| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 762
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16320)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16320
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 декабря 2009 г. № 762
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 г. № 762
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ОК - общекультурные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования;
ИС - информационная система;
ИКТ - информационно-коммуникационная технология;
БД - база данных.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
исследование закономерностей становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей информационных процессов;
исследование и разработку эффективных методов реализации информационных процессов и построения информационных систем в прикладных областях на основе использования современных ИКТ;
организацию и проведение системного анализа и реинжиниринга прикладных и информационных процессов, постановку и решение прикладных задач;
моделирование прикладных и информационных процессов, разработку требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов;
организацию и проведение работ по технико-экономическому обоснованию проектных решений, разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создания ИС в прикладных областях;
управление проектами информатизации предприятий и организаций, принятие решений по реализации этих проектов, организацию и управление внедрением проектов ИС в прикладной области;
управление качеством автоматизации решения прикладных задач, процессов создания ИС;
организацию и управление эксплуатацией ИС;
обучение и консалтинг по автоматизации и информатизации решения прикладных задач и внедрению ИС в прикладных областях.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
данные, информация, знания;
прикладные и информационные процессы;
прикладные информационные системы.
4.3. Магистр по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
аналитическая;
проектная;
производственно-технологическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
исследование прикладных и информационных процессов; использование и разработка методов формализации и алгоритмизации информационных процессов; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники; исследование перспективных направлений прикладной информатики; анализ и развитие методов управления информационными ресурсами; оценка экономической эффективности информационных процессов, ИС, а также проектных рисков; исследование и применение перспективных методик информационного консалтинга, информационного маркетинга; анализ и разработка методик управления информационными сервисами; анализ и разработка методик управления проектами автоматизации и информатизации; исследование сферы применения функциональных и технологических стандартов в области создания ИС предприятий и организаций; подготовка публикаций по тематике научно-исследовательских работ;
организационно-управленческая деятельность:
организация и управление информационными процессами; организация и управление проектами по информатизации предприятий; организация информационных систем в прикладной области; управление информационными системами и сервисами; управление персоналом ИС; разработка учебных программ переподготовки персонала ИС и проведение обучения пользователей; принятие решений по организации внедрения ИС на предприятиях; организация и проведение профессиональных консультаций в области информатизации предприятий и организаций; организация и проведение переговоров с представителями заказчика; организация работ по сопровождению и эксплуатации прикладных ИС;
аналитическая деятельность:
анализ информации, информационных и прикладных процессов; выбор методологии проведения проектных работ по информатизации и управления этими проектами; анализ и выбор архитектур программно-технических комплексов, методов представления данных и знаний; анализ и оптимизация прикладных и информационных процессов; анализ современных ИКТ и обоснование их применения для ИС в прикладных областях; анализ и обоснование архитектуры информационных систем предприятий; маркетинговый анализ рынка ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизированного решения прикладных задач, создания и эксплуатации информационных систем, а также для продвижения на рынок готовых проектных решений; анализ средств защиты информационных процессов; анализ результатов экспертного тестирования ИС и ее компонентов ИС на этапе опытной эксплуатации ИС предприятий;
проектная деятельность:
определение стратегии использования ИКТ для создания ИС в прикладных областях, согласованной со стратегией развития организации; моделирование и проектирование прикладных и информационных процессов на основе современных технологий; проведение реинжиниринга прикладных и информационных процессов; проведение технико-экономического обоснования проектных решений и разработка проектов информатизации предприятий и организаций в прикладной области; адаптация и развитие прикладных информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;
производственно-технологическая деятельность:
использование международных информационных ресурсов и систем управления знаниями в информационном обеспечении процессов принятия решений и организационного развития; интеграция компонентов информационных систем объектов автоматизации и информатизации на основе функциональных и технологических стандартов; принятие решений в процессе эксплуатации ИС предприятий и организаций по обеспечению требуемого качества, надежности и информационной безопасности ее сервисов.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);
способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-2);
способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3);
способен проявлять инициативу, брать на себя ответственность в условиях риска и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (ОК-4);
способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-5);
способен управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-7).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);
способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);
способен на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ПК-3);
способен к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями ООП магистратуры (ПК-4);
научно-исследовательская деятельность:
способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях (ПК-5);
способен формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок (ПК-6);
способен ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения (ПК-7);
способен проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-8);
способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9);
аналитическая деятельность:
способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10);
способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11);
способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования (ПК-12);
способен анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-13);
способен проводить маркетинговый анализ ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач (ПК-14);
проектная деятельность:
способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-15);
способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16);
способен проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-17);
способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-18);
организационно-управленческая деятельность:
способен формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий (ПК-19);
способен организовывать работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия и организации (ПК-20);
способен управлять информационными ресурсами и информационными системами (ПК-21);
способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций (ПК-22);
способен организовывать и проводить переговоры с представителями заказчика и профессиональные консультации на предприятиях и в организациях (ПК-23);
способен в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ-персоналом (ПК-24);
производственно-технологическая деятельность:
способен использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-25);
способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);
способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов (ПК-27);
способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
----T------------------------------T---------T----------------T-----------¬
¦Код¦ Учебные циклы и проектируемые¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ¦ ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ программ ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ (примерных), ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 25 - 35 ¦Философские ¦ОК-1 - 4 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 8 - 11 ¦проблемы науки ¦ОК-6 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦и техники ¦ПК-1 - 13 ¦
¦ ¦дисциплин базовой части цикла ¦ ¦Математическое ¦ПК-15 ¦
¦ ¦студент должен: ¦ ¦моделирование ¦ПК-17 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Математические ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ логические методы и приемы ¦ ¦и ¦ПК-24 ¦
¦ ¦научного исследования; ¦ ¦инструментальные¦ПК-26 ¦
¦ ¦методологические принципы ¦ ¦методы поддержки¦ ¦
¦ ¦современной науки, ¦ ¦принятия решений¦ ¦
¦ ¦направления, концепции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источники знания и приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы с ними; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦познания; программно-целевые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы решения научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы моделирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦динамические оптимизационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели; математические модели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимального управления для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦непрерывных и дискретных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов, их сравнительный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализ; многокритериальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы принятия решений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды информационной и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальной поддержки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лица, принимающего решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(ЛПР); методы группового ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятия решений; методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнения решений на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных этапах цикла ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятия решений; возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем поддержки принятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений (СППР); критерии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбора инструментов СППР; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологическое обоснование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формулировать требования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЛПР к СППР; выбирать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментарий для каждого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапа принятия решения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать инструментарий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга исполнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решений; управлять рисками при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировании и внедрении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СППР; осуществлять выбор СППР,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исходя из потребностей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей предприятия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками логико- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методологического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного исследования и его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ методами оптимального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления непрерывными и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискретными процессами для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизации прикладных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками формулирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требований к СППР, разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельных их элементов, оценки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариантов последующих закупок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ИКТ для внедрения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации ИС ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ОПП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 25 - 35 ¦Деловой ¦ОК-1 - 6 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная)¦ 11 - 15 ¦иностранный ¦ПК-1 - 28 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦язык ¦ ¦
¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦Информационное ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла студент ¦ ¦общество и ¦ ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦проблемы ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦прикладной ¦ ¦
¦ ¦ языковые конструкции ¦ ¦информатики ¦ ¦
¦ ¦делового общения на одном из ¦ ¦Методология и ¦ ¦
¦ ¦иностранных языков; ¦ ¦технология ¦ ¦
¦ ¦профессиональную терминологию ¦ ¦проектирования ¦ ¦
¦ ¦и языковые профессиональные ¦ ¦информационных ¦ ¦
¦ ¦конструкции одного из ¦ ¦систем ¦ ¦
¦ ¦иностранных языков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ содержание, объекты и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъекты информационного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества, критерии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования; структуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуального капитала, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемы инвестиций в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономику информатизации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы оценки эффективности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые, экономические, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальные и психологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аспекты информатизации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ теоретические проблемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладной информатики, в том ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе семантической обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, развитие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представлений об оценке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества информации в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных системах; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные методы, средства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандарты информатики для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения прикладных задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных классов; правовые, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические, социальные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психологические аспекты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатизации деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организационно-экономических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ архитектуру информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем предприятий и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций; методологии и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии реинжиниринга, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования и аудита ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем различных классов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальные средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержки технологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования и аудита ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сервисов; методы оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономической эффективности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества, управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦надежностью и информационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасностью; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности процессного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подхода к управлению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладными ИС; современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ИКТ в процессном управлении; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы управления качеством; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ концептуальное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирование процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления знаниями; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦архитектуру систем управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знаниями; онтологии знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подсистемы сбора, фильтрации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦накопления, доступа, генерации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и распространения знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вести деловые переговоры в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной области и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять деловую переписку¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на одном из иностранных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить анализ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных методов и средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатики для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задач различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выбирать методологию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологию проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обосновывать архитектуру ИС; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ управлять проектами ИС на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всех стадиях жизненного цикла,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качество проекта; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять современные методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления проектами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сервисами ИС; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать инновационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подходы к проектированию ИС; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принимать решения по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатизации предприятий в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях неопределенности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проводить реинжиниринг ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных и информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обосновывать архитектуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы правления знаниями; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками общения с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежными партнерами в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной области на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одном из иностранных языков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками применения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных программно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических средств для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения прикладных задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных классов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками реинжинринга ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных и информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками моделирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов и знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальных средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектами по информатизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных процессов и систем;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ навыками управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационными ресурсами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сервисами с использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных инструментальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств и в рамках систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления знаниями. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.3¦Практики: ¦ 45 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦производственная, научно- ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦исследовательская, ¦ ¦ ¦ОК-4 - 6 ¦
¦ ¦педагогическая и научно- ¦ ¦ ¦ПК-1 - 13 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ПК-15 - 22 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ПК-24 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 15 ¦ ¦ОК-1 - 7 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-1 - 28 ¦
+---+------------------------------+---------+----------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------+---------+----------------+------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и разделов М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основной активной формой обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов с возможным использованием электронных средств проведения видеоконференций и видеолекций.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общенаучные и профессиональные компетенции.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть меньше двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения должен составлять не более 27 академических часов. В случае использования средств электронного обучения объем аудиторных занятий для очной формы обучения может быть сокращен до 20 часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, видеоконференций, форумов, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем науки и техники, математического моделирования, математических и инструментальных методов поддержки принятия решений, делового иностранного языка, информационных технологий, информационного общества и проблем прикладной информатики, методологии и технологии проектирования информационных систем, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей);
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по направлению подготовки Прикладная информатика предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
анализ информационных ресурсов по избранной теме и написание реферата;
составление содержания и графика работы;
проведение научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) осуществляется:
профессорско-преподавательским составом, обладающим знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы в информационно-образовательной среде, создающим и актуализирующим специализированные учебные материалы, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обучающимися независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий (в случае отсутствия профессорско-преподавательского состава, обладающего необходимыми для работы умениями и навыками, отвечающими требованиям, образовательное учреждение привлекает преподавателей из других образовательных учреждений);
профессорско-преподавательским составом, подготовленным для работы в специальной информационно-образовательной среде и осуществляющим различные виды учебных занятий с обучающимися в образовательном учреждении и его территориально обособленных подразделениях.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
компьютерные классы, оборудованные современными лицензионными программно-техническими средствами;
лингафонные кабинеты;
кабинеты для интерактивного обучения;
Интернет-классы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, но не менее одного рабочего места на 15 студентов.
Обучающийся подтверждает возможность использования компьютера со средствами мультимедиа и выходом в Интернет в режиме, позволяющем ему осваивать учебную программу в соответствии с учебным планом (регистрация компьютера в образовательном учреждении на основании личного заявления обучающегося, договор об оказании услуг Интернет-провайдером).
При использовании Интернет-технологий в индивидуальном обучении обучающийся должен использовать ИКТ, соответствующие требованиям (канал связи, аппаратные требования, программные требования), предъявляемым образовательным учреждением к обучению с использованием ДОТ.
При использовании ДОТ образовательное учреждение должно обеспечивать каждому обучающемуся возможность доступа к основным информационным ресурсам в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
Обязанность вуза подтверждать оснащенность учебного процесса информационными ресурсами.
Информационные образовательные ресурсы включают электронные учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом. Материалы, включенные в состав УМК, учитываются лицензионной комиссией при оценке библиотечно-информационной оснащенности учебного процесса.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения по соответствующей дисциплине и могут осуществляться с использованием электронных средств оценки качества обучения в соответствии с требованиями международных стандартов.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
Итоговая аттестация может быть проведена выездной государственной аттестационной комиссией в филиале вуза по месту нахождения студента или в режиме видеоконференции. При проведении итоговой аттестации в режиме видеоконференции идентификацию личности студента осуществляет по месту нахождения студента технический секретарь, назначенный вузом.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр.
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:
анализ и моделирование предметной области с использованием современных информационных технологий;
анализ показателей и технико-экономическое обоснование проекта по информатизации;
исследование и разработка информационно-программных продуктов для решения прикладных задач;
исследование бизнес процессов прикладной области и проведение реинжиниринга;
проектирование ИС и ее компонентов в прикладной области в соответствии с профессиональным профилем;
исследование и разработка эффективных методов управления проектами информатизации предприятий и организаций;
разработка нормативных методических и производственных документов в процессе проектирования ИС.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные универсальные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|