Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 490
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2009 № 15709)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. № 15709
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 490

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110100 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение (квалификация (степень) "бакалавр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 490

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110100 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

   ----------------------T----------------------T-------------T--------------¬

¦ Наименование ООП ¦ Квалификация ¦Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ ¦ (степень) ¦срок освоения¦ (в зачетных ¦
¦ +----------T-----------+ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦код в ¦наимено- ¦последиплом- ¦ ¦
¦ ¦соответст-¦вание ¦ный отпуск ¦ ¦
¦ ¦вии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классифи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кацией ООП¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-----------+-------------+--------------+
¦ООП бакалавриата ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
L---------------------+----------+-----------+-------------+---------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: почвенные, агрохимические, агроэкологические исследования и разработки, направленные на рациональное использование и сохранение агроландшафтов при производстве продукции растениеводства; контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; агроэкологическую оценку земель сельскохозяйственного назначения и обоснование методов их рационального использования; разработку экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: агроландшафты и агроэкосистемы; почвы, режимы и процессы их функционирования; сельскохозяйственные угодья; сельскохозяйственные культуры; удобрения и мелиоранты; технологии производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв; агроэкологические модели.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агро- почвоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая,
организационно-управленческая,
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агро-почвоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
проведение почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель;
организация и проведение почвенных и растительных анализов;
составление почвенных и агроэкологических карт, агрохимических картограмм;
агроэкологическая оценка растений, почв, удобрений и мелиорантов;
группировка земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур и оптимизация противоэрозионной организации территории землепользования сельскохозяйственного предприятия;
разработка систем удобрения и технологических проектов воспроизводства плодородия почв с учетом экологической безопасности агроландшафта и мер по защите почв от эрозии и дефляции;
проведение химической и водной мелиораций земель;
осуществление технологического контроля за качеством внесения удобрений, химических мелиорантов и проведением обработки почвы, посева и ухода за растениями;
реализация экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и проведение агроэкологического контроля за качеством продукции;
проведение растительной и почвенной диагностики, принятие мер по агроэкологической оптимизации минерального питания растений;
проведение экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллективов производственных подразделений предприятия, центров агрохимической службы (участие в составлении оперативных и перспективных планов, графиков, инструкций, смет, заявок на расходные материалы, приборы, оборудование и т. д.), подготовка отчетности по утвержденным формам и методикам;
организация работы малых групп исполнителей в полевых и лабораторных условиях;
проведение маркетинговых исследований на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции;
принятие управленческих решений при производстве продукции растениеводства в различных экономических и погодных условиях хозяйствования;
научно-исследовательская деятельность:
анализ почвенного, агрохимического и экологического состояния агроландшафтов по материалам обследования;
обоснование путей сохранения и повышения почвенного плодородия и противоэрозионной устойчивости земель;
участие в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических научных исследований в соответствии с утвержденными методиками;
обобщение и статистическая обработка результатов опытов, формулирование выводов;
разработка приемов и способов воспроизводства плодородия почв в составе творческого коллектива.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью ориентироваться в основах экономической теории, особенностях рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОК-9);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью представлять современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-2);
способностью распознать наиболее распространенные минералы и горные породы, оценивать их участие в почвообразовательном процессе и плодородии почв (ПК-3);
способностью к ландшафтному анализу территорий и проектированию использования природно-антропогенных ландшафтов (ПК-4);
способностью использовать геологические, геоморфологические, топографические карты и геодезические приборы при оценке агроландшафтов и размещении сельскохозяйственных угодий и культур, проведении землеустройства (ПК-5);
способностью распознать основные типы и разновидности почв, оценить уровень их плодородия, обосновать направления использования почв в земледелии (ПК-6);
готовностью проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, химический анализ растений, удобрений и мелиорантов в соответствии с современными методиками (ПК-7);
производственно-технологическая деятельность:
готовностью участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель сельскохозяйственного назначения (ПК-8);
способностью составить почвенные и агроэкологические карты, агрохимические картограммы (ПК-9);
способностью определить способы оптимального регулирования водного режима растений на мелиорируемых землях (ПК-10);
способностью проводить оценку и группировку земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур (ПК-11);
способностью обосновать методы подготовки удобрений и разработать системы их рационального применения, технологические проекты воспроизводства плодородия почв различных агроландшафтов (немелиорируемых, осушаемых и орошаемых, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами) (ПК-12);
готовностью составить схемы севооборотов, системы обработки почвы и защиты сельскохозяйственных растений от вредных организмов, обосновать экологически безопасные технологии возделывания культур и провести контроль за качеством продукции (ПК-13);
способностью к проведению растительной и почвенной диагностики, принятию мер по агроэкологической оптимизации минерального питания растений и микробиологической активности почв (ПК-14);
способностью к проведению экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования (ПК-15);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в разных экономических и хозяйственных условиях (ПК-16);
способностью определять экономическую эффективность применения удобрений, химических средств мелиорации и технологических приемов возделывания сельскохозяйственных культур (ПК-17);
способностью проводить маркетинговые исследования на рынках агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции (ПК-18);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе различных организационных форм (ПК-19);
научно-исследовательская деятельность:
готовностью изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-20);
способностью к проведению почвенных, агрохимических и агроэкологических научных исследований согласно утвержденным методикам (ПК-21);
способностью к лабораторному анализу образцов почв, удобрений и растений (ПК-22);
способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (ПК-23).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   -------T------------------------T-----------T-----------------T-----------¬

¦Код УЦ¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ООП ¦ проектируемые ¦кость, зач.¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ¦результаты их освоения ¦ед. <*> ¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦ ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, ¦ 35 - 45 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦социальный и ¦ 17 - 22 ¦Иностранный язык ¦ОК-2 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦История ¦ОК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Философия ¦ОК-6 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Экономическая ¦ОК-7 ¦
¦ ¦знать: иностранный язык¦ ¦теория ¦ОК-8 ¦
¦ ¦в объеме, необходимом¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦для получения информа-¦ ¦Маркетинг ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ции профессионального¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦содержания из зарубеж-¦ ¦Менеджмент ¦ОК-15 ¦
¦ ¦ных источников; науч-¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ные, философские, рели-¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦гиозные картины мира;¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦взаимодействие духовно-¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦го и телесного, биоло-¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦гического и социального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в человеке, его отноше-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние к природе и общест-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ву; движущие силы и за-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кономерности историче-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ского процесса; место¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека в историческом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе, политической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации общества;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль насилия и ненаси-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лия в обществе, нравст-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венные обязанности че-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека; многообразие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур и цивилизаций в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их взаимодействии, мно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦говариантность истори-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческого процесса; тео-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ретические основы функ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционирования рыночной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики; экономиче-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ские основы производст-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ва и ресурсы предпри-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ятия; понятия себестои-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мости продукции и клас-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сификации затрат на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производство и реализа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цию продукции; основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой деятельно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сти; основные принципы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функции менеджмента,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы построения ор-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ганизационных структур¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и распределения функций¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления, формы уча-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стия персонала в управ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лении, основные принци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пы этики деловых отно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шений; роль маркетинга¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в управлении фирмой,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы, задачи и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функции маркетинга, на-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правления проведения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговых исследо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ваний, основные состав-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ляющие комплекса марке-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тинга товара; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать социально-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическую и научную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу; применять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую термино-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логию, лексику и основ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные экономические кате-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гории, проводить укруп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ненные расчеты затрат¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на производство и реа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизацию продукции; оп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределять финансовые ре-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зультаты деятельности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками об-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щего и профессионального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения на иностранном¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языке; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента и методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения маркетинговых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований, методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления технологи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческими процессами при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производстве продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растениеводства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отвечающей требованиям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов и рынка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (зна-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния, умения, навыки оп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 35 - 45 ¦Математика ¦ОК-1 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ 17 - 22 ¦Информатика ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 110 - 120 ¦Физика ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦Химия ¦ОК-4 ¦
¦ ¦базовой части цикла¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен:¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать: основные понятия¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦и методы математическо-¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦го анализа, теорию ве-¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦роятностей и математи-¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ческой статистики, дис-¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦кретной математики;¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦процессы сбора, переда-¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦чи, обработки и накоп-¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦ления информации, тех-¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦нические программные¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦средства; основные фи-¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦зические явления; фун-¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦даментальные понятия,¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦законы и теории класси-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческой и современной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; основные хими-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие понятия и зако-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ны, химические элементы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их соединения; сведе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния о свойствах неорга-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нических и органических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в агропочвоведении,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрохимии и экологии,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при расчете параметров¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвенных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрохимических показа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телей, статистические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы обработки экспе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦риментальных данных;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять сущность фи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зических процессов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происходящих в почве и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растении; использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства химических ве-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ществ в лабораторной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной прак-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тике ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (зна-¦ 55 - 60 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния, умения, навыки оп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦ 2 ¦Геология с ¦ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая ¦ ¦основами ¦ПК-2 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦геоморфологии ¦ПК-3 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦Ландшафтоведение ¦ПК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Геодезия ¦ПК-5 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Общее ¦ПК-6 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦почвоведение ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знать: строение и состав¦ ¦География почв ¦ПК-8 ¦
¦ ¦Земли, геологические¦ ¦Картография почв ¦ПК-9 ¦
¦ ¦процессы, интрузивные и¦ ¦Агропочвоведение ¦ПК-10 ¦
¦ ¦эффузивные породы, чет-¦ ¦Методы почвенных ¦ПК-11 ¦
¦ ¦вертичные отложения,¦ ¦исследований ¦ПК-12 ¦
¦ ¦основы геоморфологии,¦ ¦Мелиорация ¦ПК-13 ¦
¦ ¦геологические и геомор-¦ ¦Агрохимия ¦ПК-14 ¦
¦ ¦фологические карты;¦ ¦Система удобрения¦ПК-15 ¦
¦ ¦вертикальную и горизон-¦ ¦Агрохимические ¦ПК-16 ¦
¦ ¦тальную структуру, ком-¦ ¦методы ¦ПК-17 ¦
¦ ¦поненты, динамику, про-¦ ¦исследований ¦ПК-18 ¦
¦ ¦странственную дифферен-¦ ¦Почвенная ¦ПК-19 ¦
¦ ¦циацию, типизацию, ос-¦ ¦микробиология ¦ПК-20 ¦
¦ ¦новы геохимии и биохи-¦ ¦Земледелие ¦ПК-21 ¦
¦ ¦мии природных и природ-¦ ¦Сельскохозяйстве-¦ПК-22 ¦
¦ ¦но-антропогенных ланд-¦ ¦нная ¦ПК-23 ¦
¦ ¦шафтов; понятия о земле¦ ¦Экология ¦ОК-1 ¦
¦ ¦и земельном фонде, кар-¦ ¦Безопасность ¦ОК-2 ¦
¦ ¦тографические способы¦ ¦жизнедеятельности¦ОК-3 ¦
¦ ¦изображения сельскохо-¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦зяйственных объектов,¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦сведения о фигуре Земли¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и системах координат,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топографические карты и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планы, геодезические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерения и сети, гео-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дезические приборы, то-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пографические съемки;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происхождение, состав,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства, режимы, пло-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дородие, экологические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функции почв; географи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие закономерности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распределения почв,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию почв,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвенный покров; поч-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венно-ландшафтное кар-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тографирование, виды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвенных съемок, де-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шифрование, методику¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составления почвенных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦карт и картограмм; из-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менение почвенного по-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крова и почв под влия-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием сельскохозяйствен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного использования,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требования культур к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиям возделывания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агроэкологическую оцен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ку земель, технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования почвенно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го плодородия, охрану¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв, рекультивацию зе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мель; методы почвенных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований: определе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние элементарного, ион-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦но-солевого и минерало-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гического состава орга-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нического вещества, ор-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гано-минеральных соеди-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нений, методы изучения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сорбционных взаимодей-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствий, хроматографию;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦виды мелиораций, типы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оросительных систем,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режимы орошения, спосо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бы и техника полива;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осушительные системы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы и приемы регу-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лирования водного режи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ма на осушенных землях;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуртехнические ме-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиорации; теоретические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы питания расте-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний, виды, формы, мето-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ды расчета доз мелио-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рантов, минеральных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органических удобрений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы и технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внесения удобрений и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелиорантов с учетом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической безопас-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ности; научно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практические основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки систем удоб-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рения культур для раз-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦личных почвенно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦климатических и хозяй-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственных условий; мето-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ды агрохимических ис-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦следований: полевой,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизиметрический, веге-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тационный анализ расте-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний, удобрений, агрохи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мический анализ почвы;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологию, системати-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ку, физиологию и эколо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гию микроорганизмов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль микроорганизмов в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦превращениях различных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений и химических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементов в почве; за-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коны земледелия; факто-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ры жизни растений и ме-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тоды их регулирования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научные основы севообо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ротов, защиты растений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от сорняков, обработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвы и ее защиты от¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эрозии и дефляции; по-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нятие об агроэкосисте-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мах и их почвенно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотический комплекс,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические проблемы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства, основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления устойчивого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития агроэкосистем;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасность жизнедея-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельности в чрезвычай-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных ситуациях, защиту¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости его рабо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ты, организацию и про-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведение спасательных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ в чрезвычайных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях, охрану труда¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в лабораториях и произ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водстве; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: проводить эле-¦ 2 ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ментарный геологиче-¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ский, геоморфологиче-¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ский и ландшафтный ана-¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦лиз территории, пользо-¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ваться геодезическими¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦приборами при проведе-¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦нии землеустройства;¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦распознавать основные¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦типы и разновидности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв, проводить генети-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческую и агрономическую¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценку почв и почвенно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го покрова; проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полевую почвенную съем-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ку и составлять почвен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные карты и картограм-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мы; определять основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели плодородия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв агроландшафта;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать поливную и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оросительную нормы для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур на орошаемых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦землях; производить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчет доз химических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелиорантов и удобре-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний; разрабатывать сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темы удобрения на пла-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нируемый урожай с уче-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том простого и расши-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ренного воспроизводства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодородия почв; прово-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дить почвенный и агро-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химический анализ со-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стояния земель сельско-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственного назначе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния; определять биоло-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гическую активность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвы и предлагать спо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собы ее регулирования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользоваться радиомет-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рическими и дозиметри-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческими приборами; со-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ставлять схемы севообо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ротов, технологии обра-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ботки почвы и защиты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растений от сорняков;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инициированного микроб-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного сообщества, биоин-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дикацию, биотесты, оп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределять токсиканты в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (зна-¦ 30 - 36 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния, умения, навыки оп-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 12 ¦ ¦ОК-16 ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.5 ¦Учебная и ¦ 240 ¦ ¦ПК-1 - ¦
¦ ¦производственная ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦практики (практические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦Б.6 ¦Итоговая ¦ ¦ ¦ПК-8 - ¦
¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+-----------+-----------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------------------------+-----------+-----------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает в себя все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, менеджмента и маркетинга, математики, физики, химии, информатики, геологии с основами геоморфологии, геодезии, общего почвоведения, географии почв, картографии почв, агропочвоведения, в методах почвенных исследований, мелиорации, агрохимии, в системе удобрения, агрохимических методах исследования, почвенной микробиологии, ландшафтоведение, сельскохозяйственной радиологии, земледелии, сельскохозяйственной экологии, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва руководителя.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференциях, семинарах.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специализированные лаборатории по математике и информатике, физике, химии, геологии с основами геоморфологии, геодезии, общему почвоведению, географии почв, картографии почв, агропочвоведению, методам почвенных исследований, мелиорации, агрохимии, системе удобрения, агрохимическим методам исследований, почвенной микробиологии, ландшафтоведению, сельскохозяйственной радиологии, земледелию, сельскохозяйственной экологии, безопасности жизнедеятельности; компьютерные классы, учебно-опытные поля, учебные полигоны механизации растениеводства, почвенный музей, метеорологический пункт.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru