| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 485
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15748)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15748
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 485
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111500 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство (квалификация (степень) "бакалавр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 485
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111500 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T---------------------------T---------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП +--------------T------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦последипломный ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+------------+---------------+--------------+
¦Промышленное ¦ ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦рыболовство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+------------+---------------+---------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и эксплуатацию технических, информационно-измерительных, управляющих и других технологически ориентированных систем для добычи гидробионтов и аквакультуры.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: процессы научного исследования, создания и эксплуатации рыболовных промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы, аппаратуру контроля, процессы эксплуатации промысловых и исследовательских судов, среды и запасов объектов лова, а также процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием и инспекцией рыболовства и технические средства аквакультуры.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
организация и осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции при производстве и эксплуатации орудий рыболовства, промысловых механизмов и технических средств аквакультуры;
организация и проведение экспертизы и сертификации рыболовных материалов и орудий рыболовства;
организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования и контроль за соблюдением технологической дисциплины;
контроль за соблюдением правил рыболовства, экологической безопасности и охраны труда;
проверка технического состояния и остаточного ресурса орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры и их подсистем, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
организационно-управленческая деятельность:
организация и эффективная реализация технологических процессов добычи рыбы и других гидробионтов на основе рационального использования сырьевых ресурсов, технических средств промышленного рыболовства и современной контрольно-поисковой приборной техники;
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
организация работы малых коллективов исполнителей;
способностью к проведению анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
научно-исследовательская деятельность:
способностью к научным исследованиям по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
способностью к выполнению экспериментов, проведению наблюдений, обработке их результатов;
проведение физического моделирования орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры на базе экспериментальных установок;
участие в проведении математического моделирования параметров орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры;
участие в исследовании и совершенствовании физико-механических свойств конструкционных материалов, используемых для постройки орудий промышленного рыболовства;
проектная деятельность:
разработка проектной и рабочей технической документации, техническое оформление законченных проектно-конструкторских работ;
участие в проведении расчетов объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием;
участие в совершенствовании процессов и техники промышленного рыболовства и аквакультуры.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-1);
умением использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-4);
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры и свойств рыболовных материалов (ПК-5);
способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ (ПК-6);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации технических средств рыболовства, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-7);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры; выбирать технические средства, технологии и материалы с учетом экологических последствий их применения (ПК-8);
способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-10);
способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-11);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-12);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-13);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы и технические средства измерения параметров технологических процессов, орудий рыболовства и технических средств аквакультуры; проводить экспертизу, стандартные и сертификационные испытания рыболовных материалов, орудий рыболовства и технологических процессов с использованием ЭВМ (ПК-15);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
готовностью участвовать в выполнении экспериментов, проведении наблюдений, обработке их результатов (ПК-17);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, технически оформлять законченные проектно-конструкторские работы (ПК-18);
готовностью к участию в проведении расчетов объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием (ПК-19);
способностью участвовать в совершенствовании процессов и техники промышленного рыболовства и аквакультуры (ПК-20).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
------T-------------------------------T--------T--------------T-----------¬
¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦Трудоем-¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ООП ¦ ¦(зачет- ¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦ные ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦единицы ¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*>) ¦ также ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и ¦40 - 50 ¦История, ¦ОК-2 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦20 - 25 ¦Философия, ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Иностранный ¦ОК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦язык, ¦ОК-6 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦Экономика, ¦ОК-7 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦Менеджмент, ¦ОК-8 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Морское и ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ научные, философские, ¦ ¦рыболовное ¦ОК-11 ¦
¦ ¦религиозные картины мира; ¦ ¦право ¦ОК-12 ¦
¦ ¦взаимодействие духовного и ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦телесного, биологического и ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦социального в человеке, его ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦отношение к природе и ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦обществу; ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ движущие силы и ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦закономерности исторического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса; место человека в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политической организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества; роль насилия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ненасилия в обществе, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нравственные обязанности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; многообразие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур и цивилизаций в их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многовариантность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ иностранный язык в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального содержания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования рыночной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики; экономические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы производства и ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия (основные фонды, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборотные средства, трудовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы); понятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦себестоимости продукции и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификации затрат на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производство и реализацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции; основы финансовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные принципы, функции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента, принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения организационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структур и распределения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций управления, формы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участия персонала в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлении, основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этики деловых отношений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы международного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морского и рыболовного права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правила рыболовства в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных промысловых районах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Мирового океана; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экономические, технические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальные аспекты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства и аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ самостоятельно анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-политическую и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научную литературу; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять экономическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию, лексику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные экономические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить укрупненные расчеты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат на производство и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию продукции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять финансовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическими процессами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства, при производстве ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦орудий рыболовства и средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизации, обеспечивающими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнение требований ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов и рынка; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приемами расчета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических показателей в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленном рыболовстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приемами планирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приемами управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персоналом и производством; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основными положениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международного морского и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовного права ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦75 - 85 ¦Математика, ¦ОК-1 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦37 - 42 ¦Общая физика, ¦ОК-10 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Общая химия, ¦ПК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Информатика, ¦ПК-3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Биология и ¦ПК-6 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦экология ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ основные понятия и методы ¦ ¦гидробионтов, ¦ПК-15 ¦
¦ ¦математического анализа, ¦ ¦Техническая ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей и ¦ ¦механика, ¦ ¦
¦ ¦математической статистики, ¦ ¦Механика ¦ ¦
¦ ¦дискретной математики; ¦ ¦орудий ¦ ¦
¦ ¦ математические программы для ¦ ¦рыболовства, ¦ ¦
¦ ¦использования возможностей ¦ ¦Рациональная ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ для качественного ¦ ¦эксплуатация ¦ ¦
¦ ¦исследования свойств ¦ ¦гидробионтов ¦ ¦
¦ ¦различных математических ¦ ¦Мирового ¦ ¦
¦ ¦моделей; ¦ ¦океана ¦ ¦
¦ ¦ основные физические явления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные понятия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы и теории классической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и современной физики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ современную научную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратуру; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ химические элементы и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединения, методы и средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химического исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ и их превращений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ структуру биосферы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организма и среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ законы и методы накопления, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦передачи и обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации с помощью ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютера; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состояние и перспективные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства и аквакультуры, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районы промысла и принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы биологии объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства, особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения и распределения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов лова, в том числе и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в зоне действия орудий лова, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и способы применения этой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации для повышения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добычи рыбы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ аксиомы статики; кинематика ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точки; кинематика твердого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тела; сложное движение точки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и твердого тела; динамика ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материальной точки, общие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоремы динамики; элементы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналитической механики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивость равновесия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малые колебания; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства; особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования морских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промысловых экосистем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования рыболовства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценка величины рыбных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦запасов; моделирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов промысла; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ механика гибкой нити и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовной сети, механика ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы деталей оснастки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦орудий рыболовства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическое моделирование и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механическая имитация работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовных орудий, механика ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы орудий рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы в технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приложениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выделять конкретное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическое содержание в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задачах будущей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ прогнозировать последствия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности с точки зрения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосферных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами математического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основными методами работы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ПЭВМ с прикладными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программными средствами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами измерения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических величин, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и инженерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦85 - 95 ¦Устройство и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая ¦40 - 47 ¦эксплуатация ¦ОК-4 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ ¦орудий ¦ОК-5 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦рыболовства, ¦ОК-7 ¦
¦ ¦части цикла ¦ ¦Технология ¦ОК-8 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦постройки ¦ПК-1 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦орудий ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ основные типы орудий ¦ ¦рыболовства, ¦ПК-3 ¦
¦ ¦рыболовства и их ¦ ¦Промысловые ¦ПК-4 ¦
¦ ¦эксплуатацию; поведение ¦ ¦схемы и ¦ПК-5 ¦
¦ ¦объектов лова в естественных ¦ ¦механизмы, ¦ПК-6 ¦
¦ ¦условиях и в зоне орудия ¦ ¦Основы ¦ПК-7 ¦
¦ ¦лова; показатели ¦ ¦морского дела,¦ПК-8 ¦
¦ ¦эффективности лова; приборы ¦ ¦Рыболовные ¦ПК-9 ¦
¦ ¦контроля работы орудий лова; ¦ ¦материалы, ¦ПК-10 ¦
¦ ¦уход за орудиями; ¦ ¦Основы ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ общую технологию; ¦ ¦конструирова- ¦ПК-12 ¦
¦ ¦технологические операции; ¦ ¦ния ¦ПК-13 ¦
¦ ¦узловые соединения и ¦ ¦промысловых ¦ПК-14 ¦
¦ ¦такелажные работы; расход ¦ ¦машин, ¦ПК-15 ¦
¦ ¦материалов; организацию ¦ ¦Безопасность ¦ПК-16 ¦
¦ ¦производства; износ и ¦ ¦жизнедеятель- ¦ПК-17 ¦
¦ ¦долговечность орудий лова; ¦ ¦ности ¦ПК-18 ¦
¦ ¦хранение орудий лова и уход ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦за ними; ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦ промысловые схемы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройства для добычи рыбы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизацию операций с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦орудиями рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы выбора и обоснования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промысловых схем; обоснование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оценку прочных размеров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деталей и узлов промысловых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; обслуживание и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатацию промысловых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ волокна для рыболовных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; рыболовные нитки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веревочно-канатные изделия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовные сетные полотна; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизу рыболовных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; материалы для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснастки рыболовных орудий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав технической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации орудий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства; международные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отечественные стандарты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составление и чтение чертежей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и спецификаций, условные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обозначения; международные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы классификации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обозначений в рыболовстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых при изготовлении, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации, техническом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживании и ремонте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства и аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ современные методы оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сырьевых ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможных объемов их изъятия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также организацию охраны и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сырьевых ресурсов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ взаимодействие человека со ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средой обитания, воздействие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на человека вредных процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и факторов, безопасность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологичность технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; идентификацию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормирование опасных, вредных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и поражающих факторов; методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и средства повышения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем и технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов, ликвидацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; безопасность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательство и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормирование безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить стандартные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦испытания по определению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физико-механических свойств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемого сырья, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полуфабрикатов и готовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организовать технологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессы добычи рыбы и других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районах промысла; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организовать технологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессы постройки и ремонта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦орудий рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическими процессами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добычи рыбы и других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сырьевых ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методиками выбора и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определения свойств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационных материалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемых в технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствах рыболовства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основами технической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации рыбопромысловых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, основами морского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дела и судовождения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципами разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических и технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заданий на проектирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовных систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-12 ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная ¦14 - 20 ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+-------------------------------+--------+--------------+------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ОПП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области общей физики, общей химии, информатики, безопасности жизнедеятельности, биологии и экологии гидробионтов, механики орудий рыболовства, электротехники, теоретической механики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
По итогам практики представляется отчет по практике, и производится защита отчета по практике на итоговой конференции. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории по дисциплинам: общая физика, общая химия, информатика, безопасность жизнедеятельности, биология и экология гидробионтов, механика орудий рыболовства, электротехника, а также специальные дисциплины;
специально оборудованные кабинеты и аудитории для практических занятий по дисциплинам: общая физика, техническая механика, прикладная математика, механика орудий рыболовства, рациональная эксплуатация гидробионтов Мирового океана, а также специальные дисциплины;
компьютерные рыбопромысловые тренажеры;
макеты орудий рыболовства, промысловых механизмов и промысловых схем.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием и приборами, позволяющими изучать и исследовать технологические процессы и конструкции промышленного рыболовства.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, не менее 6 часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|