| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 704
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2010 № 16340)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г. № 16340
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 704
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 221400 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 704
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 221400 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 221400 Управление качеством образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку, исследование, внедрение и сопровождение в организациях всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления качеством, охватывающих все процессы организации, вовлекающих в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленных на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются системы управления качеством, образующие их организационные структуры, методики, процессы и ресурсы, способы и методы их исследования, проектирования, отладки, эксплуатации и сертификации в различных сферах деятельности.
Объектами управления качеством являются организации промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, торговли, медицины, образования и т.д. всех форм собственности; технологические, производственные и бизнес-процессы, охватывающие все этапы жизненного цикла продукции и услуг.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 221400 Управление качеством готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая,
организационно-управленческая,
проектно-конструкторская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 221400 Управление качеством должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;
выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;
технологические основы формирования качества и производительности труда;
метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;
разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;
организация работ по внедрению информационных технологий в управление качеством и защита информации;
участие в работах по сертификации систем управления качеством;
организационно-управленческая деятельность:
организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;
содержание управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;
управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;
проведение контроля и проведение испытаний в процессе производства;
проведение мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг;
проектно-конструкторская деятельность:
участие в разработке современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
участие в проектировании и совершенствовании коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;
участие в проектировании процессов с целью разработки стратегии никогда не прекращающегося улучшения качества;
использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;
участие в проектировании моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке (ОК-2);
способностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-11);
способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);
способностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
способностью пользоваться одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
способностью применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, достигать должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-18).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1);
способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества (ПК-2);
способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-3);
способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач (ПК-4);
способностью применять инструменты управления качеством (ПК-5);
способностью применять знание этапов жизненного цикла продукции или услуги (ПК-6);
способностью применять знание подходов к управлению качеством (ПК-7);
способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-8);
способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-9);
способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-10);
способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ПК-11);
способностью пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели (ПК-12);
способностью идти на оправданный риск при принятии решений (ПК-13);
способностью консультировать и прививать навыки работникам по аспектам своей профессиональной деятельностью (ПК-14);
способностью выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат (ПК-15);
способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации (ПК-16);
способностью корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем (ПК-17);
способностью использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности (ПК-18);
способностью руководить малым коллективом (ПК-19).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
----T-------------------------------T---------T---------------T-----------¬
¦Код¦ Учебные циклы, и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ программ, а ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ также ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и¦ 40 - 44 ¦Философия; ¦ОК-1; ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ 20 - 22 ¦История; ¦ОК-2; ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Иностранный ¦ОК-3; ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦язык; ¦ОК-4; ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Экономика ¦ОК-6; ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ОК-7; ¦
¦ ¦- научную и философскую картину¦ ¦ ¦ОК-8; ¦
¦ ¦мира; ¦ ¦ ¦ОК-9; ¦
¦ ¦- взаимодействие духовного и¦ ¦ ¦ОК-10; ¦
¦ ¦телесного, биологического и¦ ¦ ¦ОК-15; ¦
¦ ¦социального в человеке, его¦ ¦ ¦ПК-3; ¦
¦ ¦отношение к природе и обществу;¦ ¦ ¦ПК-15; ¦
¦ ¦- движущие силы и¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦закономерности исторического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса; место человека в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политической организации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества; нравственные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанности человека;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многообразие культур и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций в их¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранный язык в объеме,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального общения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности получения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации на иностранном¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языке; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы экономической теории,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроэкономики и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦макроэкономики, особенности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики России; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать и оценивать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацию; планировать и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять свою деятельность¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с учетом результатов этого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранным языком в объеме,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для возможности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации из¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками письменного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного изложения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками публичной речи,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения дискуссии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и полемики, практического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа логики различного рода¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками критического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия информации. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и¦ 52 - 56 ¦Математика; ¦ОК-11; ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ 26 - 28 ¦Физика; ¦ОК-12; ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Информатика; ¦ОК-13; ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦Экология ¦ОК-14; ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦ ¦ОК-18 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- определения и теоремы из¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных разделов математики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современное состояние и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления развития¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программных средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- законы существования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосферы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные законы физики;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять полученные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические знания к решению¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующих практических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- работать с системным и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программным обеспечением общего¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять знание¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства в области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологии для управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- математическим аппаратом,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимым для изучения других¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментальных дисциплин,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спецкурсов, а также для работы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с современной научно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической литературой; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основами автоматизации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения инженерных задач¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительного характера; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- подходами к решению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических задач. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦111 - 119¦Метрология и ¦ОК-5; ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) ¦ 55 - 59 ¦сертификация; ¦ОК-16; ¦
¦ ¦часть ¦ ¦Технология и ¦ОК-18 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦организация ¦ПК-1; ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦производства ¦ПК-2; ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦продукции и ¦ПК-3; ¦
¦ ¦- организационные, научные и¦ ¦услуг; ¦ПК-4; ¦
¦ ¦методические основы¦ ¦Статистические ¦ПК-5; ¦
¦ ¦метрологического обеспечения,¦ ¦методы в ¦ПК-6; ¦
¦ ¦правовые основы обеспечения¦ ¦управлении ¦ПК-7; ¦
¦ ¦единства измерений; ¦ ¦качеством; ¦ПК-8; ¦
¦ ¦- теоретические основы¦ ¦Информационное ¦ПК-9; ¦
¦ ¦обеспечения качества и¦ ¦обеспечение, ¦ПК-10; ¦
¦ ¦управления качеством продукции¦ ¦базы данных; ¦ПК-11; ¦
¦ ¦и технологических процессов; ¦ ¦Информационные ¦ПК-12; ¦
¦ ¦- основы технологии и¦ ¦технологии в ¦ПК-13; ¦
¦ ¦организации производства,¦ ¦управлении ¦ПК-14; ¦
¦ ¦необходимые для¦ ¦качеством и ¦ПК-15; ¦
¦ ¦квалифицированного решения¦ ¦защита ¦ПК-16; ¦
¦ ¦возникающих задач; ¦ ¦информации; ¦ПК-17; ¦
¦ ¦- теоретические основы,¦ ¦Управление ¦ПК-18; ¦
¦ ¦технологию проектирования и¦ ¦процессами; ¦ПК-19 ¦
¦ ¦эксплуатации информационного¦ ¦Средства и ¦ ¦
¦ ¦обеспечения и баз данных; ¦ ¦методы ¦ ¦
¦ ¦- основные информационные¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦технологии в управлении¦ ¦качеством; ¦ ¦
¦ ¦качеством; ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦- методологию оценки качества¦ ¦жизнедеятель- ¦ ¦
¦ ¦целенаправленной деятельности¦ ¦ности; ¦ ¦
¦ ¦различных организационных¦ ¦Менеджмент; ¦ ¦
¦ ¦структур; ¦ ¦Маркетинг; ¦ ¦
¦ ¦- основные тенденции в области¦ ¦Всеобщее ¦ ¦
¦ ¦совершенствования средств и¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦методов управления качеством; ¦ ¦качеством ¦ ¦
¦ ¦- методологические основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента, природу и состав¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций менеджмента; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современные подходы к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации эффективного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинга; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- теоретические основы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современную практику Всеобщего¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы безопасности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в системе¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"человек - среда обитания";¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые, нормативно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические и организационные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы безопасности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; средства и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы повышения безопасности,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологичности и устойчивости¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- творчески применять знания по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метрологическому обеспечению¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- вести разработку и внедрение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем качества в соответствии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с международными стандартами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ИСО; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать технологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования моделей данных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на различных уровнях:¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦концептуальном, логическом и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- вести планирование и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управление процессами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности организационных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структур; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить идентификацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опасностей, разрабатывать и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализовывать мероприятия по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите человека и среды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обитания от негативных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействий хозяйственной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- моделировать производственные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуации и разрабатывать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦варианты решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- соединять разнородную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговую информацию в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единое целое для разработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- вести организационную работу¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по внедрению современных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦концепций Всеобщего управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- нормативно-технической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документацией в части¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательной метрологии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современными методами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля качества продукции и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ее сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами статистической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации для ее¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа и принятия решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками разработки проектных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений и их реализации в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заданной среде СУБД; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами защиты информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками прогнозирования и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятия решений в условиях¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методикой расчета финансовых¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей и оценки состояния¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вуза в соответствии с профилями¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-17; ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.5¦Учебная и производственная¦ 12 ¦ ¦ОК-3; ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-13; ¦
¦ ¦практические умения и навыки¦ ¦ ¦ОК-16; ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ПК-3; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+---------------+------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): "Иностранный язык", "Экономика", "Математика", "Физика", "Информатика", дисциплинам профессионального и вариативного циклов, формирующих у обучающихся умения и навыки.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики должна проводиться в форме зачета.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладами на научных конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, оснащенные современным оборудованием и приборами, позволяющими проводить лабораторные работы для дисциплин, формирующих компетенции, требующие практических навыков и умений. В вузе должна быть учебно-производственная база для проведения практик.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Должна быть обеспечена доступность не менее 10 процентов студентов к сетям типа Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|