| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 484
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 № 15645)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 10, 08.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, введен в действие с 1 января 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. № 15645
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111500 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 484
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 111500 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2 Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП квалификация выпускника
--------------T---------------------------T------------------T------------¬
¦Наименование ¦ Квалификация ¦ Нормативный срок ¦Трудоемкость¦
¦ ООП ¦ (степень) ¦освоения ООП (для ¦ (в зачетных¦
¦ +-------------T-------------+ очной формы ¦ единицах) ¦
¦ ¦код в соот- ¦наименование ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ветствии ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦классифи- ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦кацией ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------------+-------------+------------------+------------+
¦Промышленное ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦рыболовство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-------------+-------------+------------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и эксплуатацию технических, информационно-измерительных, управляющих и других технологически ориентированных систем для добычи гидробионтов и аквакультуры.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
процессы научного исследования, создания и эксплуатации рыболовных промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы, аппаратуру контроля, процессы эксплуатации промысловых и исследовательских судов, среды и запасов объектов лова, а также процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием и инспекцией рыболовства и технические средства аквакультуры.
4.3. Магистр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проектная;
организационно-управленческая;
производственно-технологическая;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
создание методик определения, выбора и обоснования параметров орудий рыболовства и процессов их эксплуатации;
совершенствование и реализация методов физического моделирования технических средств и процессов промышленного рыболовства;
выполнение математического моделирования процессов промышленного рыболовства;
разработка методик выбора и определения свойств конструкционных и эксплуатационных материалов, используемых в технических средствах рыболовства и аквакультуры;
проведение теоретических и экспериментальных исследований по промышленному рыболовству и техническим средствам аквакультуры;
проектная деятельность:
разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний новых рыболовных материалов и орудий рыболовства;
проектирование и расчет объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных, прикладных и профессиональных средств автоматизации проектирования;
совершенствование технологических процессов и операций постройки орудий промышленного рыболовства, их механизация и автоматизация;
совершенствование технических систем и технологических процессов выращивания рыбы в различных типах хозяйств аквакультуры;
производственно-технологическая деятельность:
разработка и участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
оценка экономической эффективности технологических процессов, инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий;
выбор систем обеспечения выполнения правил рыболовства, экологической безопасности и охраны труда;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности;
управление процессами добычи рыбы, поиском и разведкой рыбы и других гидробионтов добывающими предприятиями в соответствии с российскими и международными правилами;
организация охраны и рационального использования сырьевых ресурсов промышленного рыболовства;
организация и осуществление предпринимательской деятельности в области рыболовства, в том числе и в иностранных зонах;
педагогическая:
участие в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-3);
использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры и свойств рыболовных материалов (ПК-1);
способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ (ПК-2);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации технических средств рыболовства, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-3);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры; выбирать технические средства, технологии и материалы с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);
способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-5);
организационно-управленческая деятельность:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-6);
способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-7);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-8);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-9);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-10);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы и технические средства измерения параметров технологических процессов, орудий рыболовства и технических средств аквакультуры; проводить экспертизу, стандартные и сертификационные испытания рыболовных материалов, орудий рыболовства и технологических процессов (ПК-11);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);
готовностью участвовать в выполнении экспериментов, проведении наблюдений, обработке их результатов (ПК-13);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проекты технологических процессов, орудий рыболовства, средств механизации с учетом механико-технологических, экологических, экономических параметров (ПК-14);
готовностью использовать информационные технологии при разработке новых процессов и изделий (ПК-15);
способностью участвовать в проектировании технологических процессов, орудий рыболовства и средств механизации с использованием прикладных пакетов автоматизации проектирования (ПК-16);
педагогическая деятельность:
способностью участвовать в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования (ПК-17).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
------T-------------------------------T-------------T------------------T--------¬
¦ Код ¦ Учебные циклы ¦Трудоемкость ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ ¦ и проектируемые результаты ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦форми- ¦
¦ ¦ их освоения ¦единицы <*>) ¦ разработки ¦руемых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программ ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (примерных), ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и учебных пособий ¦ ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦ 25 - 30 ¦Философия науки, ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 10 ¦Педагогика высшей ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦школы, ¦ОК-3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Патентоведение, ¦ОК-4 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Компьютерные ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ состояние и перспективы ¦ ¦технологии, ¦ОК-6 ¦
¦ ¦развития рыболовства и ¦ ¦Прикладная ¦ОК-7 ¦
¦ ¦аквакультуры и связанные с ¦ ¦математика, ¦ПК-1 ¦
¦ ¦этим научные проблемы, ¦ ¦Планирование ¦ПК-2 ¦
¦ ¦организационные и ¦ ¦экспериментов в ¦ПК-3 ¦
¦ ¦методологические проблемы ¦ ¦рыболовстве ¦ПК-7 ¦
¦ ¦науки, биологические и ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦социально-экономические ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦проблемы рациональной ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦эксплуатации биоресурсов ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦Мирового океана, экологические ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦проблемы охраны Мирового ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦океана и его биоресурсов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировом рыболовстве и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуре; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные научные школы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления, концепции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источники знания и приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы с ними; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методологию научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания; классификацию науки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и научных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программно-целевые методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения научных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ систему государственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов руководства патентно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лицензионной деятельностью; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правовую охрану изобретений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделей, промышленных образцов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарных знаков, наименований ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мест происхождения товаров, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационализаторских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложений, программ для ЭВМ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и баз данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы педагогики высшей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ базис современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ перспективы компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий в науке и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математического моделирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ автоматизированные системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования и научного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования, использование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математических моделей в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследованиях, накопление и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерные методы обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научной информации, отраслевые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программные средства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять практически ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемы охраны интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценивать стоимость ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности, ставить их на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учет; составлять лицензионные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦договора и практическую охрану ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценивать эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты научной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ критически осмыслить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦варианты решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ анализировать результаты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦делать выводы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оценить эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты научной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетевые технологии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа в образовании и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обрабатывать полученные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результаты, анализировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осмысливать их с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющихся литературных данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести библиографическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работу с привлечением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ представлять итоги ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проделанной работы в виде ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчетов, рефератов, статей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформленных в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющимися требованиями, с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлечением современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств редактирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦печати. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками правовой охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изобретений, моделей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленных образцов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарных знаков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патентного поиска; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-педагогической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, требующими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦широкого образования в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующем направлении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами оценки технико- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических показателей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внедряемых технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способами применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математических методов в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических приложениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методикой проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научных экспериментов. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦ 30 - 35 ¦Методы ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 9 - 11 ¦проектирования ¦ОК-4 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦рыболовных ¦ОК-6 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦орудий, ¦ОК-7 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦История и ¦ПК-1 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦методология ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ историю и методологию ¦ ¦рыбопромышленной ¦ПК-3 ¦
¦ ¦мировой и отечественной ¦ ¦науки и ¦ПК-4 ¦
¦ ¦рыбохозяйственной науки, роль ¦ ¦производства, ¦ПК-5 ¦
¦ ¦Ф.И. Баранова и др. ¦ ¦Моделирование ¦ПК-6 ¦
¦ ¦отечественных ученых в ¦ ¦орудий и ¦ПК-11 ¦
¦ ¦обеспечении прогресса ¦ ¦процессов ¦ПК-12 ¦
¦ ¦рыболовства, отечественные и ¦ ¦рыболовства ¦ПК-14 ¦
¦ ¦зарубежные научные школы, ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦методологические основы ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦научного познания и ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦творчества, выбор направления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного исследования и этапы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы, особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современной методологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственной науки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемых при изготовлении, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации, техническом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживании и ремонте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства и аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ конструкцию и устройство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры, включая орудия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лова рыбы и других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов, детали их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснастки, промысловые схемы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмы и другое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудование; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологические процессы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добычи рыбы и других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районах промысла; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ отраслевые стандарты, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические условия и другие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководящие материалы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологические процессы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦постройки и ремонта орудий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методы и способы управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессами добычи рыбы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поиском и разведкой рыбы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добывающими предприятиями и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациями, рыболовными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системами разного уровня; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программные и технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий для решения с их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощью производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить теоретические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальные исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по промышленному рыболовству ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или техническим средствам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аквакультуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формулировать и решать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи, возникающие в ходе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требующие углубленных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать необходимые методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования, модифицировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦существующие и разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новые методы исходя из задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкретного исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципами разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических и технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заданий на проектирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовных систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами разработки и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участия в реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий по повышению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности производства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных на сокращение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расхода материалов, снижение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудоемкости, повышение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производительности труда; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами планирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов добычи рыбы и других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сырьевых ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦М.3 ¦Практики и научно- ¦ 52 ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная ¦ 8 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
+-----+-------------------------------+-------------+------------------+--------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+-------------------------------+-------------+------------------+---------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, организационно-управленческой, производственно-технологической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области компьютерных технологий, планирования экспериментов в рыболовстве, моделирования орудий и процессов рыболовства, прикладной математики, методов проектирования рыболовных орудий, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
производственная, научно-исследовательская, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории по дисциплинам: компьютерные технологии, планирование экспериментов в рыболовстве, моделирование орудий и процессов рыболовства;
специально оборудованные кабинеты и аудитории для практических занятий по дисциплинам: прикладная математика, методы проектирования рыболовных орудий;
компьютерные рыбопромысловые тренажеры;
макеты орудий рыболовства, промысловых механизмов и промысловых схем.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием и приборами, позволяющими изучать и исследовать технологические процессы и конструкции промышленного рыболовства.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, не менее 5 часов в неделю.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения).
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектной, организационно-управленческой, производственно-технологической).
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается вузом и должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:
исследование и совершенствование физико-механических свойств конструкционных материалов, используемых для постройки орудий промышленного рыболовства;
исследование гидродинамических характеристик плоских и пространственных рыболовных сетей, сетных оболочек, сетных орудий промышленного рыболовства, деталей их оснастки и их зависимости от физических условий эксплуатации орудий рыболовства;
определение формы и положения в пространстве сетей и сетных оболочек, сетных орудий промышленного рыболовства и деталей их оснастки;
обоснование и оптимизация проектных характеристик промысловых схем, механизмов и устройств, создание и совершенствование методов и алгоритмов проектирования и расчета узлов промысловых механизмов;
разработка основных требований к техническим средствам аквакультуры, обоснование их технических характеристик в связи с технологией выращивания рыбы в хозяйствах аквакультуры различного типа, проектирование технических средств, оборудования и предприятий аквакультуры;
определение технических (геометрических, статических, кинематических и динамических) характеристик орудий промышленного рыболовства в зависимости от процессов и режимов их эксплуатации;
совершенствование методов физического моделирования технических средств и процессов промышленного рыболовства;
совершенствование технологических процессов и операций постройки орудий промышленного рыболовства, их механизация и автоматизация;
совершенствование технических систем и технологических процессов выращивания рыбы в различных типах хозяйств аквакультуры;
создание научно обоснованных методов управления рыболовством;
совершенствование теории и методов рационального изъятия сырьевых ресурсов рыболовства.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|