Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 806
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2010 № 16507)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 05.04.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 16.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 16 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. № 16507
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2009 г. № 806

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 201000 БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2009 г. № 806

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 201000 БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: область технических систем и технологий, в структуру которых включены любые живые системы и которые связаны с контролем и управлением состояния живых систем, обеспечением их жизнедеятельности, а также с поддержанием оптимальных условий трудовой деятельности человека.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
приборы, системы и комплексы медико-биологического и экологического назначения;
методы и технологии выполнения медицинских, экологических и эргономических исследований;
автоматизированные системы обработки биомедицинской и экологической информации;
биотехнические системы управления, в контур которых в качестве управляющего звена включен человек-оператор;
биотехнические системы обеспечения жизнедеятельности человека и поддержки процессов жизнедеятельности других биологических объектов;
системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки биотехнических систем и технологий;
биотехнические системы и технологии для здравоохранения;
системы проектирования, технологии производства и обслуживания биомедицинской техники.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-конструкторской;
производственно-технологической;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой;
монтажно-наладочной;
сервисно-эксплуатационной.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская деятельность:
проведение предварительного технико-экономического обоснования проектов биомедицинской и экологической техники;
сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники;
расчет и проектирование деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования;
разработка проектной и технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ в предметной сфере биотехнических систем и технологий;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации на изделия и устройства медицинского и экологического назначения стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
производственно-технологическая деятельность:
внедрение результатов исследований и разработок в производство биомедицинской и экологической техники;
выполнение работ по технологической подготовке производства приборов, изделий и устройств медицинского и экологического назначения;
подготовка документации и участие в работе системы менеджмента качества на предприятиях медико-технического профиля;
организация метрологического обеспечения производства деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники;
контроль соблюдения экологической безопасности;
научно-исследовательская деятельность:
сбор и анализ медико-биологической и научно-технической информации, а также обобщение отечественного и зарубежного опыта в сфере биотехнических систем и технологий, анализ патентной литературы;
участие в планировании и проведении медико-биологических и экологических (в том числе и многофакторных) экспериментов по заданной методике, обработка результатов с применением современных информационных технологий и технических средств;
проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств с целью получения математических моделей биологических и биотехнических процессов и объектов;
подготовка данных, составление отчетов и научных публикаций по результатам проведенных работ, участие во внедрении результатов в медико-биологическую практику;
организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых групп исполнителей;
участие в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам;
выполнение работ по сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений;
монтажно-наладочная деятельность:
участие в поверке, наладке, регулировке и оценке состояния оборудования и настройке программных средств, используемых для разработки, производства и настройки биомедицинской и экологической техники;
участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей медицинской, биологической и экологической техники, а также биотехнических систем в части включения в них технических средств, обеспечивающих выполнение человеком-оператором его технологических функций;
сервисно-эксплуатационная деятельность:
участие в техническом обслуживании и настройке аппаратных и программных средств медицинской и экологической техники;
проверка технического состояния и остаточного ресурса, организация профилактических осмотров и текущего ремонта используемого оборудования;
участие в составлении заявок на необходимое техническое оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт техники в сервисных предприятиях;
составление инструкций по эксплуатации используемых технического оборудования и программного обеспечения для персонала биомедицинских и экологических лабораторий.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способностью стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
способностью владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
способностью владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-18);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-19).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ПК-1);
способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2);
готовностью учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик электрических цепей (ПК-4);
способностью владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-5);
способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК-6);
способностью владеть элементами начертательной геометрии и инженерной графики, применять современные программные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации (ПК-7);
проектно-конструкторская деятельность:
способностью проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектов биомедицинской и экологической техники (ПК-8);
способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники (ПК-9);
готовностью выполнять расчет и проектирование деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования (ПК-10);
способностью разрабатывать проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы в предметной сфере биотехнических систем и технологий (ПК-11);
готовностью осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации на изделия и устройства медицинского и экологического назначения стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-12);
производственно-технологическая деятельность:
готовностью внедрять результаты разработок в производство биомедицинской и экологической техники (ПК-13);
способностью выполнять работы по технологической подготовке производства приборов, изделий и устройств медицинского и экологического назначения (ПК-14);
способностью готовить документацию и участвовать в работе системы менеджмента качества на предприятии медико-технического профиля (ПК-15);
готовностью организовывать метрологическое обеспечение производства деталей, компонентов и узлов биотехнических систем, биомедицинской и экологической техники (ПК-16);
способностью осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности (ПК-17);
научно-исследовательская деятельность:
способностью осуществлять сбор и анализ медико-биологической и научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в сфере биотехнических систем и технологий, проводить анализ патентной литературы (ПК-18);
способностью выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений (ПК-19);
готовностью к участию в проведении медико-биологических, экологических и научно-технических исследований с применением технических средств, информационных технологий и методов обработки результатов (ПК-20);
готовностью формировать презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-21);
готовностью внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-22);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовывать работу малых групп исполнителей (ПК-23);
готовностью участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-24);
готовностью выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-25);
способностью владеть методами профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений (ПК-26);
монтажно-наладочная деятельность:
способностью владеть правилами и методами монтажа, настройки и регулировки узлов биотехнических систем, в том числе связанных с включением человека-оператора в контур управления биомедицинской и экологической электронной техники (ПК-27);
способностью проводить поверку, наладку и регулировку оборудования, и настройку программных средств, используемых для разработки, производства и настройки биомедицинской и экологической техники (ПК-28);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
готовностью к практическому применению основных правил выполнения ремонта и обслуживания медицинской техники, основ технологии обслуживания медицинской техники (ПК-29);
способностью владеть средствами эксплуатации медицинских баз данных, экспертных и мониторинговых систем (ПК-30);
готовностью составлять заявки на запасные детали и расходные материалы, а также на поверку и калибровку аппаратуры (ПК-31);
способностью разрабатывать инструкции по эксплуатации используемого технического оборудования и программного обеспечения для персонала биомедицинских и экологических лабораторий (ПК-32).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   -----T------------------------------T---------T-----------------T---------¬

¦Код ¦Учебные циклы и проектируемые ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируе-¦
¦ООП,¦ ¦(зачетные¦ разработки ¦мых ¦
¦раз-¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компетен-¦
¦дела¦ ¦<*> ¦ программ, ¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 40 ¦Иностранный ¦ОК-1 - ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦язык ¦ОК-9, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 15 - 20 ¦История ¦ОК-14, ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Философия ¦ОК-17 - ¦
¦ ¦- основные разделы и ¦ ¦Экономика и ¦ОК-19 ¦
¦ ¦направления философии, методы ¦ ¦организация ¦ ¦
¦ ¦и приемы философского анализа ¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лексический минимум в объеме¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единиц общего и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(для иностранного языка); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса, этапы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического развития России,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в истории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человечества и в современном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мире; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы экономики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации производства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями; основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудового законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальную информацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать и осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свою деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять современные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономические методы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦способствующие повышению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлеченных ресурсов для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения научных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований и промышленного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранным языком в объеме,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации из ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками письменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного изложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического анализа логики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различного рода рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками критического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия информации. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 65 - 75 ¦Математика ¦ОК-10 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦Физика ¦ПК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 32 - 38 ¦Химия ¦ПК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦Экология ¦ПК-5 ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математического анализа, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналитической геометрии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линейной алгебры, теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функций комплексного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переменного, теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятностей и математической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистики, дискретной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- фундаментальные законы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы и основные физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы в области механики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, электричества и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦магнетизма, оптики и атомной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проблемы экологии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные химические понятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и законы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы, физические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические законы для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебраических уравнений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциального и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегрального исчисления, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналитической геометрии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математической статистики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математической логики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками практического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения законов физики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химии и экологии. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.3 ¦Профессиональный цикл ¦105 - 115¦1. Информационные¦ОК-11 - ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная)¦ 52 - 62 ¦технологии. ¦ОК-13 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦2. Инженерная и ¦ОК-15 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦компьютерная ¦ПК-3 - ¦
¦ ¦части цикла студент должен: ¦ ¦графика. ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦3. Безопасность ¦ПК-8 - ¦
¦ ¦- технологию работы на ПК в ¦ ¦жизнедеятельнос- ¦ПК-12 ¦
¦ ¦современных операционных ¦ ¦ти. ¦ПК-18 - ¦
¦ ¦средах, основные методы ¦ ¦4. Прикладная ¦ПК-20 ¦
¦ ¦разработки алгоритмов и ¦ ¦механика. ¦ПК-22 ¦
¦ ¦программ, структуры данных, ¦ ¦5. Конструкцион- ¦ПК-30 ¦
¦ ¦используемые для представления¦ ¦ные и ¦ПК-31 ¦
¦ ¦типовых информационных ¦ ¦биоматериалы. ¦ПК-32 ¦
¦ ¦объектов, типовые алгоритмы ¦ ¦6. Метрология, ¦ПК-13 ¦
¦ ¦обработки данных; ¦ ¦стандартизация ¦ПК-15 ¦
¦ ¦- элементы начертательной ¦ ¦и технические ¦ПК-16 ¦
¦ ¦геометрии и инженерной ¦ ¦измерения. ¦ ¦
¦ ¦графики, геометрическое ¦ ¦7. Электротехника¦ ¦
¦ ¦моделирование, программные ¦ ¦и электроника. ¦ ¦
¦ ¦средства компьютерной графики;¦ ¦8. Системный ¦ ¦
¦ ¦- критерии, отечественные и ¦ ¦анализ. ¦ ¦
¦ ¦международные стандарты и ¦ ¦9. Биофизические ¦ ¦
¦ ¦нормы в области безопасности ¦ ¦основы живых ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; ¦ ¦систем. ¦ ¦
¦ ¦- основные этапы системного ¦ ¦10. Технические ¦ ¦
¦ ¦анализа; системные аспекты ¦ ¦методы ¦ ¦
¦ ¦управления; функциональные ¦ ¦диагностических ¦ ¦
¦ ¦характеристики сложных систем;¦ ¦исследований и ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического ¦ ¦лечебных ¦ ¦
¦ ¦объекта как объекта ¦ ¦воздействий. ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦11. Узлы и ¦ ¦
¦ ¦- теоретические основы ¦ ¦элементы ¦ ¦
¦ ¦механики, методы составления и¦ ¦биотехнических ¦ ¦
¦ ¦исследования уравнений ¦ ¦систем. ¦ ¦
¦ ¦статики, кинематики и ¦ ¦12. Автоматизация¦ ¦
¦ ¦динамики; ¦ ¦обработки ¦ ¦
¦ ¦- основные определения, ¦ ¦биомедицинской ¦ ¦
¦ ¦топологические параметры и ¦ ¦информации. ¦ ¦
¦ ¦методы расчета электрических ¦ ¦13. Управление ¦ ¦
¦ ¦цепей; ¦ ¦в биотехнических ¦ ¦
¦ ¦- характеристики и параметры ¦ ¦системах. ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковых приборов; ¦ ¦14. Биотехничес- ¦ ¦
¦ ¦- базовые элементы аналоговых ¦ ¦кие системы ¦ ¦
¦ ¦и цифровых устройств; ¦ ¦медицинского ¦ ¦
¦ ¦- принципы действия средств ¦ ¦назначения. ¦ ¦
¦ ¦измерений, методы измерений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных физических величин; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль измерения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медико-биологической практике;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метрологии и стандартизации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условия осуществления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерительных преобразователей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и электродов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- классификацию медицинских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронных приборов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратов и систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- этапы и стадии жизненного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цикла медицинской техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проблемы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦надежной работы технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств в условиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медико-биологической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать стандартные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакеты прикладных программ для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения практических задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- представлять технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения с использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств компьютерной графики и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геометрического моделирования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- грамотно действовать в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аварийных и чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях, оказывать первую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить анализ и расчет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линейных цепей переменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тока, анализ и расчет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нелинейными элементами; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагностических исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства для измерения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных физических величин; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦схемотехнического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования электронных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- применять принципы и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построения моделей, методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа, синтеза и оптимизации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при создании и исследовании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотехнических систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальные программные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства в процессе разработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и эксплуатации систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбирать вычислительные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства для проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и систем управления;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выполнять проекты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технического обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотехнических систем на базе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типовых средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- грамотно использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовые основы и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы, регламентирующие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методики обслуживания и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метрологическое обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинской техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить поверку приборов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексов различного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемно-ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных программных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современными программными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами подготовки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторско-технологической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципами и методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦моделирования, анализа, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦синтеза и оптимизации систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципами построения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерительных приборов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем с микропроцессорным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлением; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- типовыми пакетами прикладных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ, применяемых при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектировании аппаратов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов и систем медицинского¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- общими представлениями об ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессах обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинской техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современными аппаратными и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программными средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования и проектирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биотехнических систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами оценки надежности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦испытания на безопасность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания медицинской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами и средствами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки и оформления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической документации. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-16 ¦
¦ ¦ ¦ (400 ч) ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.5 ¦Учебная и производственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-11 - ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ОК-13 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ОК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-13 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-27 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-28 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-29 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-31 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-23 ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.6 ¦Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ОК-1 - ¦
¦ ¦аттестация, включая подготовку¦ ¦ ¦ОК-3 ¦
¦ ¦выпускной квалификационной ¦ ¦ ¦ОК-8 - ¦
¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ОК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-9 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-30 ¦
+----+------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+------------------------------+---------+-----------------+----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и организации внеаудиторной работы (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Учебный процесс должен предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20 процентов от общего объема аудиторных занятий. Лекционные занятия не могут составлять более 40 процентов общего объема аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать:
лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, химии, безопасности жизнедеятельности, метрологии, стандартизации и технических измерений, электротехники и электроники; узлов и элементов биотехнических систем, автоматизации обработки биомедицинской информации, биотехнических систем медицинского назначения;
практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, математики, физики, информационных технологий, инженерной и компьютерной графики, прикладной механики, экономики и организации производства; конструкционных и биоматериалов, электротехники и электроники; системного анализа, технических методов диагностических исследований и лечебных воздействий, узлов и элементов биотехнических систем, управления в биотехнических системах, автоматизации обработки биомедицинской информации;
лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
выступать с докладом на конференциях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
медико-биологическую лабораторию, содержащую муляжи, образцы препаратов, схемы для изучения устройства и функционирования биологических объектов, должна быть предусмотрена возможность демонстрации видеофильмов соответствующей тематики;
лабораторию по изучению электроники и микропроцессорной техники, включающую схемотехнические макеты, а также возможность изучения информационных технологий расчета, проектирования и конструирования образцов электронной техники, биомедицинских и экологических комплексов;
лабораторию элементов и узлов биомедицинской и экологической техники с возможностью обучения поиску неисправностей, приемов сервисного обслуживания, контроля работоспособности;
лабораторию по биомедицинской и экологической технике.
Состав оборудования каждой лаборатории формируется кафедрой, которая готовит бакалавров данного направления.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Время для доступа в Интернет с рабочих мест вуза для внеаудиторной работы должно составлять для каждого студента не менее двух часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения по соответствующей дисциплине.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru