| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 481
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040406 Организация сурдокоммуникации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2009 № 15472)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 9, 01.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г. № 15472
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 481
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040406 ОРГАНИЗАЦИЯ СУРДОКОММУНИКАЦИИ
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040406 Организация сурдокоммуникации.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 481
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040406 ОРГАНИЗАЦИЯ СУРДОКОММУНИКАЦИИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 040406 Организация сурдокоммуникации всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс;
РЖЯ - разговорный жестовый язык.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
-------------------------T--------------------T---------------------------¬
¦ Образовательная база ¦ Наименование ¦ Нормативный срок освоения ¦
¦ приема ¦ квалификации ¦ ОПОП СПО базовой ¦
¦ ¦ базовой подготовки ¦подготовки при очной форме ¦
¦ ¦ ¦ получения образования ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦на базе среднего ¦ Сурдопереводчик ¦ 1 год 10 месяцев ¦
¦(полного) общего ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
L------------------------+--------------------+----------------------------
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение коммуникации лиц с нарушением слуха в обществе.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сурдокоммуникация;
участники процесса сурдокоммуникации;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Сурдопереводчик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Сурдоперевод словесной речи глухому и обратный перевод.
4.3.2. Обучение жестовой речи лиц, нуждающихся в общении с глухими.
4.3.3. Социальная реабилитация и адаптация лиц с патологией слуха и речи.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Сурдопереводчик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Знать основы Конституции Российской Федерации, Конвенцию Организации объединенных наций о правах инвалидов и другие международные акты, направленные на обеспечение прав инвалидов и участие их в жизни общества.
ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Сурдопереводчик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Сурдоперевод словесной речи глухому и обратный перевод.
ПК 1.1. Владеть прямым и обратным переводом (калькирующим и на основе РЖЯ).
ПК 1.2. Владеть основами современного русского языка как средством коммуникации.
ПК 1.3. Урегулировать и разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Организовывать коммуникацию лиц с нарушениями слуха с общественными организациями и органами, осуществляющими социальную защиту инвалидов.
ПК 1.5. Обеспечивать лицам с нарушением слуха взаимодействие с органами Всероссийского общества глухих.
ПК 1.6. Организовывать консультативную помощь лицам с нарушением слуха.
ПК 1.7. Использовать необходимые нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности.
ПК 1.8. Обеспечивать подачу информации в доступной форме с использованием различных технологий с учетом состояния слуха и речи индивида.
5.2.2. Обучение жестовой речи лиц, нуждающихся в общении с глухими (слабослышащими).
ПК 2.1. Владеть методикой обучения дактильной и жестовой речи.
ПК 2.2. Обучать специфическим средствам общения глухих с учетом возрастных и психологических особенностей лиц, нуждающихся в общении с глухими (слабослышащими).
ПК 2.3. Консультировать специалистов и родителей по вопросам семейного воспитания и общения в семье (глухой ребенок в семье слышащих и слышащий ребенок в семье глухих), выбора средств общения.
5.2.3. Социальная реабилитация и адаптация лиц с патологией слуха и речи.
ПК 3.1. Определять стойкие нарушения слуха.
ПК 3.2. Определять адекватное сочетание жестовой и устной речи.
ПК 3.3. Развивать и совершенствовать речевые навыки у лиц с нарушением слуха.
ПК 3.4. Развивать и совершенствовать навык зрительного восприятия речи у лиц с нарушением слуха.
ПК 3.5. Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение всех категорий лиц с нарушением слуха в процессе социальной реабилитации.
ПК 3.6. Мотивировать социальную активность лиц с патологией слуха и речи.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально- экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования
базовой подготовки
Таблица 2
---------T-----------------------------------T------------T--------------T-------------------T------------¬
¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. часов ¦ Индекс ¦ Коды ¦
¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦максимальной¦ обязательных ¦ и наименование ¦формируемых ¦
¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ дисциплин, ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦ междисциплинарных ¦ ¦
¦ ¦ ¦обучающегося¦ ¦ курсов (МДК) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП ¦ 2160 ¦ 1440 ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ОГСЭ.00 ¦Общий гуманитарный и социально- ¦ 492 ¦ 328 ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ОГСЭ.01. Основы ¦ОК 1 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ ¦философии ¦ОК 3 - 8 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦ ориентироваться в наиболее общих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философских проблемах бытия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания, ценностей, свободы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦смысла жизни как основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования культуры гражданина и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦будущего специалиста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные категории и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ роль философии в жизни человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и общества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы философского учения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бытии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сущность процесса познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы научной, философской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦религиозной картин мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ об условиях формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦личности, свободе и ответственности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за сохранение жизни, культуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о социальных и этических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемах, связанных с развитием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием достижений науки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники и технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОГСЭ.02. История ¦ОК 1 ¦
¦ ¦ ориентироваться в современной ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 - 11 ¦
¦ ¦экономической, политической и ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦культурной ситуации в России и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выявлять взаимосвязь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отечественных, региональных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировых социально-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политических и культурных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные направления развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ключевых регионов мира на рубеже XX¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и XXI веков; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сущность и причины локальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональных, межгосударственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликтов в конце XX - начале XXI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные процессы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(интеграционные, поликультурные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦миграционные и иные) политического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экономического развития ведущих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государств и регионов мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ назначение ООН, НАТО, ЕС и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦других организаций и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления их деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли науки, культуры и религии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в сохранении и укреплении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальных и государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦традиций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ содержание и назначение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦важнейших правовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательных актов мирового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 116 ¦ОГСЭ.03. ¦ОК 1 ¦
¦ ¦ общаться (устно и письменно) на ¦ ¦ ¦Иностранный язык ¦ОК 4 - 6 ¦
¦ ¦иностранном языке на ¦ ¦ ¦ ¦ОК 8 ¦
¦ ¦профессиональные и повседневные ¦ ¦ ¦ ¦ОК 9 ¦
¦ ¦темы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ переводить (со словарем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранные тексты профессиональной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ самостоятельно совершенствовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устную и письменную речь, пополнять¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦словарный запас; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лексический (1200 - 1400 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦грамматический минимум, необходимый¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для чтения и перевода (со словарем)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранных текстов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной направленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ 232 ¦ 116 ¦ОГСЭ.04. Физическая¦ОК 2 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно- ¦ ¦ ¦культура ¦ОК 8 ¦
¦ ¦оздоровительную деятельность для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрепления здоровья, достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизненных и профессиональных целей;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ЕН.00 ¦Математический и общий ¦ 114 ¦ 76 ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ЕН.01. ¦ОК 2 - 5 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ ¦Информационные ¦ОК 8 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦технологии в ¦ОК 9 ¦
¦ ¦ использовать технологии сбора, ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ПК 1.8 ¦
¦ ¦размещения, хранения, накопления, ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦преобразования и передачи данных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионально ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности различные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специального; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять компьютерные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационные средства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированной обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общий состав и структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персональных компьютеров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав, функции и возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования информационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных технологий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы и средства сбора, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки, хранения, передачи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ базовые системные программные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукты и пакеты прикладных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ в области профессиональной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 1554 ¦ 1036 ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 376 ¦ 250 ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ОП.01. Анатомия, ¦ОК 3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦физиология и ¦ПК 2.2 ¦
¦ ¦общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦патология органов ¦ПК 2.3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦ ¦слуха и речи ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организма в коррекционной работе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ строение и функции органов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем организма; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ роль анализаторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ анатомию, физиологию и патологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов слуха и речи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проблемы развития и типологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей с нарушением слуха ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Основы ¦ОК 1 - 9 ¦
¦ ¦ планировать и организовывать ¦ ¦ ¦менеджмента ¦ПК 1.6 ¦
¦ ¦работу коллектива исполнителей (в ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.6 ¦
¦ ¦рамках подразделения); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности приемы делового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческого общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принимать эффективные решения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используя систему методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ учитывать особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента (по отраслям); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сущность и характерные черты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современного менеджмента, историю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦его развития; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ функции менеджмента в рыночной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономике: организацию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирование, мотивацию и контроль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности менеджмента в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности (по отраслям); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ управленческий цикл (цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ характеристики внешней и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутренней среды организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы принятия и реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ систему методов управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методику принятия решений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ стили управления, виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы делового общения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 68 ¦ОП.03. Безопасность¦ОК 1 - 4 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ОК 6 ¦
¦ ¦мероприятия по защите работающих и ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦населения от негативных воздействий¦ ¦ ¦ ¦ОК 9 ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ОК 11 ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦меры для снижения уровня опасностей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различного вида и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной и коллективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно определять среди них¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания в ходе исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских должностях в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с полученной специальностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бесконфликтного общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости объектов экономики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования развития событий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях и стихийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явлениях, в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны; способы защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры пожарной безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правила безопасного поведения при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поступления на нее в добровольном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной техники и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снаряжения, состоящих на вооружении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(оснащении) воинских подразделений,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в которых имеются военно-учетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальности, родственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностям СПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первой помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 1178 ¦ 786 ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Сурдоперевод словесной речи глухому¦ ¦ ¦МДК.01.01. Теория и¦ОК 4 - 7 ¦
¦ ¦и обратный перевод ¦ ¦ ¦практика ¦ОК 10 ¦
¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦сурдоперевода ¦ПК 1.1 - 1.8¦
¦ ¦профессионального модуля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦МДК.01.02. ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦Организационно- ¦ ¦
¦ ¦ прямого и обратного перевода со ¦ ¦ ¦правовое ¦ ¦
¦ ¦словесного языка и РЖЯ; ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦ использовать специфические ¦ ¦ ¦сурдопереводчика ¦ ¦
¦ ¦средства общения глухих для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации прав неслышащих граждан;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ урегулировать и разрешать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликтные ситуации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести профессиональную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ роль и место жестовой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дактильной речи в системе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных средств лиц с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушением слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила жестового перевода, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жестовую лексику и пути ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наполнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные составляющие русского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языка; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы литературного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦произношения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы общей и специальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ документационное обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления коммуникационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ функции и структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всероссийского общества глухих; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормативно-правовые документы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связанные с коммуникационным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечением социальной защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ права и обязанности работников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих социальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживание глухих (слабослышащих)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Обучение жестовой речи лиц, ¦ ¦ ¦МДК.02.01. Основы ¦ОК 2 - 4 ¦
¦ ¦нуждающихся в общении с глухими ¦ ¦ ¦методики обучения ¦ОК 9 ¦
¦ ¦(слабослышащими) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального модуля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ отбора и адаптирования речевого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала различной сложности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать помощь по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семейного воспитания и общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(глухой ребенок в семье слышащих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слышащий ребенок в семье глухих) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения средствам коммуникации с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глухими (слабослышащими); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обучать способам и специфике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения с лицами, имеющими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушение слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ специфику учебно-воспитательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса для лиц, нуждающихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общении с глухими (слабослышащими);¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы сурдопедагогики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющими сложную патологию слуха и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦речи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПМ.03 ¦Социальная реабилитация и адаптация¦ ¦ ¦МДК.03.01. ¦ОК 6 ¦
¦ ¦лиц с патологией слуха и речи ¦ ¦ ¦Социальные аспекты ¦ОК 7 ¦
¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦реабилитации лиц с ¦ОК 10 ¦
¦ ¦профессионального модуля ¦ ¦ ¦проблемами слуха ¦ПК 3.1 - 3.6¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценки состояния слуха и речи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыка чтения с губ неслышащего; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пользования звукоусиливающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратурой и бытовыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сурдотехническими устройствами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проведения занятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слухоречевой реабилитации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптации к слуховому аппарату; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организовывать и оказывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь в комплексной реабилитации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиц с нарушениями слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценивать степень нарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать компенсаторные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности организма в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реабилитации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы реабилитационной работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лицами, имеющими нарушение слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы слухопротезирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ специфику речевого развития лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с нарушением слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы и принципы слухоречевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коррекционной работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы медико-социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию психотерапевтической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи лицами с нарушением слуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ роль социально-культурной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в формировании у лиц с¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушением слуха социально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значимых, духовно-эстетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интересов и потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 972 ¦ 648 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ ¦Всего часов обучения по циклам ОПОП¦ 3132 ¦ 2088 ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика ¦ 10 ¦ 360 ¦ ¦ОК 1 - 11 ¦
+--------+-----------------------------------+ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.8¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика (по ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.3¦
¦ ¦профилю специальности) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.6¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПДП.00 ¦Производственная практика ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(преддипломная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ГИА.00 ¦Государственная (итоговая) ¦ 6 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ГИА.01 ¦Подготовка выпускной ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалификационной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+------------+
¦ГИА.02 ¦Защита выпускной квалификационной ¦ 2 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+-----------------------------------+------------+--------------+-------------------+-------------
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
-------------------------------------------------------------T------------¬
¦Обучение по учебным циклам ¦ 58 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Учебная практика ¦ 4 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Производственная практика (по профилю специальности) ¦ 6 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Производственная практика (преддипломная) ¦ 4 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Промежуточная аттестация ¦ 4 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 6 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Каникулярное время ¦ 13 нед.¦
+------------------------------------------------------------+------------+
¦Итого ¦ 95 нед.¦
L------------------------------------------------------------+-------------
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулярное время 11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов,
лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи;
основ менеджмента;
теории и практики сурдоперевода;
организационно-правового обеспечения деятельности сурдопереводчика;
основ методики обучения;
социальных аспектов реабилитации лиц с проблемами слуха;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
информатики и информационных технологий;
слухоречевой коррекционный комплекс;
технических средств обучения (экспериментальный мультимедийный комплекс).
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|