| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 710
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2010 № 16214)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, введен в действие со 2 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. № 16214
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 710
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140400 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 710
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140400 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦в соответствии¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
электрические станции и подстанции;
электроэнергетические системы и сети;
системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства;
электроэнергетические, электротехнические, электрофизические и технологические установки высокого напряжения;
устройства автоматического управления и релейной защиты в электроэнергетике;
энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;
электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;
электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции кабелей, электрических конденсаторов;
электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства;
электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева;
различные виды электрического транспорта и средства обеспечения эффективного функционирования транспортных систем;
элементы и системы электрического оборудования автомобилей и тракторов;
судовые автоматизированные электроэнергетические системы, преобразовательные устройства, электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их систем автоматики, контроля и диагностики;
электроэнергетические системы, преобразовательные устройства и электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их системы автоматики, контроля и диагностики на летательных аппаратах;
электрическое хозяйство промышленных предприятий, заводское электрооборудование низкого и высокого напряжения, электротехнические установки, сети предприятий, организаций и учреждений;
нормативно-техническая документация и системы стандартизации;
методы и средства контроля качества электроэнергии, изделий электротехнической промышленности, систем электрооборудования и электроснабжения, электротехнологических установок и систем.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
монтажно-наладочная;
сервисно-эксплуатационная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская деятельность:
сбор и анализ данных для проектирования;
расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
разработка проектной и рабочей технической документации, оформление проектно-конструкторских работ;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;
производственно-технологическая деятельность:
организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
контроль за соблюдением технологической дисциплины;
обслуживание технологического оборудования;
организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки и производства новой продукции;
оценка инновационного потенциала новой продукции;
контроль за соблюдением экологической безопасности;
подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов, составление и оформление оперативной документации;
организационно-управленческая деятельность:
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
организация работы малых коллективов исполнителей;
планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
подготовка данных для выбора и обоснования технических и организационных решений на основе экономического анализа;
проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
научно-исследовательская деятельность:
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов прикладных программ автоматизированного проектирования и исследований;
проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований;
составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
монтажно-наладочная деятельность:
монтаж, наладка и испытания электроэнергетического и электротехнического оборудования;
сервисно-эксплуатационная деятельность:
проверка технического состояния и остаточного ресурса электроэнергетического и электротехнического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
приемка и освоение вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);
способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);
способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области (ПК-1);
способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);
способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);
способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);
для проектно-конструкторской деятельности:
готовностью работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов (ПК-8);
способностью разрабатывать простые конструкции электроэнергетических и электротехнических объектов (ПК-9);
готовностью использовать информационные технологии в своей предметной области (ПК-10);
способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока (ПК-11);
способностью графически отображать геометрические образы изделий и объектов электрооборудования, схем и систем (ПК-12);
способностью оценивать механическую прочность разрабатываемых конструкций (ПК-13);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при создании электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-14);
способностью рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов (ПК-15);
способностью рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов (ПК-16);
готовностью разрабатывать технологические узлы электроэнергетического оборудования (ПК-17);
для производственно-технологической деятельности:
способностью использовать технические средства для измерения основных параметров электроэнергетических и электротехнических объектов и систем и происходящих в них процессов (ПК-18);
способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с применением прикладных программ; использовать сетевые компьютерные технологии, базы данных и пакеты прикладных программ в своей предметной области (ПК-19);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-20);
готовностью обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-21);
способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-22);
готовностью определять и обеспечивать эффективные режимы технологического процесса по заданной методике (ПК-23);
способностью контролировать режимы работы оборудования объектов электроэнергетики (ПК-24);
готовностью осуществлять оперативные изменения схем, режимов работы энергообъектов (ПК-25);
способностью составлять и оформлять оперативную документацию, предусмотренную правилами эксплуатации оборудования и организации работы (ПК-26);
готовностью участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики (ПК-27);
для организационно-управленческой деятельности:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-28);
способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-29);
способностью к решению конкретных задач в области организации и нормирования труда (ПК-30);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32);
способностью к обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний по одному из профилей в области научных исследований и педагогической деятельности (ПК-33);
способностью координировать деятельность членов трудового коллектива (ПК-34);
готовностью обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины (ПК-35);
готовностью контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности (ПК-36);
готовностью обеспечивать соблюдение заданных параметров технологического процесса и качество продукции (ПК-37);
для научно-исследовательской деятельности:
готовностью участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники (ПК-38);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-39);
готовностью планировать экспериментальные исследования (ПК-40);
готовностью понимать существо задач анализа и синтеза объектов в технической среде (ПК-41);
готовностью участвовать в составлении научно-технических отчетов (ПК-42);
способностью применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники (ПК-43);
способностью выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов (ПК-44);
готовностью использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий (ПК-45);
для монтажно-наладочной деятельности:
способностью к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-46);
готовностью к наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-47);
для сервисно-эксплуатационной деятельности:
готовностью к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта (ПК-48);
готовностью к приемке и освоению нового оборудования (ПК-49);
готовностью к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт (ПК-50);
готовностью к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний (ПК-51).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
-----T---------------------------T----------T-------------------T---------¬
¦Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦и проектируемые результаты ¦кость ¦ для разработки ¦формируе-¦
¦ООП ¦ их освоения ¦(зачетные ¦примерных программ,¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦а также учебников и¦компетен-¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебных пособий ¦ций ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный ¦ 30 - 40 ¦История ¦ОК 1 - 6;¦
¦ ¦и экономический цикл ¦ ¦Философия ¦ОК 8 - 14¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 20 ¦Иностранный язык ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ знать основные разделы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления философии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философского анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы исторического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития России, место и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль России в истории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человечества и в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современном мире; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка общего и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характера, основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦положения экономической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦науки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать социально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическую и научную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу; планировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять свою ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решать практические задачи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономического анализа в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦письменного изложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логики различного рода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критического восприятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; иностранным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для получения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения, методами оценки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических показателей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применительно к объектам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 55 - 65 ¦Высшая математика ¦ОК 1, 6, ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦Физика ¦7, 11, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 25 - 35 ¦Химия ¦12, 15; ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Экология ¦ПК 1 - 4,¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Информатика ¦6, 7 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ знать основные понятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и методы аналитической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геометрии, линейной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебры, дифференциального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и интегрального исчисления,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теорий вероятностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математической статистики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций комплексных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменных и численные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебраических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных уравнений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные физические явления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и законы механики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехники, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теплотехники, оптики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерной физики и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математическое описание; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органической и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неорганической химии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию и свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических элементов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ и соединений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные принципы охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание и способы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь применять методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математического анализа при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решении инженерных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выявлять физическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сущность явлений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов в устройствах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различной физической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы и выполнять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применительно к ним простые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические расчеты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементарные методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химического исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ и соединений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять компьютерную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технику и информационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии в своей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть инструментарием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для решения математических,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических и химических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач в своей предметной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области; методами анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических явлений в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических устройствах и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системах; информацией о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначении и областях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических веществ и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединений; средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной техники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----------+-------------------+ ¦
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦125 - 135 ¦Общие дисциплины ¦ОК 6, 7, ¦
¦ ¦Базовая ¦ 55 - 65 ¦направления ¦11, 12 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦Теоретические ¦ПК 1 - 51¦
¦ ¦часть ¦ ¦основы ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦электротехники ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Электротехническое ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦и конструкционное ¦ ¦
¦ ¦ знать: теоретические ¦ ¦материаловедение ¦ ¦
¦ ¦основы электротехники: ¦ ¦Общая энергетика ¦ ¦
¦ ¦основные понятия и законы ¦ ¦Электрические ¦ ¦
¦ ¦электромагнитного поля и ¦ ¦машины ¦ ¦
¦ ¦теории электрических и ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦магнитных цепей; методы ¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦анализа цепей постоянного и¦ ¦Модуль ¦ ¦
¦ ¦переменного токов в ¦ ¦"Электроэнергети- ¦ ¦
¦ ¦стационарных и переходных ¦ ¦ка": ¦ ¦
¦ ¦режимах; основы ¦ ¦Электрические ¦ ¦
¦ ¦материаловедения и ¦ ¦станции и ¦ ¦
¦ ¦технологии конструкционных ¦ ¦подстанции ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦Электроэнергетичес-¦ ¦
¦ ¦электротехнические ¦ ¦кие системы и сети ¦ ¦
¦ ¦материалы в качестве ¦ ¦Релейная защита и ¦ ¦
¦ ¦компонентов ¦ ¦автоматизация ¦ ¦
¦ ¦электротехнического и ¦ ¦электроэнергетичес-¦ ¦
¦ ¦электроэнергетического ¦ ¦ких систем ¦ ¦
¦ ¦оборудования; основы общей ¦ ¦Техника высоких ¦ ¦
¦ ¦энергетики, включая ¦ ¦напряжений ¦ ¦
¦ ¦основные методы и способы ¦ ¦Электроснабжение ¦ ¦
¦ ¦преобразования энергии, ¦ ¦Модуль ¦ ¦
¦ ¦технологию производства ¦ ¦"Электротехника": ¦ ¦
¦ ¦электроэнергии на тепловых,¦ ¦Теория ¦ ¦
¦ ¦атомных и гидравлических ¦ ¦автоматического ¦ ¦
¦ ¦электростанциях, ¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦нетрадиционные и ¦ ¦Силовая электроника¦ ¦
¦ ¦возобновляемые источники ¦ ¦Электрические и ¦ ¦
¦ ¦электроэнергии; основы ¦ ¦электронные ¦ ¦
¦ ¦теории электромеханического¦ ¦аппараты ¦ ¦
¦ ¦преобразования энергии и ¦ ¦Электрический ¦ ¦
¦ ¦физические основы работы ¦ ¦привод ¦ ¦
¦ ¦электрических машин; виды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических машин и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационные требования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к различным видам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических машин; основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ для модуля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Электроэнергетика": схемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и основное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехническое и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммутационное оборудование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических станций и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подстанций; схемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем и сетей, проблемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статической и динамической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструктивное выполнение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздушных и кабельных линий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропередачи; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем электроснабжения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦городов, промышленных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий и транспортных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; принципы построения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦релейной защиты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физические процессы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрического пробоя в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных средах, принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения и испытания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изоляции высокого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦напряжения; теоретические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы гидроэнергетики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установок нетрадиционной и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возобновляемой энергетики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ для модуля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Электротехника": ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификацию, назначение, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные схемотехнические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения устройств силовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроники, основы теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем автоматического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления; электрические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппараты, как средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления режимами работы,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты и регулирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; физические явления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в электрических аппаратах и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы теории электрических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратов; назначение, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементную базу, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировочные свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроприводов с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦двигателями постоянного и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменного тока; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь: применять, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производить выбор ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических аппаратов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин, электрического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привода, оборудования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических станций и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подстанций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем и сетей, систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроснабжения, элементов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦релейной защиты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматики; формировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законченное представление о¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятых решениях и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученных результатах в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦виде научно-технического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчета с его публичной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защитой; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть: методами расчета¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переходных и установившихся¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов в линейных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нелинейных электрических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепях; методиками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения расчетов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применительно к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами расчета, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования и систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы; методами анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режимов работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования и систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартных испытаний ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования и систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами расчета параметров¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроустановок, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергетических сетей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и систем, систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроснабжения, релейной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты и автоматики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами эксплуатации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦испытаний изоляции высокого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦напряжения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----------+-------------------+ ¦
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-16 ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная ¦ 8 - 12 ¦ ¦ОК-7, 11 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ПК 1, 5, ¦
¦ ¦(практические умения и ¦ ¦ ¦6, 8, 20,¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦22, 27, ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦43 - 51 ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-11, ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 - 10, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦12, 14, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦19, 33 ¦
+----+---------------------------+----------+-------------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+---------------------------+----------+-------------------+----------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин должен быть не более 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
обучающиеся имеют право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся имеют право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики - зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При ее наличии при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладом на конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставках), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории, компьютерные (дисплейные) классы, специально оборудованные аудитории.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|