| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 488
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15739)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15739
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 488
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 100400 ТУРИЗМ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 488
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 100400 ТУРИЗМ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 100400 Туризм всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника
---------------T--------------------------T------------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП +-------------T------------+освоения ООП (для ¦(в зачетных ¦
¦ ¦Код в соот- ¦Наименование¦ очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦ветствии с ¦ ¦обучения), включая¦ ¦
¦ ¦принятой кла-¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ссификацией ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-------------+------------+------------------+------------+
¦ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+-------------+------------+------------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию туристских продуктов, обладающих качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии, проектирование туристско-рекреационных зон и комплексов, управление ими.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты) и их потребности;
туристский продукт;
технологические процессы предоставления туристских услуг;
результаты интеллектуальной деятельности в туристской индустрии;
нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;
средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;
информационные ресурсы, системы и средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий туристкой деятельности.
4.3. Магистр по направлению подготовки 100400 Туризм готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектная;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
сервисная;
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 100400 Туризм должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
проектная деятельность:
формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности;
оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование предоставления услуг туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;
оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристской индустрии;
проектирование и создание туристско-рекреационных зон и комплексов;
производственно-технологическая деятельность:
совершенствование процессов разработки и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, оценка экономической эффективности туристских продуктов;
выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристских продуктов;
организационно-управленческая деятельность:
организация и управление процессами формирования и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, работой коллектива предприятия туристской индустрии;
принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристских продуктов, соответствующих требованиям потребителей;
мониторинг и оценка туристской деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне);
организация и управление туристско-рекреационными зонами и комплексами;
сервисная деятельность:
разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания потребителей, создание систем безопасности;
организация работ по стандартизации и сертификации туристского продукта;
научно-исследовательская деятельность:
проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;
системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;
разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;
оценка эффективности инноваций в туристской деятельности.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться совершенствования собственной личности, раскрытия творческого потенциала (ОК-1);
способностью к поиску и самостоятельному обучению новым методам исследования, возможному изменению научного и научно-практического профиля профессиональной деятельности, изменению социокультурных условий (ОК-2);
готовностью к активному общению в научной, профессиональной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
способностью к активной социальной мобильности (ОК-4);
способностью использовать навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, управления коллективом, владеть основами командообразования, формировать благоприятный морально-психологический климат для достижения поставленных целей, оценивать качество результатов личной и коллективной деятельности (ОК-5);
готовностью нести ответственность за принятые решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации в туристской деятельности (ОК-6);
способностью к успешной адаптации и критическому переосмыслению как позитивного, так и негативного опыта, к объективной оценке своих возможностей (ОК-7);
способностью оказывать позитивное воздействие на окружающих собственным примером с точки зрения образа жизни и личного поведения (ОК-8);
способностью проявлять инициативу, в том числе в сложных и нестандартных ситуациях, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9);
способностью использовать углубленные современные теоретические и практические знания в области туризма (ОК-10);
способностью самостоятельно с помощью новейших информационных технологий приобретать и эффективно использовать в практической деятельности новую информацию, знания и умения, в том числе в инновационных сферах, расширять и углублять свой интеллектуальный потенциал (ОК-11);
способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности (ОК-12);
способностью свободно демонстрировать навыки работы в научно-исследовательском коллективе (в лаборатории, бизнес-инкубаторе, студии и так далее), генерировать новые идеи, поддерживать и развивать собственный креативный потенциал и творческие способности сотрудников (ОК-13);
способностью выявлять и оценивать основные проблемы в своей профессиональной области, при решении которых требуется постановка сложных задач, требующих широкого методологического инструментария, в том числе с применением количественных и качественных методов измерения, методов индукции и дедукции, и т.п. (ОК-14);
способностью ориентироваться в сложной системе определения целей и постановке задач, а также в их ранжировании по степени важности и другим признакам (ОК-15);
готовностью вести экспериментальную работу и проводить полевые исследования, объективно оценивать результаты исследований и внедрять их (ОК-16);
способностью находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию (ОК-17);
способностью к эффективному использованию современного компьютерного и офисного оборудования в рамках возможностей и потенциала современной туристской индустрии в соответствии с профилем и целями магистерской программы (ОК-18);
способностью формировать, оформлять, представлять, докладывать и анализировать результаты выполненной работы (ОК-19).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
проектная деятельность:
способностью разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию (ПК-1);
способностью к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов (ПК-2);
готовностью применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);
производственно-технологическая деятельность:
способностью к мониторингу и оценке эффективности процессов в туристской индустрии (ПК-4);
способностью к оценке инновационно-технологических рисков в туристской индустрии (ПК-5);
способностью к внедрению современной системы стандартизации в туристской индустрии (ПК-6);
организационно-управленческая деятельность:
владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии (ПК-7);
способностью формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков предприятия туристской индустрии (ПК-8);
способностью оценивать и осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов в туристской индустрии на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне) (ПК-9);
сервисная деятельность:
способностью разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10);
научно-исследовательская деятельность:
готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК-11);
способностью ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма (ПК-12);
готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13);
способностью к разработке и внедрению инновационных технологий в туристской индустрии (ПК-14).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение учебных циклов, разделов и дисциплин (таблица 2).
Учебные циклы ООП:
общенаучный цикл;
профессиональный цикл.
Разделы ООП:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.
Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
-----T-------------------------------T-----------T----------------T-------¬
¦Код ¦ Учебные циклы ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦ и проектируемые ¦кость ¦ дисциплин для ¦форми- ¦
¦ООП ¦ результаты их освоения ¦(зачетные ¦ разработки ¦руемых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, а ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦также учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦20 - 30 <*>¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 6 - 10 <*>¦ ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Теория и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦методология ¦ОК-2 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦социально-эконо-¦ОК-4 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦мических ¦ОК-7 ¦
¦ ¦- концептуальные основы ¦ ¦исследований в ¦ОК-10 ¦
¦ ¦социально-экономических ¦ ¦туристской ¦ОК-11 ¦
¦ ¦исследований в туристской ¦ ¦индустрии ¦ОК-12 ¦
¦ ¦индустрии, основные источники ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦и методологию изучения ¦ ¦Правовое ¦ОК-15 ¦
¦ ¦экономики и социологии ¦ ¦обеспечение ¦ОК-16 ¦
¦ ¦туризма, тенеденции и ¦ ¦деятельности в ¦ОК-18 ¦
¦ ¦перспектив развития ¦ ¦туристской ¦ПК-1 ¦
¦ ¦туристской индустрии на ¦ ¦индустрии ¦ПК-3 ¦
¦ ¦федеральном, региональном и ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦локальном уровнях, методики ¦ ¦Компьютерные ¦ПК-9 ¦
¦ ¦социально-экономических ¦ ¦технологии в ¦ПК-10 ¦
¦ ¦исследований туристской ¦ ¦науке и ¦ПК-12 ¦
¦ ¦деятельности; систему ¦ ¦образовании ¦ПК-13 ¦
¦ ¦социально-экономических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметров развития туристской ¦ ¦Теория и ¦ ¦
¦ ¦индустрии; мировой опыт ¦ ¦методология ¦ ¦
¦ ¦проведения социально- ¦ ¦рекреационной ¦ ¦
¦ ¦экономических исследований в ¦ ¦географии ¦ ¦
¦ ¦туристской индустрии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные направления развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории и методов исследований ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в сфере туризма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы российского и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международного права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности правового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристской индустрии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- базис современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективы компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий в науке и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методики туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦географических исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные теории, концепции и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гипотезы в отечественных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежных школах рекреационной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦географии и географии туризма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные направления развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории и методов исследований, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные подходы к изучению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребностей как ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основополагающего фактора ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития рекреации и туризма, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные методы оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциала территории, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционально-территориального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития рекреации и туризма, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретические и методические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы туристско-рекреационного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районирования территории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные подходы к изучению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, факторов их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования, иерархии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эволюции, принципов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития, основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориальных туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационных систем на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глобальном, региональном и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦локальном уровнях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить исследования в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области экономики и социологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туризма; осуществлять выбор ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментария (методик, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техник, процедур) и применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦его в конкретных ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систематизировать и обобщать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты исследований в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области экономики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социологии туризма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять законодательные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристской деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать сетевые и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа технологии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании и науке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать научные методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучения туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационных потребностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозировать изменения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спросе, анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные факторы развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреации и туризма на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориях разного ранга, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексный подход к оценке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциала территории, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать степень его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современного использования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективные направления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дальнейшего развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сектора, ориентироваться в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методиках проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районирования территорий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различного ранга, использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-методические подходы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировании, организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлении туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационными системами на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основе принципа устойчивого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития и потребительского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спроса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципами и технологией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирования и организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований в туристской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индустрии; методами системного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и сравнительного анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками получения и первичной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации о туризме,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа, систематизации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщения; методологией и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методикой научных исследований ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(статистических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социологических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых норм в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области туристской индустрии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами решений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальных задач с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применением компьютерных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа технологий в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной и научной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области туризма;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современными методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований в рекреационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦географии, методами анализа и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационных потребностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦количественными и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качественными методами оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциала территории и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основами туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационного районирования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подходами к проектированию, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитию и управлению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системами различного ранга и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вида на основе принципов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительского спроса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦30 - 40 <*>¦ ¦ ¦
¦ ¦Базовая ¦10 - 13 <*>¦ ¦ ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Организационное ¦ОК-3 ¦
¦ ¦части цикла, обучающийся ¦ ¦проектирование и¦ОК-5 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦управление ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦проектами ¦ОК-8 ¦
¦ ¦- методологию организационной ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦деятельности в туристской ¦ ¦Технологии ¦ОК-13 ¦
¦ ¦индустрии; основные категории, ¦ ¦туристско-рекре-¦ОК-17 ¦
¦ ¦элементы и принципы организации¦ ¦ационного ¦ПК-1 ¦
¦ ¦проектной деятельности; ¦ ¦проектирования и¦ПК-2 ¦
¦ ¦содержание и порядок ¦ ¦освоения ¦ПК-3 ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦территорий ¦ПК-4 ¦
¦ ¦организационной структуры и ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦процессов туристского ¦ ¦Прогнозирование ¦ПК-6 ¦
¦ ¦предприятия; технологии и ¦ ¦и планирование ¦ПК-7 ¦
¦ ¦инструментарий решения ¦ ¦туристской ¦ПК-8 ¦
¦ ¦различных типов проблем в ¦ ¦деятельности ¦ПК-9 ¦
¦ ¦современных системах ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦туристской индустрии, методы ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦и инструменты управления ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦проектами; ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦- концептуальные основы и ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦технологии рационального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования туристско- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационного потенциала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории; методологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подходы к формированию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития туристско-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационных территорий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методологию прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и планирования туристской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, систему планов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их содержание и взаимосвязь с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитием туристской индустрии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проектировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационную структуру и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные процессы туристских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий с различными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типами хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратегии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- формировать и анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы освоения и развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территорий на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегрированного управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратегическими изменениями в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристской индустрии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать научные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гипотезы, разработки и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы, прогнозировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитие туристской индустрии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять перспективные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления туристской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и формировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственную стратегию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристского предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами анализа и оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровня развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационной структуры и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов туристского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современными технологиями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-рекреационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования, освоения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития территорий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками формирования на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основе принципов планирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и прогнозирования программ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития туристической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индустрии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦М.3 ¦Практика и (или) ¦52 - 62 <*>¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------------+-------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-------------------------------+-----------+----------------+--------
--------------------------------
<*> 1. Трудоемкость УЦ ООП магистра задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП М.1 и М.2 должна составлять не более 30 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Суммарная трудоемкость циклов М.1 и М.2 должна составлять не более 50 процентов основной образовательной программы.
4. Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий, социальной сферы, туристкой индустрии.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций туристкой деятельности, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики туристкой индустрии, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов туристкой индустрии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся с учетом профиля ООП магистратуры устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ с учетом профиля ООП магистратуры.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей туристкой деятельности, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области компьютерных технологий в науке и образовании, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части ООП магистратуры, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профиля ООП вуза.
Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области теории и методологии социально-экономических исследований в туристской индустрии, правового обеспечения деятельности в туристской индустрии, технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий, прогнозирования и планирования туристической деятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части ООП магистратуры, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профиля ООП вуза.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная; научно-исследовательская; научно-производственная, технологическая, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП магистратуры. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей туристкой индустрии, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений туристкой индустрии. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров по профилю направления подготовки, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю ООП вуза, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает:
лаборатории по дисциплине "Компьютерные технологии в науке и образовании", а также по другим дисциплинам (модулям) ООП магистратуры, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профиля ООП вуза;
специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплине "Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий", а также по другим дисциплинам (модулям) ООП магистратуры, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профиля ООП вуза;
проблемные учебно-научно-производственные лаборатории по дисциплинам (модулям) профессионального цикла ООП магистратуры.
Возможно наличие полигона(ов), бизнес-инкубатора(ов), студии(ий) и т.п. в соответствии с профилем ООП магистратуры для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Доступность к сетям типа Интернет должна быть обеспечена для каждого обучающегося.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей туристкой индустрии;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным показателям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей туристкой индустрии;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и представителей работодателей туристкой индустрии.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий туристкой индустрии), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и тому подобное.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, научной педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:
технологических;
управленческих (стратегических);
маркетинговых (инструментально-аналитических);
социально-психологических;
культурно-исторических.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности в области туристкой индустрии; профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|