Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 18.01.2010 № 56
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2010 № 16357)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 29.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 09.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 9 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. № 16357
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 января 2010 г. № 56

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 072700 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 18 января 2010 г. № 56

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 072700 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает совокупность средств, приемов, способов и методов создания новых стилевых решений коллекций моделей одежды, обуви, ювелирных и текстильных изделий.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются изделия, предметы, графические произведения (в области текстиля, трикотажа, обуви, головных уборов, ювелирных изделий, произведений рекламы) в их творческо-практическом аспекте.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектная;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
проектная деятельность:
разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и других параметров;
эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектирования;
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике профессиональной деятельности;
использование информационных технологий при разработке новых изделий;
научно-исследовательская деятельность:
анализ показателей качества объектов деятельности (костюм, текстиль, обувь, головные уборы, ювелирные изделия) с использованием стандартных методов и средств исследований;
разработка планов, программ и методик проведения исследований реальных и идеальных объектов в составе творческого коллектива;
представление результатов исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов исполнителей;
принятие конкретного художественно-технического решения при разработке изделий;
анализ технологического процесса как объекта авторского надзора;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;
разработка нового ассортимента изделий в составе авторского коллектива и составление необходимого комплекта технической документации;
использование нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации изделий.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-4);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-5);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-6);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-7);
владением одним из иностранных языков на уровне бытового общения, пониманием основной терминологии сферы своей профессиональной деятельности (ОК-8);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, знанием основ здорового образа жизни (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в общепрофессиональной деятельности:
применением методов теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ПК-2);
умением использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ПК-3);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-4);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-5);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ПК-6);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);
в проектной деятельности:
владением базовыми знаниями по профессии (ПК-8);
способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности (ПК-9);
способностью к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров (ПК-10);
способностью к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий (ПК-11);
способностью использовать современные и информационные технологии (ПК-12);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике профессиональной деятельности (ПК-13);
в научно-исследовательской деятельности:
готовностью спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-14);
готовностью представить результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-15);
в организационно-управленческой деятельности:
готовностью к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-16);
готовностью использовать элементы экономического анализа при организации и проведении практической деятельности на предприятии (ПК-17);
готовностью идти на умеренный риск (ПК-18);
готовностью обосновывать принятие конкретного художественно-технического решения при разработке изделий (ПК-19);
способностью понимать современные проблемы научно-технического развития отрасли (ПК-20);
способностью анализировать технологический процесс как объект авторского надзора (ПК-21);
способностью разрабатывать новый ассортимент изделий различного назначения, осуществлять контроль за их выработкой в производственных условиях в соответствии с авторскими образцами, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-22).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   ----T-------------------------------T---------T-----------------T---------¬

¦Код¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦Коды ¦
¦УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируе-¦
¦ООП¦ освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦мых ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦компетен-¦
¦ ¦ ¦<*> ¦программ, а также¦ций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и ¦ 45 - 55 ¦История ¦ОК-1 ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦Философия ¦ОК-2 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 22 - 28 ¦Иностранный язык ¦ОК-3 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦История мировой ¦ОК-5 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся ¦ ¦культуры и ¦ОК-7 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦искусства ¦ОК-8 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Русский язык и ¦ПК-2 ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦культура речи ¦ПК-3 ¦
¦ ¦исторического процесса, этапы ¦ ¦Экономическая ¦ПК-17 ¦
¦ ¦исторического развития ¦ ¦теория ¦ ¦
¦ ¦России, место и роль России в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦истории человечества и в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современном мире; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные разделы и направления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философии, методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философского анализа проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦единиц общего и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(для иностранного языка); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры человечества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типологию культур; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восточные и западные типы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культур; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуре; тенденции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современном мировом процессе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦генезис искусства; памятники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первобытной культуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусство древних ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций; искусство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средневековья; искусство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса, Барокко и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Классицизма; искусство второй ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦половины XIX - XX века; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировое искусство XX века; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современные тенденции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития искусства и его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусство Древней Руси; русское¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусство XVIII - XX веков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономической теории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы развития экономики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы регулирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических отношений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальную информацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировать и осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свою деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать литературу по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦истории мировой культуры и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать памятники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусства; применять ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурологическую и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусствоведческую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию и основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦категории искусства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять роль и место новых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и новейших течений в искусстве ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в развитии мировой культуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать знания истории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры и искусства в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современном художественном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчестве; составить деловые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы (заявление, резюме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, отчет); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнять анализ речевых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ошибок; работать со словарями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разных типов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать при решении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных задач базовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы макро- и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроэкономики. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранным языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимом для возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации из ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками письменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного изложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического анализа логики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различного рода рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами культурологических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусствоведческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований, методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования особенностей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторических стилей при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создании новых художественных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦произведений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза). ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.2¦Математический и ¦ 10 - 20 ¦Информационные ¦ОК-1 ¦
¦ ¦естественнонаучный цикл ¦ ¦технологии в ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 5 - 10 ¦искусстве костюма¦ПК-4 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦и текстиля ¦ПК-5 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Цветоведение ¦ПК-9 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ПК-12 ¦
¦ ¦стандартное программное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптические свойства красок; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специфику восприятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цвета, эмоциональное и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физиологическое воздействие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветов на человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спектральный состав излучения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦его связь с цветом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графических программ в своей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практике; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать в своей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практической деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности аддитивного и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субстративного синтеза цветов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать цветовую символику¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в творческом процессе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами статистики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками построения графической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦композиции на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронно-вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машине (ЭВМ); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами колорирования. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦135 - 145¦Рисунок ¦ОК-4 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 65 - 75 ¦Живопись ¦ОК-6 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ ¦Пластическая ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой ¦ ¦анатомия ¦ПК-3 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся должен:¦ ¦Общая композиция ¦ПК-7 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Архитектоника, ¦ПК-8 ¦
¦ ¦основные принципы ¦ ¦объемных структур¦ПК-9 ¦
¦ ¦конструктивного объемного ¦ ¦История дизайна ¦ПК-10 ¦
¦ ¦рисования; основные понятия ¦ ¦История моды и ¦ПК-11 ¦
¦ ¦перспективы; линейную ¦ ¦стиля ¦ПК-12 ¦
¦ ¦перспективу; виды рисунка и ¦ ¦Безопасность ¦ПК-13 ¦
¦ ¦наброска; методы изображения ¦ ¦жизнедеятельности¦ПК-14 ¦
¦ ¦головы и одетой и обнаженной ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦фигуры человека средствами и ¦ ¦ ¦ПК-16 ¦
¦ ¦техниками рисунка; рисунок ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦отдельных частей фигуры ¦ ¦ ¦ПК-18 ¦
¦ ¦человека; рисунок по памяти; ¦ ¦ ¦ПК-19 ¦
¦ ¦принципы графики растительных ¦ ¦ ¦ПК-20 ¦
¦ ¦форм и животных; материалы и ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
¦ ¦технику живописи; средства ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
¦ ¦художественной выразительности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в живописи; основы передачи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пространства в живописи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы и методы изображения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предметных форм в акварельной и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темперной (гуашевой) живописи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦натюрморта, фигуры и головы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека, растений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦драпировок; историю развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пластической анатомии; череп и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦скелет человека; мышцы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; пропорции и каноны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человеческого тела; возрастные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦половые различия строения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внешних форм; пластическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проявление анатомии человека в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статике и динамике; основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этапы становления и развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дизайна в мире и в России; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию и основную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблематику дизайна; авторские¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦концепции и ключевые фигуры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дизайна XX века; роль ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦художественных школ Европы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Америки в развитии теории и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практики дизайна; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные принципы композиции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закономерности построения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации художественной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формы (или правила, приемы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства композиции); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы зрительного восприятия и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формообразования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦закон гармоничных цветовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сочетаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логику формообразования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов природы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусственной среды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цикличность развития форм и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодичности их смен; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные свойства формы и их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проявления в материале (или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы взаимодействия формы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строения объемных структур; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦влияние географических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественно-политических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психологических факторов жизни ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества на формирование моды. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Влияние индустрии моды на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесс стилеобразования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему стиля; стилевые черты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменения стилевых черт в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦костюме; принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стилеобразования; классификацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и периодизацию стилей и модных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦течений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисовать голову, одетую и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обнаженную фигуру человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисовать отдельные части фигуры¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека, растительные формы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦животных; изображать в техниках¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦живописи натюрморт, голову и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фигуру человека, растения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦драпировки; применять знания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пластической анатомии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе художественного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества; уметь анализировать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу по истории дизайна, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять терминологию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные понятия дизайна, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оценивать с исторических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позиций новейшие веяния в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дизайнерской практике; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельно ставить и решать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи композиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦построений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практически прорабатывать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание таких понятий, как ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ритм, симметрия, асимметрия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропорция, масштабность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практически управлять процессом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветового синтеза на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аддитивного и субстративного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦смешения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выявлять структурные связи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать пластические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойства материалов для решения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦художественных задач на основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологического творчества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воплощать замысел в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объемно-пространственную форму ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на уровне макета; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распознавать основные вехи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стилей; использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фактический исторический ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материал для классификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стилей и модных течений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различать изменения стилевых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦черт в костюме; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами создания натурного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисунка и живописи; методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображения натурных объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по памяти, технологиями и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техниками рисунка и живописи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами дизайнерских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований, методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования основных понятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дизайна в дизайнерской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практике; приемами и средствами¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графической организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изобразительного образа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦художественными технологиями; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками построения композиций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различной степени сложности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практическими приемами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами по формированию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объемных структур; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками исследования свойств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов при создании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкретной формы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практическими навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изготовления изделия в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных техниках и из ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных материалов. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП). ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-9 ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.5¦Учебная и производственная ¦ 21 ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ОК-6 ¦
¦ ¦практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ПК-7 ¦
¦ ¦определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-21 ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦Б.6¦Итоговая государственная ¦ 18 ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-22 ¦
+---+-------------------------------+---------+-----------------+---------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+-----------------+----------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, развитию студенческого самоуправления, участию обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информационных технологий в искусстве костюма и текстиля, цветоведения, рисунка, живописи, пластической анатомии, общей композиции, архитектоники объемных структур, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу о достижениях отечественных и зарубежных стилистов;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей. При этом к преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные (в том числе спортивные) звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере).
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
технологические лаборатории в соответствии с профилем основной образовательной программы;
выставочные помещения;
подиум.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин не менее пяти часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru