Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 714
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16297)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16297
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 714

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140700 ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОФИЗИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 714

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 140700 ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОФИЗИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией аппаратов и установок, вырабатывающих, преобразующих и использующих тепловую и ядерную энергию.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
тепловые процессы, протекающие в устройствах для выработки, преобразования и использования тепловой и ядерной энергии, элементах конструкций приборов, аппаратов и установок, которые разрабатываются, создаются и используются в различных областях новой техники и технологии; атомные электрические станции, термоядерные реакторы и другие ядерные, теплофизические энергетические установки как объекты человеческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная;
монтажно-наладочная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов исполнителей;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
выполнение работ по стандартизации и сертификации технических средств, материалов и оборудования;
организация экспертизы технической документации, выявление резервов, исследование причин неисправностей оборудования, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования;
научно-исследовательская деятельность:
участие в разработке методов прогнозирования количественных характеристик процессов, протекающих в конкретных технических системах на основе существующих методик с использованием имеющихся в литературе исходных данных;
моделирование высокотемпературных и низкотемпературных тепловых процессов в конкретных технических системах, проведение физического и численного экспериментов, участие в разработке с этой целью соответствующих экспериментальных стендов или программ расчета на электронно-вычислительных машинах;
исследование и участие в испытании основного оборудования атомных электростанций в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации;
проектная деятельность:
формулирование целей проекта решения задач, выбор критериев и показателей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач;
разработка проектов узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований, использование в разработке технических проектов новых информационных технологий;
участие в проектировании основного оборудования атомных электростанций, термоядерных реакторов и других энергетических установок с учетом экологических требований и безопасности работы;
монтажно-наладочная деятельность:
участие в планировании монтажно-наладочных работ по вводу в эксплуатацию оборудования и проведении приемосдаточных испытаний оборудования;
участие в проведении испытаний и определении работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования;
выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации и выбор оптимальных режимов его работы.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);
способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);
способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);
способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);
способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);
способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);
для организационно-управленческой деятельности:
способностью к определению производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции (ПК-8);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-9);
способностью выполнять работы по стандартизации и сертификации технических средств, материалов и оборудования (ПК-10);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью к участию в разработке методов прогнозирования количественных характеристик процессов, протекающих в конкретных технических системах на основе существующих методик (ПК-11);
готовностью к проведению физического и численного эксперимента, к разработке с этой целью соответствующих экспериментальных стендов (ПК-12);
готовностью к участию в исследовании и испытании основного оборудования атомных электростанций в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации (ПК-13);
для проектной деятельности:
способностью формулировать цели проекта решения задач, выбирать критерии и показатели, выявлять приоритеты решения задач (ПК-14);
способностью разрабатывать проекты узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований, использовать в разработке технических проектов новые информационные технологии (ПК-15);
способностью к участию в проектировании основного оборудования атомных электростанций, термоядерных реакторов, плазменных и других энергетических установок с учетом экологических требований и обеспечения безопасной работы (ПК-16);
для монтажно-наладочной деятельности:
готовностью к участию в планировании монтажно-наладочных работ по вводу в эксплуатацию оборудования и проведении приемо-сдаточных испытаний оборудования (ПК-17);
готовностью участвовать в испытаниях и определении работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования (ПК-18);
способностью выбирать оборудование для замены в процессе эксплуатации и оптимальные режимы его работы (ПК-19).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ----T-------------------------------T---------T---------------T-----------¬

¦Код¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ также ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и¦ 30 - 35 ¦История ¦ОК-2 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦Философия ¦ОК-4 - 10 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 20 ¦Иностранный ¦ОК-12 - 14 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦язык ¦ПК-2 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Экономика ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ знать основные разделы и¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦направления философии, методы и¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦приемы философского анализа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности исторического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса, этапы исторического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития России, место и роль¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России в истории человечества и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в современном мире; лексический¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦минимум иностранного языка¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего и профессионального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характера, основные законы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, основные этапы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития экономической теории,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать социально-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическую и научную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу; планировать и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять свою деятельность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с учетом результатов этого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа, определять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую целесообразность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принимаемых технических и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационных решений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизировать стратегию и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тактику рыночного поведения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть навыками письменного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного изложения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками публичной речи,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения дискуссии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и полемики, практического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа логики различного рода¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; навыками¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критического восприятия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; иностранным языком¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в объеме, необходимом для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального содержания из¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежных источников. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и¦ 85 - 95 ¦Математика ¦ПК-2 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦Физика (общая) ¦ПК-3 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 35 - 45 ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ знать основные понятия и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы аналитической геометрии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и линейной алгебры,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциального и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегрального исчисления,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математической статистики,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории функций комплексного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменного, векторного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; основные законы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики, колебаний и волн,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молекулярной физики и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, электрических и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магнитных явлений, физики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦атомного ядра и элементарных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частиц, основы оптики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь применять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные знания для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения задач применительно к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реальным процессам; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть аналитическими и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦численными методами решения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебраических и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных уравнений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнений математической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; методами статистической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦ 88 - 98 ¦Начертательная ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 40 - 50 ¦геометрия и ¦ОК-4 - 11 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦инженерная ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦графика ¦ПК-3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Механика ¦ПК-5 - 7 ¦
¦ ¦ знать элементы начертательной¦ ¦Материаловеде- ¦ПК-9 ¦
¦ ¦геометрии и инженерной графики,¦ ¦ние и ¦ПК-11 - 16 ¦
¦ ¦основы оформления¦ ¦технология ¦ ¦
¦ ¦конструкторской документации;¦ ¦конструкционных¦ ¦
¦ ¦основы теории сплавов, диаграмм¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦состояния и свойств основных¦ ¦Электротехника ¦ ¦
¦ ¦сплавов, применяемых при¦ ¦и электроника ¦ ¦
¦ ¦создании аппаратов и устройств¦ ¦Стандартизация ¦ ¦
¦ ¦новой техники и энергетики;¦ ¦и сертификация ¦ ¦
¦ ¦основные способы обработки¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов литьем,¦ ¦жизнедеятель- ¦ ¦
¦ ¦резанием и давлением; основные¦ ¦ности ¦ ¦
¦ ¦виды сварки и пайки;¦ ¦Математические ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы механики¦ ¦методы ¦ ¦
¦ ¦машин и механизмов, типовых¦ ¦моделирования ¦ ¦
¦ ¦деталей и узлов, способов их¦ ¦физических ¦ ¦
¦ ¦сопряжения; основные понятия и¦ ¦процессов ¦ ¦
¦ ¦законы электрических и¦ ¦Прикладная ¦ ¦
¦ ¦магнитных цепей, методы анализа¦ ¦физика ¦ ¦
¦ ¦цепей постоянного и переменного¦ ¦Эксперименталь-¦ ¦
¦ ¦токов, принципы работы¦ ¦ные методы ¦ ¦
¦ ¦электрических машин различного¦ ¦исследования ¦ ¦
¦ ¦типа, физические основы¦ ¦Управление, ¦ ¦
¦ ¦электроники, принципы действия¦ ¦организация и ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковых и электронных¦ ¦планирование ¦ ¦
¦ ¦приборов; теоретические основы¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦метрологии и сертификации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств измерения, основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории погрешностей измерений;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы безопасности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия, модели и аксиомы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики, элементарной статики,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условий равновесия тела;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условия усталостного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрушения; основы теории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости элементов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уметь представлять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническое решение средствами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной графики; выбрать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способ передачи движения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать и спроектировать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкцию редуцирующего¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройства, назначать допуски и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посадки; использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические средства для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерения тока, напряжения,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мощности; грамотно действовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в аварийных и чрезвычайных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях, оказывать первую¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь пострадавшим; выполнять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прочностные расчеты на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦растяжение (сжатие), жесткость,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изгиб и кручение, проводить¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки условий возникновения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрушения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть аналитическими и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦численными методами расчета¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариационно-разностными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами решения обыкновенных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных уравнений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦второго порядка, способами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки данных эксперимента¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методом аппроксимации функций,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами решения краевых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стационарных задач; методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценки основных погрешностей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерений. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза в соответствии с профилями¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-16 ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.5¦Учебная и производственная ¦ 8 - 12 ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-11 - 15 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ПК-1 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 - 19 ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-7 - 11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-1 - 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 - 11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 - 16 ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+---------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин должен быть не более 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится в форме зачета.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При ее наличии при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно- методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории физики, химии, электротехники, термодинамики, тепломассообмена, механики, компьютерные классы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru