Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Распоряжение


Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.12.2008 № 2692р
"Об утверждении Инструкции по охране труда для носильщика железнодорожного вокзала"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.04.2009.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Инструкция, утвержденная данным документом, вводится в действие с 1 апреля 2009 года.
   ------------------------------------------------------------------




ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2008 г. № 2692р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ НОСИЛЬЩИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда носильщиков железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2009 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для носильщиков железнодорожных вокзалов.
2. Начальнику Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" Абрамову С.Б.:
довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
обеспечить в установленном порядке изучение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением.

Старший
вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.ГАПАНОВИЧ





Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 15.12.2008 № 2692р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ НОСИЛЬЩИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 № ПОТ Р О-13153-ЦЛ-923-02, и других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования по охране труда для носильщиков ОАО "РЖД" (далее - носильщик), осуществляющих перемещение ручной клади или багажа в пределах вокзального комплекса и привокзальной площади, а также выполняющих другие хозяйственные работы.
На основе настоящей Инструкции на вокзалах может разрабатываться Инструкция по охране труда для носильщика с учетом местных условий.
1.2. К работе носильщика допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку, не менее 2-х смен, первичную проверку знаний по охране труда, противопожарный инструктаж.
В процессе работы носильщик должен проходить:
повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Носильщики, работающие на железнодорожных путях, должны проходить очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда.
1.3. Вновь принимаемый на работу носильщик должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу, а также периодическое обучение не реже одного раза в год.
1.4. Носильщик должен знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
требования безопасности при выполнении работ по переноске ручной клади, перевозке багажа пассажиров на ручных тележках (далее - тележках), уборке территории вокзала;
видимые и звуковые сигналы, подаваемые поездной бригадой, знаки безопасности, расположенные на территории и в помещениях вокзала;
места расположения первичных средств пожаротушения;
места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
места остановок городского транспорта в пределах привокзальной площади и маршруты передвижения по территории вокзала;
расписание прибытия и отправления поездов и время их стоянки;
порядок расположения вагонов и места их остановки у платформы.
1.5. Носильщик должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную бригадиром или дежурным помощником начальника вокзала работу;
применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной защиты;
содержать в исправном состоянии и чистоте тележку, инвентарь, а также специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты;
следить за отсутствием посторонних предметов в помещениях вокзала и прилегающей к нему территории;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;
проходить по территории вокзала по установленным маршрутам, тоннелям, проходам и переходам, быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.6. Во время работы на носильщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства, транспортно-уборочные машины;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная влажность и подвижность воздуха;
падающие предметы ручной клади и багажа при неправильной их укладке;
пониженная температура поверхностей инвентаря, инструмента и другого оборудования;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки;
химические опасные и вредные производственные факторы, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки при уборке бытового мусора.
1.7. Носильщики должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:
комплект "Движенец-Л";
ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
плащ для защиты от воды;
сапоги резиновые;
перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
жилет сигнальный 2 класса защиты.
При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно должны выдаваться:
комплект для защиты от пониженных температур "Движенец";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;
сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;
галоши на валенки (сапоги валяные).
1.8. Носильщик должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт.
1.9. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга в шкафчиках в гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке.
1.10. Во время работы носильщик должен быть опрятно одетым, носить чистую специальную одежду.
1.11. Носильщик должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки территории вокзала и железнодорожных путей.
1.12. Носильщику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в специальном помещении для отдыха, имеющем соответствующее оборудование.
Установленное в комнате отдыха бытовое оборудование необходимо эксплуатировать в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
Холодильник необходимо держать в чистоте, периодически протирая его внутренние и наружные поверхности. Производить очистку внутренних поверхностей холодильника следует при отключении его от электросети.
В холодильнике следует хранить только пищевые продукты.
1.13. Носильщик должен знать сигналы пожарной тревоги, типы первичных средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
Соблюдать следующие меры пожарной безопасности:
курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах;
пользоваться электронагревательным приборами (электрочайниками, электроплитами и т.п.) только в специально оборудованных для этих целей местах;
обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования сообщать бригадиру или дежурному электромонтеру;
перед закрытием кладовых и других помещений убедиться, что условия к загоранию в них исключены (закрыты двери, выключены электроприборы, выключено внутреннее освещение, включена в рабочее состояние пожарно-охранная сигнализация).
Носильщику запрещается:
перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
загромождать противопожарные проходы, проезды, подъезды к противопожарному оборудованию;
пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, производить переоборудование электросети;
применять для приготовления пищи и освещения открытый огонь;
сжигать тару и разводить костры.
1.14. При нахождении на железнодорожных путях носильщик должен соблюдать следующие требования:
к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами пассажирских вагонов или переходными площадками грузовых вагонов;
при сходе с вагона на низкую платформу держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода, убедившись в исправности поручней, подножек и отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством бригадира. При этом на носильщике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.
1.15. При нахождении на железнодорожных путях носильщику запрещается:
переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
подлезать под вагонами;
становиться или садиться на рельсы;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
подниматься на крышу вагона;
переходить пути в пределах стрелочных переводов;
при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам, касающимся земли, - ближе 8 м.
Носильщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом бригадиру, дежурному помощнику начальника вокзала или в ближайший район контактной сети.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны.
1.16. Выходя из помещений вокзала на перрон, из других помещений и зданий, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущихся транспортно-уборочных машин и другого подвижного состава, быть внимательным при гололеде, снегопаде и при плохой видимости, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
1.17. В случае получения травмы или заболевания носильщик должен прекратить работу, самому или через другого члена бригады поставить в известность бригадира или дежурного помощника начальника вокзала и обратиться за помощью в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение.
При получении травмы другим работником носильщик должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и сообщить об этом или о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, бригадиру, дежурному помощнику начальника вокзала или другому руководителю вокзала.
1.18. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей тележки, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения носильщик обязан сообщить об этом бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала.
При обнаружении бесхозной сумки, портфеля, свертка и других подозрительных предметов немедленно сообщить об их обнаружении бригадиру носильщиков, дежурному помощнику начальника вокзала или работникам транспортной милиции.
1.19. Носильщику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями.
1.20. Носильщик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы носильщик должен надеть полагающуюся ему специальную одежду и специальную обувь, привести их в порядок. Специальная одежда должна быть подобрана по размеру и росту, исправна, не сковывать движения. Носить специальную одежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами не допускается. Головной убор не должен препятствовать прохождению звуковых сигналов.
При необходимости выхода на железнодорожные пути носильщик должен надеть сигнальный жилет со светоотражающими полосами.
2.2. Перед началом работы носильщик должен:
принять установленным порядком смену;
получить нагрудный номерной знак;
проверить наличие тележки и ее исправность путем внешнего осмотра;
проверить исправность рабочего инвентаря, инструментов, приспособлений;
проверить наличие противопожарных средств;
убедиться в достаточной освещенности рабочего места.
2.3. При работе на железнодорожных путях получить целевой инструктаж и расписаться в журнале инструктажа.
2.4. Осмотреть свое рабочее место, места прохода и передвижения с тележкой и при необходимости привести его в порядок: убрать посторонние предметы, очистить от снега и льда, посыпать песком.
2.5. При обнаружении неисправностей тележки, инвентаря, инструментов и приспособлений, используемых в работе, и других недостатков носильщик должен устранить их собственными силами, а при невозможности сделать это сообщить бригадиру или дежурному помощнику начальника вокзала для принятия соответствующих мер по их устранению, к работе приступать только после их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Требования охраны труда при переноске и перемещении
ручной клади и багажа

3.1.1. Носильщик должен соблюдать режим работы, утвержденный начальником вокзала, который должен быть увязан с расписанием движения поездов.
3.1.2. Носильщик должен выполнять работу только на закрепленной за ним зоной обслуживания (на привокзальной площади, платформах прибытия поездов, у камер хранения ручной клади и багажа, в залах ожидания).
3.1.3. Носильщик самостоятельно или в составе бригады должен соблюдать технологию обслуживания пассажирских вагонов различной категории, установленную бригадиром.
3.1.4. Перемещение ручной клади и багажа пассажиров в пределах территории вокзала и привокзальной площади от стоянок городского транспорта на привокзальной площади до камеры хранения, зала ожидания, на пассажирские платформы, в вагоны отправляющихся поездов, а также от вагонов прибывающих поездов в помещения вокзала, на стоянки городского транспорта носильщики должны осуществлять по установленным маршрутам прохода и проезда.
3.1.5. При переноске ручной клади и багажа пассажиров носильщик должен соблюдать следующие требования:
масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не должна превышать 30 кг;
при переноске тяжестей на расстояние до 25 м допускается максимальная нагрузка 50 кг;
допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше (в остальных случаях необходимо применение тележек);
поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг, но не более 80 кг необходимо вдвоем.
3.1.6. Для перемещения ручной клади и багажа пассажиров носильщик должен использовать специальную трехколесную тележку с обрезиненными колесами.
3.1.7. При перевозке ручной клади и багажа на тележке носильщик должен соблюдать следующие требования:
тележку нагружать не более ее грузоподъемности;
перевозимый груз размещать равномерно по всей площади платформы тележки, не допуская выхода груза за ее пределы;
более тяжелый груз размещать внизу, а легкий сверху;
ручная кладь и багаж должны занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
при размещении груза на тележке, уложенного в высокий штабель, во избежание падения груз необходимо закреплять и при необходимости привлекать второго носильщика;
скорость движения как груженой, так и порожней тележки не должна превышать 5 км/ч;
передвигать тележку по ровной или наклонной поверхности только в направлении от себя, находясь всегда сзади передвигаемой тележки, и голосом предупреждать пассажиров о ее движении.
Запрещается находиться впереди и сбоку от тележки, чтобы не оказаться придавленным или зажатым в узких местах и дверных проемах.
3.1.8. При проходе по пассажирским платформам и перевозке багажа к поезду носильщик не должен подходить к краю платформы ближе 0,5 метра, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты белого цвета не заходить за нее.
3.1.9. При погрузке и выгрузке из вагона ручной клади и багажа тележку следует устанавливать параллельно вагону на расстоянии не ближе 0,5 м от края платформы на ровной поверхности и принять меры от самопроизвольного ее движения.
3.1.10. Носильщику запрещается:
доставка ручной клади и багажа пассажиров менее чем за 5 минут до отправления поезда;
пользоваться неисправной тележкой;
оставлять тележку без присмотра;
перевозить на тележке людей и ездить на ней самому;
входить в вагон, выходить из вагона или находиться на подножках вагона, выполнять операции по погрузке и выгрузке ручной клади и багажа при движении поезда.
3.1.11. Входить в вагон следует только после полной остановки поезда. При входе и выходе из вагона необходимо убедиться в надежном креплении поручней входных дверей и откидных площадок, подножек и ступенек вагона, открытая дверь должна быть закреплена на фиксатор.
3.1.12. Спускаться вниз по подножкам вагона из тамбура на низкую платформу следует осторожно, держась обеими руками за поручни, и не отрывать рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли. Прыгать с тамбурной площадки или подножки вагона не допускается.
3.1.13. Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась за ручки дверей.
3.1.14. При переходе из вагона в вагон необходимо убедиться в том, что фартуки переходных площадок находятся в опущенном положении и не имеют повреждений, угрожающих безопасному проходу.
3.1.15. При укладке ручной клади и багажа на верхние полки вагона следить за их устойчивым положением, исключающим падение, а при укладке их в нижний рундук - закреплять поднимаемую нижнюю полку на фиксатор.
3.1.16. При перевозке инвалидов на кресле-коляске по территории вокзала носильщик должен соблюдать особую осторожность, пользоваться только специально оборудованными наклонными поверхностями или лифтами, передвигать кресло-коляску только в направлении от себя. При подъеме в вагон, опускании из вагона инвалида в кресле-коляске, установке и закреплении кресла-коляски на специальном подъемнике выполнять указания проводника вагона, который должен сам приводить в действие подъемник. Носильщику приводить в движение подъемник запрещается.
3.1.17. Переноска пострадавших и больных должна производиться, как правило, на носилках двумя носильщиками, а при необходимости тремя, четырьмя носильщиками.
Пострадавшего на носилки следует укладывать ногами вперед, при подъеме по лестнице носилки необходимо поворачивать головой вперед. Размещать пострадавшего или больного на носилках следует в положение, соответствующее указаниям медицинского работника, сопровождающего пострадавшего или больного.
Допускается переноска пострадавших или больных двумя носильщиками на носилочных лямках или скрещенных руках двух носильщиков.
3.1.18. При мелком ремонте тележки носильщик должен пользоваться исправным инструментом.

3.2. Требования охраны труда при уборке пассажирских
платформ и территории вокзалов

3.2.1. Носильщик должен производить уборку только на закрепленной за ним территории.
Выполнение хозяйственных работ в составе двух и более работников осуществляется под руководством бригадира или назначенного им старшего группы, который должен контролировать соблюдение другими работниками требований безопасности.
3.2.2. Пассажирские платформы должны убираться в перерыве между движением поездов. Убираемая территория вокзала должна быть хорошо освещена и освобождена от посторонних предметов. Носильщики, занятые на уборке пассажирских платформ и территории вокзала, должны своевременно извещаться об ухудшении погодных условий (гололеде, тумане, плохой видимости).
Если в зоне уборки территории выполняются ремонтные или другие работы (сбрасывание снега, сбивание сосулек с крыши) и это место не ограждено, носильщик должен прекратить работу и сообщить об этом бригадиру или дежурному помощнику начальника вокзала.
3.2.3. Находясь на убираемой территории, носильщикам необходимо быть внимательными к сигналам, подаваемым движущимся автомобильным и железнодорожным транспортом.
Уборку проезжей части привокзальной площади уборщик должен производить стоя лицом к встречному транспорту.
3.2.4. При уборке бытового мусора, прочистке лотков для стока воды необходимо пользоваться метлами, щетками, совками, лопатой, ведрами, вилами и другим хозяйственным инвентарем. Запрещается производить уборку бытового мусора голыми руками.
3.2.5. Сбор бытового мусора должен осуществляться в специальную емкость, имеющую надпись "для мусора".
Накапливаемый бытовой мусор необходимо удалять в предназначенные для этого мусоросборники, установленные на территории вокзала.
Запрещается выбрасывать и сметать бытовой мусор, выливать воду в люки, проемы, канализационные колодцы, на железнодорожные пути и междупутья.
3.2.6. При обнаружении разбитого стекла необходимо, надев рукавицы, тщательно смести в совок осколки стекла и осторожно высыпать его в ведро и только после этого продолжить уборку территории.
3.2.7. Пролитые на убираемую поверхность масла, лакокрасочные материалы, нефтепродукты, другие легковоспламеняющиеся вещества следует собрать сухими, хорошо впитывающими тряпками или ветошью. Большое количество пролитых жидких веществ и материалов следует засыпать сухим песком. Загрязненные тряпки, ветошь и песок необходимо удалять в специально отведенное место.
Запрещается при уборке территории использовать растворители, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также прикасаться к токоведущим частям электрооборудования.
3.2.8. Урны для бытового мусора следует промывать в резиновых перчатках горячим мыльным раствором или другими моющими, дезинфицирующими средствами.
Перед тем как пользоваться моющими и дезинфицирующими средствами, необходимо внимательно изучить правила пользования ими, указанные на упаковке. Не допускать попадания моющих и дезинфицирующих средств в глаза, рот, нос и на открытые части тела.
3.2.9. В зимнее время во время гололеда пассажирские платформы, перрон и привокзальную площадь следует посыпать песком, мелким щебнем или специальными противогололедными реагентами, разрешенными для применения.
3.2.10. Перекидка снега вручную более 3-х метров по горизонтали или через ограждение высотой более 2-х метров не допускается.
3.2.11. При длительном производстве работ по погрузке снега и сколотого льда вручную на одном месте место работы должно ограждаться переносными ограждениями. Ограждения выставляются со стороны возможного наезда транспорта на расстоянии 5 - 7 метров от места производства работ.
3.2.12. Высота вала сгребаемого снега не должна превышать 0,5 м во избежание буксования снегопогрузчика и опасности его соскальзывания в сторону.
3.2.13. При работе со снегопогрузчиком работникам, занятым уборкой снега, следует соблюдать следующие требования безопасности:
находиться на расстоянии не менее 5 м от лап снегопогрузчика;
перед очисткой лопаты и транспортера от снега следует дать снегопогрузчику поработать некоторое время вхолостую;
очистку лопат и транспортера от смерзшегося снега необходимо осуществлять после полной остановки механизма при помощи лопат, скребков и другого ручного инструмента.
3.2.14. При работе по уборке территории на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения носильщикам должны предоставлять перерывы для обогрева. Длительность перерывов на каждый час работы устанавливается в зависимости от температуры и скорости ветра от 10 до 15 мин.

3.3. Требования охраны труда при очистке
приемоотправочных путей

3.3.1. По поручению администрации вокзала носильщик может привлекаться для выполнения работ на железнодорожных путях. Очистка приемоотправочных путей в пределах пассажирских платформ от мусора и снега относится к работам с повышенной опасностью и должна производиться под руководством дежурного помощника начальника вокзала после освобождения путей от подвижного состава, согласования времени начала и окончания работ со старшим дежурным по станции и проведения целевого инструктажа с работниками.
3.3.2. Приступать к работам по очистке конкретных приемоотправочных путей только после получения указания руководителя работ, убедившись в отсутствии на них подвижного состава.
3.3.3. Состав группы по очистке приемоотправочных путей должен быть не менее двух человек. Один из работников дежурным помощником начальника вокзала назначается старшим группы (как правило, бригадир носильщиков), который несет ответственность за безопасность работ и от личного участия в работе по очистке путей освобождается.
3.3.4. Старший группы должен иметь при себе: свисток или духовой рожок и флажок красного цвета (в ночное время фонарь с красным или белым огнем).
3.3.5. Выход работников на приемоотправочные пути должен проводиться по команде старшего группы. Старший группы с сигнальными принадлежностями должен находиться на платформе впереди группы со стороны возможного появления подвижного состава и осуществлять наблюдение за подходом поездов, слушать объявления диктора и старшего дежурного по станции и подавать необходимые команды.
3.3.6. В случае необходимости приема подвижного состава на очищаемые приемоотправочные пути ранее установленного времени дежурный по станции должен по громкоговорящей связи предупредить об этом группу работников. По команде старшего группы работники должны отойти в безопасное место.
3.3.7. Во время очистки приемоотправочных путей работники должны соблюдать требования безопасности, изложенные в пункте 1.15 настоящей Инструкции, своевременно и четко выполнять команды старшего группы. При подаче старшим группы команды свистком (рожком) немедленно прекратить работу и отойти в междупутье, на безопасное расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, по которому будет осуществляться движение. Очистка железнодорожных путей под подвижным составом запрещается.
3.3.8. После выполнения работы по очистке приемоотправочных путей от бытового мусора и снега по команде старшего группы работники выходят с железнодорожных путей на пассажирскую платформу и возвращаются на вокзал в распоряжение дежурного помощника начальника вокзала, который докладывает дежурному по станции об окончании работ.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Действия носильщика при возникновении
аварийных ситуаций

4.1.1. Во время нахождения носильщика на территории и в помещениях вокзала, в вагоне пассажирского поезда могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
загорание помещений вокзала, пассажирского вагона во время посадки пассажиров, которое может привести к пожару;
обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов.
4.1.2. При возникновении аварийной ситуации (загорание, искрение электрооборудования, появление или запах дыма и т.п.) носильщик должен немедленно сообщить о случившемся бригадиру или дежурному помощнику начальника вокзала, проводнику вагона и далее выполнять их указания.
4.1.3. Носильщики, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги должны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в эвакуации людей в соответствии с планом, оказании пострадавшим первой помощи, предупреждении несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.
4.1.4. При ликвидации пожара необходимо использовать первичные средства пожаротушения.
При пользовании воздушно-пенными, воздушно-эмульсионными, порошковыми, углекислотными огнетушителями струю огнетушащего вещества направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или какой-либо тканью и тщательно смыть чистой водой.
При тушении электроустановок до 1000, находящихся под напряжением, следует применять только углекислотные, порошковые и воздушно-эмульсионные огнетушители, при этом соблюдая указания по мерам безопасности, изложенные в руководстве по их эксплуатации. Подносить огнетушитель ближе 1 м к электроустановке и пламени запрещается.
Запрещается браться незащищенными руками за раструб углекислотного огнетушителя.
Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями.
Тушить горящие предметы водой, воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
При тушении пламени песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под кошмы не попадал на человека, тушащего пожар.
При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо снять.
4.1.5. В ситуациях, связанных с возникновением угрозы террористического акта или нарушением общественного порядка, носильщик должен действовать в соответствии с требованиями нормативных документов ОАО "РЖД".

4.2. Действия носильщика по оказанию первой помощи
пострадавшим при травмах и заболеваниях

4.2.1. Механические травмы

При получении механической травмы необходимо провести временную остановку кровотечения. При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки - давящая повязка в области ранения, придание пострадавшей части тела возвышенного положения. При артериальном кровотечении - алая кровь, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - наложение жгута, закрутки или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.
Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают узлом на наружной стороне конечности. После первого витка жгута необходимо прижать пальцами сосуд ниже места наложения жгута и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.
Жгут на шею накладывают без контроля пульса, охватывая им вместе с шеей заведенную за голову руку, и оставляют до прибытия врача. Для герметизации раны накладывают чистую салфетку или многослойную ткань (упаковку бинта).
При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час.
При переломах, вывихах необходимо наложить на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств - доски, рейки) и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность двух смежных суставов. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану. Шину располагают так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.
При падении с высоты, если есть подозрение, что у пострадавшего сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике при малейшем движении), необходимо дать пострадавшему обезболивающее средство и уложить на ровный твердый щит или широкую доску. Необходимо помнить, что пострадавшего с переломом позвоночника следует перекладывать с земли на щит осторожно, уложив пострадавшего набок, положить рядом с ним щит и перекатить на него пострадавшего. При перемещении пострадавшего следует поддерживать голову, шею, плечи, талию и ноги таким образом, чтобы голова, шея и туловище не смещались. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею. Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения тугую повязку и холодный компресс.
Не допускается самим предпринимать какие-либо попытки вправления травмированной конечности.

4.2.2. Термические ожоги

При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшой отек кожи) и ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.
При тяжелых ожогах (некроз тканей) следует на обожженное место наложить стерильную повязку. Запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, обильное питье.

4.2.3. Травмы глаз

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в ближайшее медицинское учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.
При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза следует промыть их слабой струей проточной воды.
При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 - 15 минут слабой струей проточной воды. При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не проводится.
Глаза закрывают стерильной повязкой.

4.2.4. Электротравмы

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить электроустановку, которой касается пострадавший, с помощью выключателя, рубильника или другого отключающего аппарата, а также путем снятия предохранителей, разъема штепсельного соединения).
При отделении пострадавшего от токоведущих частей, находящихся под напряжением, к которым он прикасается, оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без применения надлежащих мер предосторожности, так как это опасно для жизни. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью, находящейся под напряжением, или под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю.
При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться подручными средствами (канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом), не проводящими электрический ток. Можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой. Можно оттащить пострадавшего за ноги, при этом оказывающий помощь не должен касаться его обуви или одежды без средств электрозащиты своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока. Можно изолировать себя от действия электрического тока, встав на сухую доску. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой.
Если электрический ток проходит в землю через пострадавшего, который сжимает в руке провод, находящийся под напряжением, то прервать действие электрического тока можно следующим образом:
отделить пострадавшего от земли (подсунуть под него сухую доску или оттянуть ноги от земли веревкой или одеждой);
перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой;
сделать разрыв, применяя инструмент с изолирующими рукоятками (кусачки, пассатижи).
Если пострадавший находится на высоте, то отключение установки и тем самым освобождение пострадавшего от действия тока может вызвать его падение с высоты. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения дополнительных травм.
В тех случаях, когда пострадавший от поражения электрическим током не дышит или дышит редко, судорожно, необходимо проводить искусственное дыхание. В случае отсутствия дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача.
После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо при наличии у него электрического ожога на место электрического ожога наложить стерильную повязку.

4.2.5. Отравления

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо промыть желудок пострадавшего, давая ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды с вызовом у пострадавшего искусственной рвоты. После этого пострадавшего следует напоить теплым чаем и дать выпить 1 - 2 таблетки активированного угля.
При отравлении газами, аэрозолями, парами вредных веществ пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.
Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение.

4.2.6. Укусы животных

В случае укуса собакой или другим животным необходимо промыть место укуса (царапины), а также кожу вокруг раны водой с мылом, смазать йодом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для проведения курса прививок.

4.2.7. Переохлаждения и обморожения

При переохлаждении (озноб, мышечная дрожь, заторможенность, посинение или побледнение губ, снижение температуры тела) пострадавшего необходимо доставить в теплое помещение, затем снять одежду и растереть тело, одеть теплую сухую одежду или укрыть теплым одеялом, дать теплое сладкое питье.
При легком обморожении (кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности, при постукивании пальцем - "деревянный" стук) необходимо пострадавшего доставить в теплое помещение, растереть обмороженное место чистой суконкой или варежкой. Обмороженное место не допускается растирать снегом. Когда кожа покраснеет и появится чувствительность, наложить стерильную повязку.
Если при обморожении появились пузыри, необходимо перевязать обмороженное место сухим стерильным материалом. Не допускается вскрывать и прокалывать пузыри.
Во всех случаях обморожения пострадавшего следует направить в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы носильщик должен:
привести в порядок свое рабочее место;
установить тележку для перевозки ручной клади багажа в установленном месте на ровной площадке и принять меры по исключению самопроизвольного ее движения;
сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;
снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной;
сдать установленным порядком смену.
5.2. Обо всех нарушениях производственного процесса, трудового распорядка и требований безопасности, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению носильщик должен сообщить бригадиру или дежурному помощнику начальника вокзала.
5.3. Загрязненную и неисправную спецодежду носильщик при необходимости должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.
5.4. После работы необходимо вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.
5.5. Выходя из бытовых помещений, убедиться, что выключены все электроприборы и внутреннее освещение.
5.6. После сдачи смены носильщик должен следовать по территории вокзала по установленному маршруту служебного прохода.
После окончания смены нахождение в производственных помещениях вокзала запрещается.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru