Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 503
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15735)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15735
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 503

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело (квалификация (степень) "бакалавр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 503

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

   ---------------T----------------------------T--------------T--------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП +--------------T-------------+срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦ Код в ¦Наименование ¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦последипломный¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+--------------+--------------+
¦ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <**> ¦
¦бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+--------------+---------------


   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1 Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
сегмент топливной энергетики, включающий освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.
4.2 Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
техника и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
техника и технологии добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море;
техника и технологии промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;
техника и технологии трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
техника и технологии хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность (ПТД);
организационно-управленческая деятельность (ОУД)
экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД);
проектная деятельность (ПД).
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
Производственно-технологическая деятельность (ПТД):
осуществлять технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции;
осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов;
осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа;
осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при хранении и сбыте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
Организационно-управленческая деятельность (ОУД):
планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
Экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД):
анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию.
Проектная деятельность (ПД):
собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчеты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;
участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способность:
обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);
быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);
вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты (ОК-5);
проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6);
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);
осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК-14);
понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);
понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);
осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);
быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);
быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению (ОК-19);
адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);
владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне (ОК-21);
владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-22).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общепрофессиональные способности:
самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);
составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию (ПК-5);
производственно-технологическая деятельность (ПТД)
способность:
применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-6);
осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-8);
оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-9);
применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-10);
обоснованно применять методы метрологии и стандартизации (ПК-11);
организационно-управленческая деятельность (ОУД)
способность:
организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов для достижения поставленной цели (ПК-12);
использовать методы технико-экономического анализа (ПК-13);
использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (ПК-14);
анализировать использование принципов системы менеджмента качества (ПК-15);
использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-16);
экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД)
способность:
изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-17);
планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-18);
использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19);
выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-20);
проектная деятельность (ПД)
способность:
осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-21);
выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования (ПК-22);
использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-23);
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   --------T---------------------------------------------------T------------T---------------------T-------------¬

¦Код УЦ ¦ Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты ¦Трудоемкость¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦
¦ ООП ¦ их освоения ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦
¦ ¦ ¦ единицы) ¦примерных программ, а¦ компетенций ¦
¦ ¦ ¦ <*> ¦ также учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и экономический цикл ¦ 25 - 35 ¦История, ¦ОК-1, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 25 ¦Философия, ¦ОК-2, ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла¦ ¦Иностранный язык, ¦ОК-3, ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Экономика, ¦ОК-4, ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Правоведение ¦ОК-5, ¦
¦ ¦- роль философии как мировоззрения, общей¦ ¦ ¦ОК-6, ¦
¦ ¦методологии познания и ценностно-ориентирующей¦ ¦ ¦ОК-7, ¦
¦ ¦программы; ¦ ¦ ¦ОК-8, ¦
¦ ¦- основные философские категории, методы и приемы¦ ¦ ¦ОК-9, ¦
¦ ¦философского анализа проблем, философские системы и¦ ¦ ¦ОК-10, ¦
¦ ¦школы; ¦ ¦ ¦ОК-11, ¦
¦ ¦- особенности общественного развития, вариативность¦ ¦ ¦ОК-12, ¦
¦ ¦и основные закономерности исторического процесса,¦ ¦ ¦ОК-13, ¦
¦ ¦роль сознательной деятельности людей; ¦ ¦ ¦ОК-14, ¦
¦ ¦- этапы исторического развития России, место и роль¦ ¦ ¦ОК-15, ¦
¦ ¦России в истории человечества и в современном мире;¦ ¦ ¦ОК-16, ¦
¦ ¦- основные принципы и положения конституционного,¦ ¦ ¦ОК-17, ¦
¦ ¦трудового, гражданского, административного и¦ ¦ ¦ОК-18, ¦
¦ ¦семейного права; ¦ ¦ ¦ОК-19, ¦
¦ ¦- базовые понятия экономической теории, законы¦ ¦ ¦ОК-20, ¦
¦ ¦функционирования рыночной экономики; ¦ ¦ ¦ОК-21 ¦
¦ ¦- экономические основы производства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лексический минимум в объеме 4000 учебных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характера (для иностранного языка); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- самостоятельно анализировать научную и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦публицистическую литературу по социогуманитарной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблематике; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- отличать научную постановку вопросов от¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦религиозной и иных ненаучных форм освоения мира; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- извлекать, анализировать и оценивать информацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- планировать и осуществлять свою деятельность с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом результатов этого анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сопоставлять различные версии и оценки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторических событий и личностей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- оценивать альтернативы общественного развития с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом исторических реалий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ориентироваться в мире норм и ценностей,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать явления и события с моральной и правовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точек зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ориентироваться в типовых экономических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях, основных вопросах экономической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать правовые знания в оценке явлений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественной жизни и в собственной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- работать в коллективе, вырабатывать совместные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения, организовывать работу исполнителей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пользоваться иностранным языком для общения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации из зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками письменного аргументированного изложения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками публичной речи, аргументации, ведения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками критического восприятия информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками правомерного и ответственного поведения;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками граждански и политически взвешенного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения, корректировки своих политических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взглядов и действий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками сотрудничества, ведения переговоров и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешения конфликтов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками взаимодействия в поликультурной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полиэтничной среде; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками общения и деятельности в иноязычной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среде. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦Б.2 ¦Математический и естественнонаучный цикл ¦ 50 - 60 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 35 - 40 ¦ ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы линейной алгебры с элементами аналитической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геометрии, математический анализ, основы дискретной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математики, теории обыкновенных дифференциальных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнений, теории вероятностей и математической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистики; основные сведения о дискретных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурах, используемых в персональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерах, основные алгоритмы типовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦численных методов решения математических задач,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦один из языков программирования, структуру¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦локальных и глобальных компьютерных сетей;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы классической и релятивистской механики,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы термодинамики и статистической физики,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнения Максвелла и свойства электрического и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магнитного полей в вакууме и веществе, теорию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн, основы волновой и квантовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптики, соотношения неопределенностей, уравнение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шредингера, строение многоэлектронных атомов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зонную теорию металлов и полупроводников, свойства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦атомного ядра и элементарных частиц; химические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства элементов и их соединений ряда подгрупп¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодической системы Менделеева (в зависимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от профиля подготовки), типы химической связи¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соединениях и типы межмолекулярных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействий, строение и свойства комплексных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клатратных соединений, газовые гидраты,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамические и кинетические условия протекания¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических реакций, равновесие в гомогенных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гетерогенных системах, свойства важнейших классов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неорганических и органических соединений, основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦номенклатуры органических соединений, виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изомерии, типы реакций органических соединений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных классов, методы качественного и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественного анализа, понятие о наиболее¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространенных высокомолекулярных соединениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные положения теоретической механики (статика,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинематика, динамика); правила безопасной работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в учебно-научных лабораториях, факторы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяющие устойчивость биосферы, характеристики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возрастания антропогенного воздействия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на природу, принципы рационального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природопользования, методы снижения хозяйственного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия на биосферу, организационные и правовые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства охраны окружающей среды, способы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достижения устойчивого развития; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦Математика, ¦ОК-1, ¦
¦ ¦применять математические методы для решения типовых¦ ¦Физика, ¦ОК-2, ¦
¦ ¦профессиональных задач, ориентироваться в¦ ¦Химия, ¦ОК-3, ¦
¦ ¦справочной математической литературе, приобретать¦ ¦Информатика, ¦ОК-4, ¦
¦ ¦новые математические знания, используя современные¦ ¦Экология ¦ОК-9, ¦
¦ ¦образовательные и информационные технологии,¦ ¦ ¦ОК-10, ¦
¦ ¦использовать математическую логику для формирования¦ ¦ ¦ПК-1, ¦
¦ ¦суждений по соответствующим профессиональным¦ ¦ ¦ПК-2, ¦
¦ ¦проблемам, работать в качестве пользователя¦ ¦ ¦ПК-3, ¦
¦ ¦персонального компьютера, использовать внешние¦ ¦ ¦ПК-4, ¦
¦ ¦носители информации для обмена данными между¦ ¦ ¦ПК-5, ¦
¦ ¦машинами, решать типовые задачи по основным¦ ¦ ¦ПК-18, ¦
¦ ¦разделам курса, используя методы высшей математики,¦ ¦ ¦ПК-19, ¦
¦ ¦использовать физические законы при анализе и¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦решении проблем профессиональной деятельности,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять концентрации растворов различных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений, термодинамические характеристики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических реакций и равновесные концентрации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ, скорость реакции и влияние различных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факторов на нее, проводить очистку веществ в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторных условиях, определять основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физические характеристики органических веществ,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять в общем виде оценку антропогенного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду с учетом специфики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природно-климатических условий, грамотно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать нормативно-правовые акты при работе с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической документацией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами построения простейших математических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделей типовых профессиональных задач, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа содержательной интерпретации полученных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов, методами поиска и обмена информацией в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глобальных и локальных компьютерных сетях,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническими и программными средствами защиты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации при работе с компьютерными системами,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦включая приемы антивирусной защиты, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения физических измерений, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корректной оценки погрешностей при проведении¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физического эксперимента, навыками выполнения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных химических лабораторных операций, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦синтеза неорганических и простейших органических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений, методами качественного и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественного анализа многокомпонентных систем,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами экономической оценки ущерба от¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятия, методами выбора¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального способа снижения воздействия на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающую среду ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦ 120 - 130 ¦Начертательная ¦ОК-1, ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 45 - 50 ¦геометрия и¦ОК-2, ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла¦ ¦инженерная ¦ОК-3, ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦компьютерная графика;¦ОК-4, ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Теоретическая и¦ОК-9, ¦
¦ ¦основные законы и положения дисциплин¦ ¦прикладная механика; ¦ОК-10, ¦
¦ ¦инженерно-механического модуля: основные правила¦ ¦Материаловедение и¦ОК-11, ¦
¦ ¦начертательной геометрии, приемы компьютерной¦ ¦ТКМ; ¦ОК-12, ¦
¦ ¦графики на стадии конструирования и чтения чертежей¦ ¦Электротехника; ¦ОК-13, ¦
¦ ¦сложных изделий; теории механизмов и машин,¦ ¦Химия нефти и газа; ¦ОК-21, ¦
¦ ¦методы решения практических задач, используя¦ ¦Гидравлика и¦ПК-1, ¦
¦ ¦методы сопротивления материалов; законы гидравлики,¦ ¦нефтегазовая ¦ПК-2, ¦
¦ ¦гидромеханики, термодинамики; основные¦ ¦гидромеханика; ¦ПК-3, ¦
¦ ¦производственные процессы, представляющие единую¦ ¦Термодинамика и¦ПК-4, ¦
¦ ¦цепочку нефтегазовых технологий; основные свойства¦ ¦теплопередача; ¦ПК-5, ¦
¦ ¦углеводородов нефти, гипотезы органического¦ ¦Безопасность ¦ПК-6, ¦
¦ ¦и неорганического происхождения нефти и газа,¦ ¦жизнедеятельности; ¦ПК-7, ¦
¦ ¦принципы классификации нефтей и газов, свойства¦ ¦Метрология, ¦ПК-8, ¦
¦ ¦и закономерности поведения дисперсных систем¦ ¦квалиметрия и¦ПК-9, ¦
¦ ¦систему обеспечения безопасности жизнедеятельности¦ ¦стандартизация; ¦ПК-10, ¦
¦ ¦нефтегазового производства; современные проблемы¦ ¦Основы автоматизации¦ПК-11, ¦
¦ ¦охраны недр и окружающей среды; основные¦ ¦технологических ¦ПК-13, ¦
¦ ¦положения действующего законодательства РФ об¦ ¦процессов ¦ПК-14, ¦
¦ ¦охране труда, промышленной и экологической¦ ¦нефтегазового ¦ПК-15, ¦
¦ ¦безопасности, нормативно-технические документы,¦ ¦производства ¦ПК-16, ¦
¦ ¦действующие в данной сфере, технические методы и¦ ¦ ¦ПК-17, ¦
¦ ¦средства защиты человека на производстве от опасных¦ ¦ ¦ПК-18, ¦
¦ ¦и вредных факторов, основные методы защиты¦ ¦ ¦ПК-19, ¦
¦ ¦атмосферного воздуха от вредных выбросов; ¦ ¦ ¦ПК-20, ¦
¦ ¦правила безопасности в нефтяной и газовой¦ ¦ ¦ПК-21, ¦
¦ ¦промышленности; источники, причины и характер¦ ¦ ¦ПК-22, ¦
¦ ¦загрязнения окружающей природной среды, правовые ¦ ¦ ¦ПК-23, ¦
¦ ¦основы; основные технологии нефтегазового¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦производства; технические характеристики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экономические показатели отечественных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и зарубежных нефтегазовых технологий; стандарты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и технические условия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать: принципы графического представления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пространственных образов, систему¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектно-конструкторской документации, правила¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения технических схем и чертежей; методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статического, кинематического и динамического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчета механизмов и машин; основные законы статики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и кинематики жидкостей и газов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их взаимодействия между собой и твердыми телами;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы классификации нефтегазовых систем;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные законы термодинамики и теплопередачи;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания о составах и свойствах нефти и газа в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующих расчетах; навыки выявления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и устранения "узких мест" производственного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса; основные положения метрологии,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартизации, сертификации; принципы работы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бурового оборудования, оборудования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для эксплуатации и капитального ремонта скважин,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прокладки и ремонта трубопроводных систем,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефтегазопереработки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами: изучения физико-химических и механических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойств горных пород на воздухе и в контакте¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с различными жидкостями; принципами интерпретации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных геофизических исследований скважин;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучения коллекторских свойств пород и их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефтегазонасыщенности; квалиметрии технологических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жидкостей, применяемых в нефтегазовом производстве;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки и предотвращения экономического ущерба в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе бурения, эксплуатации скважин и транспорта¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефти и газа, а также управления качеством¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной деятельности; нормативами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектной деятельности и навыками составления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочих проектов, обзоров, отчетов; метрологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стандартизации; технико-экономического анализа;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного менеджмента и управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персоналом. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в соответствии с профилями¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-22 ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная практики ¦ 12 - 16 ¦ ¦ОК-1, ¦
¦ ¦практические умения и навыки определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ОК-3, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-4, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-5, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-6, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-10, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-15, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦ Б.6 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 10 ¦ ¦ОК-1, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-3, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-5, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-6, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-10, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-13, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-14, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-15, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-21, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
+-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+-------------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной образовательной¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+---------------------------------------------------+------------+---------------------+--------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, физики, теоретической механики, общей и органической химии, информатики, экологии, начертательной геометрии, инженерной компьютерной графики, прикладной механики, материаловедения, электротехники и электроники, геологии нефти и газа, химии нефти и газа, безопасности жизнедеятельности, гидравлики, термодинамики, строительства нефтегазовых скважин, разработки нефтяных и газовых месторождений, трубопроводного транспорта нефти, машин и оборудования нефтегазового производства, метрологии, стандартизации и сертификации, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основании представления обучающимся отчета о результатах практики с защитой отчета перед аттестационной комиссией.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладом на конференциях и семинарах.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов. Ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 6 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 процентов преподавателей из числа специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий по следующим дисциплинам базовой части: иностранный язык, физика, химия (общая и органическая), информатика, экология, начертательная геометрия, инженерная компьютерная графика, теоретическая механика, прикладная механика, материаловедение, электротехника и электроника, геология нефти и газа, химия нефти и газа, безопасность жизнедеятельности, гидравлика и нефтегазовая гидромеханика, термодинамика, строительство нефтегазовых скважин, разработка нефтяных и газовых месторождений, трубопроводный транспорт нефти и газа, машины и оборудование нефтегазового производства, метрология, стандартизация и сертификация, основы автоматизации технологических процессов нефтегазового производства, основные технологии и технологические комплексы нефтегазового производства, а также тренажеры по дисциплинам (модулям) вариативной части, относящиеся к технике и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море, добыче нефти и газа, сбору и подготовке скважинной продукции на суше и на море, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов, в соответствии с профилем подготовки учащихся.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета 1 место в аудитории на 10 обучающихся с выходом в локальную сеть или сеть Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
8.5. Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru