Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 785
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2010 № 16275)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие со 2 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. № 16275
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2009 г. № 785

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 210700 ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СИСТЕМЫ СВЯЗИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2009 г. № 785

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 210700 ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СИСТЕМЫ СВЯЗИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ОК - общекультурные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦в соответствии¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год приравнивается к 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются области науки и техники, которые включают совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе - технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической системам, таким как:
сети связи и системы коммутации;
сети сигнализации и синхронизации;
многоканальные телекоммуникационные системы;
телекоммуникационные системы оптического диапазона;
системы и устройства радиосвязи;
системы и устройства спутниковой и радиорелейной связи;
системы и устройства подвижной радиосвязи;
интеллектуальные сети и системы связи;
интеллектуальные информационные системы в услугах и сервисах связи;
интеллектуальные информационные системы в системах управления объектами связи;
системы централизованной обработки данных в инфокоммуникационных сетях;
системы и устройства звукового проводного и эфирного радиовещания и телевизионного вещания, электроакустики;
мультимедийные технологии;
системы и устройства передачи данных;
методы передачи и распределения информации в телекоммуникационных системах и сетях;
средства защиты информации в телекоммуникационных системах;
средства защиты объектов информатизации;
средства метрологического обеспечения телекоммуникационных систем и сетей;
методы и средства энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении телекоммуникационных процессов;
методы эффективного управления эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных систем, сетей и устройств; методы и средства защиты от отказов в обслуживании в инфокоммуникационных сетях;
методы управления локальными и распределенными системами обработки и хранения данных;
менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
сервисно-эксплуатационная;
расчетно-проектная;
экспериментально-исследовательская;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
сервисно-эксплуатационная деятельность:
приемка и освоение вводимого оборудования;
организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей выпускаемой продукции;
наладка, настройка, регулировка и испытания оборудования и тестирование, настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;
внедрение и эксплуатация информационных систем;
обеспечение защиты информации и объектов информатизации;
организация и выполнение мероприятий по метрологическому обеспечению эксплуатации телекоммуникационного оборудования;
составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний;
проведение всех видов измерений параметров оборудования и сквозных каналов и трактов (настроечных, приемосдаточных, эксплуатационных);
проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; поиск и устранение неисправностей;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
организация мероприятий по охране труда и технике безопасности в процессе ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта телекоммуникационного оборудования;
доведение инфокоммуникационных услуг до пользователей;
расчетно-проектная деятельность:
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта;
сбор и анализ исходных данных для проектирования сооружений связи, интеллектуальных инфокоммуникационных сетей и их элементов;
расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации техническим регламентам, национальным стандартам, стандартам связи, техническим условиям и другим нормативным документам;
проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;
разработка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;
оценка инновационных рисков коммерциализации проектов;
контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности;
экспериментально-исследовательская деятельность:
проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;
проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
математическое моделирование инфокоммуникационных процессов и объектов на базе как стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ;
составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов исполнителей;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;
ведение деловой переписки;
составление заявительной документации в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли;
выполнение работ в области технического регулирования, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений, принимаемых с использованием экономических критериев;
проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;
подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-8);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
владеть одним из мировых иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);
иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; осуществлять компьютерное моделирование устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);
способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации Международного союза электросвязи, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы Единой системы конструкторской документации, а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);
знать метрологические принципы и владеть навыками инструментальных измерений, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи (ПК-4);
готовностью к контролю соблюдения и обеспечению экологической безопасности (ПК-5);
в сервисно-эксплуатационной деятельности:
готовностью к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; готовностью содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов (ПК-6);
способностью осуществить приемку и освоение вводимого оборудования в соответствии с действующими нормативами; уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение сооружений, средств и оборудования связи (ПК-7);
способностью осуществить монтаж, наладку, настройку, регулировку, опытную проверку работоспособности, испытания и сдачу в эксплуатацию сооружений, средств и оборудования сетей и организаций связи (ПК-8);
уметь составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сооружений, сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);
уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и оценить остаток ресурса сооружений, оборудования и средств связи, применить современные методы их обслуживания и ремонта; осуществлять поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей; уметь составить заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи (ПК-10);
уметь организовать доведение услуг до пользователей услугами связи; быть способным провести работы по управлению потоками трафика на сети (ПК-11);
уметь организовать и осуществить систему мероприятий по охране труда и технике безопасности в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта телекоммуникационного оборудования (ПК-12);
в расчетно-проектной деятельности:
готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов (ПК-13);
уметь проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; уметь проводить технико-экономическое обоснование проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14);
способностью к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15);
в экспериментально-исследовательской деятельности:
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
способностью применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);
способностью спланировать и провести необходимые экспериментальные исследования, по их результатам построить адекватную модель, использовать ее в дальнейшем при решении задач создания и эксплуатации инфокоммуникационного оборудования (ПК-18);
готовностью к организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-19);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью понимать и анализировать организационно-экономические проблемы и общественные процессы в организации связи и ее внешней среде; готовностью к участию в достижении корпоративных целей и становлению организации связи как активного субъекта экономической деятельности (ПК-20);
способностью понимать сущность основных экономических и финансовых показателей деятельности организации связи, особенности услуг как специфического рыночного продукта; готовностью организовать бизнес-процессы предоставления инфокоммуникационных услуг пользователям, нацеленные на наиболее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов; готовностью к обеспечению эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи (ПК-21);
способностью участвовать в процессе управления организацией связи в соответствии с занимаемой должностью; готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами исполнителей; способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации, мотивации и нормирования труда (ПК-22).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ----T---------------------------T----------T------------------T-----------¬

¦Код¦ Учебные циклы ¦Трудоем- ¦Перечень дисциплин¦ Коды ¦
¦УЦ ¦и проектируемые результаты ¦кость ¦ для разработки ¦формируемых¦
¦ООП¦ их освоения ¦(зачетные ¦ примерных ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦программ, а также ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и учебных пособий ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 36 ¦ ¦ОК-1 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 14 - 20 ¦История ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Философия ¦ОК-5 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦знать основные разделы и ¦ ¦Иностранный язык ¦ОК-7 ¦
¦ ¦направления философии, ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦методы и приемы ¦ ¦Экономика отрасли ¦ОК-10 ¦
¦ ¦философского анализа ¦ ¦инфокоммуникаций ¦ПК-1 ¦
¦ ¦проблем; основные ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦закономерности ¦ ¦Русский язык и ¦ПК-6 ¦
¦ ¦исторического процесса, ¦ ¦культура речи ¦ПК-9 ¦
¦ ¦этапы исторического ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦развития России, место и ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦роль России в истории ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦человечества и в ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦современном мире; ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦лексический минимум в ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦объеме 4000 учебных ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦лексических единиц общего и¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦терминологического ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦характера (для иностранного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языка); принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регламентации деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций связи; основные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия экономической и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации связи и ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурных подразделений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы расчета и анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этих показателей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь анализировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать социальную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информацию; планировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять свою ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать ситуацию в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с выявленными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиями внутренней и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внешней среды организации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять выбор целей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов ее осуществления в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделении в контексте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратегических задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности всей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации связи с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов SWOT-анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организовать работу ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подчиненных при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлении процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текущей деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реструктуризации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и реинжениринга основных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных бизнес- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать экономические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показатели деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть иностранным языком ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в объеме, необходимом для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности получения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦письменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изложения собственной точки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зрения; навыками публичной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦речи, аргументации, ведения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логики различного рода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критического восприятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснования, выбора, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации и контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов управленческого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения по экономическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦критериям; навыками работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с персоналом; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы с документацией; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации связи. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и ¦ 65 - 75 ¦Математический ¦ОК-9 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦анализ ¦ОК-11 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 42 - 48 ¦Теория ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦вероятностей и ¦ПК-2 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦математическая ¦ПК-4 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦статистика ¦ПК-5 ¦
¦ ¦знать основные понятия и ¦ ¦Дискретная ¦ПК-11 ¦
¦ ¦методы математического ¦ ¦математика ¦ПК-12 ¦
¦ ¦анализа, теории ¦ ¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦вероятностей и ¦ ¦Физика ¦ ¦
¦ ¦математической статистики, ¦ ¦Экология ¦ ¦
¦ ¦основы математического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппарата, применяемого для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения задач управления и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизации процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементы теории множеств, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логические функции, графы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конечные автоматы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей компьютеров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для качественного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования свойств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных математических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделей; законы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦накопления, передачи и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощью компьютера; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные понятия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы и теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классической и современной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; современную научную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратуру; структуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосферы; экосистемы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения организма и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды; экологические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования природных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы экологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦права; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические методы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических приложениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строить вероятностные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели для конкретных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов, проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимые расчеты в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рамках построенной модели; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выделять конкретное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическое содержание в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задачах будущей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозировать последствия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности с точки зрения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биосферных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математического анализа и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основными методами работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на компьютере с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦универсальных прикладных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ; иметь опыт ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналитического и численного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения вероятностных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистических задач, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных приемов обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных, в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том числе с использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартного программного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения, пакетов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ общего и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специального назначения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками экологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения производства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерной защиты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦104 - 114 ¦Вычислительная ¦ОК-7 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 55 - 61 ¦техника и ¦ОК-11 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦информационные ¦ПК-1 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦технологии ¦ПК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Общая теория связи¦ПК-3 ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Цифровая обработка¦ПК-4 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦сигналов ¦ПК-5 ¦
¦ ¦знать основы цифровой ¦ ¦Основы построения ¦ПК-6 ¦
¦ ¦вычислительной техники, ¦ ¦инфокоммуникацион-¦ПК-7 ¦
¦ ¦структуры и ¦ ¦ных систем и сетей¦ПК-8 ¦
¦ ¦функционирование локальных ¦ ¦Электромагнитные ¦ПК-9 ¦
¦ ¦вычислительных сетей и ¦ ¦поля и волны ¦ПК-10 ¦
¦ ¦глобальной сети Интернет, ¦ ¦Электроника ¦ПК-11 ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦Теория ¦ПК-12 ¦
¦ ¦передачи информации в ¦ ¦электрических ¦ПК-13 ¦
¦ ¦инфокоммуникационных ¦ ¦цепей ¦ПК-14 ¦
¦ ¦системах, основные виды ¦ ¦Схемотехника ¦ПК-15 ¦
¦ ¦сигналов, используемых в ¦ ¦телекоммуникацион-¦ПК-16 ¦
¦ ¦телекоммуникационных ¦ ¦ных устройств ¦ПК-17 ¦
¦ ¦системах, особенности ¦ ¦Электропитание ¦ПК-18 ¦
¦ ¦передачи различных сигналов¦ ¦устройств и систем¦ ¦
¦ ¦по каналам и трактам ¦ ¦телекоммуникаций ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных ¦ ¦Инженерная и ¦ ¦
¦ ¦систем; принципы, основные ¦ ¦компьютерная ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы и устройства ¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦цифровой обработки ¦ ¦Метрология, ¦ ¦
¦ ¦сигналов; принципы ¦ ¦стандартизация и ¦ ¦
¦ ¦построения ¦ ¦сертификация в ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных систем¦ ¦инфокоммуникациях ¦ ¦
¦ ¦различных типов и способы ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦распределения информации в ¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦сетях связи; современные и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективные направления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных сетей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и систем; особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуры электромагнитного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поля волн, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространяющихся в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных средах, в линиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦передачи электромагнитной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергии и объемных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резонаторах; физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффекты и процессы, лежащие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в основе принципов действия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковых, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электровакуумных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптоэлектронных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройство и принцип ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия, схемы включения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦режимы работы приборов, вид¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статических характеристик и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦их семейств в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схемах включения; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии интегральных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схем, микросхемотехнику и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принцип работы базовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦каскадов аналоговых и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логических элементов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых схем; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории, методы и средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования линейных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нелинейных электрических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиотехнических цепей при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гармонических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негармонических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействиях; основы теории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦четырехполюсников и цепей с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распределенными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметрами, устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обратной связью, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических аналоговых, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискретных и цифровых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фильтров; элементную базу и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схемотехнику аналоговых, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорных устройств¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электросвязи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих усиление, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фильтрацию, генерацию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработку сигналов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроминиатюризации таких ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств на базе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения интегральных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микросхем; принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратуры и их структур, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования их узлов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требования стандартизации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метрологического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения и безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработке и эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электросвязи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь проводить анализ и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦синтез логических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств, синтезировать с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием современной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроэлектронной элементной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базы цифровые устройства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие заданное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирование; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формулировать основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технические требования к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационным сетям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и системам, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные проблемы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связанные с эксплуатацией и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внедрением новой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники; проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математический анализ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических процессов в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналоговых и цифровых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройствах формирования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преобразования и обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигналов, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реальные и предельные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности пропускной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способности и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помехоустойчивости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем; проводить анализ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических процессов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происходящих в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направляющих системах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройствах сверхвысоких ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частот, в однородных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неоднородных средах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понимать сущность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электромагнитной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совместимости; определять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные параметры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронных приборов по их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристикам; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать и измерять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметры и характеристики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линейных и нелинейных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитывать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать параметры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фильтров на персональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерах; проводить ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельный анализ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических процессов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происходящих в электронных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройствах, проектировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и рассчитывать их; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять на практике ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы анализа основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств электропитания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трансформаторов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпрямителей, статических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преобразователей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стабилизаторов напряжения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить компьютерное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирование узлов системы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть начальными навыками¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки и отладки с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующих отладочных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств программного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения сигнальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессоров и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроконтроллеров; навыками¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практической работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторными макетами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналоговых и цифровых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств, методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерного моделирования¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических процессов при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦передаче информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками алгоритмизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦краевых задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электродинамики; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определения статических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик и параметров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных электронных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов и их компьютерного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрическим моделям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками экспериментального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования электрических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цепей в рамках физического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и математического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безмашинного и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования и расчета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналоговых, цифровых и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств; навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практической работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторными макетами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узлов системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электропитания; техникой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерной и компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графики (ввод, вывод, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отображение, преобразование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и редактирование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графических объектов на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютере). ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-12 ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.5¦Учебная и производственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦(практические умения и ¦ ¦ ¦ПК-2 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-2 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ОК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
+---+---------------------------+----------+------------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------+----------+------------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области истории, философии, иностранного языка, экономики отрасли инфокоммуникаций, русского языка и культуры речи, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики, информатики, физики, экологии, инженерной и компьютерной графики, электромагнитных полей и волн, вычислительной техники и информационных технологий, общей теории связи, цифровой обработки сигналов, основ построения инфокоммуникационных систем и сетей, электроники, теории электрических цепей, схемотехники телекоммуникационных устройств, электропитания устройств и систем телекоммуникаций, метрологии, стандартизации и сертификации в инфокоммуникациях, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области инфокоммуникационных технологий и систем связи;
участвовать в выполнении технических разработок или проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в пусконаладочных работах и сдаче в эксплуатацию оборудования, средств и сооружений связи, в их испытаниях с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории физики, электромагнитных полей и волн, вычислительной техники и информационных технологий, общей теории связи, цифровой обработки сигналов, основ построения инфокоммуникационных систем и сетей, электроники, теории электрических цепей, схемотехники телекоммуникационных устройств, электропитания устройств и систем телекоммуникаций, метрологии, стандартизации и сертификации в инфокоммуникациях, безопасности жизнедеятельности, а также не менее 50 процентов дисциплин вариативной части профессионального цикла в соответствии с профилем подготовки.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Интернет, должно быть не менее 10 на 100 обучающихся.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения в каждом семестре.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru