Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 492
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15730)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15730
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 492

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 034700 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 492

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 034700 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ----------------T--------------------------T----------------T-------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость ¦
¦ ООП +----------T---------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦Код в со- ¦ Наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦ответствии¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦с принятой¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классифи- ¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦кацией ООП¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+---------------+----------+---------------+----------------+-------------+
¦ООП магистра ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года <*> ¦ 120 <**> ¦
L---------------+----------+---------------+----------------+--------------


   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
<**> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Областью профессиональной деятельности магистров является:
документационное обеспечение управления и управление архивным делом;
научные исследования в области документоведения и архивоведения;
создание локальной нормативной базы документационного обеспечения управления и архивного дела;
организация хранения, учета, комплектования, экспертизы ценности, справочно-поисковых средств и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и архивных документов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
документ, созданный любым способом документирования, в том числе кино-, фото-, фоно-, видео- и электронные документы;
системы документации;
документы Архивного фонда Российской Федерации, в том числе уникальные и особо ценные документы;
архивные документы, в том числе документы по личному составу;
архивы электронных документов;
справочно-поисковые средства и справочно-информационные издания о составе и содержании документов.
4.3. Магистр по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
технологическая;
организационно-управленческая;
проектная;
консультационная;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Магистр по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельные теоретические разработки в области документоведения и архивоведения;
разработка концептуальной базы управления документацией и архивным делом;
сбор, обобщение, систематизация, теоретическое осмысление эмпирического материала в прикладных разработках по созданию систем документационного обеспечения управления и архивного хранения документов, унификации и стандартизации документов;
исследование информационного взаимодействия структурных подразделений, а также организаций разных уровней управления;
исследование внутриведомственного и межведомственного информационного обмена, в том числе при наличии электронного документооборота и электронного архива;
подготовка публикаций и участие в выставочной работе;
организация работ по подготовке справочно-информационных изданий;
реферирование научной литературы по тематике проводимых исследований;
составление отчетов по научно-исследовательской и методической работе;
разработка нормативных правовых актов и методических документов по документационному обеспечению управления и архивному делу;
технологическая деятельность:
обоснование и разработка рациональной технологии документационного обеспечения управления и архивного хранения документов;
совершенствование технологии документационного обеспечения управления и архивного дела, в том числе на базе использования новейших информационных технологий;
обоснование выбора автоматизированных технологий документационного обеспечения управления и архивного дела (из числа типовых программных продуктов);
участие в разработке автоматизированных систем документационного обеспечения управления и архивного хранения документов на стадии постановки задачи и оценка их применения;
создание рациональной информационно-поисковой системы по документам организации;
организация хранения документов в документационном обеспечении управления, разработка номенклатур дел, контроль формирования и оформления дел при передаче в архив организации в соответствии с действующими правилами;
организация работы по экспертизе ценности документов;
организация работы по передаче документов в архив (подготовка описей дел постоянного и временного сроков хранения, описей документов по личному составу, актов на списание и уничтожение документов, сроки хранения которых, истекли);
обеспечение выполнения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
создание справочно-поисковых средств к архивным документам;
разработка мер по обеспечению сохранности документов на разных носителях;
проведение работ по консервации и реставрации документов;
участие в технологических этапах работы федеральных архивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов по основным направлениям их деятельности;
организационно-управленческая деятельность:
создание и ведение системы управления документами и их архивного хранения в организации на базе новейших технологий;
руководство службой документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в государственных и негосударственных организациях;
планирование, организация и совершенствование деятельности служб документационного обеспечения управления, архивов и служб архивного хранения документов организаций;
создание нормативных актов, устанавливающих принципы политики и регламентирующих стратегию в управлении документацией и архивном деле;
создание нормативных актов, регламентирующих процедуры и правила документирования, работы с документами и в том числе архивными документами;
участие в формировании и сохранении Архивного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного наследия общества, его духовного опыта, истории российской государственности;
организация работы по экспертизе ценности, обеспечению сохранности и учету документов;
организация использования архивных документов в целях включения архивного наследия в систему информационных ресурсов общества, информационной среды современного мира в целом, а также трансляцию общественного и индивидуального опыта, зафиксированного в архивных документах, в целях углубления исторического, гуманитарного и естественнонаучного знания;
организация составления и ведения справочно-поисковых средств к документам;
проектная деятельность:
проектирование унифицированных форм документов;
проектирование унифицированных систем документации;
проектирование прикладных программ как составной части системы управления документами;
проектирование, внедрение и ведение автоматизированного документооборота;
определение закономерностей документообразования, упорядочение состава видов и форм документов;
проектирование рациональной системы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов конкретной организации;
разработка концепций архивного хранения документов в организации;
проектирование автоматизированных архивных технологий;
проектирование архива электронных документов;
подготовка сметной документации на создание служб архивного хранения документов;
консультационная деятельность:
консультирование работников своей организации по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела;
консультирование практических работников служб документационного обеспечения управления по выбору автоматизированных технологий документационного обеспечения управления и архивного дела (из числа типовых программных продуктов);
консультирование практических работников организаций по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела;
педагогическая деятельность:
разработка методики преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин;
чтение лекций и ведение практических занятий в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
способностью владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-6);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-8);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);
способностью использовать основные законы и научные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ПК-2);
применять знания в области психологии управления коллективом (ПК-3);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-4);
анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ПК-5);
самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки (ПК-6);
владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров (ПК-7);
научно-исследовательскими:
владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения (ПК-8);
понимать сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения (ПК-9);
знать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и архивами (ПК-10);
владеть принципами и методами создания справочно-поисковых средств к архивным документам (ПК-11);
выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-12);
владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-13);
выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций (ПК-14);
анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-15);
вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК-16);
организационно-управленческими:
создавать и вести единые (корпоративные) системы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в организации на базе новейших технологий (ПК-17);
организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивной службы (ПК-18);
разрабатывать нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-19);
владеть законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе (ПК-20);
владеть основами трудового законодательства (ПК-21);
владеть нормами и навыками работы с документами, содержащими государственные и иные виды тайн (ПК-22);
владеть логистическими основами организации хранения документов (ПК-23);
владеть принципами организации различных типов и видов архивов (ПК-24);
обеспечить сохранность документов в архивах, в том числе на основе современных методов (ПК-25);
технологическими:
совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации (ПК-26);
владеть методами защиты информации (ПК-27);
владеть технологиями реставрации и консервации документов (ПК-28);
проектными:
владеть принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей (ПК-29);
владеть принципами организации служб документационного обеспечения управления и архивной службы (ПК-30);
владеть методами оптимизации документопотоков (ПК-31);
владеть принципами и методами организации хранения документов (ПК-32);
владеть основами обеспечения сохранности документов (ПК-33).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   --------T-------------------------T----------T----------------T-----------¬

¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ и проектируемые ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦(зачетные ¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦также учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+-------+-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦ 20 - 30 ¦Социология и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 10 - 20 ¦психология ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦управления, ¦ОК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Педагогика, ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦История и ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать: основы социологии ¦ ¦философия науки,¦ОК-7 ¦
¦ ¦и психологии, ¦ ¦Политология, ¦ОК-8 ¦
¦ ¦способствующие развитию ¦ ¦Теория и ¦ОК-9 ¦
¦ ¦общей культуры и ¦ ¦методология ¦ПК-5 ¦
¦ ¦социализации личности, ¦ ¦научного ¦ПК-13 ¦
¦ ¦приверженности к ¦ ¦познания ¦ПК-16 ¦
¦ ¦этическим ценностям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные категории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способствующие реализации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогических задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы политологии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологию познания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политической реальности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способствующие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пониманию особенностей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историю и философию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науки, теорию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологию научного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания, позволяющие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понимать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦причинно-следственные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связи развития науки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания в профессиональной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦межличностном общении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практике навыки и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения в организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательс- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ких и проектных работ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть способностью к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучению новым методам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и умениями в управлении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективом, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-психологический¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦климат в нужном для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достижения цели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направлении; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки качества ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов деятельности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностью к деловым ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникациям в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной сфере, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностью к изменению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социокультурных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальных условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терпимостью, способностью¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работать в коллективе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦ 20 - 30 ¦Теория ¦ПК-8 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 10 - 20 ¦современного ¦ПК-9 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦документоведения¦ПК-10 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦и архивоведения,¦ПК-11 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Правовые основы ¦ПК-12 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦управления ¦ПК-14 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦документацией и ¦ПК-15 ¦
¦ ¦знать: теоретические ¦ ¦архивами за ¦ПК-16 ¦
¦ ¦основы документоведения, ¦ ¦рубежом, ¦ПК-17 ¦
¦ ¦архивоведения, правовые ¦ ¦Методика научно-¦ПК-18 ¦
¦ ¦основы управления ¦ ¦исследовательс- ¦ПК-20 ¦
¦ ¦документацией в России ¦ ¦кой работы, ¦ПК-22 ¦
¦ ¦и за рубежом; основы ¦ ¦Государствен- ¦ПК-23 ¦
¦ ¦государственного ¦ ¦ность РФ, ¦ПК-24 ¦
¦ ¦устройства РФ: форма ¦ ¦Моделирование ¦ ¦
¦ ¦правления, форма ¦ ¦управленческой ¦ ¦
¦ ¦государственного ¦ ¦деятельности, ¦ ¦
¦ ¦устройства, политический ¦ ¦Информационные ¦ ¦
¦ ¦режим; конституционный ¦ ¦системы в ¦ ¦
¦ ¦процесс в России; основы ¦ ¦управлении ¦ ¦
¦ ¦государственного строя; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии, применяемые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при сборе, хранении, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработке, анализе и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦передаче информации в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере ДОУ и архивного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дела; основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизации в сфере ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и архивного дела; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратное и программное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение, их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разновидности и основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: планировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организовать проектные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы; проектировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческие системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологическую, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационную, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подсистемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и архивного дела, а ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦также подсистемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления персоналом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерные технологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для решения научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; внедрять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и эксплуатировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы ДОУ и архивного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранения документов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы; методологическими¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основами организационного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития и проектирования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем документационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и архивного дела; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования и анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем документационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и архивного дела; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ДОУ и архивного дела; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере ДОУ и архивного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дела; критериями выбора ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оптимизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратно-программных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦М.3 ¦Практики и ¦ 46 - 56 ¦Педагогическая ¦ОК-4 ¦
¦ ¦научно-исследовательс- ¦ ¦практика, ¦ОК-10 ¦
¦ ¦кая работа ¦ ¦научно-исследо- ¦ПК-1 ¦
¦ ¦Практические умения и ¦ ¦вательская ¦ПК-2 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦работа по ¦ПК-3 ¦
¦ ¦вуза. ¦ ¦магистерской ¦ПК-4 ¦
¦ ¦В результате прохождения ¦ ¦программе ¦ПК-12 ¦
¦ ¦педагогической практики ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦студенты должны ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦получить навыки ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦методически грамотного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения плана лекций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(семинарских, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических занятий); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦публичного изложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических разделов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебных дисциплин в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утвержденными учебно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методическими пособиями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В результате выполнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по теме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦студент должен получить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦следующие теоретические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и практические навыки: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- способность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ставить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских работ, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнять исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при решении научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по теме магистерской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- способность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организовывать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательские и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектные работы по теме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применением современного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умение представлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты работ с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативных документов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- способность к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательс- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кой работе и работе в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научном коллективе, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способность к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптации, к обучению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новым методам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качество выполняемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная ¦ 4 ¦Государственный ¦ПК-6 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦экзамен по ¦ПК-7 ¦
¦ ¦В результате подготовки, ¦ ¦магистерской ¦ПК-12 ¦
¦ ¦защиты выпускной ¦ ¦программе, ¦ПК-18 ¦
¦ ¦квалификационной работы и¦ ¦Защита ¦ПК-19 ¦
¦ ¦сдачи государственного ¦ ¦магистерской ¦ПК-20 ¦
¦ ¦экзамена студент должен ¦ ¦квалификационной¦ПК-26 ¦
¦ ¦уметь ставить и решать ¦ ¦работы ¦ПК-27 ¦
¦ ¦практическую, научную, ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
¦ ¦научно-методическую ¦ ¦ ¦ПК-29 ¦
¦ ¦задачу, обосновывать ее ¦ ¦ ¦ПК-30 ¦
¦ ¦актуальность, давать ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
¦ ¦историографическую и ¦ ¦ ¦ПК-32 ¦
¦ ¦источниковедческую ¦ ¦ ¦ПК-33 ¦
¦ ¦характеристику; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать, понимать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦излагать профессиональные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи в области научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с полученной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилизацией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документоведческих и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦архивоведческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения практических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач; творчески и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критически осмысливать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацию для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и производственно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических задач в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обрабатывать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интерпретировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представлять результаты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; уметь работать с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различными видами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(типами) исторических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь аргументировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственную позицию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь делать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельные выводы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и обобщения; иметь навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦библиографического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦описания используемой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературы и источников ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------+----------+----------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+-------------------------+----------+----------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 и разделов М.4, М.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, технологической, организационно-управленческой, проектной, консультационной, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не более 20 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области:
Социологии и психологии управления
Педагогики
Истории и философии науки
Политологии
Теории и методологии научного познания
Культурологи
Теории современного документоведения и архивоведения
Правовых основ управления документацией и архивами за рубежом
Методики научно-исследовательской работы
Моделирования управленческой деятельности
Информационных систем в управлении,
а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в области документоведения и архивоведения и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем четырьмя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем четырьмя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем пять из наименований отечественных журналов из списка ВАК и не менее трех наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории;
специально оборудованные кабинеты и аудитории.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению Ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru