Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 487
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15731)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15731
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111400 ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура (квалификация (степень) "бакалавр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 487

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111400 ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   -------------------T-------------------------T--------------T-------------¬

¦ Наименование ООП ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦Трудоемкость ¦
¦ +------------T------------+срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦код в ¦наименование¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии¦ ¦последипломный¦ ¦
¦ ¦с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классифика- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цией ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------------+------------+--------------+-------------+
¦Водные биоресурсы ¦ ¦ Бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦и аквакультура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+------------+------------+--------------+--------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 111400 Водные биоресурсы и аквакультура включает: область науки и технологии, занимающуюся рациональным использованием и охраной водных биологических ресурсов, их охраной, искусственным воспроизводством, повышением экологической безопасности.
Область включает в себя:
оценку экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;
определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов;
искусственное воспроизводство и товарное выращивание рыб, кормовых и пищевых беспозвоночных, водорослей;
проектирование рыбоводных предприятий;
обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;
менеджмент в рыбном хозяйстве;
организацию работы на предприятиях и в организациях рыбной отрасли;
рыбохозяйственный и экологический мониторинг антропогенного воздействия на водные биоресурсы, рыбохозяйственные водоемы;
рыбохозяйственную и экологическую экспертизу;
надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрану водных биоресурсов;
экологическое и рыбохозяйственное законодательство;
педагогическую деятельность в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
экосистемы естественных и искусственных водоемов,
прибрежные зоны;
водные биоресурсы, объекты аквакультуры и другие гидробионты;
технологические процессы и оборудование предприятий аквакультуры.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
участие в оценке экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;
применение методов и технологий искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов;
эксплуатация технологического оборудования в аквакультуре;
обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;
надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрана водных биоресурсов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
управление технологическими процессами на предприятии;
организация работы малых коллективов исполнителей;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
экологический менеджмент предприятия;
научно-исследовательская деятельность:
оценка рыбоводно-биологических показателей, физиологического и ихтиопатологического состояния объектов аквакультуры и условий их выращивания;
оценка основных биологических параметров популяций гидробионтов и водных экосистем, экологического состояния водоемов по отдельным разделам (этапам, процессам) научно-исследовательской работы в соответствии с утвержденными методиками;
проведение мониторинга параметров среды, объектов промысла и аквакультуры;
проектная деятельность:
участие в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств;
участие в проектно-изыскательских работах для проектирования рыбоводных предприятий;
педагогическая деятельность:
участие в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать профессиональные знания ихтиологии, аквакультуры, охраны окружающей среды, рыбохозяйственного и экологического мониторинга и экспертизы (ПК-1);
способностью участвовать в оценке рыбохозяйственного значения и экологического состояния естественных и искусственных водоемов (ПК-2);
способностью проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, водных биоценозов, участвовать в разработке биологических обоснований оптимальных параметров промысла, общих допустимых уловов, прогнозов вылова, правил рыболовства, мониторинге промысла (ПК-3):
способностью применять методы и технологии искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов (ПК-4);
готовностью к эксплуатации технологического оборудования в аквакультуре (ПК-5);
способностью участвовать в обеспечении экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управлении качеством выращиваемых объектов (ПК-6);
умением вести документацию полевых рыбохозяйственных наблюдений, экспериментальных и производственных работ (ПК-7);
способностью использовать базовые знания экономики в области рыбного хозяйства (ПК-8);
способностью осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охране водных биоресурсов (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
способностью управлять технологическими процессами в аквакультуре, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка, организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-10);
способностью участвовать в научно-исследовательских полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве (ПК-11);
готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-12);
способностью реализовать эффективное использование материалов, оборудования (ПК-13);
научно-исследовательская деятельность:
готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-14);
способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области рыбного хозяйства (ПК-15);
способностью применять современные методы научных исследований в области водных биоресурсов и аквакультуры (ПК-16);
способностью самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку полевой биологической, экологической, рыбохозяйственной информации (ПК-17);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-18);
проектная деятельность:
готовностью к участию в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств (ПК-19);
готовностью к участию в выполнении проектно-изыскательских работ с использованием современного оборудования (ПК-20);
педагогическая деятельность:
способностью участвовать в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования (ПК-21).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   -------T------------------------T------------T---------------T------------¬

¦Код УЦ¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ООП ¦проектируемые результаты¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых ¦
¦ ¦ их освоения ¦(зачетные ¦ разработки ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦единицы <*>)¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ также ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный¦ 40 - 44 ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экономический цикл ¦ 20 - 22 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦История России ¦ОК-1 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Философия ¦ОК-2 ¦
¦ ¦студент должен: ¦ ¦Экономическая ¦ОК-3 ¦
¦ ¦знать: научные, ¦ ¦теория ¦ОК-6 ¦
¦ ¦философские, религиозные¦ ¦Менеджмент и ¦ОК-7 ¦
¦ ¦картины мира; ¦ ¦маркетинг ¦ОК-8 ¦
¦ ¦взаимодействие духовного¦ ¦Иностранный ¦ОК-9 ¦
¦ ¦и телесного, ¦ ¦язык ¦ОК-10 ¦
¦ ¦биологического и ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦социального в человеке, ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦его отношение к природе ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦и обществу; движущие ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦силы и закономерности ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦исторического процесса; ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦место человека в ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦историческом процессе, ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦политической организации¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦общества; нравственные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанности человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многообразие культур и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций в их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многовариантность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия (основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фонды, оборотные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства, трудовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы); основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой деятельности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы менеджмента и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинга; виды и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия, принципы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормирования труда, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы планирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия, разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планов работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-политическую и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научную литературу; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять экономическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию, лексику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные экономические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категории; проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрупненные расчеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат на производство и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию продукции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять финансовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: иностранным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для общения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и возможности получения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента и методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения маркетинговых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления действующими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессами в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуре, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающими выпуск ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, отвечающей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиям стандартов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ, плановых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заданий и анализа их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+------------+---------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.2 ¦Естественнонаучный цикл ¦ 55 - 60 ¦Зоология ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 25 - 30 ¦Теория ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦эволюции ¦ОК-10 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Органическая и ¦ОК-11 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦биологическая ¦ПК-2 ¦
¦ ¦Знать: основы ¦ ¦химия ¦ПК-3 ¦
¦ ¦систематики, строения, ¦ ¦Экология ¦ПК-6 ¦
¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦Гидробиология ¦ПК-16 ¦
¦ ¦организмов, ¦ ¦Гидрология ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразие, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности эволюции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦живой природы, основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органической и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологической химии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических систем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль антропогенного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны окружающей среды,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природопользования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования водных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экосистем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: пользоваться ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроскопической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техникой, лабораторным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦идентифицировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные группы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организмов, проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полевые экологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наблюдения с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками работы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с лабораторным и полевым¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наблюдениях и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментах ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦ 110 - 120 ¦Ихтиология ¦ОК-5 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 55 - 60 ¦Биологические ¦ОК-10 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦основы ¦ОК-11 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦рыбоводства ¦ОК-12 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Искусственное ¦ОК-13 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦воспроизводст- ¦ОК-15 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦во рыб ¦ПК-1 ¦
¦ ¦знать: основы физиологии¦ ¦Товарное ¦ПК-2 ¦
¦ ¦рыб, периоды онтогенеза,¦ ¦рыбоводство ¦ПК-3 ¦
¦ ¦особенности ¦ ¦Генетика и ¦ПК-4 ¦
¦ ¦микробиологических ¦ ¦селекция рыб ¦ПК-5 ¦
¦ ¦процессов в водоемах; ¦ ¦Методы ¦ПК-6 ¦
¦ ¦динамику популяций ¦ ¦рыбохозяйствен-¦ПК-7 ¦
¦ ¦промысловых ¦ ¦ных ¦ПК-9 ¦
¦ ¦гидробионтов; основы ¦ ¦исследований ¦ПК-10 ¦
¦ ¦хозяйственной и правовой¦ ¦Сырьевая база ¦ПК-11 ¦
¦ ¦деятельности на ¦ ¦рыбной ¦ПК-12 ¦
¦ ¦водоемах; биологию, ¦ ¦промышленности ¦ПК-13 ¦
¦ ¦экологию и особенности ¦ ¦Рыбохозяйстве- ¦ПК-14 ¦
¦ ¦промысла основных ¦ ¦нное ¦ПК-15 ¦
¦ ¦объектов рыболовства и ¦ ¦законодательст-¦ПК-16 ¦
¦ ¦рыбоводства, значение ¦ ¦во ¦ПК-17 ¦
¦ ¦водных биологических ¦ ¦Микробиология ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ресурсов для человека; ¦ ¦Гистология и ¦ПК-19 ¦
¦ ¦биопродукционные ¦ ¦эмбриология ¦ПК-20 ¦
¦ ¦возможности Мирового ¦ ¦рыб ¦ ¦
¦ ¦океана, биологические ¦ ¦Физиология рыб ¦ ¦
¦ ¦ресурсы морей и ¦ ¦Промысловая ¦ ¦
¦ ¦пресноводных водоемов ¦ ¦ихтиология ¦ ¦
¦ ¦России; современное ¦ ¦Ихтиопатология ¦ ¦
¦ ¦состояние аквакультуры и¦ ¦Рыбохозяйствен-¦ ¦
¦ ¦перспективы ее развития;¦ ¦ная ¦ ¦
¦ ¦основы искусственного ¦ ¦гидротехника ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦товарного выращивания ¦ ¦жизнедеятель- ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов; основы ¦ ¦ности ¦ ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбоводных заводов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нерестово-выростных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйств, рыбоводных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйств по выращиванию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарной рыбы; методы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства очистки вод и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоподготовки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: выполнять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические анализы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять этапы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эмбриогенеза, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физиологическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояние рыб, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микробиологический ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализ, определять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологические параметры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦популяций гидробионтов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы и стадии развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проходных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полупроходных рыб, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качество икры, спермы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эмбрионов, личинок, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молоди, производителей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыб; стимулировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦созревание половых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клеток у рыб; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать необходимое¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количество кормов для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыб, определять качество¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кормов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культивировать живые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корма; транспортировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦икру, личинок, молодь, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производителей рыб; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находить правильные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предупреждения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний рыб и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечения; применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотехнику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства ценных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проходных, полупроходных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туводных рыб; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять биотехнику ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выращивания карпа, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦форели, растительноядных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и других рыб; определять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качественные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологические показатели¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыб и других объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры в норме и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патологии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦антропогенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействий на водные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экосистемы и участвовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в разработке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекомендаций по их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рациональному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать методологию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участвовать в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинге, охране ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водных биоресурсов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦идентификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промысловых рыб и других¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов; оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологических параметров¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыб, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промыслово-биологических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатируемых запасов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками полевых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований водоемов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов, выполнения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспроизводстве и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выращивании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов, научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водных биоресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологического контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за объектами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выращивания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологической схемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выращивания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиями в рыбном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйстве ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-16 ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.5 ¦Учебная и ¦ 18 - 20 ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦производственная ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦(практические умения и ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная¦ 8 - 10 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 - 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
+------+------------------------+------------+---------------+------------+
¦ ¦Общая трудоемкость ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------------------------+------------+---------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ОПП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам базовой части естественно-научного цикла, формирующим у обучающихся умения и навыки в области зоологии, органической и биологической химии, гидробиологии, гидрологии, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики:
По итогам практики представляется отчет по практике, и производится защита отчета по практике на итоговой конференции. По результатам аттестации выставляется дифференцированный зачет.
Разделом учебной и производственной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или разработке проектных заданий;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию) и выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть замещено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
Лаборатории зоологии, гидробиологии, органической и биологической химии, микробиологии, ихтиологии, методов рыбохозяйственных исследований, аквакультуры, аквариальную, компьютерный класс с доступом в "Интернет".
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием и приборами, позволяющими изучать и осваивать технологические процессы в аквакультуре и методы рыбохозяйственных исследований, включая:
инкубационные аппараты, рыбоводное оборудование для выдерживания производителей, предличинок, подращивания личинок, выращивания молоди и товарной рыбы (допускается использование макетов);
бинокуляры, микроскопы, лабораторное аналитическое оборудование, мерные доски (в расчете на учебную группу);
комплекты приборов гидрологических, метеорологических и геодезических;
портативные приборы химического анализа;
комплект гидробиологических приборов;
орудия сбора ихтиологических материалов (сети, невод, ихтиопланктонные сети),
плавсредства, обеспечивающие проведение контрольных обловов в учебных целях;
набор влажных препаратов основных промысловых рыб и объектов аквакультуры (не менее 100 видов);
видео и мультимедийную технику с комплектом видеофильмов.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, не менее 6 часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru