| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 501
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 110500 Садоводство (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 № 15638)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 10, 08.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
-------------------------------------------------
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. № 15638
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 501
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110500 САДОВОДСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110500 Садоводство (квалификация (степень) "бакалавр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 501
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110500 САДОВОДСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 110500 Садоводство всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
---------------T---------------------------T---------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП ¦ (степень) ¦ срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ +---------------T-----------+ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦ Код ¦Наимено- ¦последипломный ¦ ¦
¦ ¦в соответствии ¦вание ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦ с принятой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------------+-----------+---------------+--------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+---------------+-----------+---------------+---------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству, хранению и первичной переработке продукции плодовых, овощных, лекарственных и эфиромасличных культур, винограда; проектированию, озеленению и эксплуатации садово-парковых и ландшафтных объектов; созданию новых сортов и разработке технологий выращивания садовых культур.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: плодовые деревья, плодово-ягодные кустарники, декоративные, овощные, лекарственные культуры, виноград и их сорта, генетические коллекции садовых растений, селекционный процесс, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции садоводства, садово-парковые ландшафты, почва и ее плодородие, сады и виноградники, культивационные сооружения для выращивания садовых культур.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 110500 Садоводство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая,
организационно-управленческая,
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 110500 Садоводство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
оценка пригодности агроландшафтов для возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда;
подбор видов, пород и сортов плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроэкологических условий и технологий;
производство посадочного материала плодовых, декоративных, овощных культур и винограда;
реализация технологий возделывания овощных (в условиях открытого и защищенного грунта), плодовых, лекарственных и декоративных культур, винограда;
применение удобрений, средств защиты растений и садовой техники;
оценка качества продукции садоводства и определение способов ее использования;
организация и проведение сбора урожая садовых культур, первичной обработки продукции и закладка ее на хранение;
создание и эксплуатация садово-парковых объектов, проведение озеленения населенных пунктов;
контроль за соблюдением технологической дисциплины;
организационно-управленческая деятельность:
составление технической документации, графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование;
организация первичных производственных коллективов в сфере плодоводства, овощеводства, виноградарства, лекарственного и эфиромасличного растениеводства, декоративного садоводства и управление ими;
организация и проведение работ в садоводстве по выращиванию посадочного и посевного материала, закладке многолетних насаждений, уходу за ними и принятие управленческих решений в различных условиях;
производственный контроль параметров технологических процессов и качества продукции;
обеспечение безопасности труда при реализации технологий садоводства;
научно-исследовательская деятельность:
участие в выполнении научных исследований в области садоводства;
выполнение программы экспериментальных исследований, закладка и проведение различных опытов по утвержденным методикам;
проведение учетов и наблюдений, анализ полученных данных по оценке состояния и возможностей повышения урожайности садовых культур и качества получаемой продукции;
статистическая обработка результатов экспериментов, их анализ, формулирование выводов и предложений.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью ориентироваться в основах экономической теории, особенностях рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОК-9);
умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
способностью владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
способностью владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-2);
способностью пользоваться чертежными и художественными инструментами и материалами; к построению, оформлению и чтению чертежей, к конструктивному рисованию природных форм и элементов ландшафта, составлению ландшафтных композиций (ПК-3);
способностью к распознаванию по морфологическим признакам основных типов и разновидностей почв, обоснованию путей повышения их плодородия, защиты от эрозии и дефляции (ПК-4);
готовностью к оценке пригодности агроландшафтов для возделывания плодовых, овощных культур и винограда (ПК-5);
готовностью к определению видов, форм и доз удобрений на планируемый урожай овощных, плодовых, лекарственных, эфиромасличных, декоративных культур и винограда (ПК-6);
способностью распознавать по морфологическим признакам овощные, плодовые, лекарственные, эфиромасличные и декоративные культуры (ПК-7);
производственно-технологическая деятельность:
способностью реализовать технологии производства семян и посадочного материала различных сортов и гибридов садовых культур (ПК-8);
готовностью применять технологии защиты растений от вредных организмов в садах, виноградниках, посевах овощных, лекарственных, эфиромасличных и декоративных культур (ПК-9);
способностью к реализации технологий производства овощей в открытом и защищенном грунте (ПК-10);
готовностью к применению технологий выращивания посадочного материала, закладки сада, производству плодов и ягод (ПК-11);
способностью применять технологии производства посадочного материала, закладки и ухода за виноградниками, сбора, товарной обработки, упаковки и транспортировки урожая столовых и технических сортов винограда (ПК-12);
способностью к применению технологий выращивания посадочного материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации объектов ландшафтного озеленения (ПК-13);
готовностью к применению технологий производства посадочного материала, закладки и уходу за насаждениями, заготовке лекарственного и эфиромасличного сырья (ПК-14);
готовностью использовать методы хранения, первичной переработки садоводческой продукции (ПК-15);
способностью обосновать и использовать севообороты, системы содержания почвы в садоводстве, применять средства защиты от сорной растительности в насаждениях и посевах садовых культур (ПК-16);
готовностью использовать приемы защиты садовых культур при неблагоприятных метеорологических условиях (ПК-17);
готовностью к реализации применения экологически безопасных и энергоресурсосберегающих технологий производства качественной, конкурентоспособной продукции садоводства, создания и эксплуатации объектов ландшафтного озеленения (ПК-18);
организационно-управленческая деятельность:
способностью к анализу и планированию технологических процессов в садоводстве как объектов управления (ПК-19);
способностью к принятию управленческих решений в различных производственных и погодных ситуациях (ПК-20);
способностью к созданию условий для повышения квалификации сотрудников в области профессиональной деятельности (ПК-21);
способностью к разработке бизнес-планов производства конкурентоспособной продукции, проведению маркетинга (ПК-22);
способностью к совершенствованию системы управления качеством продукции садоводства на основе современных требований российских и международных стандартов, осуществления технологического контроля (ПК-23);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы научных исследований в области садоводства согласно утвержденным программам (ПК-24);
готов к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области садоводства (ПК-25);
способностью к лабораторному анализу почвенных и растительных образцов, оценке качества продукции садоводства (ПК-26);
способностью к обобщению и статистической обработке результатов полевых и лабораторных исследований, формулированию выводов (ПК-27).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл; и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
--------T---------------------------T--------------T------------------T-------¬
¦ Код ¦ Учебные циклы ¦Трудоемкость, ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦УЦ ООП ¦ и проектируемые ¦зач. ед. <*> ¦ дисциплин ¦форми- ¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦ ¦ для разработки ¦руемых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ примерных ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и¦ 40 - 48 ¦Иностранный язык ¦ОК-1 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ 20 - 24 ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Философия ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦базовой части цикла¦ ¦История ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать: иностранный язык в¦ ¦Экономическая ¦ОК-7 ¦
¦ ¦объеме, необходимом для¦ ¦теория ¦ОК-8 ¦
¦ ¦получения информации¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦Менеджмент и ¦ОК-10 ¦
¦ ¦содержания из зарубежных¦ ¦маркетинг ¦ОК-11 ¦
¦ ¦источников и бытового¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦общения; ¦ ¦Организация ¦ПК-19 ¦
¦ ¦научные, философские,¦ ¦садоводства ¦ПК-20 ¦
¦ ¦религиозные картины мира,¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦взаимодействие духовного и¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦телесного, биологического¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦и социального в человеке,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦его отношение к природе и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обществу; движущие силы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦место человека в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политической организации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества, роль насилия и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ненасилия в обществе,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нравственные обязанности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека, многообразие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур и цивилизаций в их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многовариантность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования рыночной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, экономические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы производства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы предприятия;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия себестоимости¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции и классификации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат на производство и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию продукции,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы финансовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы, функции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента, принципы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения организационных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структур и распределения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций управления, формы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участия персонала в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлении, основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы этики деловых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отношений; роль маркетинга¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в управлении фирмой,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы, задачи и функции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинга, направления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения маркетинговых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований, основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составляющие комплекса¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинга товара;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности, принципы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационно-правовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формы, нормирование и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплату труда в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать социально-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическую и научную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу; применять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию, лексику и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные экономические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категории, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрупненные расчеты затрат¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на производство и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию продукции;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять финансовые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты деятельности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками общего и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального общения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на иностранном языке;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами менеджмента и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами проведения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессами при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве продукции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводства, отвечающей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиям стандартов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.2 ¦Математический и¦ 40 - 50 ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 20 - 25 ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦ ¦В результате изучения¦ ¦Математика ¦ОК-1 ¦
¦ ¦базовой части цикла¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Информатика ¦ОК-3 ¦
¦ ¦знать: основные понятия и¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦методы математического¦ ¦Химия ¦ОК-5 ¦
¦ ¦анализа, теорию¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦вероятностей и¦ ¦Физика ¦ОК-7 ¦
¦ ¦математической статистики,¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦дискретной математики;¦ ¦Ботаника ¦ОК-9 ¦
¦ ¦процессы сбора, передачи,¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦обработки и накопления¦ ¦Физиология и ¦ОК-11 ¦
¦ ¦информации, технические¦ ¦биохимия растений ¦ОК-12 ¦
¦ ¦программные средства;¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦основные химические¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦понятия и законы,¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦химические элементы и их¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦соединения; сведения о¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦свойствах неорганических и¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦органических соединений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные физические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явления, фундаментальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия, законы и теории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классической и современной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; систематику¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растений, анатомию,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространения, изменения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растений и формирования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦урожая; сущность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физиологических и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биохимических процессов в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растениях, закономерности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роста и развития растений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математико-статистические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы обработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводстве; вести поиск¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации в сетевых базах¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных, пользоваться¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текстопроцессорной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программой; использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства химических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ в лабораторной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной практике;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать сущность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических процессов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происходящих в почве,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растении и продукции;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать дикорастущие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и культурные растения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устанавливать их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физиолого-биохимическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояние по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологическим признакам ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦ 100 - 110 ¦Инженерная и ¦ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 50 - 55 ¦компьютерная ¦ПК-2 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦графика ¦ПК-3 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦Почвоведение ¦ПК-5 ¦
¦ ¦базовой части цикла¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Ландшафтоведение ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знать: проектную¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦документацию, оформление¦ ¦Питание и ¦ПК-9 ¦
¦ ¦чертежей, изображения,¦ ¦удобрение садовых ¦ПК-10 ¦
¦ ¦надписи и обозначения,¦ ¦культур ¦ПК-11 ¦
¦ ¦аксонометрические проекции¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦деталей, изображение и¦ ¦Селекция садовых ¦ПК-13 ¦
¦ ¦обозначения элементов¦ ¦культур ¦ПК-14 ¦
¦ ¦деталей, рабочие чертежи и¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦эскизы деталей,¦ ¦Фитопатология и ¦ПК-16 ¦
¦ ¦использование инженерной¦ ¦энтомология ¦ПК-17 ¦
¦ ¦графики при создании¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦садово-парковых объектов,¦ ¦Овощеводство ¦ПК-19 ¦
¦ ¦понятие о компьютерной¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦графике: геометрическое¦ ¦Плодоводство ¦ПК-21 ¦
¦ ¦моделирование, графические¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦объекты, примитивы и их¦ ¦Виноградарство ¦ПК-23 ¦
¦ ¦атрибуты, применение¦ ¦Декоративное ¦ПК-24 ¦
¦ ¦интерактивных графических¦ ¦садоводство с ¦ПК-25 ¦
¦ ¦систем для выполнения и¦ ¦основами ¦ПК-26 ¦
¦ ¦редактирования изображений¦ ¦ландшафтного ¦ПК-27 ¦
¦ ¦и чертежей; основные типы¦ ¦проектирования ¦ОК-1 ¦
¦ ¦почв, методы оценки¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦плодородия почв, пути ее¦ ¦Лекарственные и ¦ОК-3 ¦
¦ ¦сохранения и повышения;¦ ¦эфиромасличные ¦ОК-4 ¦
¦ ¦оценку пригодности¦ ¦растения ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ландшафтов для садовых¦ ¦Хранение, ¦ОК-6 ¦
¦ ¦культур; роль отдельных¦ ¦переработка ¦ОК-7 ¦
¦ ¦элементов в питании¦ ¦плодов и овощей ¦ОК-8 ¦
¦ ¦садовых культур, основные¦ ¦Общее земледелие ¦ОК-10 ¦
¦ ¦виды и формы удобрений,¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦методы расчета доз¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦удобрений на планируемый¦ ¦Метеорология и ¦ ¦
¦ ¦урожай, систему удобрения¦ ¦климатология ¦ ¦
¦ ¦овощных, плодовых,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственных, ¦ ¦Основы научных ¦ ¦
¦ ¦эфиромасличных, ¦ ¦исследований в ¦ ¦
¦ ¦декоративных культур и¦ ¦садоводстве ¦ ¦
¦ ¦винограда; методы селекции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их применение в¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦садоводстве; методы и¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦технологии защиты садовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур от вредителей и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезней; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культивируемые виды и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорта, закономерности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роста и развития,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии возделывания¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦овощных культур в открытом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и защищенном грунте;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные культивируемые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦породы и сорта,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности роста и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства посадочного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала плодовых и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ягодных культур,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирование, закладку и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемы ухода за садами и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ягодниками, сбор урожая,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарную обработку,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦упаковку и транспортировку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодов; основные виды и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорта винограда,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности роста и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства посадочного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала, закладки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ухода за виноградниками,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сбора урожая, товарную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработку, упаковку и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортировку урожая¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦столовых и технических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сортов, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства сушеного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦винограда; основные виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦древесных, кустарниковых,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветочных и травянистых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур, используемых в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦декоративном садоводстве,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности их роста и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выращивания посадочного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала, проектирование,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создание и эксплуатацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов ландшафтного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦озеленения; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственные, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эфиромасличные культуры,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности их роста и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства посадочного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала, закладку и уход¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за насаждениями, заготовку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственного и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эфиромасличного сырья;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии хранения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первичной переработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводческой продукции;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы содержания и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки почвы в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводстве, научные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы севооборотов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы защиты садовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦насаждений и посевов от¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорной растительности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метеорологические и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦климатические факторы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы защиты садовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур от неблагоприятных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦погодных условий; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы исследований в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводстве, элементы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методики, планирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксперимента, наблюдений и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетов, технику закладки и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения опыта,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию и отчетность,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применение статистических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов анализа;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиту ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости его работы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организацию и проведение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спасательных работ в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охрану труда в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерную графику для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создания проектов в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦декоративном и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленном садоводстве;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологическим признакам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные типы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разновидности почв,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать уровень их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодородия и пригодность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для садовых культур;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять оценку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агроландшафтов для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закладки садовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦насаждений; различать виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и формы удобрений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать дозы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦удобрений на планируемый¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦урожай; проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку садовых культур¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к гибридизации, кастрации,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственному опылению,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять сбор¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гибридных семян, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦апробацию семенных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посевов; определять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезни и вредителей,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать систему защиты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садовых культур от вредных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организмов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать овощные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры по морфологическим¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦признакам растений, плодам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и семенам, производить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку субстратов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семян к посеву, выращивать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассаду, формировать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦овощные растения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить уход за ними;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать породы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорта плодовых и ягодных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур по морфологическим¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦признакам растений, плодам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и семенам, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку семян и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посадочного материала к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посеву и посадке,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить формирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодовых деревьев и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кустарников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать виды и сорта¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦винограда по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологическим и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органолептическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦признакам, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратифицировать семена,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заготавливать черенки,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить прививку,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦парафинирование, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бандажирование, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратификацию привитых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦черенков открытым и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закрытым способами,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закалку, черенкование,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вымачивание, кильчевание,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить формирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кустов винограда и уход за¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ним; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать основные виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦древесных, кустарниковых,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветочных и травянистых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур, используемых в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦декоративном садоводстве¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по морфологическим¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦признакам растений, плодам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и семенам, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окулировку, прививку,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦черенкование, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирование, обрезку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦декоративных растений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственные, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эфиромасличные культуры по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологическим признакам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растений, плодам и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семенам; осуществлять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку продукции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садоводства для хранения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять современные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы и режимы хранения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и первичной переработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодоовощного, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственного и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эфиромасличного сырья;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлять схемы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦севооборотов, распознавать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорные растения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлять технологические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схемы обработки почвы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть методами селекции,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способами производства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посадочного материала,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемами ухода за садовыми¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦насаждениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-16 ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная¦ 30 - 36 ¦ ¦ПК-1 - ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦(практические умения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная¦ 12 ¦ ¦ПК-7 - ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
+-------+---------------------------+--------------+------------------+-------+
¦ ¦Общая трудоемкость¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+---------------------------+--------------+------------------+--------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ОПП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, менеджмента и маркетинга, организации садоводства, математики, физики, химии, информатики, ботаники, физиологии и биохимии растений, микробиологии, инженерной и компьютерной графики, почвоведения, ландшафтоведения, питания и удобрения садовых культур, селекции садовых культур, фитопатологии и энтомологии, овощеводства, плодоводства, виноградарства, декоративного садоводства с основами ландшафтного проектирования, лекарственных и эфиромасличных культур, хранения, переработки плодов и овощей, общего земледелия, метеорологии и климатологии, основ научных исследований в садоводстве, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва руководителя.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференциях, семинарах.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специализированные лаборатории по математике и информатике, физике, химии, микробиологии, ботанике и физиологии растений, инженерной и компьютерной графике, почвоведению, ландшафтоведению, земледелию, агрохимии, селекции, овощеводству, плодоводству, виноградарству, декоративному садоводству с основами ландшафтного проектирования, фитопатологии и энтомологии, лекарственным и эфиромасличным культурам, хранению и переработке плодов и овощей, основам научных исследований, безопасности жизнедеятельности; компьютерные классы, учебно-опытные поля, учебные полигоны механизации садоводства, почвенный музей, метеорологический пункт.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|