Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 502
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 № 15646)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 10, 08.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, введен в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. № 15646
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 502

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 502

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП

   ------------------T-----------------------T------------------T------------¬

¦ Наименование ¦Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП +------------T----------+освоения ООП (для ¦(в зачетных ¦
¦ ¦Код в ¦Наименова-¦ очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии¦ние ¦обучения), включая¦ ¦
¦ ¦с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦классифика- ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦цией ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------+----------+------------------+------------+
¦ ООП магистра ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
L-----------------+------------+----------+------------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
научные исследования и разработки, методологию и методы проектирования и конструирования, реализацию и управление технологическими процессами и производствами в сегменте топливной энергетики, включающем освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
технологические процессы и устройства для строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
технологические процессы и устройства для добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море;
технологические процессы и устройства для промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;
технологические процессы и устройства для трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
технологические процессы и устройства для хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
4.3. Магистр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность (НИД);
проектная деятельность (ПД);
организационно-управленческая деятельность (ОУД);
производственно-технологическая деятельность (ПТД);
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
Научно-исследовательская деятельность (НИД):
проводить прикладные научные исследования по проблемам нефтегазовой отрасли, оценивать возможное использование достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;
инициировать создание, разрабатывать и проводить экспериментальную проверку инновационных технологий нефтегазового производства;
разрабатывать и обосновывать технические, технологические, технико-экономические, социально-психологические и другие необходимые показатели характеризующие технологические процессы, объекты, системы, проекты, нефтегазовые организации;
разрабатывать физические, математические и компьютерные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
совершенствовать и разрабатывать методы анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
создавать новые и совершенствовать методики моделирования и расчетов, необходимых при проектировании технологических процессов и технических устройств отрасли;
совершенствовать и разрабатывать новые методики экспериментальных исследований физических процессов нефтегазового производства и технических устройств;
проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
выполнять подготовку научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
разрабатывать модели проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве;
разрабатывать системы обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства.
Проектная деятельность (ПД):
совершенствовать методологию проектирования на базе современных достижений информационно-коммуникационных технологий;
совершенствовать технологию сбора и формы представления входных и выходных данных для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
совершенствовать с помощью прикладных программных продуктов расчеты по проектированию процессов нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа;
разрабатывать проектные решения по созданию технических устройств, аппаратов и механизмов, технологических процессов для нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа;
осуществлять подготовку заданий на разработку проектных решений задач проектирования, определение патентоспособности и показателей технического уровня проектируемого оборудования (изделий, объектов, конструкций) для добычи, транспорта и хранения нефти, газа и газового конденсата;
составлять описания принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений;
разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты сложных изделий и технологических процессов, с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;
разрабатывать в соответствии с установленными требованиями проектные, технологические и рабочие документы;
проводить технические расчеты по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых аппаратов, конструкций, технологических процессов;
разрабатывать новые технологии в предупреждении осложнений и аварий в нефтегазовом производстве, защите недр и окружающей среды;
разрабатывать проектные решения по управлению качеством в нефтегазовом производстве;
проектировать системы обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства.
Организационно-управленческая деятельность (ОУД):
внедрять научный подход к выбору и принятию управленческих решений;
организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения при разбросе мнений и конфликте интересов, определять порядок выполнения работ;
осуществлять поиск оптимальных решений при создании технологий и оборудования нефтегазовых предприятий с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
проводить адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии;
осуществлять координацию работы персонала для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до внедрения в производство;
осуществлять организацию подготовки заявок на изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы;
осуществлять организацию повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности;
осуществлять организацию подготовки отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения;
организовывать работу по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых объектов, технологических процессов и систем;
проводить маркетинг и подготовку бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных объектов, технологических процессов и систем.
Производственно-технологическая деятельность (ПТД):
анализировать и обобщать опыт разработки новых технологических процессов и технологического оборудования в нефтегазовой отрасли;
осуществлять регламентированные и внедрять новые технологические процессы нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа, фиксировать и анализировать результаты этих процессов;
применять новые и совершенствовать регламентированные методы эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, используемого при нефтегазодобыче и транспорте нефти и газа;
проводить многокритериальную оценку выгод от реализации технологических процессов, проектов, работы нефтегазовой организации;
оценивать инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способность:
самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
понимать роль философии в современных процессах развития науки, анализировать основные тенденции развития философии и науки (ОК-2);
самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
оценивать на основе правовых, социальных и этических норм последствия своей профессиональной деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);
использовать программно-целевые методы решения научных проблем (ОК-5);
самостоятельно овладевать новыми методами исследований, модифицировать их и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования (ОК- 6);
пользоваться иностранным языком для изучения зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки и техники, а также для делового профессионального общения (ОК-7);
проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, находить нестандартные решения, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-8);
понимать и анализировать экономические, экологические, социальные и проблемы промышленной безопасности нефтегазовой отрасли (ОК-9);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные
способность:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);
использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом (ПК-2);
изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности (ПК-3);
разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-4).
научно-исследовательская деятельность (НИД)
способность:
оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации (ПК-5);
использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности (ПК-6);
планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивать данные и делать выводы (ПК-7);
использовать профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов (ПК-8);
проводить анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, осуществлять выбор методик и средств решения задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок (ПК-9);
проектная деятельность (ПД)
способность:
применять полученные знания для разработки и реализации проектов, различных процессов производственной деятельности (ПК-10);
применять методологию проектирования (ПК-11);
использовать автоматизированные системы проектирования (ПК-12);
разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов (ПК-13);
осуществлять расчеты по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых аппаратов, конструкций, технологических процессов (ПК-14).
организационно-управленческая деятельность (ОУД)
способность:
разрабатывать оперативные планы проведения всех видов деятельности, связанной с исследованием, разработкой, проектированием, конструированием, реализацией и управлением технологическими процессами и производствами в области добычи, транспорта и хранения углеводородов (ПК-15);
проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств (ПК-16);
проводить маркетинговые исследования (ПК-17);
разрабатывать технико-экономическое обоснование инновационных решений в профессиональной деятельности (ПК-18);
использовать основные понятия и категории производственного менеджмента, систем управления организацией (ПК-19);
разрабатывать предложения по повышению эффективности использования ресурсов (ПК-20);
производственно-технологическая деятельность (ПТД)
способность:
управлять сложными технологическими комплексами (автоматизированными промыслами, системой диспетчерского управления и т.д.), принимать решения в условиях неопределенности и многокритериальности (ПК-21);
анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования (ПК-22);
совершенствовать методики эксплуатации и технологии обслуживания оборудования (ПК-23);
применять инновационные методы для решения производственных задач (ПК-24);
конструировать и разрабатывать новые инновационные технологические процессы и оборудование нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа (ПК-25);
анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем (ПК-26);
применять полученные знания для разработки проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве (ПК-27).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ------T-----------------------------T-------T------------------T--------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудое-¦Перечень дисциплин¦Коды ¦
¦ ¦и проектируемые результаты их¦мкость ¦ для разработки ¦формиру-¦
¦ ¦ освоения ¦(зачет-¦ примерных ¦емых ¦
¦ ¦ ¦ные ¦программ, а также ¦компете-¦
¦ ¦ ¦едини- ¦ учебников и ¦нций ¦
¦ ¦ ¦цы) <*>¦ учебных пособий ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦20 - 30¦Философия и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦10 - 15¦методология науки.¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦Математическое ¦ОК-3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦моделирование в ¦ОК-4 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦задачах ¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: основные научные ¦ ¦нефтегазовой ¦ОК-6 ¦
¦ ¦школы, направления, ¦ ¦отрасли. ¦ОК-7 ¦
¦ ¦концепции, источники знания и¦ ¦Методы ¦ОК-8 ¦
¦ ¦приемы работы с ними; ¦ ¦математической ¦ОК-9 ¦
¦ ¦методологию научных ¦ ¦физики. ¦ПК-1 ¦
¦ ¦исследований; основные ¦ ¦Общая теория ¦ПК-2 ¦
¦ ¦особенности научного метода ¦ ¦динамических ¦ПК-3 ¦
¦ ¦познания; классификацию науки¦ ¦систем. ¦ПК-4 ¦
¦ ¦и научных исследований; ¦ ¦Экономика ¦ПК-5 ¦
¦ ¦программно-целевые методы ¦ ¦и управление ¦ПК-6 ¦
¦ ¦решения научных проблем; ¦ ¦нефтегазовым ¦ПК-7 ¦
¦ ¦организационно-правовые формы¦ ¦производством. ¦ПК-8 ¦
¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦деятельности в РФ; теорию ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦организации производства, ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦планирования, управления, ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦мотивации и контроля; ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦экономическую модель ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦промышленной организации; ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦основы анализа и ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦прогнозирования результатов ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦производственно-коммерческой ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦уметь: выбирать оптимальные ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦формы организации бизнеса; ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦проводить ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦технико-экономическое ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦обоснование и оценку ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦эффективности инвестиционных ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦проектов и рисков, связанных ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦с их реализацией, включая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационные проекты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить новые источники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, услуг и работ, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пути решения проблемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизации использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсного потенциала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами организации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства, методологией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирования, управления, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мотивации и контроля, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономико-математических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделей организации, анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансово-экономической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результативности деятельности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации. ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦30 - 40¦Управление ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая ¦5 - 10 ¦разработкой ¦ОК-4 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ ¦интеллектуальных ¦ОК-5 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦месторождений. ¦ОК-6 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦Методология ¦ОК-7 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦проектирования в ¦ОК-8 ¦
¦ ¦знать: современные достижения¦ ¦нефтегазовой ¦ОК-9 ¦
¦ ¦и тенденции в области ¦ ¦отрасли и ¦ПК-1 ¦
¦ ¦автоматизации и ¦ ¦управление ¦ПК-2 ¦
¦ ¦интеллектуализации ¦ ¦проектами. ¦ПК-3 ¦
¦ ¦технологических процессов ¦ ¦Технико-экономиче-¦ПК-4 ¦
¦ ¦нефтегазодобычи, снижения ¦ ¦ский анализ. ¦ПК-5 ¦
¦ ¦уровня неопределенности при ¦ ¦Системы ¦ПК-6 ¦
¦ ¦проектировании и управлении ¦ ¦автоматизированно-¦ПК-7 ¦
¦ ¦разработкой месторождений; ¦ ¦го проектирования.¦ПК-8 ¦
¦ ¦принципы измерения физических¦ ¦Информационные ¦ПК-9 ¦
¦ ¦характеристик и режимов ¦ ¦системы. ¦ПК-10 ¦
¦ ¦работы технологических ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦объектов, способы передачи и ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦преобразования информации, ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦используемые каналы связи; ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦методы автоматизации и ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦компьютеризации ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦исследовательских работ, ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦проектирования и проведения ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦эксперимента; нетрадиционные ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦источники энергии; методы и ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦средства управления проектами¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦в нефтегазовом комплексе; ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦уметь: работать в ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦автоматизированных системах ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦управления разработкой ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦нефтегазовых месторождений на¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦компьютеризированных рабочих ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦местах, "в команде", во ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии со ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистами смежных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессий с использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных, в том числе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спутниковых информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦каналов; использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные инструменты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы планирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля проектов; применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания и мировой опыт ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления проектами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять качественные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения на основе оперативной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; снижать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствия возникающих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отклонений и управлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисками; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: современным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программным обеспечением, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемым при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировании и разработке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуализированных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефтегазовых месторождений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическим оборудованием¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированных рабочих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мест; современной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологией проектирования и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектного менеджмента; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами оценки экономических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий инженерных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационных решений; ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦М.3 ¦Практики и ¦40 - 50¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная ¦10 - 20¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
+-----+-----------------------------+-------+------------------+--------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+-----------------------------+-------+------------------+---------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области (философии и методологии науки, математического моделирования, методов математической физики, основ теории динамических систем, экономики и управления нефтегазовым производством, методологии проектирования в нефтегазовой отрасли, управления проектами в нефтегазовой отрасли, технико-экономического анализа), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая, производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться (как минимум) следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования,
написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы, в том числе в виртуальной среде обучения - виртуальном промысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 85 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 80 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий по дисциплинам базовой части, а также технологические полигоны и тренажеры по дисциплинам (модулям) вариативной части, относящиеся к технике и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа на суше и на море, сбору и подготовке скважинной продукции, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов в соответствии с профилем подготовки учащихся.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета 5 мест в аудитории на 10 обучающихся с выходом в локальную сеть или сеть Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечении компетентности преподавательского состава;
регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и так далее.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистра к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций) преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных с проектированием и разработкой: технологических процессов и устройств для строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море; добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море; промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов; трубопроводного транспорта нефти и газа; подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению Ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru