Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2009 № 539
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2009 № 15732)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 11, 15.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 1 января 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. № 15732
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 ноября 2009 г. № 539

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 151000 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) "магистр").
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 9 ноября 2009 г. № 539

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 151000 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) подготовки магистров по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию ООП высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование,
ООП - основная образовательная программа,
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП

   ----------------T-------------------------T-------------------T-----------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦Трудоем- ¦
¦ ООП +---------------T---------+ освоения ООП (для ¦кость ¦
¦ ¦ Код в ¦Наимено- ¦ очной формы ¦(в зачетных¦
¦ ¦соответствии с ¦вание ¦ обучения), ¦единицах) ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+---------------+---------------+---------+-------------------+-----------+
¦ООП подготовки ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---------------+---------+-------------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает педагогическую деятельность, а также разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на:
применении современных методов проектирования, расчета, математического, физического и компьютерного моделирования;
использовании средств конструкторско-технологической информатики и автоматизированного проектирования;
создании систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
проведении маркетинговых исследований с поиском оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков ее изготовления, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
машины и оборудование различных комплексов и машиностроительных производств, технологическое оборудование;
вакуумные и компрессорные машины, гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика;
технологическая оснастка и средства механизации и автоматизации технологических процессов машиностроения;
производственные технологические процессы, их разработка и освоение новых технологий;
средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых изделий;
нормативно-техническая документация, системы стандартизации и сертификации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения;
учреждения профессионального образования.
4.3. Магистр по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская и педагогическая;
проектно-конструкторская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
Производственно-технологическая деятельность:
проектирование машин, приводов, систем, технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства машин, приводов, систем;
разработка норм выработки, технологических нормативов на расход рабочих материалов, топлива и электроэнергии, а также выбор и технологической оснастки;
разработка технических заданий на проектирование и изготовление машин, приводов, систем, нестандартного оборудования и технологической оснастки машин, приводов, систем;
обеспечение технологичности изделий и процессов изготовления изделий машиностроения;
оценка экономической эффективности технологических процессов;
исследование и анализ причин брака при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, утилизации технических изделий и систем и разработка предложений по его предупреждению и устранению;
разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства;
выбор систем обеспечения экологической безопасности при проведении работ;
осуществление технического контроля и управление качеством при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, утилизации технических изделий и систем;
обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;
поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений;
подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы;
оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности;
организация в подразделении работ по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий и их элементов с разработкой проектов стандартов и сертификатов;
организация повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности;
подготовка отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения;
организация работ по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов;
проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;
адаптация современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции;
разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;
управление программами освоения новой продукции и технологии;
координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства;
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
постановка, планирование и проведение научно-исследовательских работ теоретического и прикладного характера в объектах сферы профессиональной деятельности;
разработка моделей физических процессов в объектах сферы профессиональной деятельности;
разработка новых методов экспериментальных исследований;
анализ результатов исследований и их обобщение;
подготовка научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок;
фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности;
управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;
использование современных психолого-педагогических теорий и методов в профессиональной деятельности;
проектно-конструкторская деятельность:
разработка перспективных конструкций;
оптимизация проектных решений с учетом природоохранных и энергосберегающих технологий;
создание прикладных программ расчета;
проведение экспертизы проектно-конструкторских и технологических разработок;
проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты и патентоспособности новых проектных решений и определения показателей технического уровня проектируемых изделий;
разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий с использованием средств автоматизированного проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;
проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций;
разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений по реализации разработанных проектов и программ;
оценка инновационных потенциалов проектов;
оценка инновационных рисков коммерциализации проектов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию при постановке целей в сфере профессиональной деятельности с выбором путей их достижения (ОК-2);
способен критически оценивать освоенные теории и концепции, переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-3);
способен собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);
способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способен выбирать аналитические и численные методы при разработке математических моделей машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов в машиностроении (ОК-6);
способен на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-7);
способен получать и обрабатывать информацию из различных источников с использованием современных информационных технологий, умеет применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения, в том числе в режиме удаленного доступа (ОК-8);
способен свободно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владеет иностранным языком как средством делового общения (ОК-9);
способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
производственно-технологическая деятельность:
способен разрабатывать технические задания на проектирование и изготовление машин, приводов, систем и нестандартного оборудования и средств технологического оснащения, выбирать оборудование и технологическую оснастку (ПК-1);
способен разрабатывать нормы выработки и технологические нормативы на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии (ПК-2);
способен оценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, принимать участие в создании системы менеджмента качества на предприятии (ПК-3);
умеет разрабатывать методические и нормативные материалы, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ (ПК-4);
умеет осуществлять экспертизу технической документации (ПК-5);
организационно-управленческая деятельность:
способен организовывать работу коллективов исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ, организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий и их элементов, по разработке проектов стандартов и сертификатов, обеспечивать адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-6);
способен к работе в многонациональных коллективах, в том числе при работе над междисциплинарными и инновационными проектами, создавать в коллективах отношения делового сотрудничества (ПК-7);
способен выбирать оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства (ПК-8);
способен подготавливать заявки на изобретения и промышленные образцы, организовывать работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов (ПК-9);
способен разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, оценивать инновационные и технологические риски при внедрении новых технологий, организовывать повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности и координировать работу персонала при комплексном решении инновационных проблем (ПК-10);
умеет обеспечивать защиту и оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-11);
способен подготавливать отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения (ПК-12);
способен проводить маркетинговые исследования и подготавливать бизнес-планы выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПК-13);
способен обеспечивать управление программами освоения новой продукции и технологий, проводить оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений (ПК-14);
способен разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства (ПК-15);
способен изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, систематизировать их и обобщать (ПК-16);
способен организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников (ПК-17);
умеет организовать развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта, обеспечивающих эффективную работу подразделения, предприятия (ПК-18);
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
умеет организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-19);
способен разрабатывать физические и математические модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов с анализом их результатов (ПК-20);
способен подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
способен и готов использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной деятельности (ПК-22);
проектно-конструкторская деятельность:
способен подготавливать технические задания на разработку проектных решений, разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты технических разработок с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных изделий, участвовать в рассмотрении различной технической документации, подготавливать необходимые обзоры, отзывы, заключения (ПК-23);
способен составлять описания принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений (ПК-24);
способен разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-25);
умеет применять новые современные методы разработки технологических процессов изготовления изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности с определением рациональных технологических режимов работы специального оборудования (ПК-26).
В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретной магистерской программой его подготовки.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистра предусматривает изучение дисциплин следующих учебных циклов (УЦ) (таблица 2): общенаучный и профессиональный и разделов: практики, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый УЦ имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистра

   -----T-----------------------------T--------T---------------T-------------¬

¦Код ¦ Учебные циклы и ¦Трудоем-¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ проектируемые ¦кость ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦(зачет- ¦ разработки ¦ компетенций ¦
¦ ¦ ¦ные ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦единицы)¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦также учебников¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦М.1.¦Общенаучный цикл ¦15 - 24 ¦Деловой ¦ ОК-1, ОК-2, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 5 - 8 ¦иностранный ¦ ОК-3, ОК-7, ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦язык; Защита ¦ ОК-8, ОК-9, ¦
¦ ¦дисциплин базовой части ¦ ¦интеллектуаль- ¦ОК-10, ПК-5, ¦
¦ ¦цикла студент должен: ¦ ¦ной ¦ ПК-7, ПК-8, ¦
¦ ¦знать: терминологию ¦ ¦собственности; ¦ПК-10, ПК-11,¦
¦ ¦делового иностранного ¦ ¦Менеджмент и ¦ПК-14, ПК-21,¦
¦ ¦языка; методы защиты ¦ ¦маркетинг; ¦ ПК-22 ¦
¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦Философия науки¦ ¦
¦ ¦собственности; принципы ¦ ¦и техники и др.¦ ¦
¦ ¦управления в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машиностроении; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философского понимания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физико-математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы, применяемые в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физико-математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы при моделировании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач в машиностроении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять знания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведении рабочих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переговоров и составлении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деловых документов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения моделей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения конкретных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦М.2.¦Профессиональный цикл ¦37 - 46 ¦Новые ¦ ОК-4, ОК-5, ¦
¦ ¦Базовая ¦12 - 15 ¦конструкционные¦ ОК-6, ПК-1, ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦материалы; ¦ ПК-2, ПК-6, ¦
¦ ¦часть ¦ ¦Компьютерные ¦ПК-9, ПК-12, ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦технологии в ¦ПК-13, ПК-15,¦
¦ ¦дисциплин базовой части ¦ ¦машиностроении;¦ПК-16, ПК-17,¦
¦ ¦цикла студент должен: ¦ ¦Основы ¦ПК-18, ПК-19,¦
¦ ¦знать: проблемы создания ¦ ¦научных ¦ПК-20, ПК-23,¦
¦ ¦машин различных типов, ¦ ¦исследований, ¦ПК-24, ПК-25 ¦
¦ ¦приводов; ¦ ¦организация и ¦ ¦
¦ ¦уметь: применять новые ¦ ¦планирование ¦ ¦
¦ ¦методики создания различных ¦ ¦эксперимента; ¦ ¦
¦ ¦типов машин, приводов, ¦ ¦Математические ¦ ¦
¦ ¦систем, конструкционные ¦ ¦методы в ¦ ¦
¦ ¦материалы и использовать ¦ ¦инженерии и др.¦ ¦
¦ ¦компьютерные технологии при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработке машин различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типов, приводов, систем, а ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦также технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов в машиностроении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки различных типов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых машин, приводов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем, а также ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦М.3.¦Практики и ¦40 - 49 ¦ ¦ ОК-2, ОК-3, ¦
¦ ¦научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ ОК-6, ОК-8, ¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ ОК-9, ПК-4, ¦
¦ ¦Практические умения и ¦ ¦ ¦ ПК-8, ПК-9, ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ПК-16, ПК-19,¦
¦ ¦вуза. ¦ ¦ ¦ПК-20, ПК-21,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23, ПК-24 ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦М.4.¦Итоговая государственная ¦12 - 20 ¦ ¦ ОК-4, ОК-5, ¦
¦ ¦аттестация <*> ¦ ¦ ¦ОК-6, ПК-20, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21, ПК-25 ¦
+----+-----------------------------+--------+---------------+-------------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------------+--------+---------------+--------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистра должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП, не входящих в 120 зачетных единиц и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий при освоении ООП при очной форме обучения не может составлять более 18 академических часов в неделю.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, например, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части формирующие у обучающихся умения и навыки в области делового иностранного языка, математических методов в инженерии, планирования и организации эксперимента, новых конструкционных материалов, компьютерных технологий в машиностроении, основ научных исследований, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистра по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно- производственная и педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистра и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО.
Вузами могут быть предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о результатах научно-исследовательской работы; публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам базовой части, формирующие у обучающихся умения и навыки в области делового иностранного языка, новых конструкционных материалов, компьютерных технологий в машиностроении, а также по дисциплинам вариативной части в соответствии с профилем подготовки.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечении компетентности преподавательского состава;
регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечить оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При создании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.
Например:
анализ теоретических и (или) экспериментальных данных с использованием современной вычислительной техники;
проектирование и проведение производственных работ;
выполнение специализированных производственных работ;
обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;
разработка нормативных методических и производственных документов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению Ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru