Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 705
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 200700 Фотоника и оптоинформатика (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2010 № 16204)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие со 2 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. № 16204
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 705

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 200700 ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 200700 Фотоника и оптоинформатика (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 705

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 200700 ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 200700 "Фотоника и оптоинформатика" образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ------------------T-------------------------T--------------T--------------¬

¦Наименование ООП ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦
¦ +------------T------------+срок освоения ¦ (в зачетных ¦
¦ ¦код в соот- ¦наименование¦ООП (для очной¦ единицах) ¦
¦ ¦ветствии ¦ ¦ формы ¦ ¦
¦ ¦с принятой ¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦классифи- ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦кацией ООП ¦ ¦последипломный¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+-----------------+------------+------------+--------------+--------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+------------+------------+--------------+---------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
фотонику - область науки и техники, связанную с использованием светового излучения (или потока фотонов) в элементах, устройствах и системах, в которых генерируются, усиливаются, модулируются, распространяются и детектируются оптические сигналы;
оптоинформатику - выделившуюся область фотоники, в которой создаются оптические устройства и технологии передачи, приема, обработки, хранения и отображения информации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки в области фотоники и оптоинформатики;
элементная база, системы и технологии интегральной, волоконной и градиентной оптики, а также микрооптики;
элементная база полупроводниковых, волоконных и планарных лазеров;
элементная база, системы, материалы, методы и технологии, обеспечивающие оптическую передачу, прием, обработку, запись и хранение информации;
элементная база и системы преобразования и отображения информации;
элементная база и системы на основе наноразмерных и фотонно-кристаллических структур;
системы оптических и квантовых вычислений и оптические компьютеры;
оптические системы искусственного интеллекта;
устройства и системы компьютерной фотоники;
устройства и системы на основе когерентной оптики и голографии.
4.3. Магистр по направлению подготовки 200700 Фотоника и оптоинформатика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской;
проектно-конструкторской;
производственно-технологической;
организационно-управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 200700 Фотоника и оптоинформатика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
формулирование задачи и плана научного исследования в области фотоники и оптоинформатики на основе анализа научно-технической информации с применением современных информационных технологий;
построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, разработка алгоритма решения задачи;
решение задач фотоники и оптоинформатики, включая исследование, проектирование, производство и контроль элементов, устройств и систем фотоники и оптоинформатики;
выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации параметров объектов фотоники и оптоинформатики на базе разработанных и имеющихся средств исследования и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований и измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов систем фотоники и оптоинформатики в лабораторных условиях;
составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования в соответствии с установленными требованиями;
защита приоритета и новизны полученных результатов исследований с использованием юридической базы для охраны интеллектуальной собственности;
проектно-конструкторская деятельность:
анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования приборов и систем фотоники и оптоинформатики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
разработка функциональных и структурных схем приборов и систем фотоники и оптоинформатики и установление технических требований на отдельные блоки и элементы;
проектирование и конструирование различных типов оптических и оптоинформационных систем, блоков и узлов с использованием средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкторских решений;
оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки и контроля элементов, устройств и систем;
составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
участие в наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов;
производственно-технологическая деятельность:
разработка и внедрение технологических процессов, оптимизация режимов производства, методик контроля качества элементов, устройств и систем фотоники и оптоинформатики;
разработка технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента;
разработка и внедрение информационных технологий и оптимизация автоматизированных режимов работы элементов, устройств и систем фотоники и оптоинформатики;
разработка и внедрение информационных технологий обработки, преобразования, отображения и хранения информации на основе элементов, устройств и систем фотоники и оптоинформатики;
разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности технологических процессов;
участие в работах по доводке и освоению технологических процессов при технологической подготовке производства;
участие в работах оптимизации программно-аппаратных средств в области информационных технологий;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы научно-производственного коллектива, принятие исполнительских решений;
проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации новых перспективных и конкурентоспособных приборов и технологий;
разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;
подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы;
оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
организация повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности;
управление программами освоения новой продукции технологии;
координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства;
разработка планов научно-исследовательских работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
нахождение оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
осуществление технического контроля и управление качеством производства продукции в индустрии фотоники и оптоинформатики.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-1);
способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ПК-2);
способностью осознавать основные проблемы своей предметной области, определять методы и средства их решения (ПК-3);
готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-4);
способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК-5);
способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью формулировать проблемы и задачи научного исследования в заданной области (ПК-7);
способностью определить цели и план научных исследований (ПК-8);
способностью идентифицировать новые области исследований, новые проблемы в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
готовностью обосновать актуальность целей и задач проводимых научных исследований (ПК-10);
способностью предлагать пути решения, выбирать методику и средства проведения научных исследований (ПК-11);
способностью использовать методику разработки математических и физических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере (ПК-12);
способностью планировать и проводить эксперименты, обрабатывать и анализировать их результаты (ПК-13);
способностью оценивать научную значимость и перспективы прикладного использования результатов исследования (ПК-14);
способностью подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-15);
способностью использовать навыки компьютерного моделирования информационных сигналов и систем, синтеза кодов, количественного анализа характеристик информационных систем, приемы практического решения задач выбора и оценки эффективности различных архитектурных и структурных решений с точки зрения производительности, надежности и стоимости вычислительных систем, приемы организации различных видов памяти, структуры кэш-памяти и влияние ее емкости на производительность компьютера, возможности и ресурсы виртуальной памяти, практические навыки по выбору и оптимизации вычислительных ресурсов (ПК-16);
готовностью использовать математический аппарат в области теории информации, кодирования, теории информационных систем и сигналов, основные положения теории информации и информационных систем применительно к прикладным задачам передачи, преобразования и приема информации (ПК-17);
способностью применять современные методики исследования основных физико-химических свойств оптических стекол и кристаллов, методики прогнозирования оптических и физико-химических параметров новых материалов (ПК-18);
способностью целесообразно разрабатывать фотонное устройство на основе существующей элементной базы или подбирать его из уже существующих изделий, выбирать необходимое оборудование и способ контроля параметров устройства (ПК-19);
способностью использовать оптические и голографические методы и схемы решения задач распознавания образов; навыки применения оптических информационных технологий к решению задач искусственного интеллекта (ПК-20);
способностью применять процедуры защиты интеллектуальной собственности на территории иностранных государств (ПК-21);
в проектно-конструкторской деятельности:
способностью использовать современные методы проектирования объектов в профессиональной сфере, способностью к восприятию и разработке новых способов проектирования (ПК-22);
способностью подготовить и согласовать технические задания на проектные разработки (ПК-23);
способностью проводить технико-экономический анализ эффективности проектируемых объектов, оценивать инновационные риски принятых решений (ПК-24);
готовностью к разработке новых методов оценки проектных решений (ПК-25);
способностью анализировать поставленную проектную задачу в области фотоники и оптоинформатики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-26);
способностью анализировать функциональные и структурные схемы на уровне узлов, элементов, систем и технологий фотоники и оптоинформатики (ПК-27);
способностью проектировать и конструировать в соответствии с техническим заданием типовые оптические и оптоинформационные системы с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведения проектных расчетов и предварительного технико-экономического обоснования конструкций (ПК-28);
готовностью составлять нормативно-техническую документацию на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-29);
готовностью участвовать в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов (ПК-30);
способностью проводить технико-экономический анализ эффективности проектируемых объектов, оценивать инновационные риски принятых решений (ПК-31);
способностью использовать основы современных стандартов в конструкторской документации (DIN, ISO, ANSI) (ПК-32);
в производственно-технологической деятельности:
способностью применять современные методы проектирования производственно-технологических процессов в профессиональной области (ПК-33);
способностью применять современные системы управления качеством выпускаемой продукции (ПК-34);
способностью оценивать инновационно-технологические риски при внедрении новых технологий (ПК-35);
способностью владеть методикой оценки технологических нормативов при производстве новой техники (ПК-36);
способностью обеспечивать экологическую безопасность производства на предприятиях (ПК-37);
способностью использовать технологические процессы производства и контроля качества оптических материалов, оптического волокна и покрытий, а также оптических элементов и устройств различного назначения (ПК-38);
способностью рассчитывать нормы выработки, технологические нормативы на расход оптических материалов, заготовок, инструмента, делать предварительную оценку экономической эффективности техпроцессов (ПК-39);
способностью разрабатывать технические задания на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией (ПК-40);
способностью к проектированию, разработке и внедрению технологических процессов и режимов производства, контролю качества систем фотоники и их элементов (ПК-41);
способностью к разработке методов инженерного прогнозирования и диагностических моделей состояния приборов и систем фотоники в процессе их эксплуатации (ПК-42);
способностью к разработке и оптимизации программ модельных и натурных экспериментальных исследований по определению уровней эксплуатационной прочности и надежности приборов и систем фотоники и оптоинформатики (ПК-43);
способностью к анализу и применению стратегий технического обслуживания и ремонта приборов и систем фотоники и оптоинформатики, к выбору оптимальных вариантов управления их эксплуатацией (ПК-44);
способностью к разработке прикладного программного обеспечения для проектирования технологических процессов и оборудования для обслуживания и ремонта приборов и систем фотоники и оптоинформатики (ПК-45);
готовностью к разработке и внедрению информационных технологий обработки, преобразования, отображения и хранения информации на основе элементов, устройств и систем фотоники и оптоинформатики (ПК-46);
готовностью к быстрой перестройке производственного процесса в соответствии с потребностями рынка (ПК-47);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью к организации работы коллективов исполнителей, к принятию организационно-управленческих решений в условиях различных мнений и оценке последствий принимаемых решений (ПК-48);
готовностью находить оптимальные решения при создании наукоемкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности, безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности (ПК-49);
способностью организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемой оптической продукции и ее элементов (ПК-50);
способностью адаптировать системы управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-51);
способностью использовать навыки поддержки единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-52);
способностью к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-53).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   -----T-----------------------------T---------T-----------------T------------¬

¦Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ и проектируемые результаты ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых ¦
¦ ¦ их освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ <*> ¦программ, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦М.1 ¦Общенаучный цикл ¦ 10 - 20 ¦ История и ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 3 - 6 ¦ методология ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ фотоники и ¦ОК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦ оптоинформатики ¦ОК-4 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦- историю возникновения и ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦развития фотоники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияние фотоники и ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦других областей науки; ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦- методологию науки ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦применительно к фотонике и ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦оптоинформатике; ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦- стратегию развития ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦на современном этапе; ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦- современные производства и ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦технологии фотоники и ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦- воспринимать новые научные ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦факты и гипотезы в области ¦ ¦ ¦ПК-49 ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ориентироваться в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологических подходах и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видеть их в контексте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦существующей научной базы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- отделять научное, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лженаучное и околонаучное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знание в области фотоники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить анализ и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлять обзоры научной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- повышать научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технический уровень с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- информации, уметь искать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адекватную поставленной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задаче информацию в научной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодике, патентах и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Интернет-источниках; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- подготавливать отчеты, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статьи, вести деловую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переписку; свободно читать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научные журналы, проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦презентации и дискуссии на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международных конференциях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на английском языке как ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦международном языке общения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области науки и техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- аргументированно защищать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свою точку зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- самостоятельно планировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работу в коллективах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возглавлять и направлять их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научных методов в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ по разделу научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательской темы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками составления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-технических отчетов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦написания магистерской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диссертационной работы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками генерирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия новых идей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦креативностью мышления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками патентного поиска ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по конкретным задачам в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области фотоники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦М.2 ¦Профессиональный цикл ¦ 30 - 40 ¦ Математические ¦ ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 9 - 12 ¦ методы ¦ ПК-3 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ ¦ компьютерных ¦ ПК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ технологий ¦ ПК-5 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦ в научных ¦ ПК-7 ¦
¦ ¦студент должен: ¦ ¦ исследованиях ¦ ПК-8 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦
¦ ¦- основные методы ¦ ¦ Физические ¦ ПК-10 ¦
¦ ¦математического ¦ ¦ основы ¦ ПК-11 ¦
¦ ¦моделирования; методы ¦ ¦ нанотехнологий ¦ ПК-12 ¦
¦ ¦вычислительной ¦ ¦ фотоники ¦ ПК-13 ¦
¦ ¦математики; ¦ ¦и оптоинформатики¦ ПК-14 ¦
¦ ¦- основные направления и ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦
¦ ¦методы использования ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦
¦ ¦информационных технологий в ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦
¦ ¦деятельности в области ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦
¦ ¦- принципы работы и ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦
¦ ¦возможности современных ¦ ¦ ¦ ПК-33 ¦
¦ ¦систем компьютерных ¦ ¦ ¦ ПК-34 ¦
¦ ¦расчетов; ¦ ¦ ¦ ПК-35 ¦
¦ ¦- архитектуру и технологии ¦ ¦ ¦ ПК-36 ¦
¦ ¦реализации современных ¦ ¦ ¦ ПК-37 ¦
¦ ¦компьютерных сетей и ¦ ¦ ¦ ПК-38 ¦
¦ ¦телекоммуникационных систем; ¦ ¦ ¦ ПК-39 ¦
¦ ¦- принципы реализации ¦ ¦ ¦ ПК-40 ¦
¦ ¦современных баз данных и ¦ ¦ ¦ ПК-41 ¦
¦ ¦технологии работы с ними; ¦ ¦ ¦ ПК-42 ¦
¦ ¦- основные представления о ¦ ¦ ¦ ПК-43 ¦
¦ ¦наноматериалах, физических ¦ ¦ ¦ ПК-44 ¦
¦ ¦основах нанотехнологий; ¦ ¦ ¦ ПК-45 ¦
¦ ¦- основные принципы ¦ ¦ ¦ ПК-46 ¦
¦ ¦нанодиагностики и ¦ ¦ ¦ ПК-47 ¦
¦ ¦наномодификации материалов; ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦
¦ ¦- современные разработки в ¦ ¦ ¦ ПК-23 ¦
¦ ¦области нанофотоники и ¦ ¦ ¦ ПК-24 ¦
¦ ¦наноинженерии; ¦ ¦ ¦ ПК-25 ¦
¦ ¦- технологии модификации ¦ ¦ ¦ ПК-26 ¦
¦ ¦материалов в нанометровом ¦ ¦ ¦ ПК-27 ¦
¦ ¦диапазоне; ¦ ¦ ¦ ПК-28 ¦
¦ ¦- особенности применения ¦ ¦ ¦ ПК-29 ¦
¦ ¦элементов фотоники в ¦ ¦ ¦ ПК-30 ¦
¦ ¦системах оптической передачи ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦
¦ ¦информации и оптической ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦
¦ ¦обработки сигналов; ¦ ¦ ¦ ПК-49 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ПК-51 ¦
¦ ¦- обосновывать выбор ¦ ¦ ¦ ПК-52 ¦
¦ ¦математических моделей на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основе принципов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦идентификации физических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов и технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем в фотонике и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатике; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять адекватные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решаемой задаче ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительные методы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать базы данных в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- оптимально использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительные ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерных систем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационные ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦локальных и глобальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных сетей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- работать с приборами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием, используемым ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в нанотехнологиях фотоники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- работать с базами данных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по нанотехнологиям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных математических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительных методов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакетов математических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и инженерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчетов для задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования элементов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и систем фотоники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками программной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации алгоритмов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительной математики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей глобальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной сети в научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и индустрии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоники и оптоинформатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современными системами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базами данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных методов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования материалов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов и систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанотехнологий в фотонике и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоинформатике. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦М.3 ¦Практика и научно- ¦ 57 ¦ ¦ ОК-2 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-48 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-49 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-53 ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦М.4 ¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ ОК-2 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦
+----+-----------------------------+---------+-----------------+------------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------------+---------+-----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, производственно-технологической, проектно-конструкторской, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения. Например, развивающих навыки межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов), преподавания дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области истории и методологии научного познания в фотонике и оптоинформатике, математических методов компьютерных технологий в научных исследованиях, физических основ нанотехнологий фотоники и оптоинформатики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее обзор исследовательских работ в данной области, и обоснование актуальности и важности выбранной темы исследования;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебно-научные лаборатории, компьютерные классы, специально оборудованные кабинеты и аудитории.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. На 100 студентов должно быть не менее 20 рабочих мест, из которых не менее 80% имеют выход в Интернет.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей, работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению Ученого совета вуза.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru