Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 496
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2010 № 16334)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г. № 16334
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. № 496

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 090900 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение № 1

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 496

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 090900 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦ по очной форме ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения, ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <**> ¦
¦бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
<**> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. По данному направлению подготовка бакалавров по заочной форме обучения и в форме экстерната не допускается.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавра информационной безопасности включает: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением защищенности объектов информатизации в условиях существования угроз в информационной сфере.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
объекты информатизации, включая компьютерные, автоматизированные, телекоммуникационные, информационные и информационно-аналитические системы, информационные ресурсы и информационные технологии в условиях существования угроз в информационной сфере; технологии обеспечения информационной безопасности объектов различного уровня (система, объект системы, компонент объекта), которые связаны с информационными технологиями, используемыми на этих объектах; процессы управления информационной безопасностью защищаемых объектов.
Конкретный объект профессиональной деятельности может уточняться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса с учетом реализуемого профиля подготовки.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
эксплуатационная;
проектно-технологическая;
экспериментально-исследовательская;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
эксплуатационная деятельность:
установка, настройка, эксплуатация и поддержание в работоспособном состоянии компонентов системы обеспечения информационной безопасности с учетом установленных требований;
участие в проведении аттестации объектов, помещений, технических средств, систем, программ и алгоритмов на предмет соответствия требованиям защиты информации;
администрирование подсистем информационной безопасности объекта;
проектно-технологическая деятельность:
сбор и анализ исходных данных для проектирования систем защиты информации, определение требований, сравнительный анализ подсистем по показателям информационной безопасности;
проведение проектных расчетов элементов систем обеспечения информационной безопасности;
участие в разработке технологической и эксплуатационной документации;
проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;
экспериментально-исследовательская деятельность:
сбор, изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
проведение экспериментов по заданной методике, обработка и анализ результатов;
проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств;
организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-правового обеспечения информационной безопасности объекта защиты;
организация работы малых коллективов исполнителей с учетом требований защиты информации;
совершенствование системы управления информационной безопасностью;
изучение и обобщение опыта работы других учреждений, организаций и предприятий в области повышения эффективности защиты информации и сохранения государственной и других видов тайны;
контроль эффективности реализации политики информационной безопасности объекта.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);
способностью понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК-7);
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-9);
способностью к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков, владеть им на уровне не ниже разговорного (ОК-10);
способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);
способностью к самостоятельному применению методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4);
способностью организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по информационной безопасности, управлять процессом их реализации с учетом решаемых задач и организационной структуры объекта защиты, внешних воздействий, вероятных угроз и уровня развития технологий защиты информации (ПК-5);
способностью организовать проведение и сопровождать аттестацию объекта на соответствие требованиям государственных или корпоративных нормативных документов (ПК-6);
способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);
способностью определять виды и формы информации, подверженной угрозам, виды и возможные методы и пути реализации угроз на основе анализа структуры и содержания информационных процессов предприятия, целей и задач деятельности предприятия (ПК-8);
эксплуатационная деятельность:
способностью принимать участие в эксплуатации подсистем управления информационной безопасностью предприятия (ПК-9);
способностью администрировать подсистемы информационной безопасности объекта (ПК-10);
способностью выполнять работы по установке, настройке и обслуживанию технических и программно-аппаратных средств защиты информации (ПК-11);
проектно-технологическая деятельность:
способностью участвовать в разработке подсистемы управления информационной безопасностью (ПК-12);
способностью к проведению предварительного технико-экономического анализа и обоснования проектных решений по обеспечению информационной безопасности (ПК-13);
способностью оформить рабочую техническую документацию с учетом действующих нормативных и методических документов в области информационной безопасности (ПК-14);
способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения (ПК-15);
способностью использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач (ПК-16);
способностью к программной реализации алгоритмов решения типовых задач обеспечения информационной безопасности (ПК-17);
способностью собрать и провести анализ исходных данных для проектирования подсистем и средств обеспечения информационной безопасности (ПК-18);
экспериментально-исследовательская деятельность:
способностью составить обзор по вопросам обеспечения информационной безопасности по профилю своей деятельности (ПК-19);
способностью применять методы анализа изучаемых явлений, процессов и проектных решений (ПК-20);
способностью проводить анализ информационной безопасности объектов и систем с использованием отечественных и зарубежных стандартов (ПК-21);
способностью проводить эксперименты по заданной методике, обработку результатов, оценку погрешности и достоверности их результатов (ПК-22);
способностью принимать участие в проведении экспериментально-исследовательских работ системы защиты информации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности (ПК-23);
способностью осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности (ПК-24);
организационно-управленческая деятельность:
способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью (ПК-25);
способностью формировать комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы и пр.) для управления информационной безопасностью (ПК-26);
способностью принимать участие в организации контрольных проверок работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации (ПК-27);
способностью изучать и обобщать опыт работы других учреждений, организаций и предприятий в области повышения эффективности защиты информации (ПК-28);
способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности (ПК-29);
способностью применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности (ПК-30);
способностью организовать работу малого коллектива исполнителей с учетом требований защиты информации (ПК-31);
способностью организовать мероприятия по охране труда и технике безопасности в процессе эксплуатации и технического обслуживания средств защиты информации (ПК-32);
способностью организовать технологический процесс защиты информации в соответствии с правовыми нормативными актами и нормативными методическими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ПК-33).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ----T-------------------------------T---------T-------------------T-------¬

¦Код¦ Учебные циклы и проектируемые ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦УЦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦ дисциплин для ¦форми- ¦
¦ООП¦ ¦(зачетные¦ разработки ¦руемых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ (примерных), а ¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ также учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и ¦ 32 - 36 ¦Философия ¦ОК-1 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦История ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 21 - 23 ¦Иностранный ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦язык ¦ОК-4 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦Экономика ¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Правоведение ¦ОК-6 ¦
¦ ¦- основные закономерности ¦ ¦Основы ¦ОК-7 ¦
¦ ¦исторического процесса, этапы ¦ ¦управленческой ¦ОК-8 ¦
¦ ¦исторического развития России, ¦ ¦деятельности ¦ОК-9 ¦
¦ ¦место и роль России в истории ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦человечества и в современном ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦мире; ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦- основные разделы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления философии, методы и¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦приемы философского анализа ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦проблем; ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦- лексический минимум в объеме ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦общего и терминологического ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦характера (для иностранного ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦языка); ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦- основные экономические ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦категории и закономерности, ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦методы анализа экономических ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦явлений и процессов, ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦специфические черты ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦функционирования хозяйственной ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦системы на (микро- и макро-) ¦ ¦ ¦ПК-29 ¦
¦ ¦уровнях, основные понятия ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
¦ ¦экономической и финансовой ¦ ¦ ¦ПК-32 ¦
¦ ¦деятельности отрасли и ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурных подразделений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы: российской правовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы и законодательства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правового статуса личности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации и деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслей российского права, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые основы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и методы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области управленческой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать в практической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности правовые знания; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать и составлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные правовые акты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять правовую оценку ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, используемых в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимать необходимые меры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по восстановлению нарушенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прав; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировоззренческие, социально и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦личностно значимые философские ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемы, проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторический анализ событий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальную информацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать и осуществлять свою¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- оценивать эффективность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать экономические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранным языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной тематике, и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками устной речи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками письменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного изложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения дискуссии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и полемики, практического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа логики различного рода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками критического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками поиска нормативной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой информации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимой для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками обоснования, выбора,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации и контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов управленческого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.2¦Математический и ¦ 55 - 65 ¦Математика ¦ОК-8 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦(математический ¦ОК-9 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 26 - 33 ¦анализ, ¦ОК-11 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦алгебра, ¦ОК-12 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦геометрия) ¦ ¦
¦ ¦Знать: ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦Теория ¦ПК-2 ¦
¦ ¦математического анализа; ¦ ¦вероятностей и ¦ПК-8 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦математическая ¦ПК-9 ¦
¦ ¦аналитической геометрии; ¦ ¦статистика ¦ПК-12 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦линейной алгебры и теории ¦ ¦Дискретная ¦ПК-18 ¦
¦ ¦алгебраических систем; ¦ ¦математика ¦ПК-19 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦теории функций комплексного ¦ ¦Физика ¦ПК-21 ¦
¦ ¦переменного; ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦Информатика ¦ПК-23 ¦
¦ ¦теории вероятностей и ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦математической статистики; ¦ ¦Теория ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦информации ¦ ¦
¦ ¦математической логики и теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгоритмов, теории информации и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кодирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- математические методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия, законы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели механики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия, законы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели электричества и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магнетизма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия, законы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели теории колебаний и волн,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптики, квантовой физики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики твердого тела, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистической физики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- особенности физических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффектов и явлений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦используемых для обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия информатики.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы и модели для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять основные законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики при решении прикладных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать программные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратные средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персонального компьютера. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами количественного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа процессов обработки, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поиска и передачи информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физического эксперимента и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки его результатов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками поиска информации в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глобальной информационной сети ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Интернет и работы с офисными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приложениями (текстовыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессорами, электронными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таблицами, средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки презентационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов, СУБД и т.п.). ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦117 - 128¦Основы ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 52 - 61 ¦информационной ¦ОК-2 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦безопасности ¦ОК-5 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Аппаратные средства¦ОК-7 ¦
¦ ¦Знать: ¦ ¦вычислительной ¦ОК-8 ¦
¦ ¦- место и роль информационной ¦ ¦техники ¦ОК-9 ¦
¦ ¦безопасности в системе ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦национальной безопасности ¦ ¦Программно- ¦ОК-12 ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦аппаратные средства¦ ¦
¦ ¦- методы программирования и ¦ ¦защиты информации ¦ПК-1 ¦
¦ ¦методы разработки эффективных ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦алгоритмов решения прикладных ¦ ¦Криптографические ¦ПК-3 ¦
¦ ¦задач; ¦ ¦методы защиты ¦ПК-4 ¦
¦ ¦- современные средства ¦ ¦информации ¦ПК-5 ¦
¦ ¦разработки и анализа ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦программного обеспечения на ¦ ¦Организационное и ¦ПК-7 ¦
¦ ¦языках высокого уровня; ¦ ¦правовое ¦ПК-8 ¦
¦ ¦- аппаратные средства ¦ ¦обеспечение ¦ПК-9 ¦
¦ ¦вычислительной техники; ¦ ¦информационной ¦ПК-10 ¦
¦ ¦- операционные системы ¦ ¦безопасности ¦ПК-11 ¦
¦ ¦персональных ЭВМ; ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦- основы администрирования ¦ ¦Техническая защита ¦ПК-13 ¦
¦ ¦вычислительных сетей; ¦ ¦информации ¦ПК-14 ¦
¦ ¦- системы управления базами ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦данных; ¦ ¦Сети и системы ¦ПК-16 ¦
¦ ¦- принципы построения ¦ ¦передачи информации¦ПК-17 ¦
¦ ¦информационных систем; ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦- структуру систем ¦ ¦Безопасность ¦ПК-19 ¦
¦ ¦документационного обеспечения; ¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК-20 ¦
¦ ¦- основные нормативные правовые¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦акты в области информационной ¦ ¦Языки ¦ПК-22 ¦
¦ ¦безопасности и защиты ¦ ¦программирования ¦ПК-23 ¦
¦ ¦информации, а также нормативные¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦методические документы ¦ ¦Технологии и методы¦ПК-25 ¦
¦ ¦Федеральной службы безопасности¦ ¦программирования ¦ПК-26 ¦
¦ ¦Российской Федерации, ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦Федеральной службы по ¦ ¦Управление ¦ПК-28 ¦
¦ ¦техническому и экспортному ¦ ¦информационной ¦ПК-29 ¦
¦ ¦контролю в данной области; ¦ ¦безопасностью ¦ПК-30 ¦
¦ ¦- правовые основы организации ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
¦ ¦защиты государственной тайны и ¦ ¦Документоведение ¦ПК-32 ¦
¦ ¦конфиденциальной информации, ¦ ¦ ¦ПК-33 ¦
¦ ¦задачи органов защиты ¦ ¦Электротехника ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- правовые нормы и стандарты по¦ ¦Электроника и ¦ ¦
¦ ¦лицензированию в области ¦ ¦схемотехника ¦ ¦
¦ ¦обеспечения защиты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны и ¦ ¦Информационные ¦ ¦
¦ ¦сертификации средств защиты ¦ ¦технологии ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационной защиты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- технические каналы утечки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических разведок, способы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства защиты информации от ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утечки по техническим каналам, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы и средства контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности технической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противодействия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦несанкционированному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационному воздействию на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительные системы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы передачи информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦криптографических алгоритмов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦криптографические стандарты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их использование в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных системах; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с требованиями по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- эталонную модель ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия открытых систем,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы коммутации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маршрутизации, сетевые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦протоколы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сигналы электросвязи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы построения систем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств связи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методы анализа электрических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципы работы элементов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современной радиоэлектронной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратуры и физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессы, протекающие в них; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы схемотехники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- опасные и вредные факторы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы "человек - среда ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обитания", методы анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦антропогенных опасностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научные и организационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы защиты окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и ликвидации последствий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аварий, катастроф, стихийных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бедствий. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбирать необходимые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальные средства для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки программ в различных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операционных системах и средах;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- составлять, тестировать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отлаживать и оформлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы на языках высокого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровня, включая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектно-ориентированные; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- формулировать и настраивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политику безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространенных операционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, а также локальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительных сетей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построенных на их основе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществлять меры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противодействия нарушениям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетевой безопасности с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программных и аппаратных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств защиты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦угрозы информационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности объекта; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять отечественные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежные стандарты в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной безопасности для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования, разработки и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки защищенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерных систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пользоваться нормативными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документами по защите ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять на практике методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа электрических цепей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦степень риска проявления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦факторов опасности системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"человек - среда обитания", ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять и контролировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнение требований по охране¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда и технике безопасности в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкретной сфере деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методикой анализа сетевого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трафика, результатов работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств обнаружения вторжений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками выявления и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уничтожения компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вирусов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативными правовыми актами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами и средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выявления угроз безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированным системам; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения режима секретности;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами технической защиты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами формирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требований по защите ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами расчета и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментального контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей технической защиты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками чтения электронных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами анализа и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формализации информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов объекта и связей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦между ними; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления деятельностью ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- служб защиты информации на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методиками проверки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защищенности объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатизации на соответствие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиям нормативных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками безопасного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза в соответствии с профилями¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки (установленные на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦момент разработки стандарта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профили подготовки указаны в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Приложении А к данному ФГОС ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦открытым списком) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.5¦Учебная и производственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦практики (практические умения и¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-29 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-32 ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-32 ¦
+---+-------------------------------+---------+-------------------+-------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+-------------------+--------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП бакалавриата определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой бакалавриата.
Реализация ООП бакалавриата по направлению подготовки "Информационная безопасность" допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы бакалавриата с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом, в учебном процессе, они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП бакалавриата.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не менее 27 и не более 32 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП бакалавриата, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, информатики, безопасности жизнедеятельности, аппаратных средств вычислительной техники, программно-аппаратных средств защиты информации, сетей и систем передачи информации, технологий и методов программирования, технической защиты информации, электротехники, электроники и схемотехники, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей);
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено или не зачтено).
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
В структуре вуза, реализующего данную основную образовательную программу бакалавриата, должна быть профильная выпускающая кафедра по направлению подготовки "Информационная безопасность".
7.17. Основная образовательная программа бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе, правовые нормативные акты и нормативные методические документы в области информационной безопасности в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по тематике информационной безопасности.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из четырех наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ бакалавриата.
Финансирование реализации основных образовательных программ бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17 ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, включая приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
Лаборатории в области:
физики;
электротехники, электроники и схемотехники;
сетей и систем передачи информации;
технической защиты информации;
аппаратных средств вычислительной техники;
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности.
В условиях конкретного вуза возможно объединение по блокам, или, напротив, комплексирование практикума на базе различных лабораторий с учетом профиля подготовки.
Специально оборудованные кабинеты и аудитории в области:
иностранного языка;
информатики;
технологий и методов программирования.
Компьютерные классы должны быть оборудованы современной вычислительной техникой для занятий по дисциплинам из расчета одно рабочее место на двух обучаемых при проведении занятий в данных классах.
При использовании электронных изданий и проведении самостоятельной подготовки вуз должен обеспечить обучающихся возможностью выхода в Интернет из расчета не менее одного рабочего места в компьютерном классе на 10 обучающихся по данной ООП.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП бакалавриата должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения по соответствующей дисциплине.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru