| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 708
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 200400 Оптотехника (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2010 № 16281)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 2 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. № 16281
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 708
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 200400 ОПТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 200400 Оптотехника (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 708
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 200400 ОПТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 200400 Оптотехника образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
исследование, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения; элементную базу оптотехники (оптики, оптико-электронной и лазерной техники; оптическую и лазерную технологии производства) и контроля оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем, материалов для их создания.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом;
разработка, создание, использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов;
технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем;
лазерные технологии различного назначения;
элементная база оптической, оптико-электронной и лазерной техники;
программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской;
проектной;
производственно-технологической;
организационно-управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника
должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
анализ поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;
математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, разработка программ и их отдельных блоков, их отладка и настройка для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем, а также технологий их производства;
проведение оптических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов;
составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
осуществление наладки, настройки, юстировки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
проектная деятельность:
анализ поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов оптической, оптико-электронной и лазерной техники и технологий по заданным техническим требованиям;
расчет, проектирование и конструирование в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и предварительное технико-экономическое обоснование проектов;
использование и применение конструкторской и технологической документации при анализе механизмов, приборов и взаимосвязи их узлов;
применение современной элементной базы электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов деталей и узлов оптотехники;
оценка технологичности и технологический контроль простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов изготовления, сборки, юстировки и контроля параметров механических, оптических, оптико-электронных и лазерных деталей, узлов и систем;
разработка и составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;
участие в монтаже, сборке (юстировке), испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов оптотехники;
производственно-технологическая деятельность:
разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
организация входного контроля материалов и комплектующих изделий;
внедрение технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества оптических, оптико-электронных и лазерных систем, приборов, деталей, элементов и оптических покрытий различного назначения;
расчет норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организации работы производственных коллективов;
разработка планов на отдельные виды проектных и конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов изделий оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности;
установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления;
размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
осуществление технического контроля и участие в управлении качеством производства изделий оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет культурой мышления (ОК-1);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения (ОК-2);
способностью к работе в коллективе и к кооперации с коллегами (ОК-3);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-5);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства (ОК-7);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые процессы и явления (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью использовать один из иностранных языков в общении и профессиональной деятельности на уровне не ниже разговорного (ОК-13);
способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ОК-14);
применять средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
5.2. Профессиональные компетенции (ПК), которыми должен обладать выпускник:
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
способностью собирать и анализировать научно-техническую информацию по тематике исследования, учитывать современные тенденции развития и использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать компьютер как средство управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3);
способностью к проведению эксперимента, к обработке и представлению экспериментальных данных (ПК-4);
способностью использовать системы стандартизации и сертификации, осознает значение метрологии в развитии техники и технологии (ПК-5);
способностью применять современные программные средства для разработки и редакции проектно-конструкторской и технологической документации, владеть элементами начертательной геометрии и инженерной графики (ПК-6);
способностью к расчету и проектированию элементов и устройств, основанных на различных физических принципах действия (ПК-7);
способностью владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью к анализу поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации (ПК-9);
готовностью к математическому моделированию процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, к разработке программ и их отдельных блоков, их отладке и настройке для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля отдельных узлов, приборов и систем, а также технологий их производства (ПК-10);
способностью к проведению оптических, фотометрических и электрических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов (ПК-11);
готовностью и способностью к составлению описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовке данных для составления отчетов, обзоров (ПК-12);
способностью к наладке, настройке, юстировке и опытной проверке отдельных видов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах (ПК-13);
в проектной деятельности:
способностью к анализу поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-14);
готовностью к участию в разработке функциональных и структурных схем на уровне модулей узлов и элементов оптической техники по заданным техническим требованиям (ПК-15);
готовностью и способностью к расчету, проектированию и конструированию в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях, в том числе с использованием стандартных средств компьютерного проектирования (ПК-16);
готовностью и способностью к оценке технологичности и технологическому контролю простых и средней сложности конструкторских решений, разработке типовых процессов контроля параметров механических, оптических и оптико-электронных деталей и узлов (ПК-17);
способностью применять современную элементную базу электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов и узлов оптотехники (ПК-18);
готовностью к разработке, составлению и использованию отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции (ПК-19);
готовностью к участию в монтаже, наладке, настройке, юстировке, испытаниях, сдаче в эксплуатацию опытных образцов, сервисном обслуживании и ремонте оптической техники (ПК-20);
в производственно-технологической деятельности:
способностью к расчету норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбору типового оборудования, предварительной оценке экономической эффективности техпроцессов (ПК-21);
способностью к разработке технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией (ПК-22);
готовностью к участию в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства (ПК-23);
способностью к организации входного контроля материалов и комплектующих изделий (ПК-24);
готовностью к внедрению технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества элементов оптотехники различного назначения (ПК-25);
в организационно-управленческой деятельности:
готовностью к участию в организации работы производственных коллективов (ПК-26);
способностью к разработке планов на отдельные виды конструкторско-технологических работ и контролю их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием (ПК-27);
готовностью к нахождению оптимальных решений при создании отдельных видов продукции оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности (ПК-28);
готовностью к установлению порядка выполнения работ и организации маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления (ПК-29);
способностью к размещению технологического оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, расчету производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам (ПК-30);
способностью к осуществлению технического контроля и участию в управлении качеством производства продукции оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества (ПК-31);
способностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям (ПК-32).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
----T-------------------------------T----------T-----------------T--------¬
¦Код¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦ дисциплин для ¦формиру-¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные ¦ разработки ¦емых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компе- ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦программ, а также¦тенций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 40 ¦Иностранный язык ¦ОК-1 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦Философия ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 20 ¦История ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Экономика ¦ОК-4 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦- движущие силы и ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦исторического процесса; ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦- основные этапы исторического ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦развития России; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные направления, школы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философии и этапы ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического развития, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуру философского знания; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- мировоззренческие, социально ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и личностно значимые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философские проблемы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- профессиональную лексику на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- базовые положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономической теории и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и финансовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- определить место человека в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей и в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать социально ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значимые процессы и явления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- переводить общие и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональные тексты на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические категории и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками уважительного и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бережного отношения к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческому наследию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурным традициям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками толерантного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия социальных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурных различий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками социального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятых в обществе моральных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых норм; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пониманием социальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значимости своей будущей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- культурой мышления, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностью к восприятию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, обобщению и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализу; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- одним из иностранных языков ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на уровне разговорного; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основами рыночной экономики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.2¦Математический и ¦ 65 - 75 ¦Математика ¦ОК-12 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦Информатика ¦ОК-14 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 33 - 38 ¦Физика ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Химия ¦ПК-2 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Экология ¦ПК-3 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦математического анализа, ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исчисление; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- векторный анализ и элементы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории поля; дифференциальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнения и уравнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математической физики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- функции комплексного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменного; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теорию вероятностей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математическую статистику, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискретную математику; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- физические основы механики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электричества и магнетизма, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики колебаний и волн, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квантовой физики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электродинамики, статистической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики и термодинамики, атомной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и ядерной физики; методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦описания световых полей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные законы геометрической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптики; принципы голографии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нелинейной оптики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные понятия, законы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и теории классической и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современной физики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- математические программы для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования возможностей ЭВМ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при построении математических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- общие понятия теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- технические и программные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современные языки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программирования, базы данных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии программирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- глобальные и локальные сети ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основные физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современную научную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратуру; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- химические элементы и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соединения, методы и средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химического исследования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ и их превращений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуру биосферы; экосистемы;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения организма и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- экологические принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать основные законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучных дисциплин в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы в технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приложениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выделять конкретное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическое содержание в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задачах будущей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- прогнозировать последствия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности с точки зрения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосферных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- составлять и анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические уравнения, соблюдать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦меры безопасности при работе с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химическими реактивами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбирать технические средства¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и технологии с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических последствий их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами математического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- средствами и методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной графики (ввод, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вывод, отображение, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преобразование и редактирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графических объектов); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами математического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦описания физических явлений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов, определяющих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы работы различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических устройств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основными методами работы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ПЭВМ с прикладными программными¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами экологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения производства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерной защиты окружающей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦110 - 120 ¦Инженерная и ¦ОК-6 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 55 - 60 ¦компьютерная ¦ОК-7 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦графика ¦ОК-8 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦Электротехника ¦ОК-12 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦- правила оформления чертежей, ¦ ¦Электроника и ¦ПК-1 ¦
¦ ¦конструкторской документации; ¦ ¦микропроцес- ¦ПК-2 ¦
¦ ¦- инструментальные программные ¦ ¦сорная техника ¦ПК-3 ¦
¦ ¦средства инженерной и ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦компьютерной графики, работу с ¦ ¦Материаловедение ¦ПК-5 ¦
¦ ¦прикладными пакетами и ¦ ¦и технология ¦ПК-6 ¦
¦ ¦графическими редакторами ¦ ¦конструкционных ¦ПК-7 ¦
¦ ¦инженерной графики; законы ¦ ¦материалов ¦ПК-8 ¦
¦ ¦механики; ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦- основы теории механизмов и ¦ ¦Прикладная ¦ПК-10 ¦
¦ ¦деталей приборов; ¦ ¦механика ¦ПК-11 ¦
¦ ¦- основные виды конструирования¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦механизмов и деталей приборов; ¦ ¦Метрология, ¦ПК-13 ¦
¦ ¦конструкционные материалы и ¦ ¦стандартизация и ¦ПК-14 ¦
¦ ¦технологию их обработки; ¦ ¦сертификация ¦ПК-15 ¦
¦ ¦- элементную базу электронных ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦устройств и микропроцессорную ¦ ¦Основы оптики ¦ПК-17 ¦
¦ ¦технику, используемую в ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦изделиях оптотехники; ¦ ¦Прикладная оптика¦ПК-19 ¦
¦ ¦- основные показатели качества,¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦системы стандартизации, ¦ ¦Оптические ¦ПК-21 ¦
¦ ¦сертификации продукции; ¦ ¦измерения ¦ПК-22 ¦
¦ ¦- основные типы, характеристики¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
¦ ¦оптических систем, оптико- ¦ ¦Источники и ¦ПК-24 ¦
¦ ¦электронных и лазерных систем, ¦ ¦приемники ¦ПК-25 ¦
¦ ¦элементную базу оптотехники; ¦ ¦оптического ¦ПК-26 ¦
¦ ¦- основные виды источников и ¦ ¦излучения ¦ПК-27 ¦
¦ ¦приемников оптического ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
¦ ¦излучения; ¦ ¦Безопасность ¦ПК-29 ¦
¦ ¦- методы оптических измерений; ¦ ¦жизнедеятельности¦ПК-30 ¦
¦ ¦- методы исследования ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
¦ ¦элементов, узлов и систем ¦ ¦ ¦ПК-32 ¦
¦ ¦оптотехники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- оформлять чертежи и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторско-технологическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацию оптических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптико-электронных и лазерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов и систем с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ПЭВМ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- конструировать типовые детали¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и функциональные устройства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптотехники, оценивать их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологичность, рассчитывать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели качества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать контрольно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерительные приборы для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения задач оптотехники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пользоваться информационными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсами для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществлять корректный выбор¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементов оптических систем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников и приемников ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптического излучения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать взаимодействие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптического излучения с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- типовыми методиками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения оптических измерений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных величин и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- типовыми методиками расчета и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования оптических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методиками применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных пакетов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графических редакторов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерной графики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- прикладными пакетами программ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчета и автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования оптических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптико-электронных и лазерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементов и узлов приборов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза в соответствии с профилями¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-15 ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.5¦Практика и (или) научно- ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
+---+-------------------------------+----------+-----------------+--------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+----------+-----------------+---------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, физики, информатики, химии, экологии, инженерной и компьютерной графики, механики, электротехники, электроники и микропроцессорной техники, метрологии, стандартизации и сертификации, безопасности жизнедеятельности, материаловедения и технологии конструкционных материалов, основ оптики, прикладной оптики, оптических измерений, источников и приемников оптического излучения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях (или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучить специальную литературу и другую научно-техническую информацию, ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной науки и техники;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. На 100 обучающихся должно приходиться не менее 15 рабочих мест, из которых не менее 80 процентов имеют доступ в Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|