Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 491
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15729)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15729
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 491

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110100 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 491

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 110100 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ------------------T---------------------------T--------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦Трудоемкость¦
¦ ООП +----------------T----------+срок освоения ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ Код в ¦Наименова-¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦ соответствии с ¦ние ¦последипломный¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦ классификацией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------------+----------+--------------+------------+
¦ ООП магистра ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
L-----------------+----------------+----------+--------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: почвенные, агрохимические, агроэкологические исследования и разработки, направленные на рациональное использование и сохранение агроландшафтов при производстве продукции растениеводства; контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; агроэкологическая оценка земель сельскохозяйственного назначения и обоснование методов их рационального использования; разработка экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: агроландшафты и агроэкосистемы; почвы, режимы и процессы их функционирования; сельскохозяйственные угодья; сельскохозяйственные культуры; удобрения и мелиоранты; технологии производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв; агроэкологические модели.
4.3. Магистр по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-технологическая,
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 110100 Агрохимия и агропочвоведение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
проектно-технологическая деятельность:
разработка и освоение экологически безопасных агротехнологий, позволяющих снизить экономические риски производства заданного количества и качества продукции растениеводства;
разработка проектов оптимизации почвенного плодородия различных агроландшафтов и технологий за счет использования вещественных и технологических факторов;
проведение агроэкологического мониторинга сельскохозяйственных угодий и разработка методов снижения загрязнения почв и их реабилитация;
агроэкологическая оценка средств химизации земледелия;
разработка моделей продукционного процесса агроэкосистем различного уровня;
научно-исследовательская деятельность:
разработка планов и программ проведения научных исследований;
организация, закладка и проведение экспериментов по воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и экологической безопасности агроландшафтов;
обоснование методик для проведения почвенных и агрохимических анализов;
разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов;
обобщение и анализ результатов исследований, их статистическая обработка;
подготовка научно-технических отчетов, обзоров и научных публикаций по результатам выполнения исследований.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-3);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7);
способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами разрешения конфликтных ситуаций (ОК-8);
владением методами пропаганды научных достижений (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью понимать сущность современных проблем агропочвоведения, агрохимии и экологии, современных технологий воспроизводства плодородия почв, научно-технологическую политику в области агроэкологически безопасной сельскохозяйственной продукции (ПК-1);
владением физическими, химическими и биологическими методами оценки почвенного плодородия агроландшафтов (ПК-2);
способностью использовать методы изучения адаптивных реакций растений на антропогенные факторы в агроэкосистемах (ПК-3);
способностью самостоятельно вести научный поиск в агропочвоведении, агрохимии и агроэкологии и применять научные достижения в аграрном производстве (ПК-4);
проектно-технологическая деятельность:
готовностью применять разнообразные методологические подходы к моделированию и проектированию агроэкосистем, оптимизации почвенных условий, воспроизводству плодородия почв и систем удобрения для различных сельскохозяйственных культур (ПК-5);
способностью к владению инновационными процессами в АПК и использованию их при проектировании и реализации экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв (ПК-6);
готовностью использовать агроэкологические геоинформационные системы при разработке технологий оптимизации плодородия почв и производства продукции растениеводства (ПК-7);
способностью обосновать оптимальный способ использования земли, средств химизации и механизации для получения наибольшей экономической и экологической эффективности (ПК-8);
научно-исследовательская деятельность:
готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-9);
способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-10);
способностью самостоятельно выполнять лабораторные исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современных методов исследования почв, растений, удобрений и сельскохозяйственной продукции (ПК-11);
готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-12);
готовностью представлять результаты в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   -------T------------------------T----------T-----------------T------------¬

¦Код УЦ¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ООП ¦проектируемые результаты¦кость, ¦ дисциплин для ¦формируемых ¦
¦ ¦ их освоения ¦зач. ед. ¦ разработки ¦ компетенций¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+------+------------------------+----------+-----------------+------------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦ 22 - 32 ¦Иностранный язык ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 10 ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения¦ ¦Информационные ¦ОК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла¦ ¦технологии ¦ОК-4 ¦
¦ ¦обучающийся должен ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: культуру и¦ ¦Математическое ¦ОК-6 ¦
¦ ¦традиции стран¦ ¦моделирование и ¦ОК-7 ¦
¦ ¦изучаемого языка;¦ ¦проектирование ¦ОК-8 ¦
¦ ¦правила речевого¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦этикета; основы¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦публичной речи,¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦применение диалогической¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦и монологической речи в¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦сфере профессиональной¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦коммуникации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционально-аппаратные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и программные средства;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многоуровневую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных потоков;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операционные среды и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системное и прикладное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их реализацию;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий в агрономии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦локальные и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпоративные сети и их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применение; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Internet-технологий в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науке и образовании;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия о моделировании,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию моделей,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы моделирования,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели плодородия почвы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посева, агрофитоценоза,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агроэкосистем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агротехнологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦читать и переводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тексты по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилю; понимать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диалогическую и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦монологическую речи в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере профессиональной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, вести¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦беседу, выступать с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦публичными сообщениями и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦докладами; составлять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аннотации, рефераты,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деловые письма;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формировать с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий базу данных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ее интерпретировать;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрабатывать модели и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекты агротехнологий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на различную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продуктивность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+----------+-----------------+------------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦ 28 - 38 ¦История и¦ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 8 - 12 ¦методология ¦ПК-2 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦научной агрономии¦ПК-3 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦знать: этапы развития¦ ¦Инновационные ¦ПК-5 ¦
¦ ¦научных основ¦ ¦технологии в¦ПК-6 ¦
¦ ¦агропочвоведения, ¦ ¦агрономии ¦ПК-7 ¦
¦ ¦агрохимии и экологии,¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦методологию ¦ ¦Инструментальные ¦ПК-9 ¦
¦ ¦воспроизводства ¦ ¦методы ¦ПК-10 ¦
¦ ¦плодородия почв и¦ ¦исследований ¦ПК-11 ¦
¦ ¦применения удобрений;¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦современные ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦экологические проблемы¦ ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦использования земель,¦ ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦повышения эффективности¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦применения химических¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦мелиорантов и удобрений;¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦понятие и стратегию¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦инновационной ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦классификацию новаций и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных процессов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационные процессы в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦АПК, направления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития инновационной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвоведении, агрохимии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экологии; основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасных технологий,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы разработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нововведений, структуру¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и содержание¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных технологий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства продукции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растениеводства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспроизводство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плодородия почв;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сущность современных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов исследования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв и растений, их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение, методику¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки почвенных,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растительных образцов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геоинформационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, их структуру и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использование ГИС при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наукоемких технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: обосновать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления и методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения современных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем в почвоведении,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрохимии и экологии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрофизические, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агрохимические и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологические анализы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образцов почв и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растений; использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агроэкологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геоинформационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы для обоснования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизации плодородия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почв и разработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии производства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растениеводства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+----------+-----------------+------------+
¦М.3 ¦Практики и¦ 38 - 48 ¦ ¦ПК-5 - ПК-13¦
¦ ¦научно-исследовательская¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа (практические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения и навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+----------+-----------------+------------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная¦ 12 ¦ ¦ПК-5 - ПК-13¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------+----------+-----------------+------------+
¦ ¦Общая трудоемкость¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------------------------+----------+-----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: иностранного языка, информационных технологий, математического моделирования и проектирования, истории и методологии почвоведения, агрохимии и экологии, инновационных технологий в почвоведении, агрохимии и экологии, инструментальных методов исследований, ГИС-технологий, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские проекты или участвовать в исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, оснащенные современным оборудованием и приборами, компьютерные классы, учебно-опытные поля, учебные полигоны, почвенный музей, метеорологический пункт, проектные бюро.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей, работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская, проектно-технологическая).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в области систем удобрения, воспроизводства плодородия почв, качества продукции растениеводства, защиты почв от эрозии и дефляции, картографии почв, мелиорации, сельскохозяйственной экологии на основе:
информации полевых и лабораторных экспериментов с использованием современной вычислительной техники;
проектирования систем удобрений, воспроизводства плодородия почв;
реализации современных технологий повышения плодородия почвы в условиях производства;
анализа полученной производственной информации, обобщения и систематизации результатов комплексной оценки земель сельскохозяйственного назначения.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru