысловых видов рыб объектами искусственного воспроизводства стали несколько представителей семейств сиговых и карповых рыб.
Искусственным воспроизводством ценных видов рыб в Российской Федерации занимаются более 150 федеральных государственных предприятий, организаций, расположенных в различных регионах России.
Эффективность вселения молоди различных видов рыб в естественные водоемы разная. В частности, по Дальневосточному региону почти 18% добываемых тихоокеанских лососей имеют заводское происхождение. Дополнительный ежегодный вылов, за счет деятельности дальневосточных лососевых рыбоводных заводов, учеными ФГУП "ТИНРО" оценивается в 40 и более тысяч т. По данным ФГУП "КаспНИИРХ", удельный вес осетровых рыб "заводского происхождения" в промысловых уловах Каспийского моря составляет: по русскому осетру - 55,8%, севрюге - 36% и белуге - около 98%. Более 80% осетровых рыб Азовского моря имеют заводское происхождение. За счет работ по искусственному воспроизводству сиговых рыб в Западной Сибири (Обь-Иртышский бассейн) ежегодно вылавливается до 310 т пеляди и до 290 т муксуна. В Цимлянском водохранилище (Южный федеральный округ) ежегодно добывается около 2 тыс. т растительноядных рыб средней массой 8 - 10 кг.

2.4. Хозяйственные системы аквакультуры России
Выращиванием рыбы и других объектов аквакультуры в Российской Федерации в последние 10 лет занимаются предприятия различных форм собственности (государственной, кооперативной, частной). Основной объем товарной рыбы в России производят предприятия различных форм собственности, входящие в состав ассоциации "Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства (Росрыбхоз)" и рыбоводные хозяйства сельскохозяйственного профиля системы Минсельхоза России. В составе ГКО "Росрыбхоз" в настоящее время работает около 500 предприятий аквакультуры. Определенное развитие получило фермерское рыбоводство, однако учет выращиваемой рыбы в этом секторе аквакультуры в настоящее время затруднен и оценивается экспертным путем.

2.5. Кадровое обеспечение аквакультуры
В 2006 году на рыбоводных предприятиях России государственной и других форм собственности работало более 22 тыс. человек, а в фермерских хозяйствах - около 5 тыс. человек.
Специалистов по аквакультуре готовят в 9 высших учебных заведениях рыбохозяйственного и сельскохозяйственного профиля, а также 4 средних специальных учебных заведениях. Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием составляет 110 - 130 человек.

2.6. Место аквакультуры в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе страны
Аквакультура в Российской Федерации по принципам организации и средствам производства является составной частью сельскохозяйственного и рыбохозяйственного сектора экономики страны. В рыбоводном технологическом процессе использованы все основные принципы, способы и приемы, характерные для разведения, воспроизводства и выращивания сельскохозяйственных животных. Увеличение объемов производства рыбы в фермерских хозяйствах в последние годы повысило роль аквакультуры в сельской экономике в обеспечении населения продуктами питания животного происхождения. Учитывая, что среднедушевые доходы сельского населения значительно уступают доходам городских жителей, основными видами потребляемой рыбы являются карповые, располагающиеся в низком ценовом регистре.

2.7. Проблемы современной аквакультуры России
В рыбном хозяйстве страны сохраняются механизмы и условия хозяйствования, характерные для неразвитой рыночной экономики, в которой действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса, включая аквакультуру.
Основными факторами, сдерживающими развитие аквакультуры в нашей стране, являются:
отсутствие законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования аквакультуры;
слабо развитая рыночная инфраструктура и отсутствие маркетинговой информации состояния российского и международного рынков рыбопродукции аквакультуры;
высокая степень износа основных производственных фондов;
прекращение ввода новых производственных мощностей;
дефицит инвестиционных ресурсов из-за низкой инвестиционной привлекательности существующих рыбоводных хозяйств.
Основными факторами, определяющими необходимость развития аквакультуры России в первой четверти XXI века, являются:
повышение спроса на продукцию аквакультуры внутри страны в условиях современных тенденций сокращения промысла в морях и океанах;
необходимость восстановления нормативного потребления рыбы и рыбных продуктов жителями России;
повышение жизненного уровня и улучшение рациона питания населения;
формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
повышение доходов и улучшение рациона питания населения.

3. Основные тенденции развития мировой аквакультуры

3.1. Современное состояние и прогнозы развития
Общемировое производство рыбной продукции за последние 25 лет удвоилось и достигло в 2005 году 141,6 млн. т. Такое увеличение объемов производства в значительной степени отражает резкий рост продукции аквакультуры. В современном мировом рыбном хозяйстве доля аквакультуры достигла 40% (в начале 80-х годов прошлого столетия - 7%).
Прогнозы общемирового спроса на продукцию рыбного хозяйства указывают на дальнейший рост объемов продукции аквакультуры, что объясняется двумя важнейшими причинами: отсутствием реальных возможностей наращивания объемов вылова в Мировом океане и дальнейшим ростом населения в мире.
По прогнозам экспертов, спрос на пищевую рыбу будет определяться на 60% повышением благосостояния и фактором развития, а на 40% - ростом населения.

3.2. Возможные ограничения роста производства рыбной продукции
Несмотря на обнадеживающие прогнозы, остаются причины технологического и организационного характера, которые могут лимитировать ожидающийся рост увеличения объемов аквакультуры в мире.
К технологическим ограничениям относятся:
болезни культивируемых объектов, наиболее серьезно влияющие на производство и торговлю продукцией аквакультуры. Несмотря на то что большинство бактериальных и вирусных инфекций не представляют прямой угрозы здоровью человека, они отрицательно влияют на продуктивность, реализуемость товара и общественное мнение. Распространению болезней способствует перенос патогенного начала из-за расширяющейся торговли живыми гидробионтами и продукцией из них;
усиливающаяся конкуренция с животноводством и птицеводством в использовании комбикормов, рецептура и технологии изготовления которых для гидробионтов значительно сложнее и дороже, что соответственно приведет к удорожанию продукции аквакультуры, а также экологические проблемы, связанные с качеством среды выращивания гидробионтов, большая часть которых сосредоточена в прибрежных водах и пресноводных водоемах, чаще подверженных антропогенному загрязнению.
Кроме того, все более жесткое следование общемировым стандартам и правилам производства и реализации пищевой продукции, в том числе и аквакультуры, с одной стороны, снижает потенциальную опасность аквакультуры, улучшает качество продукта и способствует повышению доверия потребителя, а с другой, значительно усложняет технологические процессы и ограничивает объемы реализации, особенно на мировых рынках.

3.3. Стратегии и управление
Аквакультура в мире продолжает расширяться, становится более разнообразной, интенсивной и технологически совершенной. С точки зрения роста она по-прежнему занимает доминирующие позиции среди секторов животноводства. В настоящее время аквакультура рассматривается не только как деятельность, удовлетворяющая нужды производителей продуктов питания, но и как одно из средств экономического роста и достижения разнообразных социальных и экологических целей. Осознание необходимости ускоренного развития аквакультуры ведет к принятию соответствующих законов и стратегий, регулирующих ее деятельность.
На национальном уровне в большинстве стран с развитой аквакультурой политика функционирования этого сектора строится на принципах стимулирования развития. Во многих странах правительства рассматривают аквакультуру как приоритетное направление их экономических планов, определяя цели и задачи и разрабатывая руководящие стратегии для их реализации; способствуют рациональному получению кредитов, дающих финансовый стимул и предотвращающих организационную скованность. На микроуровне (или на уровне хозяйств) правительства проводят "стартовую" политику, заключающуюся в финансировании исследований, обеспечении хозяйств посадочным материалом и консультационными услугами на льготных условиях и, в некоторых случаях, предоставлении ссуд (займов). Поддержка аквакультуры во многих странах осуществляется также посредством стимулирования рынка, развития новых видов ценной продукции и регулирования безопасности пищевых продуктов из гидробионтов. Помимо контроля за использованием лечебных препаратов и кормов, особое внимание уделяется переработке и упаковке продукции аквакультуры для предотвращения заболеваний и обеспечения безопасности потребителей.

4. Основные пути ускоренного развития аквакультуры в России

4.1. Общие подходы и основные принципы стратегического развития
Аквакультура является важнейшим направлением функционирования агропромышленного, рыбохозяйственного и природоохранного комплексов Российской Федерации, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Базируясь на комплексном использовании природно-ресурсного и социального потенциала страны, деятельность аквакультуры направлена на решение следующих важнейших общегосударственных задач:
обеспечение населения продуктами питания животного происхождения;
увеличение трудозанятости населения, особенно в сельской местности и на прибрежных территориях;
снижение импортозависимости в поставках продовольствия;
сохранение запасов водных биологических ресурсов и биоразнообразия водных животных и растений в естественной среде обитания.
При положительном решении указанных задач аквакультура будет способствовать социально-экономическому развитию регионов России. Развитие аквакультуры, предусматривающей широкий спектр производства гидробионтов, их переработку и хранение, будет способствовать обеспечению высокой трудозанятости населения, в том числе за счет развития смежных отраслей, повышению доходности семей и, как следствие, улучшению здоровья и качества жизни населения России.
Уровень прогресса этого важного сектора отечественного агропромышленного производства при прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу во многом определяется использованием накопленного мирового и отечественного опыта становления и развития аквакультуры, базовыми принципами которого должны стать:
комплексность решения общегосударственных проблем в обеспечении продовольственной безопасности, доходов от внешней торговли и экономического роста;
инновационное воздействие со множеством дополнительных выгод, а также мотивацией для поиска альтернатив снижающимся уловам при сверхэксплуатации естественных рыбных запасов;
обеспечение инвестиционной привлекательности различных направлений развития аквакультуры в разных регионах страны;
макропрогнозирование с учетом цены продукции, доходов на душу населения, плотности и темпов прироста населения;
установление строгих стандартов и правил, гарантирующих качество и безопасность продукции, а также снижающих вредное влияние производства на социальном и экологическом уровне;
проведение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации политики, заключающейся в финансировании научных исследований, обеспечении рыбопосадочным материалом и консультационными услугами, предоставлении льготных кредитов, лизингового финансирования, дотаций, ссуд (займов) и других преференций для хозяйств аквакультуры.

4.2. Потенциальные потребности России в пищевых рыбных продуктах
В соответствии с действующим с 2006 года Федеральным законом душевое потребление рыбных продуктов в России установлено на уровне 16,0 кг/год. Исходя из потребительской корзины, общее количество потребляемой пищевой рыбопродукции в стране в 2006 году, при численности населения 143,3 млн. человек, должно быть более 2,2 млн. т. Фактически в 2005 году объем отечественной пищевой рыбной продукции, использованной в России, составил 1,4 - 1,5 млн. т. Учитывая, что доля съедобных частей в основном объекте промысла - рыбе, составляет не более 60%, поступившая на стол российскому потребителю пищевая рыбная продукция составила 900 тыс. т. Таким образом, дефицит отечественного пищевого рыбного белка составляет 1,3 млн. т, половина которого (0,6 млн. т) покрывается импортными поставками. Если же за основу расчетов принять установленную Российской академией наук рациональную норму потребления рыбопродукции (23,7 кг/чел./год), то дефицит рыбного белка в России, без учета импортных поставок, составляет более 1,5 млн. т, что, несомненно, отрицательно сказывается на здоровье нации, продуктивной деятельности трудоспособного населения, продолжительности жизни людей в нашей стране.
Важнейшим поставщиком пищевой рыбной продукции в России в среднесрочной перспективе будет оставаться рыболовство. Доля пищевой рыбопродукции в общем вылове, при все увеличивающихся объемах промысла малоценных видов рыб, к 2020 году составит около 2 млн. т. При этом дефицит отечественного пищевого рыбного белка, даже при прогнозируемом уменьшении численности населения к 2020 году до 131 млн. человек, составит более 0,5 млн. т.
Необходимо учитывать также и такой фактор, как значительное улучшение социально-экономического положения России в ближайшее десятилетие, что приведет к увеличению доходов населения и смещению спроса на потребление более ценных в пищевом отношении рыб и морепродуктов.
Исходя из общемировых тенденций и современного состояния аквакультуры в нашей стране, можно прогнозировать к 2020 году производство гидробионтов в аквакультуре на уровне - 410 тыс. т.
Сроки достижения цели во многом будут определяться степенью реализации имеющегося в стране природно-климатического потенциала, уровнем использования инновационных, инвестиционных и социально-экономических факторов, эффективность проявления которых может быть различной. Успешное решение государственных проблем продовольственного обеспечения населения страны и насыщения внутреннего рынка широким ассортиментом рыбопродукции различной стоимости со снижением импортных поставок возможно только при условии ускоренного развития аквакультуры.

5. Технико-технологическая модернизация и инновационное переустройство аквакультуры России

Развитие аквакультуры в России в долгосрочной перспективе предполагается в два этапа:
среднесрочный период - до 2012 года - базируется на технико-технологической модернизации с двумя взаимно дополняемыми действиями, связанными с реконструкцией существующих производственных мощностей, созданием новых садковых площадей и применением методов интенсификации производственных процессов. Реализация комплекса мероприятий, при государственной поддержке различных направлений аквакультуры, позволит обеспечить среднегодовые приросты в этом секторе рыбохозяйственного комплекса страны на уровне 11 - 12% и достигнуть к 2012 году производства товарной рыбопродукции в объеме 260 тыс. т. На этом этапе вполне обоснованно развивать в равной степени все сектора аквакультуры. Необходимо повысить рыбопродуктивность прудов до 13 - 13,5 ц/га за счет внедрения поликультуры, выращивания высокопродуктивных пород и кроссов рыб, удобрения прудов и других методов интенсификации.
Использование в полном объеме имеющихся прудовых площадей позволяет прогнозировать производство прудовой рыбы в количестве 170 - 175 тыс. т. В индустриальных условиях бассейновых и особенно садковых хозяйств за счет перехода на выращивание новых видов и высокопродуктивных пород лососевых и осетровых рыб может быть обеспечено производство 30 - 35 тыс. т. Фермерские рыбоводные хозяйства произведут 20 - 25 тыс. т различных видов рыб, доступных для сельского населения. В условиях пастбищного рыбоводства, развитие которого на первом этапе будет сдерживаться правовыми сложностями выращивания рыбы в естественных водоемах и водохранилищах и ограниченным количеством рыбопосадочного материала, объемы производства составят 10 - 15 тыс. т.
В течение первого этапа необходимо решить несколько принципиальных вопросов, обеспечивающих создание хорошей материально-технической и кадровой базы для успешного достижения целевых показателей 2020 года.
Основными направлениями деятельности являются:
завершение создания правовой и законодательной базы функционирования предприятий аквакультуры различных форм собственности;
широкомасштабное строительство воспроизводственных комплексов на крупных естественных водоемах и водохранилищах;
подготовка и переподготовка кадров различного управленческого уровня;
протекционистская государственная политика, направленная на поддержку развития аквакультуры в стране.
Для достижения целевых показателей на первом этапе необходимы ежегодные средства в сумме 3,5 - 4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации 1,8 - 2,0 млрд. рублей. Бюджетные средства в виде прямых инвестиций, льготного кредитования, лизинга и других форм государственной поддержки направляются на строительство рыбопитомников при крупных водоемах, реконструкцию прудовых площадей, в первую очередь, зональных рыбопитомников, приобретение техники и оборудования, выращивание и выпуск молоди ценных видов рыб, рыбоводно-мелиоративные работы, противоэпизоотические мероприятия, а также на создание крупных научно-производственных и учебных центров для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их апробации в опытно-промышленных условиях, а также подготовки и переподготовки кадров.
В долгосрочном периоде (2013 - 2020 годы) отечественная аквакультура должна развиваться на инновационной основе с эффективным использованием российских и зарубежных научно-технических разработок и передового опыта. Приоритетным направлением в этом периоде является пастбищная аквакультура, на развитие которой практически не оказывают влияния несколько факторов, серьезно лимитирующих функционирование прудового и индустриального рыбоводства: не требуется больших капиталовложений, земельных площадей, водопотребления и огромных затрат искусственных комбикормов. Развитие пойдет за счет массового вселения растительноядных рыб в крупные водоемы центральных и южных регионов страны, а также лососевых и сиговых рыб в водоемы северных зон России. При повышении рыбопродуктивности южных водохранилищ за счет вселения комплекса растительноядных рыб до уровня 100 кг/га. Внедрение в северную аквакультуру современных технологий выращивания сиговых видов рыб позволит получить высококачественную рыбопродукцию в объеме 20 тыс. т.
Особую роль в развитии отечественной аквакультуры будет играть фермерское рыбоводство, основными производственными мощностями которого служат пруды, малые водохранилища и небольшие озера, общая площадь которых в России превышает 1 млн. га. Широкомасштабное использование в фермерском хозяйстве разработанного в России комплекса интегрированных технологий совместного выращивания рыбы с другими видами сельскохозяйственных животных и растений обеспечит производство рыбы в хозяйствах этого типа в объеме до 30 тыс. т. При этом существование фермерских хозяйств окажет благоприятное влияние на продуктивность водных и земельных угодий в составе агрогидробиоценозов, решая важные задачи социально-экономического развития сельских территорий.
В прудовом рыбоводстве интенсификация производства будет осуществляться за счет широкомасштабного внедрения высокопродуктивных пород и расширения видового состава рыб - объектов товарного рыбоводства, позволяющих в ресурсосберегающем режиме максимально использовать продукционные возможности прудов. Средняя рыбопродуктивность прудов составит 20 ц/га, что без ввода новых прудовых площадей позволит довести объем производства прудовой рыбы до 215 тыс. т.
Улучшение условий жизни и повышение уровня доходов населения России повысит спрос на ценные виды рыб, что будет стимулировать развитие индустриального рыбоводства. За счет массового применения отечественных научно-технических разработок, базирующихся на интенсивных методах выращивания лососевых, осетровых и других ценных видов рыб, в условиях садковых и бассейновых хозяйств, а также индустриальных установок с замкнутым циклом водообеспечения можно обеспечить производство 55 тыс. т деликатесной продукции высоких потребительских качеств.
Определенное ускорение получит производство продукции марикультуры как за счет садкового выращивания рыбы, так и за счет внедрения современных методов культивирования моллюсков и беспозвоночных. Прогнозируется, что объем производства продукции марикультуры составит 80 тыс. т.
При таких темпах развития к 2020 году объемы производства продукции аквакультуры достигнут 410 тыс. т, что в 4 раза больше, чем в настоящее время.

6. Региональные особенности развития аквакультуры в Российской Федерации

Территория Российской Федерации характеризуется огромным разнообразием природно-климатических условий, определяющих особенности организации и ведения аквакультуры в разных регионах страны.
Потенциальные возможности развития аквакультуры в существующих федеральных округах отличаются своей спецификой как по типам предприятий аквакультуры, так и культивируемыми объектами.
Из семи федеральных округов только в трех: Дальневосточном, Южном и Северо-Западном имеются условия для развития марикультуры.
Приоритетным в Дальневосточном федеральном округе должно стать выращивание морских гидробионтов, чему способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом свидетельствует опыт соседних стран - Японии, Кореи и Китая.
В Северо-Западном федеральном округе представляется перспективным ведение холодноводного рыбоводства в озерах, площадь которых в округе превышает 5,5 млн. га. Развиваться аквакультура должна по двум направлениям: пастбищное рыбоводство, базирующееся на выращивании лососевых и сиговых рыб, и садковое форелеводство. Имеющиеся в округе тепловые электростанции дают возможность развивать рыбоводство на подогретых водах, что расширяет видовой ассортимент выращиваемых рыб, а близлежащие крупные мегаполисы позволяют прогнозировать отсутствие проблемы сбыта высокоценной продукции аквакультуры.
Многообразие природно-климатических условий и наличие различных типов рыбохозяйственных водоемов позволяют развивать в Южном федеральном округе все сектора производства продукции в аквакультуре: прудовое рыбоводство, индустриальное рыбоводство на подогретых водах ГРЭС и ТЭЦ и форелеводство в предгорных районах, пастбищное рыбоводство в озерах, лиманах и водохранилищах ирригационного и сельскохозяйственного назначения, а также марикультуру на Азовском, Черном и Каспийском морях. Учитывая наличие в округе большого количества малых водохранилищ и прудов руслового типа, благоприятные климатические условия для развития интегрированных форм рыбоводства, а также жизненный уклад местного населения, можно уверенно прогнозировать широкое развитие фермерского рыбоводства.
Приоритетным направлением развития аквакультуры в Приволжском федеральном округе может стать пастбищное рыбоводство на водохранилищах Волжско-Камского каскада, площади которых превышают 1,3 млн. га.
Для реализации имеющихся перспектив все существующие производственные мощности рыборазводных заводов и прудовых хозяйств должны использоваться в рамках госзаказа для массового выращивания жизнестойкой молоди ценных видов рыб с последующим выпуском ее в водохранилища.
Центральный федеральный округ, являясь наиболее населенным, располагает наименьшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ, в связи с чем приоритетными направлениями развития аквакультуры являются прудовое рыбоводство и индустриальная аквакультура с использованием подогретых вод энергетических объектов. Высокая стоимость земли, воды и значительный спрос на высокоценные рыбные продукты позволяет прогнозировать выращивание деликатесных видов и пород рыб в индустриальных установках с замкнутым циклом водообеспечения. Продолжится интенсивное развитие в округе рекреационного рыбоводства, что потребует установления долгосрочных производственных связей с рыбоводными хозяйствами южных регионов России.
Озерным краем можно назвать Уральский федеральный округ, площади озер которого превышают 6,2 млн. га. В республиках и областях этого округа имеется определенный опыт ведения озерного товарного рыбоводства, что позволяет прогнозировать в качестве приоритетного направления развития аквакультуры - пастбищное рыбоводство с выращиванием видов и пород рыб холодноводного и тепловодного комплексов. Индустриальное рыбоводство будет развиваться на подогретых водах ГРЭС и ТЭЦ, однако представляется целесообразным использовать производственные мощности "тепловодных" хозяйств для массового производства жизнеспособной молоди культивируемых рыб с последующим выпуском их в озерные товарные хозяйства.
Сибирский федеральный округ располагает крупнейшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ, превышающим 7,3 млн. га, что позволяет рассматривать этот регион как весьма перспективный для развития пастбищной аквакультуры. В краях и областях округа накоплен опыт ведения товарного рыбоводства на озерах, однако значительные площади сибирских водохранилищ и слабая населенность большинства этих территорий позволяет прогнозировать развитие пастбищного рыбоводства в "точечном" варианте. Регион имеет значительные запасы геотермальных вод, что делает весьма перспективным и экономически дешевым ведение индустриального рыбоводства с использованием природно-подогретых вод. Особенностью аквакультуры в Сибирском федеральном округе, протянувшемся с севера на юг, является выращивание холодноводных (в основном, сиговых) и тепловодных (осетровых, карповых) видов рыб, что расширяет рынки сбыта продукции аквакультуры, в том числе и на экспорт.
Существующие в настоящее время биотехнологии разведения и выращивания рыб и других гидробионтов позволяют в региональном плане создавать новые устойчивые и саморегулируемые структуры, так называемые региональные системы аквакультуры, учитывающие особенности рыбохозяйственного фонда водоемов, социально-экономическое состояние и ресурсную базу региона, а также другие факторы, определяющие функционирование производства продукции аквакультуры. Исходя из этого, принцип регионального построения системы аквакультуры должен обязательно учитываться при разработке общих программ развития различных направлений агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в субъектах Российской Федерации, комплексного и рационального использования природных ресурсов.

7. Важнейшие меры общегосударственного стимулирования развития отечественной аквакультуры

Реализация стратегии развития аквакультуры требует осуществления комплекса организационно-технических и законодательно-правовых мероприятий во всех направлениях ее развития.
Во-первых, производственная база аквакультуры - это водоемы различного типа. Абсолютное большинство естественных водоемов являются федеральной собственностью, так как выполняют многоотраслевые функции, что нашло отражение во вновь принятом Водном кодексе Российской Федерации. Этот законодательный акт определяет особенности эксплуатации озер, водохранилищ и других водоемов в режиме действия федеральных нормативных документов. На крупных и средних водоемах, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации аквакультура может осуществляться только при непосредственном участии государства, но в экономической интеграции с частным капиталом. Суть этого государственно-частного партнерства заключается в том, что государство, исходя из мирового опыта, проводит так называемую "стартовую" политику: определяет правовые основы, финансирует исследования, обеспечивает вселение молоди и оказывает консультационные услуги, а частный бизнес осуществляет вылов с последующим производством и реализацией широкого ассортимента рыбной продукции.
Во-вторых, успешное развитие аквакультуры во многом определяется эффективным научным обеспечением функционирования всего комплекса разведения, выращивания, вылова и переработки рыбы и других гидробионтов. К сожалению, многие научно-технические проблемы остались нерешенными до настоящего времени. К ним, прежде всего, относятся:
создание общегосударственного реестра рыбохозяйственных водоемов с кадастровой оценкой их продуктивности;
разработка методов реконструкции ихтиофауны водоемов в направлении повышения их продуктивности и хозяйственной ценности;
выведение новых и совершенствование существующих пород, а также формирование ремонтно-маточных стад рыб с использованием целевой селекции на базе молекулярно-генетических методов;
введение в аквакультуру новых высокопродуктивных видов рыб и других гидробионтов;
разработка и совершенствование биотехнологий культивирования рыб, моллюсков и ракообразных, адаптированных к морской среде прибрежных вод России;
разработка методов обнаружения, профилактики и лечения заболеваний рыб в условиях интенсивного выращивания на основе достижений генной инженерии;
разработка методов повышения качества и безопасности продукции, произведенной в аквакультуре;
создание системы информационно-экономического обеспечения аквакультуры и маркетинга продукции.
Большинство существующих в настоящее время технологий рыбоводства были созданы отраслевой наукой в последние десятилетия прошлого века на совершенно другой экономической основе. Именно этот недостаток в настоящее время является главной причиной слабой обоснованности или отсутствия качественных инновационных проектов.
Отечественный и мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в любой отрасли определяется наличием "пионерных" проектов, разработка и реализация которых осуществляется в государственных научно-производственных центрах. Основная идея этих центров заключается в том, что за счет быстрого внедрения новых технологий на собственной производственной базе появляется реальная возможность, во-первых, убедиться в эффективности научно-технических разработок, во-вторых, на реальном примере показать перспективность их внедрения на промышленных предприятиях и, в-третьих, за счет прибыли от производственной деятельности финансировать часть исследовательских работ как собственных, так и сторонних исполнителей.
Значительное количество научно-технических проблем, существующих в аквакультуре, в последние годы не решается из-за недостаточного финансирования исследований в этом секторе рыбохозяйственного комплекса страны. Доля средств, выделяемых на исследования по проблемам аквакультуры, находится на уровне 4 - 5% от общего объема финансирования научных работ в рыбном хозяйстве. Именно по этой причине отечественная рыбоводная наука в последние десять лет не генерирует новые идеи, а совершенствует технологии, созданные в 70 - 80 годы прошлого столетия. Исходя из необходимости проведения исследований, направленных на решение первостепенных задач развития пресноводной и морской аквакультуры, потребуется ежегодное финансирование научно-технических разработок в объеме 120 - 130 млн. рублей.
В-третьих, в процессе своего развития аквакультура постоянно испытывает сложности при определении своего места в административной иерархии, поскольку продукцией и аквакультуры, и промышленного рыболовства являются рыба и другие гидробионты. И все же, в целом, производственная система и практика хозяйствования в аквакультуре абсолютно идентичны аналогичным системам в традиционном сельском хозяйстве. В мировой практике больше стран, отдающих управление вопросами аквакультуры министерствам или департаментам сельского хозяйства, чем министерствам по рыболовству.
Следует активизировать работу по консолидации союзов, ассоциаций, предприятий и организаций, фермерских хозяйств, занимающихся рыбохозяйственной деятельностью, вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, восстановить деятельность союзов и ассоциаций в субъектах Российской Федерации, где по субъективным причинам она была прекращена, с целью защиты общеотраслевых интересов, постоянного роста объемов производства, доходов и благосостояния всех работающих в отрасли.
В-четвертых, базовая основа функционирования аквакультуры - племенное дело и получение высококачественного рыбопосадочного материала для производства товарной рыбы в пастбищном, прудовом, индустриальном и рекреационном рыбоводстве. Решение этой проблемы возможно с помощью специально созданной системы массового производства молоди ценных видов рыб на предприятиях различных форм собственности. Финансирование этих работ должно взять на себя государство или акционерные компании, созданные на крупных водоемах.
На первом этапе (2007 - 2012 годы) на базе существующих государственных предприятий, а также с привлечением всех производств (частных и арендованных) необходимо установление государственного заказа на производство посадочного материала для зарыбления водоемов пастбищного рыбоводства, а также рекреационных хозяйств.
В рамках госзаказа необходимо предусмотреть начиная с 2007 года, средства для ежегодного удвоения выпуска личинок и жизнестойкой молоди, а для растительноядных рыб - их пятикратное увеличение для выпуска в пастбищные водоемы. Такой государственный заказ в течение 2007 - 2012 годов позволит к 2012 году сформировать промысловый запас в пастбищной аквакультуре в объеме 80 - 100 тыс. т, а в рекреационной аквакультуре обеспечит оказание услуг по спортивному и любительскому рыболовству в объеме нескольких миллиардов рублей и таким образом финансово укрепить хозяйства аквакультуры и увеличить поступление средств в бюджеты различного уровня.
Наряду с этим необходимо увеличение объемов госфинансирования работ по противоэпизоотическим мероприятиям, по реконструкции прудов, по мелиорации водоемов нерестово-выростных хозяйств и пастбищных водоемов, восстановлению деятельности зональных рыбопитомников, а также господдержки племенного рыбоводства.
В связи с приоритетным развитием пастбищной аквакультуры начиная с 2007 года необходимо провести комплексные кадастровые изучения водоемов, находящихся в федеральной собственности, для их последующего зарыбления и сдачи в долгосрочную аренду пользователям.
Интенсивное развитие пастбищного рыбоводства потребует:
модернизации существующих и строительства новых рыборазводных предприятий с учетом современных технологий (в т.ч. для формирования и содержания собственных ремонтно-маточных стад и повышения качества выпускаемой молоди);
совершенствования системы выпуска молоди (по водоемам, видам и объемам выпуска);
организации мониторинга воспроизводимых популяций на основе использования надежных и оперативных методов;
резкого увеличения объемов выпуска в естественные водоемы молоди ценных видов рыб;
проведения рыбоводно-мелиоративных работ во внутренних водоемах.
определения порядка использования средств, выделяемых для компенсации ущерба, наносимого рыбными запасами, на цели воспроизводства и сохранения рыбных запасов и развитие товарного рыбоводства.
Масштабное зарыбление естественных водоемов позволит существенно насытить все виды рынков (местные, крупных и средних городов, крупных и средних мегаполисов, а также городов Москва и Санкт-Петербург) свежей высококачественной рыбой. Создание специализированных рынков для передержки живой и хранения свежей рыбы позволит существенно снизить розничные цены и, тем самым, сделать аквакультуру еще более конкурентоспособной.
В-пятых, необходимо решить принципиальные вопросы организационного и экономического плана, в частности:
определить порядок сдачи в долгосрочную аренду зарыбленных государством рыбохозяйственных водоемов, находящихся в федеральной собственности;
разработать порядок сдачи в долгосрочную аренду государственных рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, племзаводов, а также формы компенсации частных инвестиций;
утвердить упрощенный порядок согласования документов при создании марихозяйств и сдачи в долгосрочную аренду прав на водные и земельные участки под хозяйства марикультуры;
определить порядок оформления госзаказа на зарыбление пастбищных водоемов;
решить вопрос о возможности принятия в залоговое обеспечение, под выдаваемые кредиты рыбоводным предприятиям внутренних водоемов, их права на досрочную аренду земельных участков (ипотека) и выращенную товарную рыбу как товар на складе или товар в обороте;
обеспечить возможность приобретения на условиях лизинга техники и оборудования для предприятий аквакультуры и фермерских хозяйств;
отменить или существенно снизить ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для аквакультуры, не имеющее отечественных аналогов;
создать систему зарыбления высокопродуктивными породами водоемов комплексного назначения на льготных условиях;
создать инфраструктуры обслуживания и сбыта товарной продукции в виде специализированных оптовых и розничных рынков для устранения посредников и снижения розничных цен на выращенную рыбу. Стимулировать формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, работающих в области аквакультуры.
Реализация комплексного подхода к развитию аквакультуры в России позволит к 2020 году:
повысить продовольственную безопасность страны;
увеличить душевое потребление рыбы в стране до 17 - 17,5 кг, в том числе за счет аквакультуры до 5 - 6 кг;
улучшить полноценный здоровый рацион питания населения России;
потеснить на внутреннем рыбном рынке зарубежных экспортеров;
создать дополнительно свыше 50 тыс. рабочих мест, особенно в сельских и прибрежных местностях;
обеспечить снабжение населения живой и свежей рыбой;
рыбоводным предприятиям со своей продукцией выйти на зарубежный рынок.

Объемы производства продукции аквакультуры в России
на период до 2020 года

тыс. тонн

   ----------------------------------T--------------------T------------------¬

¦ Направления аквакультуры ¦ Первый этап ¦ Второй этап ¦
¦ ¦ до 2012 года ¦ до 2020 года ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦Прудовое рыбоводство ¦170 ¦215 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦Индустриальное рыбоводство ¦30 ¦55 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦Пастбищное рыбоводство ¦20 ¦60 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦Марикультура ¦40 ¦80 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦Всего ¦260 ¦410 ¦
L---------------------------------+--------------------+-------------------


8. Основные положения и система реализации стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации

1. Стратегия развития аквакультуры в России на долгосрочный период до 2020 года разработана в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации в 2003 году с учетом современного состояния в России различных направлений аквакультуры и основных тенденций ее развития в мире.
2. Определена главная цель стратегии - обеспечение населения страны продукцией отечественной аквакультуры широкого ассортимента по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов.
3. Определены приоритетные направления развития аквакультуры в России и основные параметры, обеспечивающие достижение целевых показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
4. Определен перечень обязательных для достижения поставленных целей организационно-технических и законодательно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию протекционистской политики государства и создание благоприятного климата для развития аквакультуры.
5. Предлагаемая система реализации стратегии аквакультуры исходит из следующих принципов:
а) взаимосвязанное осуществление двух процессов - воплощения в жизнь основных положений государственной политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию аквакультуры;
б) создание мониторинга стратегии аквакультуры, использующего показатели результативности государственной политики, региональных воздействий и действий юридических лиц, позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;
в) выделение на каждом этапе реализации стратегии аквакультуры важнейших целевых ориентиров и концентрации основных имеющихся ресурсов на их достижении, что предусматривает:
включение в план действий Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса страны на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию стратегии аквакультуры;
формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга стратегии аквакультуры с использованием государственного информационного ресурса.
6. Система реализации стратегии аквакультуры будет осуществляться в рамках государственных программ различного уровня. По результатам мониторинга в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Российской Федерации ежегодно представляется доклад о ходе реализации стратегии развития аквакультуры.
Доработка и уточнение развития аквакультуры должны осуществляться не реже чем один раз в 5 лет.
При разработке стратегии аквакультуры в Российской Федерации были использованы:
основные положения Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации в 2003 году; Концепции-прогноза развития животноводства России на период до 2010 года, одобренной коллегией Минсельхоза России и Президиумом Россельхозакадемии в 2001 году, положений Стратегии развития животноводства России - XXI век, изложенной Россельхозакадемией в 2001 году, а также учтены Основные направления развития рыбного хозяйства внутренних водоемов на период 2006 - 2010 годы, одобренные Советом ассоциации "ГКО Росрыбхоз" в 2006 году;
общие методические подходы, использованные при разработке Энергетической стратегии России на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации в 2003 году, Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации в 2005 году, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации в 2004 году, проекта Стратегии развития АПК и рыболовства, разработанного в 2004 году;
основные положения принятых в ФАО документов: Кодекс поведения для ответственного подхода к рыбному хозяйству в части аквакультуры" (1995 г.) и Перспективы развития мировой аквакультуры на ближайшие десятилетия (2004 г.), действующей в Европейском Союзе Стратегии целесообразного развития европейской аквакультуры (2002 г.), решений Совета директоров Сети центров аквакультуры стран Центральной и Восточной Европы, а также другие материалы международных организаций;
материалы российских ведущих рыбохозяйственных организаций и ученых, опубликованные в открытой печати.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru