Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 711
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 011200 Физика (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2010 № 16270)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, введен в действие со 2 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2010 г. № 16270
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 711

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 011200 ФИЗИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 011200 Физика (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 711

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 011200 ФИЗИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 011200 Физика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦в соответствии¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
По данному направлению подготовка бакалавров по заочной форме не допускается.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки "Физика" являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур.
Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:
государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением физических проблем;
учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 011200 Физика являются:
физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования, физические, инженерно-физические, физико-медицинские и природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
научно-инновационная;
организационно-управленческая;
педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
освоение методов научных исследований;
освоение теорий и моделей;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике;
участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне;
работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;
научно-инновационная деятельность:
освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности;
освоение методов инженерно-технологической деятельности;
участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий;
организационно-управленческая деятельность:
знакомство с основами организации и планирования физических исследований;
участие в информационной и технической организации научных семинаров и конференций;
участие в написании и оформлении научных статей и отчетов;
педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:
подготовка и проведение учебных занятий в учебном заведении общего среднего образования;
экскурсионная, просветительская и кружковая работа.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);
способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5);
способностью добиваться намеченной цели (ОК-6);
способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8);
способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-9);
способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10);
способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни (ОК-11);
способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-13);
способностью получить и использовать в своей деятельности знание иностранного языка (ОК-14);
способностью получить организационно-управленческие навыки (ОК-15);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-17);
способностью применить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18);
способностью применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-21).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1);
способностью применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);
научно-исследовательская деятельность:
способностью эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование (ПК-3);
способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4);
научно-инновационная деятельность:
способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);
способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6);
способностью формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
способностью понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-8);
способностью понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования (ПК-9);
педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:
способностью понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-10).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавра

   ----T-------------------------------T---------T---------------T-----------¬

¦Код¦ Учебные циклы, разделы ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦УЦ ¦ и проектируемые результаты ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ООП¦ их освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных пособий¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и ¦ 25 - 35 ¦История ¦ОК-2 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ 12 - 17 ¦Философия ¦ОК-4 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Экономика ¦ОК-5 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Иностранный ¦ОК-8 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦язык ¦ОК-10 ¦
¦ ¦знать основы истории, ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦философии, экономики, основы ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦делового общения, ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦способствующие развитию общей ¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦культуры и социализации ¦ ¦ ¦ОК-20 ¦
¦ ¦личности, приверженности к ¦ ¦ ¦ОК-21 ¦
¦ ¦этическим ценностям; понимать ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦причинно-следственные связи ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦развития российского общества; ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦уметь использовать знание ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦иностранного языка в ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации и¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦межличностном общении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть способностью к деловым ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникациям в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной сфере, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностью к критике и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самокритике, терпимостью, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностью работать в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективе; навыками здорового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образа жизни и физической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяемые ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и ¦ 65 - 75 ¦Модуль ¦ПК-1 ¦
¦ ¦естественнонаучный ¦ 45 - 50 ¦Математика: ¦ПК-2 ¦
¦ ¦цикл ¦ ¦Математический ¦ОК-12 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦анализ ¦ОК-16 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Аналитическая ¦ОК-17 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦геометрия ¦ОК-20 ¦
¦ ¦знать основы математического ¦ ¦Линейная ¦ОК-21 ¦
¦ ¦анализа, теории функций ¦ ¦алгебра ¦ ¦
¦ ¦комплексной переменной, ¦ ¦Векторный и ¦ ¦
¦ ¦аналитической геометрии, ¦ ¦тензорный ¦ ¦
¦ ¦векторного и тензорного ¦ ¦анализ ¦ ¦
¦ ¦анализа, дифференциальных и ¦ ¦Теория функции ¦ ¦
¦ ¦интегральных уравнений, ¦ ¦комплексного ¦ ¦
¦ ¦вариационного исчисления, ¦ ¦переменного ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей и ¦ ¦Дифференциаль- ¦ ¦
¦ ¦математической статистики; ¦ ¦ные уравнения ¦ ¦
¦ ¦основные положения теории ¦ ¦Интегральные ¦ ¦
¦ ¦информации, принципов ¦ ¦уравнения и ¦ ¦
¦ ¦построения систем обработки и ¦ ¦вариационное ¦ ¦
¦ ¦передачи информации, основы ¦ ¦исчисление ¦ ¦
¦ ¦подхода к анализу ¦ ¦Теория ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов, ¦ ¦вероятностей и ¦ ¦
¦ ¦современные аппаратные и ¦ ¦математическая ¦ ¦
¦ ¦программные средства ¦ ¦статистика ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники, ¦ ¦Модуль ¦ ¦
¦ ¦принципы организации ¦ ¦Информатика: ¦ ¦
¦ ¦информационных систем, ¦ ¦Программирова- ¦ ¦
¦ ¦современные информационные ¦ ¦ние ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы химии, ¦ ¦Вычислительная ¦ ¦
¦ ¦экологии и здоровья человека, ¦ ¦физика ¦ ¦
¦ ¦структуры экосистем и биосферы,¦ ¦(Практикум на ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия человека и ¦ ¦ЭВМ) ¦ ¦
¦ ¦среды, экологических принципах ¦ ¦Численные ¦ ¦
¦ ¦охраны природы и рационального ¦ ¦методы и ¦ ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦математическое ¦ ¦
¦ ¦уметь использовать ¦ ¦моделирование ¦ ¦
¦ ¦математический аппарат для ¦ ¦Модуль Химия и ¦ ¦
¦ ¦освоения теоретических основ и ¦ ¦экология: ¦ ¦
¦ ¦практического использования ¦ ¦Химия ¦ ¦
¦ ¦физических методов; ¦ ¦Экология ¦ ¦
¦ ¦использовать информационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математического аппарата для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения физических задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения физических задач ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦110 - 120¦Модуль Общая ¦ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 60 - 70 ¦физика: ¦ПК-2 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦Механика ¦ПК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Молекулярная ¦ПК-4 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦физика ¦ОК-1 ¦
¦ ¦знать теоретические основы, ¦ ¦Электричество ¦ОК-5 ¦
¦ ¦основные понятия, законы и ¦ ¦и магнетизм ¦ОК-18 ¦
¦ ¦модели механики, молекулярной ¦ ¦Оптика ¦ОК-20 ¦
¦ ¦физики, электричества и ¦ ¦Атомная физика ¦ОК-21 ¦
¦ ¦магнетизма, оптики, атомной ¦ ¦Физика ¦ ¦
¦ ¦физики, физики атомного ядра и ¦ ¦атомного ядра ¦ ¦
¦ ¦частиц; ¦ ¦и элементарных ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы, ¦ ¦частиц ¦ ¦
¦ ¦основные понятия, законы и ¦ ¦Модуль Общий ¦ ¦
¦ ¦модели теоретической механики, ¦ ¦физический ¦ ¦
¦ ¦теории колебаний и волн, ¦ ¦практикум ¦ ¦
¦ ¦квантовой механики, ¦ ¦(Механика, ¦ ¦
¦ ¦термодинамики и статистической ¦ ¦Молекулярная ¦ ¦
¦ ¦физики, методов теоретических и¦ ¦физика, ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных исследований ¦ ¦Электричество ¦ ¦
¦ ¦в физике ¦ ¦и магнетизм, ¦ ¦
¦ ¦уметь понимать, излагать и ¦ ¦Оптика, ¦ ¦
¦ ¦критически анализировать ¦ ¦Атомная ¦ ¦
¦ ¦базовую общефизическую ¦ ¦физика, Физика ¦ ¦
¦ ¦информацию; ¦ ¦атомного ядра ¦ ¦
¦ ¦пользоваться теоретическими ¦ ¦и элементарных ¦ ¦
¦ ¦основами, основными понятиями, ¦ ¦частиц) ¦ ¦
¦ ¦законами и моделями физики; ¦ ¦Модуль ¦ ¦
¦ ¦владеть методами обработки и ¦ ¦Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦анализа экспериментальной и ¦ ¦физика ¦ ¦
¦ ¦теоретической физической ¦ ¦Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦механика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Механика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сплошных сред ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Электродинамика¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Квантовая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦теория ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Физика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦конденсирован- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного состояния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Термодинамика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Статистическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦физика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Физическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кинетика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Модуль Методы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦математической ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦физики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Линейные и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦нелинейные ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦уравнения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦физики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦ ¦ (400 ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ часов) ¦ ¦ОК-19 ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.5¦Учебная и производственная ¦ 12 - 14 ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦практики и (или) научно- ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦исследовательская работа: ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦В результате прохождения ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦производственной преддипломной ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦практики студент должен ¦ ¦ ¦ОК-20 ¦
¦ ¦получить необходимый материал ¦ ¦ ¦ОК-21 ¦
¦ ¦для выполнения выпускной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалификационной работы. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Студент должен ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь самостоятельно и в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составе научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного коллектива ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решать конкретные задачи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при выполнении физических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований (в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть практическими навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления при проведении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических исследований (в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с профилями) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате подготовки, защиты¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦выпускной квалификационной ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦работы и сдачи государственного¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦экзамена студент должен ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦знать, понимать и излагать ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦профессиональные задачи в ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦области научно- ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦исследовательской деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с полученными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональными профилями; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных методов физических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических задач; творчески и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критически осмысливать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическую информацию для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения научно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских задач в сфере¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно обрабатывать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представлять результаты научно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследовательских работ по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утвержденным формам ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+---------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарских занятий, компьютерных симуляций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в среднем за время обучения в бакалавриате они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов в среднем за время обучения в бакалавриате не могут составлять более 50 процентов аудиторных.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре и факультативы.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется. При очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): общий физический практикум, информатика, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Практика и (или) научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики должна включать защиту отчета по практике. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики частично или полностью может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность студентам:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
участвовать в написании статей в научные журналы по теме научно-исследовательской работы;
выступать с докладом на конференции.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности).
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает бюджет реализации соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования.
Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы работников вуза не должен быть меньше 30 процентов.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться наличием лабораторий и лабораторных практикумов, методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий: практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе и через персональные компьютеры кафедр с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета не менее шести часов в неделю на каждого обучающегося бакалавра.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения в соответствующем семестре.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru